Читаю новостные сводки из Интернета:

  • Количество верующих в Бога среди профессоров и научных работников значительно меньше, чем среди обычного населения. По мнению известного своими нестандартными взглядами профессора психологии Ричарда Линна из Ольстерского университета, это можно объяснить лишь тем, что ученые обладают более высоким уровнем интеллекта.
  • За последние 20 лет число католиков в Германии сократилось почти вдвое. Тенденция к прекращению членства в Церкви стала заметной в Германии уже более десятилетия назад.
  • 30 июня 2010г. в столице Литвы Вильнюсе прошла акция массового отказа от католичества. Молодые люди, участники акции, передали вильнюсскому епископу Арунасу Понишкайтису заявления, в которых указали мотивы такого решения. По их мнению, такой массовый отказ уменьшит в стране политическое влияние католической "партии" от РКЦ, "моральный и политический монополизм которой не имеет оснований и не должен продолжаться".
  • В Лютеранской церкви Дании решили, что ада нет, а рай будет обеспечен всем.
  • Исследователи в США отметили, что религиозные убеждения продолжают играть все меньшую роль в жизни американского общества. Так, по их данным, 30% церемоний бракосочетания и 27% похорон не сопровождаются религиозным обрядом.
  • Англия перестает быть христианской нацией, а Церковь Англии вполне может прекратить свое существование уже через поколение, предупреждает в своем интервью британской газете "Дейли Телеграф" один из старейших высших клириков страны епископ Ньюкасла Пол Ричардсон.
  • Резкое сокращение числа верующих в традиционно христианских странах Запада заставляет все чаще задумываться о дальнейшей судьбе пустеющих храмов.
  • Как заявил на встрече с афонскими монахами, прибывшими из Греции в Грузию с визитом, глава Грузинской православной церкви, его беспокоит атеизм. «Я вернулся на днях из Великобритании и там мне сказали, что в стране верующих всего 5%, остальные же живут вне церкви и без церкви, что весьма плачевно», считает Патриарх (февраль 2011г.).

Смею утверждать, что по мере роста образованности населения на нашей Планете количество верующих в Бога будет уменьшаться.

И во многом по причине того, что религиозные учения не движутся вместе с прогрессом земной цивилизации. Они безнадежно отстали.

Замечу, что я не против религий. Пусть каждый человек на Земле верует во что хочет. Если ему от этого хорошо, ну, и слава Богу. Только одно ограничение: не навреди другим людям.

Воинственность религий

Почему-то даже в наше время верующие разных конфессий настроены враждебно друг к другу. Не могу сказать этого о буддистах, синтоистах, конфуцианцах, джайнистах.

Но православные христиане до сих пор отстраняются от католиков.

Исламисты реально громят христиан в Пакистане и Африке. Христиане считают свою религию истинной, а ислам – вторичной. Исламисты считают свою религию истиной в последней инстанции.

Иудеи смотрят на христиан и исламистов как на заблудших. Индуисты и исламисты громят друг друга в Пакистане и Индии.

А что было в древности…

Известно, что Мухаммед с трудом насаждал новую религию. Пришлось воспользоваться военными действиями для завоевания Мекки. А крестовые походы христиан средневековья. А христианская инквизиция. А насаждение христианства огнем и мечом среди аборигенов в период завоевания европейцами Америки. Миллионы смертей. Никак это не вяжется с любовью к человеку и милосердием.

Единоженство, многоженство, многомужество

Религии (правда, не все) насаждают правила когда что можно есть, а когда поститься, сколько иметь жен. Ну, питание – это для малограмотных: действительно, в последние 40 лет процент ожиревшихзашкаливает. Правда, скорее от появившихся массово применяемых химических пищевых добавок. А малограмотные об этом не имеют понятия.

А относительно сексуальных отношений? Ну, не понимаю я, почему при одной вере должна быть одна жена, а при другой вере – много. Какой бог это определил? Ведь исламисты говорят: Бог един.

Ну, сможет мужчина содержать 10 женщин, так пусть и живет с ними, если это их устраивает.

Если женщина хочет иметь 10 мужчин и сможет их содержать, ну и пусть живут. Это что, разврат? Тогда как же геи и лесбиянки, браки которых уже стали официально регистрироваться в некоторых странах.

Вот, в горной Индии есть обычай брать одну жену на всех братьев. Скажем, восемь братьев от 6 лет до 36 лет берут себе одну-единственную жену и пользуются ею. Ну и пусть живут. Кому какое дело?

Вообще мораль верности одной женщине или одному мужчине появилась постепенно в христианских странах. А раньше, на протяжении тысячелетий такой установки у людей не было. Сексуальные отношения определялись местными обычаями. Такие отношения на основе обычаев еще сохранились у племен в джунглях Амазонии и индонезийских островов.

Убийство людей и животных

Человечество вступило в 21 век. Как говорят ученые, век сингулярности. К 2050 году произойдет взрыв в технологиях. Когда человек достигнет начала бессмертия.

Когда мы сможем заменять части человеческого тела как у компьютера или автомобиля. Появятся люди, наполовину состоящие из искусственных модулей.

А что на это скажут религии?

В них до сих пор заложены жертвоприношения (убийство баранов в исламизме, жертва агнца у христиан. Хотя ранее в жертву приносились люди).

Религии направляют людей на праведный бой с врагами. И ислам, и христианство разрешают убивать людей, если это враги и они напали на твою землю. Но эти установки были даны еще 1500-2000 лет назад! Когда из-за необразованности жизнь человека была такой же малоценной, как и жизнь барана. Это мышление глубоко сидит в умах большинства людей Планеты. Достаточно вспомнить о десятках миллионов убитых во 2-й мировой войне.

Только на стыке 20-го и 21-го веков гуманизм стал побеждать. И правители развитых стран стали задумываться как можно вести быструю войну без человеческих жертв. В первом десятилетии 21 века и уже в 2011г. военные НАТОпоказывают современные достижения военных технологий, когда можно побеждать без убийства людей (правда их мотивацию я не обсуждаю).

Религии безнадежно отстают.

Думаю, в 21 веке человек сможет называться Человеком только тогда, когда сознательно откажется убивать себе подобных. Убивать любых животных на Планете.

Потому, что живая природа на Земле уникальна. Спросите это у космонавтов.

Убийство человека и животных – наследие животного прошлого в истории человечества.

Давайте уходить от примитивных животных инстинктов.

Как чтут бога правители и бандиты

Умиляет, как вдруг в России после перестройки наши лидеры страны стали креститься и стоять часами на литургиях в важные церковные праздники. Но ведь по их глазам видно, что это не искренне. Что это обязаловка для них. Ну, не веруешь ты, так и не ходи в церковь. Это добавит тебе авторитета, как честному человеку с твердыми устоями.

Еще один смешной обычай, когда президенты и премьер-министры официально прилетают с визитом в зарубежные страны со своими женами.

Ну, президент, премьер – понятно: его выбирала страна.

А причем здесь сексуальная партнерша? В чем ее заслуги? Это как бы освящено религиозной моралью. Но сексуальной партнерше или сексуальному партнеру (если президент – женщина) представлять страну – это полная глупость.

Пусть они прилетают, но не светятся, выходят позже церемонии.

Абсолютно устаревшая традиция. Да и обидно за жителей страны, которые не выбирали этих сексуальных партнеров представлять страну на международной арене.

Про бандитов.

Бандиты знают, что нагрешили. И нагрешили по-крупному. Ну, может можно откупиться у бога? Вложу много отнятых денег в церковный приход. Батюшка помолится, я помолюсь. Душа успокоится. Дал денег – и церковь все тебе простит. Пойдем мочить дальше.

И на кладбище самые заметные надгробья за последние 20 лет – у бандитов.

Религии без бога

В целом в мире насчитывается от 84 религий (значимых) до нескольких тысяч. Пусть себе веруют, если не приносят неудобств другим жителям планеты.

Но не во всех религия присутствует Бог.

Нет бога в буддизме, джайнизме, конфуцианстве. И это, заметьте, самые миролюбивые религии.

Например, появившаяся в 6 веке до н.э. религия джайны (джайнизм) предписывает:

  • Не причинять вреда живому (Ахимса).
  • Быть искренним и благочестивым (Сатья).
  • Не красть (Астейя).
  • Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
  • Не стяжать (Апариграха).

Не находите аналогию с Новым и Старым заветом?

В 21 веке ведущей нацией мира станет Китай. И в этой стране ведущая религия – конфуцианство (изначально это учение не было религией).

Вот вам пример. Не нужно никакого бога, чтобы быть передовой нацией на планете.

Страны, живущие без бога

Китай, часть населения Индии, Монголия, страны с буддистской религией. Читатели смогут сами дополнить этот список.

Превращение религий в шоу

СМИ на днях сообщили: в госпитале города Путтапарти на юге Индии на 85-м году жизни скончался крупнейший индуистский гуру современности Сатья Саи Баба. Его считали духовным лидером Индии, очень популярным на Западе. На его сеансах любил присутствовать наш музыкальный гуру Б.Гребенщиков.

Вообще, на каналах TV юго-восточной Азии регулярно показывают передачи-медитации различных гуру. Это действительно завораживает и очищает душу. Но только тех, кто к этому расположен.

В развитых западных странах мира начали модернизировать церковные церемонии. Появилось новое музыкальное оформление. Священнослужители заводят сайты в интернете. Создают музыкальные группы.

Люди с патриархальными устоями уходят в мир иной. А как завлечь новые поколения?

В настоящее время в странах, где основной религий признана та или иная христианская конфессия, успешно сосуществуют как теологическая, так и материалистическая картины мира. После длительных ожесточенных споров христианство и наука, наконец, отделились друг от друга, разделив между собой определенные полномочия. Так, за наукой закрепилась функция изучения мира как материального объекта (потому современная наука преимущественно позитивная), а за церковью - психологическая поддержка людей. Но прежний конфликт между апологетами материалистической науки и христианством сглажен исключительно на социальном уровне, но никак не в умах людей. В результате современного человека буквально разрывает на части противоречие между научной и теологической картиной мира. Возможно, именно поэтому в христианских странах появляется большое количество людей, занимающих позицию "ни то - ни сё". Их обычно относят либо к агностикам, либо к истсистам (характеризуется позицией: "что-то такое сверхъестественное скорее всего есть, но с религиями это не связано". По данным соцопроса, о чём нас оповещае Википедия, 70% молодых москвичей являются сторонниками такого мировоззрения), либо к апатеистам (характеризуется позицией: "даже если что-то и есть, то мне до этого никакого дела нет, так как ответ на вопрос о существовании Высших Сил не несет практической пользы").

Человек уже с детства сталкивается с этим противоречием. В школе детей учат, что человек произошел от обезьяны, тогда как дома родители рассказывают историю об Адаме и Еве. При этом по мере взросления человек получает информацию об иных религиях с их картинами мира, в результате чего он чувствует растерянность и сомнения из-за обилия неувязок и противоречий.

Сама постановка вопроса "Есть ли Бог" влечет за собой массу других вопросов: "Один ли Бог или Богов много", "Вмешивается ли Бог/Боги в жизнь людей", "Вечен ли Бог/Боги" и др. Ответить на все эти вопросы объективно невозможно, так как разгадка лежит вне возможностей позитивной науки.

И все-таки, несмотря на то, что наука якобы коварно подтачивает веру людей в сверхъестественное, религиозное мышление по-прежнему актуально. Потому, даже разочаровавшись в христианстве, многие люди просто переходят в другие религии и/или увлекаются эзотерическими практиками.

Связано это с глобальными человеческими надеждами и страхами:

1. Страх, что человек - это не более чем коробка из мяса из костей, а значит, если перестанет функционировать эта коробка, то больше ничего не будет. Потому человек так стремится верить в бессмертие души и возможные перерождения.

2. Надежда на заступника, коим является Бог. Человек чувствует себя одиноким, беззащитным в этом мире и жаждет найти заступника, идеального отца (или мать) - доброго и справедливого.

3. Страх взятия ответственности за свою жизнь. Одно из проявлений его - лозунг "Все в руках Божьих". Вследствие этого страха в неудачах обвиняется Дьявол или иные персонифицированные силы зла, а во всех положительных событиях - промысел Бога.

4. Надежда на Божественное происхождение. Христианские и многие иные религиозные парадигмы выдвигают идею о том, что человек был создан Богом/Богами. А значит, в каждом из нас есть Божья частица. Это манит куда больше, чем эволюционная концепция Дарвина. Потому как человек хочет чувствовать себя чем-то большим, чем просто развитым животным, научившимся разговаривать, читать и писать.

При этом вера в чудо действительно часто помогает человеку жить, заставляя его бороться за счастье и, в конце концов, совершая эти самые чудеса - чаще всего, своими же руками. Также вера помогает людям не терять оптимизма даже в самых безвыходных ситуациях, потому как "Бог любит всех своих детей, а значит, и меня тоже. Он не оставит меня в беде", либо "Бог не посылает несчастья, он испытывает. Но при этом Он никогда не дает испытаний больше, чем человек может осилить". И пусть многочисленные примеры указывают на обратное, - далеко не все люди справляются с жизненными испытаниями, да и безвыходные беды случаются повсюду, - человеку, верящему в Божественное вмешательство, порой легче справиться со своими проблемами. Известны случаи, например, исцеления от тяжелых болезней после посещения Святых мест. Плацебо это либо истинное потустороннее вмешательство - вопрос недоказанный, но тем не менее, свою положительную миссию в таких случаях вера действительно выполняет.

Но в то же время религия, в частности, христианство, ставит верующего в жесткие границы и рамки, навязывая ему определенную картину мира и даже единственно правильный образец уклада жизни (вплоть до ограничений в еде и сексуальной жизни). Эти ограничения часто становятся причиной неврозов и прочих психических расстройств. Так как список грехов - это практически описание того, чем любой человек занимается почти ежедневно, то неизбежным становится непрекращающееся чувство вины и страх перед Божьим гневом.

Несмотря на то, что христианство "гниёт" уже несколько веков (по крайней мере, начиная с Нового времени) и у него много противников, оно по-прежнему является не только одной из мировых религий, но и единственной социально одобренной духовной позицией в христианских странах. Выраженный протест против церкви или каких-либо ее догм принято считать девиацией (отклонением от социальной нормы). Связано это с жесткими ограничениями христианского дискурса, согласно которому, человек, пытающийся оспорить столпы веры, объявляется безбожником, атеистом либо даже одержимым Дьяволом. Известен пример, как известного педагога Ш.Амонашвили отлучили от церкви за то, что тот в своих книгах, якобы, вольно трактует понятие души.

Христианские ценности активно поддерживает и массовая культура. Особенно это заметно в художественной литературе, где большинство положительных героев являются не только искренне верующими, но и воплощением христианских добродетелей.

Среди публичных лиц (политики, актеры и пр.) крайне модно рассказывать о том, как они соблюдают посты и ходят в церкви, так как таким способом эти люди пытаются вызывать к себе больше симпатии и доверия.

При этом, как и любой иной, христианский дискурс крайне ограничен, а потому не может дать ответы на все вопросы. Поэтому все больше людей пытаются выйти за границы этого дискурса, хотя, с точки зрения христианства, это и является грехом. Так, в настоящее время не порицается, если человек задействует в своей духовной жизни элементы из других религий - в том случае, если своей главной религией он все равно считает христианство и поддерживает христианские ценности и традиции. Множество людей, считающих себя христианами, ходят к гадалкам, приобретают статуэтки Хотея и меняют обстановку в квартире согласно принципам фен-шуй, при этом практикуют рейки и медитации на чакры. Некоторые из них относят себя к последователям Нью Эйдж - течения, предполагающего, кроме всего прочего, диалог культур в духовной жизни в рамках следования основной религии, принятой в данном обществе.

И несмотря на то, что представителями церкви осуждается такой подход, сочетание духовных наследий разных культур становится чуть ли не нормой. Возможно, это даже и есть единственная форма христианства, при которой оно вообще сможет оставаться жизнеспособным в эпоху глобализации. Потому как с одной стороны, вера в сверхъестественное настолько глубоко укоренилась в способе мышления человека, что практически неизбежно напрашивается вывод о том, что материализм останется существовать исключительно как научный метод и будет уступать религиозному мышлению в качестве мировоззрения, а с другой, современный человек практически неспособен жить в том узком дискурсе, который ему предлагает христианство. Но в то же время, христианство не должно меняться слишком радикально, так как многих людей именно аутентичность и архаика в нем привлекает, потому что это представляется панацеей от суетной повседневной жизни.

В том же время, мы видим, что в течение двух тысячелетий христианство уже менялось и менялось сильно. А значит, представляется возможной и его дальнейшая трансформация. Хотя, существуют гипотезы, что вследствие исламской экспансии на христианских территориях, христианство и вовсе сойдет на нет, уступив место более молодой и более бескомпромиссной мусульманской вере.

Какие из прогнозов окажутся более верными - покажет только время.

А как Вы думаете, какова будет дальнейшая судьба христианства?

Двадцатый век был веком грандиозных перемен. За какую-то сотню лет произошло больше событий, чем за предыдущие два тысячелетия. Этот век стал свидетелем двух мировых войн, а также стремительного роста, расцвета и падения коммунизма. Именно в двадцатом веке человечество повернулось спиной к Богу и с головой погрязло в материальных вещах. Каким же будет двадцать первый век? По мнению некоторых, научный прогресс доказал, что большинство религиозных верований - это не более чем предрассудки, неуместные в современном мире. Однако я утверждаю, что религия всегда была и будет уместна до тех пор, пока у людей есть душа и пока на земле не будет построен вечный мир.

Какова цель религии? Она заключается в том, чтобы построить идеальный мир Бога. Верующие проповедуют и распространяют свою веру, потому что хотят, чтобы под Божьим владычеством оказалось как можно больше людей. Если бы все люди жили под владычеством Бога, на земле царил бы мир без войн и границ. Вот почему конечной целью религий должен быть мир во всем мире.

Бог создал нашу землю, желая обрести любовь и мир. И если мы будем творить раскол, настаивая на том, что наша религия - это единственный путь к спасению, мы тем самым выступим против желания Бога. Бог хочет, чтобы каждый человек на земле трудился ради мира, согласия и совместного существования. Если кто-нибудь скажет мне, что из-за посещения церкви в его семье произошел раскол, я без колебаний посоветую ему поставить на первое место семью, ведь религия - это всего лишь средство для построения совершенного мира Бога; она не является самоцелью.

Судьба человека - свести воедино все точки зрения, настроенные друг против друга. Философия, которая будет направлять человечество в будущем, должна быть способна объединить любые религии и философии. Закончилось время, когда одна страна могла взять на себя лидирующую роль и возглавить человечество. Эпоха национализма также подошла к концу.

Если люди будут продолжать общаться друг с другом лишь в рамках отдельно взятой религии или расы, человечеству не избежать новых войн и конфликтов. Эпоха мира так и не настанет, пока мы не выйдем за рамки отдельных культур и традиций. Ни одна идеология, философия или религия, влиятельная в прош­лом, не сможет принести мир и единство человечеству, столь необходимые в будущем. Нам нужна новая идеология и философия, выходящая за рамки буддизма, христианства и ислама. Срывая голос до хрипоты, я всю жизнь призывал людей мыслить шире, выходя за рамки отдельных деноминаций и даже религий.

В нашем мире более двухсот стран, и каждая окружена границами. Они отделяют одну страну от другой, однако такое положение вещей не может длиться вечно. Преодолеть государственные границы под силу только религии. Однако религии, призванные объединять людей, вместо этого делят их на множество конфессий, которые неустанно воюют друг с другом. Мышление таких верующих, подстегиваемое эгоизмом, побуждает их ставить свою духовную группу или религию на первое место. Они в упор не замечают очевидного: наш мир изменился, и настала новая эпоха бескорыстия.

Нам будет нелегко разрушить стены между религиями, которые держались тысячелетиями, однако все они должны рухнуть, если мы желаем достичь мира на земле. Религии и деноминации должны прекратить бессмысленную войну друг с другом, найти общую основу в своих учениях и предложить конкретные пути достижения мира. В будущем для счастья всех людей одного материального благополучия будет недостаточно. Важно, чтобы конфликты между существующими религиями, культурами и расами разрешались с помощью межрелигиозного взаимопонимания и духовной гармонии.

В течение всей жизни я обращался к верующим разных религий со следующим призывом. Во-первых, уважать традиции других конфессий и делать все возможное для предотвращения конфликтов и раздоров между ними. Во-вторых, все религиозные сообщества должны сотрудничать друг с другом, служа миру. И, в-третьих, духовные лидеры всех религий должны трудиться сообща, чтобы найти возможность вместе выполнить нашу общую миссию и построить мир на земле.

Правый глаз существует ради левого, а левый - ради правого. Оба глаза нужны всему нашему телу. То же самое можно сказать и о любой другой части тела. Ничто не существует лишь ради себя. И религии существуют не ради себя, а ради любви и мира. Как только на земле воцарится мир, религии больше не будут нужны, ведь их главная цель - построить мир, в котором все люди будут жить в единстве, любви и гармонии. В этом и заключается Божья воля.

Очень непросто создать общество, в котором сердца всех людей самозабвенно стремятся к миру. Единственный способ достичь этого - постоянное образование.

Вот почему я посвящаю себя множеству проектов в сфере образования. Именно поэтому мы основали Школу искусств Сонхва еще до того, как наша Церковь смогла встать на ноги.

Школа - это святое место, где учат истине. Каковы самые важные истины, которым должны обучать в школе? Прежде всего, это познание Бога и умение видеть и чувствовать Его в окружающем мире. Во-вторых, это познание основы основ нашего существования и нашей ответственности, а также того, как мы можем выполнить ее ради блага мира. В-третьих, это осуществление цели нашей жизни и создание идеального мира, в котором мы могли бы жить. Все это можно понять и постичь лишь в том случае, если нас этому научат, вкладывая всю искренность и посвященность в течение длительного времени.

Современное образование сфокусировано прежде всего на том, чтобы создать общество по принципу «победителей не судят». В таком обществе тот, кто быстрее пришел к финишу, получает и монополию на счастье. Нельзя этому учить детей. Мы должны научить их создавать мир, в котором все человечество будет вместе жить и процветать.

Философии и методы воспитания, которыми мы руководст­вовались до сих пор, необходимо поменять на те, что способствуют продвижению человечества к единым целям. Если образование в Соединенных Штатах будет направлено лишь на благо США, а образование в Великобритании - на благо самой Великобритании, в будущем человечество не ждет ничего хорошего.

Педагоги должны не воспитывать в людях эгоизм, а прививать им мудрость, необходимую для решения миллиардов проблем в современном обществе.

Роль духовных наставников еще более важна. Им не нужно вдалбливать народу сложные и запутанные теории и учить превосходству своей религии над другими. Вместо этого они должны прививать людям мудрость, которая поможет им полюбить все человечество и построить мир на земле. Они должны учить людей бескорыстию. Не стоит ждать в будущем счастья для всех людей, если педагоги и духовные наставники не научат наших потомков принципам мира. Ведь все люди - братья и сестры, а человечество - одна большая семья.

Самая главная мудрость, необходимая человечеству, - это познание сердца Бога и Его идеала. Поэтому роль религии до сих пор важна, особенно в XXI веке, когда науки и технологии, судя по всему, вот-вот заменят религию в объяснении принципов мироустройства.

Все религии мира должны понять, в каком направлении движется человечество, и немедленно прекратить любые распри на всех уровнях. Они не должны воевать между собой, отстаивая свою собственную честь. Религиям нужно объединить мудрость и усилия и усердно потрудиться ради построения идеального мира. Им нужно забыть о прошлых конфликтах, пропитанных ненавистью, и выработать мирные решения проблем.

Сколько бы мы ни вкладывались в дело построения мира, нам все еще предстоит сделать очень и очень много. Верующие, чья миссия - привести человечество к идеальному миру, не должны ни на миг забывать о том, что их единственная миссия и задача - быть апостолами мира.

Еще недавно над йога-практиками тихонько посмеивались, а вегетарианцев днем с огнем было не сыскать. Сегодня это открыто практикуют звезды, политики, олигархи, it-girls и вы с подругами. Мы выбрали самые влиятельные системы, образы жизни и учения, которые можно называть новыми религиями.

Йога. В индуизме йога – это совокупность физических и психических практик, помогающих достичь мокши, или освобождения от перевоплощений. Знаменитости и все прочие, кто сегодня не выходит из дома без коврика для йоги, вряд ли ставят такие высокие цели, но контакт с телом йога действительно восстанавливает.

Неоадвайта и Веданта. Учение о недвойственности – одна из шести основных философских школ индуизма. Святой Рамана Махарши так сформулировал ее суть: «Мир иллюзорен. Брахман (безличная первопричина мира) реален. Брахман и есть этот мир». Последователи неоадвайты склонны делать акцент на первой части – мир иллюзорен, никакого «Я» нет, зачем тогда работать? В результате получилась элегантная форма эскапизма для яппи, которые по разным причинам не смогли уволиться и уехать в Гоа, поэтому вынуждены зимовать в снегах. На работе они не убиваются, мягко сваливают свои обязанности на коллег и всегда сохраняют отличное настроение.

Хо’опонопоно. Эта гавайская практика стала известна благодаря Джо Витале, одному из авторов бестселлера «Секрет»: он написал о хо’опонопоно другую книгу – «Жизнь без ограничений». Суть в том, что вы несете 100%-ную ответственность за все, что происходит в вашей жизни, – от личных проблем и болезней близких до мирового финансового кризиса. Начав применять специальные инструменты очищения, вы можете изменить не только себя, но и мир.

Фотография Getty Images

Зеленые. Вегетарианство, фру­торианство, веганство, фермерская еда, экопоселения, роды в воду, одежда из натуральных материалов, экологически чистые косметика и бытовая химия – призыв Руссо «Назад к природе!» никогда еще не понимался столь буквально. Многие – например, Гвинет Пэлтроу с ее постоянным детоксом и веган Алисия Сильверстоун, – следуют эко-lifestyle с фанатизмом. Экологи, защищающие природу от человека, – тоже агрессивные адепты этой религии. Они делают хорошее дело, но в их картине видения мира человек – не вершина мироздания, а вредоносный организм, что противоречит трем основным религиям: христианству, исламу и буддизму.

Неошаманизм. Современные шаманы не носят одежду из перьев, а имеют Ph.D. по антропологии или психологии и консультируют крупные корпорации. Среди тех, кто перевел представления о шаманизме на новый уровень, – антрополог Майкл Харнер, создатель процессуальной психологии Арнольд Минделл и медицинский антрополог Альберто Виллолдо. Главная идея неошаманизма – любой человек может научиться контактировать с миром духов, чтобы раскрыть свой потенциал.

Тибетский (тантрический) буддизм. Эта система предлагает очень мощные и быстрые практики работы с собственной психикой. Американские нейробиологи, изучавшие мозг тибетских лам при помощи томографа, обнаружили, что у них практически замерли зоны мозга, ответственные за страх и тревогу, а зоны счастья и сострадания в несколько раз активнее, чем у обычных людей. Адепты тибетского буддизма – отец Умы Турман Боб Турман и актер Ричард Гир.

Каббала. Тайная мистическая практика в иудаизме, к которой раньше могли приобщиться только женатые мужчины старше 40 лет, много лет изучавшие Тору. С легкой руки раввинов Михаэля Лайтмана и Филиппа Берга с сыновьями каббала стала доступна всем желающим, от Мадонны и Эштона Катчера до простых русских олигархов. От последователей этой новой каббалы не требуется читать Тору, менять вероис­поведание или отказываться от своих привычек. Требуется лишь осознать и применять духовные принципы каббалы в повседневной жизни. Например – получая деньги, делиться, заниматься благотворительностью, усмирять эго. Девиз Центра каббалы в Москве – «Познавай. Изменяйся. Соединяйся».

Холистическая медицина. Холистический – значит «целостный». Холистическая медицина (в нее входят натуропатия, гомеопатия, аюрведа, акупунктура и пр.) воспринимает тело как единую систему, делая ак­цент на профилактику, а не на лечение, а также на то, что исцелять надо в первую очередь голову, а не тело.

Landmark и другие тренинги личностного роста для многих тоже стали религией. Обычно тренинг ведет весьма харизматичный гуру, за три дня гарантирующий полную «трансформацию». Тот, кто к этому готов, действительно получает ресурс для изменений в жизни, но у многих после тренингов подъем сменяется глубокой депрессией.

Фотография Getty Images

Рейки. В переводе с японского «рейки» означает «космическая энергия», и тот, кто практикует рейки, подключается к ней с помощью специального обряда. Основал эту систему целительства и духовного развития японский доктор Микао Усуи. Есть множество других техник управления различными энергиями (женскими, мужскими, родовыми и т.п.). Некоторые взяты из шаманизма, буддизма и боевых искусств. Другие – чистой воды маркетинг.

Расширение сознания. В 60-е годы прошлого века антрополог Тимоти Лири экспериментировал с ЛСД. Позже экспериментаторы перешли на легальные галлюциногены – холотропное дыхание, ребефинг. Они помогают выйти за пределы эго, увидеть мир не со своей точки зрения.

Дауншифтинг и Глобтроттинг. Два явления, изменившие наши представления о том, как можно обходиться­ со своим временем, деньгами и планами на будущее. Но если даун­шифтеры отказываются от корпоративного, хорошо оплачиваемого рабства в пользу медитации на тайском пляже, то глобтроттеры совмещают передвижения по свету с активной работой или творческой деятельностью. И тем и другим не нужно почти ничего, кроме кредитки и планшетника, и те и другие выглядят вызывающе свободными. Возможно, это то, что всех нас ждет в свете надвигающегося мирового кризиса.

Фотография Getty Images

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Религия и XXI век

идеология общество религия

Для того чтобы уяснить роль и место религии в современном обществе на фоне глобализации, а уж тем более определить наиболее рациональный вид сосуществования религии и государства, полезно рассмотреть некоторые тезисы, определяющие общемировое, историческое статус-кво.

Тезис первый. XXI век - век уникального развития культуры, человечества. Любое время по-своему уникально, но совокупность того, что происходит сегодня впервые, практически не оставляет нам шансов только смотреть в прошлое или в прошлом найти хотя бы что-то, похожее на рецепты взаимного сосуществования. Опыт прошлого чрезвычайно важен и нужен, но этот опыт сам по себе не может нам указать на то, как нам жить сегодня. И люди, и страны, и религии сегодня находятся в ситуации, в которой они не находились никогда. Это нужно совершенно четко осознавать. Эта ситуация усугубляется, с одной стороны, теми совершенно непривычными для человечества скоростями, с которыми развиваются технологии, в том числе информационные. XXI век уже по праву назван веком ненормативного развития культуры, когда сосуществуют разные социальные тенденции, еще недавно считавшиеся альтернативными. Все это ставит нас действительно в очень непростую ситуацию.

Что касается религии, то здесь я бы позволил себе вспомнить такой феномен, который есть в химии полимеров: «хрупкие объекты». Это вещества, которые при минимальном воздействии на них могут существенно менять и свою структуру, и ситуацию вокруг. Религия, безусловно, относится к таким хрупким объектам, которые в принципе требуют чрезвычайно бережного отношения, а в наше время - тем более.

Тезис второй. Сегодня по-прежнему популярно представление о том, что религия - это частное дело. С одной стороны, об этом много сказано, с другой стороны, постоянная популярность этого тезиса вынуждает вновь к этому вернуться, пусть и кратко.

На самом деле тезис о религии как о частном деле - это, конечно, тезис, доставшийся нам в наследство от эпохи просвещения. В экспертном, академическом сообществе проект просвещения закрыт как неуспешный, но какие-то его пережитки вошли в ткань общества. Здесь два измерения - личностное и общественное.

Что касается личностного, то полезно вспомнить Питирима Сорокина, его тезис о том, что современный человек по воскресениям верит в Бога, а в остальные дни - в фондовую биржу. Питирим Сорокин очень четко указал на некую нецелостность, разорванность сознания, которая и есть следствие восприятия того, что религия - это частное дело. То есть у меня есть много ролей, много интересов. Один из них - это религиозный интерес. Он живет в воскресном уголочке моей жизни и с другими никак не связан.

Общественное измерение этого тезиса предполагает, что вы, конечно, можете верить во что угодно или не верить ни во что, но проявление вашей веры ограничено проявлением вашего личного пространства, которое никак не соприкасается с обществом. Как только вы выходите в общество, вы забываете, что вы христианин, мусульманин, иудей, буддист и так далее. Вы должны понимать, что вы, прежде всего, гражданин, член общества и так далее. Так ли это? Почему это заслуживает внимания и обсуждения? Потому что это вступает в противоречие с самоидентичностью любого нормально развивающегося религиозного человека.

С одной стороны, религия не просто частное, не просто персонально-личностное, но и интимное, может быть, самое интимное из всего того, что дано человеку в опыте. С другой стороны, религиозные чувства и религия как феномен никогда в истории человечества не были только частным делом и быть не могли, потому что, говоря языком философов, религиозная идентичность - это предельная идентичность, определяющая отношение к тому, что такое добро и зло. То, как каждый решает для себя вопрос добра и зла, то есть вопрос религиозности или безрелигиозности, определяет все остальные роли, которые человек играет в обществе.

Поэтому, как сейчас принято говорить, по определению религиозная идентичность не может быть только частным делом. Если я говорю, что я, например, как христианин против абортов, но, понимая, что в обществе такая сложная ситуация, что у всех разные точки зрения, я готов поддержать существование этого права, то я просто плохой христианин. На этом нужно поставить точку, не нужно закрываться красивыми фразами о понимании многообразия и сложностей этого мира.

Тезис третий. ХХ век - это век крушения идеологий. Идеологий по большинству нерелигиозных, антирелигиозных, а на самом деле псевдорелигиозных. Когда это крушение стало очевидным, на излете слома последних идеологических систем возникло чувство некоторой эйфории: всем казалось, что в прошлое уходит ужасное, неприемлемое, а XXI век станет более предсказуемым, более спокойным, более прогнозируемым. Конец ХХ - начало XXI века показали, что это не так, что мы не стали жить спокойнее, жизнь не стала более стабильной с точки зрения международных отношений.

При этом обращение к религиям как к источникам возможной стабильности оказалось совершенно естественным. Это нельзя не замечать. Припоминается знаменитая статья Хантингтона про столкновение цивилизаций, где предлагались к рассмотрению возможные конфликты и прогнозировались различные конфликты по линии религиозных разломов, говорилось, что XXI век станет веком межрелигиозных конфликтов. На самом деле несмотря на то что к этому, безусловно, стоит относиться со вниманием, мы понимаем, что опыт межрелигиозного сосуществования таков, что представители религий всегда так или иначе договорятся друг с другом. А линии разломов скорее проходят по отношениям религиозного сознания с одной стороны и нерелигиозного или агрессивно антирелигиозного с другой.

Казалось бы, относительно безопасный тезис о том, что пусть каждый верит в то, во что он хочет и как он хочет, с неизбежностью (и мы это видим) влечет за собой две вещи. Первая - это отрицание абсолютных критериев нравственности. Вторая - навязывание определенных взглядов людям, которые принципиально не хотят принимать эти взгляды.

Есть люди, которые считают, что брак - это не обязательно союз мужчины и женщины. Пусть так считают, хорошо. Но что получается следствием этого? Давайте начнем в школах объяснять нашим детям, что есть люди, которые так считают, это нормально, в этом ничего страшного. Следующий шаг: а почему этот мальчик сказал, что это ненормально? Может быть, что-то неладное с этим мальчиком или с этим взрослым человеком, который позволяет себе это говорить?

Казалось бы, совершенно невинные и безопасные вещи, естественным образом развиваясь, приводят к господству нового тоталитаризма, приводят к новому критерию нелояльности человека по отношению к обществу. Этот критерий оказывается связанным с представлением человека об абсолютном добре и зле.

Последний четвертый тезис очень важный, поскольку касается взаимоотношений религии и науки. Есть две основные точки зрения на эти взаимоотношения. Согласно первой, религия и наука - противоборствующие стороны. По второй, религия и наука вообще никак не соприкасаются, существуя в разных измерениях. Галилей, который, безусловно, является одним из отцов-основателей современной науки, совершенно четко показал демаркационную линию, сказав, что Библия говорит нам о том, как взойти на небо, но не о том, как оно устроено. Никакого конфликта с научным представлением о том, как оно устроено, нет.

Поэтому, скорее всего, религия и наука - это два способа познания мира. Просто они отвечают на разные вопросы. Наука отвечает на вопросы «как?» и «почему?». Религия отвечает на вопрос «для чего?». Поэтому между ними просто не может быть конфликта. Если наука пытается ответить на вопрос «для чего?», она превышает пределы своей компетенции. Мы это знаем по такому явлению, как сайентизм. Если религия пытается ответить на сугубо научные вопросы, то она тоже выходит за рамки своих компетенций. Это и есть те примеры, которые неверно трактуются как содержательная борьба религии и науки.

Взаимодействие и должно заключаться в понимании того, что при всем глубочайшем уважении к научному поиску, к научному познанию, даже если наука когда-нибудь сможет бесспорно ответить на вопрос, как на земле появилась жизнь, она никогда не ответит на вопрос: а для чего она появилась? Для этого нам нужна религия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка роли, возможности и перспективы религии в современном обществе. История возникновения и эволюции религии, ее место и роль в духовном опыте человека и цивилизации, определение основных функций в обществе, ее необходимость в современном мире.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Сущность и история возникновения религии, ее взаимосвязь с проблемами социальной экологии. Особенности религий разных эпох. Специфика политеизма и монотеизма, их отличительные черты. Роль религии в жизни человечества, ее влияние на здоровье людей.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Иудаизм как одна из мировых религий, ее отличительные черты, история становления и распространения, место и роль в современном обществе. Источники изучения древнееврейской религии. Политические и социальные перемены, повлиявшие на становление иудаизма.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Теоретические подходы к пониманию религии как социального феномена: виды, функции, специфические характеристики в работах философов и социологов. Место и роль религии в современном обществе, взаимосвязь с политикой, влияние на семью и семейные отношения.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2014

    Религия в постиндустриальном обществе. Религиозное сознание в обществе потребления. Культурный контекст постиндустриального общества. Изменение роли и формы религии в эпоху постмодернизма и глобализации. Трансформация религии в современном обществе.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2010

    Культура и религия: функции, формы существования, взаимосвязь. Религия как призыв к осмысленной жизни, компоненты в ее структуре. Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека. Современные аспекты культуры в современном обществе.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Индуизм как основная религия современной Индии, история и предпосылки формирования и развития ее основополагающих догм и идеологии. Описание главных божеств. Значение религии в общественно-политической сфере государства, деятельность Махатмы Ганди.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Понятие и история развития ислама как монотеистической мировой религии, факторы ее зарождения и распространенность в современном обществе. Течения внутри ислама, их отличительные особенности. Внутреннее убранство мечетей, их роль в исламской традиции.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Понятие, структура и социальные функции религии. Сакрализация и секуляризация – ведущие процессы современной религиозной жизни. Понятия святости и божественности. Проблемы религии в современном мире. Соотношение веротерпимости, свободы совести и религии.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Возможности и перспективы религии, несостоятельность односторонних прогнозов относительно ее судеб. Решающее воздействие политики и науки на мировосприятие и роль религии в обществе, разрушение традиционных установлений и открытие новых возможностей.