И управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости использования путей эвакуации. Оповещение о пожаре и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

Подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

Трансляцией текстов о необходимости эвакуации при пожаре, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

Трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс при пожаре;

Размещением эвакуационных знаков безопасности (далее - указателей) на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности;

Включением эвакуационного освещения;

Дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

Связью поста-диспетчерской с зонами оповещения.

Оповещение о пожаре должно проектироваться с целью реализации планов эвакуации. При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

Оповещение о пожаре должно включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой сигнализации о пожаре или . Допускается использовать в оповещении дистанционное и местное включение, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения, а также автоматической сигнализацией. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения о пожаре, время начала оповещения в отдельных зонах определяются исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости. При этом оповещатели должны подключаться к сети без разъемных устройств.

В зависимости от способа оповещения о пожаре, деления здания на зоны оповещения и других характеристик предусматривается пять типов систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях.

1ый предусматривает:

2й предусматривает:

Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.).

3й предусматривает:

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

4й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

Зонное оповещение (разделение помещений, строений на зоны пожарного оповещения).

Зонное оповещение с обратной связью зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

5й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”);

Своевременное извещение людей, находящихся в здании, о возникшем пожаре является важнейшим фактором обеспечения их быстрой и безопасной эвакуации. Бесспорным основанием для начала эвакуации служит обнаружение первых признаков возгорания автоматическими пожарными системами или людьми, находящимися вблизи места ЧП.

Активизация системы оповещения может проходить вручную или автоматически, в зависимости от технической оснащенности здания, а также надежности и исправности установленных систем. Время задержки начала оповещения рассчитывается исходя из расчета времени наступления критически опасных событий, сопутствующих пожару. Система оповещения может транслировать как заранее подготовленные, так и передаваемые оператором сообщения; в отсутствии тревожных сообщений возможна трансляция специальных звуков (сирена, музыка и т.д.), а также речевых сообщений общего характера. В западной литературе такого рода системы получили название Public Address System.

Типы систем оповещения

В зависимости от функциональности и способа оповещения о возникшем пожаре все СОУЭ подразделятся на 5 типов, информацию о которых вы можете найти в таблице, приведенной ниже.

Характеристика функциональности систем оповещения и управления эвакуацией Наличие приведенных характеристик у СОУЭ данного типа
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения о возникшем пожаре:
Звуковой (тонированный сигнал, сирена и др.)
Речевой (подготовленные и текущие тексты)
Световой:
а) мигающие световые указатели
б) перманентные указатели "Выход"
в) перманентные указатели направления эвакуации
г) динамические указатели направления эвакуации
2. Выделение отдельных зон пожарного оповещения
3. Возможность обратной связи зон эвакуации с постом диспетчерской
4. Реализация нескольких путей эвакуации из каждой контролируемой зоны
5. Возможность координированияиз единого пожарного поста всех систем здания, задействованных в обеспечении пожарной безопасности
  • СОУЭ 1-го типа

    обеспечивают наименьший уровень защиты. Их использование оправдано в зданиях, не предназначенных для постоянного пребывания людей.

  • СОУЭ 2-го типа

    отличаются от СОУЭ 1-го типа несколько большим функционалом, в частности лучшим информирование о возможных путях эвакуации. Пожарные извещатели допускают программирование логики событий.

  • СОУЭ 3-го типа

    допускают передачу уже не тонового сигнала, а заранее подготовленных сообщений. В отсутствии таковых транслируется информация общего назначения или музыка. Также, по сравнению с СОУЭ предыдущих типов, стоит выделить наличие возможности обратной связи, возможность выделения отдельных зон пожаротушения.

  • СОУЭ 4-го типа

    допускают реализацию нескольких путей эвакуации из каждой контролируемой зоны, соответственно возможно наличие большего количества указателей, в том числе динамических. Обратная связь с диспетчерским постом и выделение отдельных зон пожаротушения наличествуют в обязательном порядке.

  • СОУЭ 5-го типа

    обеспечивает наибольшую защиту объекта. Высочайшая скорость реакции достигается благодаря объединению всех систем пожаротушения здания в единое целое и управлению ими из единого координационного центра.

Состав системы оповещения

  • Приборы управления и оповещения

    предназначены для управления всей системой, сбора и последующей обработки поступающей информации. Устанавливаются в помещениях, оборудованных для работы дежурного персонала.

  • Оповещатели

    служат для передачи во время пожара информации людям находящимся в здании, подразделяются на следующие типы

    • Оповещатели звуковые передают информацию в виде сирены. Возможна реализация задержки срабатывания, которая рассчитывается на основе факторов, ведущих к созданию критических ситуаций при протекании пожара

      Оповещатели световые представляют собой информационные табло, указывающие пути. Возможно как статическое, так и динамическое исполнение. В последнем случае информация, поступающая на табло, меняется в зависимости от условий протекания пожара.

      Оповещатели речевые служат для передачи тревожных сообщений при пожаре. В отсутствие таковых возможна трансляция музыки или информации общего характера.

История возникновения систем оповещения

Первые системы оповещения о возникшем пожаре возникли еще в античном Риме. В ту пору они представляли гонг, извещавший находившихся в здании людей о возникновении очага возгорания. Надежность такого рода оповещения оставляла желать лучшего, в подавляющем большинстве случае эвакуация при пожаре проставляла собой лишь хаотическое бегство.

Следующим витком развития СОУЭ стало появление информационных табличек. Впервые ими был оборудован Национальный театр в Франции еще в XVIвеке. Такой шаг был предпринят после реставрации оного после пожара, в котором погибло больше сотни парижан, запутавшихся в непростых коммуникациях здания.

СОУЭ современного типа появились на стыке XIX и XX века. Резкий скачок в их развитии был обусловлен распространением электрических приборов. Первый прототип современных систем пожарного оповещения и эвакуации людей был установлен в 1901 году в Национальном банке Российской империи. При обнаружении первых признаков возгорания включалась сирена, загорались простейшие информационные табло. Уже тогда было предусмотрено разбиение всего здания на отдельные сектора, каждый из которых имел несколько путей эвакуации людей и материальных ценностей.

Оповещение о пожаре имеет огромное значение непосредственно в эвакуации людей в случае возникновения возгораний и является неотъемлемой частью всей системы пожарной безопасности здания и согласно СП 3.13130.2009. "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" являются обязательными к установке.

Системы оповещения согласно СП 3.13130.2009 подразделяются на 1, 2, 3, 4 и 5 типы и выбираются согласно назначения помещений либо зданий.

В данной таблице № 1 из СП 3.13130.2009 приведены типы СОУЭ в зависимости от которых выбирается необходимое для установки оборудование

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)
Речевой (передача специальных текстов)
Световой:
а) световые мигающие указатели;
б) световые оповещатели «Выход»;
в) статические указатели направления движения;
г) динамические указатели движения.

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания:

1. + требуется; * допускается; - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.

В данной таблице №2 из СП 3.13130.2009 приведено: Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения.

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Примечания

1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м2)

До 800
800-1000
1000-2500
более 2500

1
2
6
более 6

Помещения площадью более 200 м2, размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м2)

До 300
300 и более

3. Предприятия общественного питания (вместимость, чел)

Размещаемые в подвале (цоколе)

До 50
До 50
50-200
200-1000
более 1000
-

2
более 2

4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел)

До 20
20 и более

Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны

5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека м2)
Торговые залы

До 500
500-3500

более 3500 без ествественного освещения

Торговые залы площадью более 100 м2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны

6. Дошкольные учреждения (число мест)
Специальные детские учреждения

До 100
100-150
151-350
-

1
2
3
-

В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала) общей вместимостью более 50 чел. Они выделяются в самостоятельные зоны оповещения.
В школе сначала оповещается персонал, затем учащиеся.

7. Школы и учебные корпуса школ – интернатов (число мест в здании, чел)
Специальные школы и школы-интернаты
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании)

До 270
270-350
351-1600
более 1600

до 100
101-200
более 200

1
2
3
более 3

8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений

До 4
4-9
более 9

Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):
круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)
сезонного действия:
а) закрытые

б) открытые

До 300
300-800
более 800

До 600
600 и более
до 800
800 и более
до 400
400-600
более 600

1
1
1
1
2
3
более 3

10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест)

До 200
200-1000
более 1000

3
более 3

11. Лечебные учреждения (число койко-мест):
психиатрические больницы
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел)

До 60
60 и более

до 90
90 и более

Помещения лечебных амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

12. Санатории, учреждения отдыха и туризма при наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения

До 10
10 и более

13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия
летние IV-V степени огнестойкости

14. Библиотеки и архивы:
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел)
хранилища
(книгохранилища)

15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания

16. Музеи и выставки (число посетителей)

До 500
500-1000
более 1000

3
более 3

17. Вокзалы

1
более 1

18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел)

До 50
Более 50

До 3
3-9
более 9

19. Жилые здания:
секционного типа

коридорного типа

До 10
10-25
до 10
10-25

20. Производственные здания и сооружения (категория здания)
Территории объектов по взрыво-пожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.д.)

А, Б, В, Г, Д
А, Б
В
Г, Д

1
2-6
2-8
2-10

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.

Системы оповещения по видам:

  • Согласно условиям и функциям - от трансляции по зонам фоновой музыки или экстренных сообщений до отсылки сообщений на сотовый телефон.
  • Согласно степени взаимодействия с другими системами безопасности здания - автономный комплекс или часть более сложной системы.
  • Различаются по максимальному количеству зон оповещения, по гибкости программирования логики событий, по возможности компьютерного управления системой оповещения и др.
  • Согласно составу и принципу работы - централизованные и локальные.

Способы оповещения в зависимости от типа системы:

  • СОУЭ 1-го типа : обязательно использование звуковых оповещателей (сирены), допускается использование световых мигающих указателей (стробоскопы) и статические указатели «Выход» (табло)
  • СОУЭ 2-го типа : обязательно использование звуковых оповещателей (сирены) и статических указателей «Выход» (табло), дополнительно допускается использовать световые мигающие указатели (стробоскопы) и статические указатели направления движения (табло со стрелкой).
  • СОУЭ 3-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов и статических указателей «Выход». Дополнительно допускается использовать звуковые оповещатели (сирены), световые мигающие указатели (стробоскопы), статические указатели направления движения. Для 3-го типа СОУЭ возможно разделение здания на несколько зон пожарного оповещения и организация обратной связи с пожарным постом из зоны оповещения.
  • СОУЭ 4-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов, статических указателей «Выход», статических указателей направления движения. Обязательно разделение здания на зоны оповещения и организация обратной связи из зон с пожарным постом. Дополнительно допускается использование звуковых оповещателей (сирен), световых мигающих указателей (стробоскопов), динамических указателей направления движения. Также допускается реализация нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны оповещения (при использовании динамических указателей направления движения).
  • СОУЭ 5-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов, статических указателей «Выход», динамических указателей направления движения. Также обязательно разделения здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон с пожарным постом, реализация нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения. При реализации СОУЭ 5-го типа обязательно координированное управление из одного пожарного поста всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Простейшими типами оповещения являются 1 и 2 тип. В основном они заключаются в подаче тонированного звукового сигнала (сирены) в помещения здания. Сирены не превышают 110 Дб. звукового давления и отличаются тональностью от всех других звуков в проектируемом здании или сооружении.

3, 4 и 5 типы оповещения являются речевыми типами оповещения. В случае чрезвычайной ситуации в зоны и помещения объекта подается речевые текстовые сообщения о ситуации и предлагаются меры по действиям в связи со сложившейся ситуацией.


Выбор типов речевого оповещения определяется во время проведения проектных работ. В мирное время через систему оповещения возможно транслировать музыкальные передачи и программы, а так же делать объявления для сотрудников или посетителей.

Современное оповещение о пожаре имеет возможность выполнять не только трансляцию экстренных сообщений, но и даже отправлять сообщения о тревоге прямо на сотовый телефон. Система оповещения о пожаре может быть автономной, либо частью сложной системы. Также они различаются в зависимости от количества оповещаемых зон, программирования последовательности событий, возможности компьютерного управления и т.д.

Но системы оповещения о пожаре имеют и общие элементы:


  • блок коммутации сигналов;
  • звукоусиливающее оборудование;
  • источники сигнала – микрофон, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель или магнитофон;
  • громкоговорители: рупорные, настенные, потолочные.

В зависимости от состава и принципов функционирования оповещение о пожаре бывают централизованными и локальными.

Локальное оповещение о пожаре – это система модулей, в которую поступают тревожные сигналы от внешних датчиков. Затем эти сигналы, в виде ранее приготовленных текстовых сообщений, транслируются в определенном количестве помещений. Такие системы оповещения о пожаре состоят главным образом из речевого процессора, усилителя звука и громкоговорителя, не имеющих централизованного управления. Однако, локальное оповещение о пожаре имеет свои минусы. Один из них – невозможность оперативного управления эвакуацией, к примеру, с микрофонной консоли, что бывает необходимым в нестандартных или быстро изменяющихся ситуациях.

Централизованное оповещение о пожаре имеет центральный блок управления, что дает ей возможность работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Оповещение о пожаре может иметь несколько источников сигнала, а разбивка здания на отдельные зоны производится в соответствии его архитектурного и функционального типа.

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.

Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173
"Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности"

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376) и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608) приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2009 г. прилагаемый свод правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности".

С.К. Шойгу

Свод правил СП 3.13130.2009
"Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
(утв. и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173)

Systems of fire protection. System of annunciation and management of human evacuation at fire. Requirements of fire safety

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

1.2 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 автоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2 вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения : Один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3 зона пожарного оповещения : Часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4 полуавтоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) : Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6 соединительные линии : Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7 эвакуационные знаки пожарной безопасности : Знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7 Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей

5.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2 Световые оповещатели "Выход" в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3 Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".

5.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.);

речевой (передача специальных текстов);

световой:

а) световые мигающие оповещатели;

б) световые оповещатели "Выход";

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания :

1. "+" - требуется; "*" - допускается; "-" - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

3. В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

4. Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

7 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Примечания

1. Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

2. Спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений (число мест в здании)

3. Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (число койко-мест)

При применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

3.1. Психиатрические больницы

Оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

4. Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты (вместимость, чел.)

5. Жилые здания:

В СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для "пауз тишины", которые не должны превышать 1 минуты

секционного типа

коридорного типа

6. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (вместимость зала, чел.)

6.1. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей на открытом воздухе (вместимость зала, чел.)

7. Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях (число посетителей)

8. Организации торговли (площадь этажа пожарного отсека, м2)

8.1. Торговые залы без естественного освещения (площадь торгового зала, м2)

9. Организации общественного питания (вместимость, чел.)

9.1. Организации общественного питания, находящиеся в подвальном или цокольном этаже (вместимость, чел.)

10. Вокзалы

11. Поликлиники и амбулатории (посещения в смену, чел.)

90 и более

12. Организации бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным количеством посадочных мест для посетителей (площадь пожарного отсека, м2)

13. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (число посетителей)

14. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (число мест)

15. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов

16. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы

17. Производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности)

А, Б, В, Г, Д

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой

Примечания :

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.

5. Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.

6. В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

7. Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.