Ст. 219 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Подобные действия посягают на противопожарные правила и нормы, указанные в положениях федерального и регионального законодательства. Контроль над исполнением реализуется также на местном уровне, при взаимодействии органов власти и правоохранителей. Подобные меры вызваны спецификой отношений и характером деяния по 219 статье Уголовного кодекса РФ.

Состав такого преступления, как нарушение требований пожарной безопасности, включает в себя две группы обязательных признаков. Первая из них – объективные характеристики деяния, которые предусматривают объективную сторону и объект.

Установление признаков данной категории обязательно для возбуждения дела и применения мер ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Стоит отметить объект, который представляет собой общественные отношения, пострадавшие от посягательства.

Можно определить два варианта:
  • главный объект – пожарная безопасность;
  • дополнительный – здоровье людей, которым причиняет вред несоблюдение рассматриваемых правил.

Нарушитель обязательно посягает на оба объекта, поскольку при невыполнении норм безопасности автоматически возникает угроза для человека.

Объективная сторона отражает характер преступления, его проявление во внешней среде, что возможно в одной из двух форм:

  1. Активное действие. Выражается такой вариант в непосредственном нарушении установленных требований безопасности при пожаре. Примером может служить размещение решёток на окнах или ликвидация запасных выходов.
  2. Бездействие. Здесь предусматривается неисполнение противопожарных обязанностей, возложенных на человека. Проявляется это, например, в игнорировании предписаний инспекторов о замене огнетушителей, проводки и так далее.

При этом важно, чтобы причинами пожара и вреда, который он может нести, должны быть именно нарушения рассматриваемых норм.

В результате должен быть обязательно причинён тяжкий вред здоровью лица, но по неосторожности. Данное условие определяет такой состав, как материальный, поскольку для возбуждения дела требуется наступление негативных последствий. В случае применения среднего или небольшого вреда здоровью, квалификация будет определять действия, как административное правонарушение по ст. 20.4 КоАП Российской Федерации, что всё равно не изменит подследственности.

С учётом характера преступлений законодательство включает большое количество документов, которые предусматривают необходимые правила для конкретных объектов работы (деятельность в лесах, на железнодорожных путях, в зданиях, сооружениях, на судах и так далее). Сюда можно отнести Постановления Минстроя, Минтранса, Правительства России.

Каждое предприятие и организация должны иметь материалы для реализации установленных правил, а также регулярно отслеживать новые редакции и изменения закона за счет правовых систем (Консультант Плюс, Гарант). При этом самостоятельно править информацию не допускается. Регулироваться данный вопрос должен органами местной власти.

Ещё одна группа обязательных признаков, без которых невозможно возбуждение дела по статье 219-й,это субъективные, предполагающие характеристику самого преступника, а также его отношения к тому, что он совершает. При этом для рассматриваемой статьи определяются свои особенности ввиду специфики объекта и самого деяния.

К ответственности привлекается только специальный субъект, а именно работник, на которого возложена обязанность по обеспечению соблюдения противопожарных норм.

Кроме того, по правилам уголовного закона стать подозреваемым по делу может только человек, соответствующий следующим требованиям:
  • виновным может быть только физическое лицо;
  • должна быть установлена полная вменяемость;
  • возраст не меньше шестнадцати лет.

Если лицо не соответствует хотя бы одному из указанных критериев, то нести ответственность даже при наличии факта нарушений он не будет.


Важным элементом любого состава выступает субъективная сторона, отражающая психическое и психологическое отношение человека к совершаемому посягательству и выражающаяся в одной из форм вины.

Для рассматриваемой статьи допустима только неосторожность, предусматривающая два варианта проявления:
  1. Легкомыслие. Виновный предвидел наступление негативных последствий, но без достаточных на то оснований решил, что они всё-таки не наступят.
  2. Небрежность. Здесь человек не предвидел отрицательного итога своих действий, хотя согласно обстоятельствам должен был это сделать.

Любой вариант предполагает, что подозреваемый не желал наступления негативных последствий, хоть и полностью руководил своими действами, осознавая их характер.


Определение характера преступления осуществляется за счёт оценки признаков, которые предполагает диспозиция статьи уголовного закона. Ст. 219 предусматривает несколько квалифицирующих признаков, отягчающих положение виновного человека и увеличивающих меру наказания. Прежде всего, для квалификации и определения мер принуждения потребуется установить тяжесть содеянного.

Для рассматриваемой статьи устанавливается деяние средней тяжести, поскольку в качестве формы вины допускается только неосторожность.

К квалифицирующим признакам статья 219 относит варианты последствий, которые могут наступить в итоге реализации рассматриваемых преступных действий:
  • нанесение тяжкого вреда здоровью;
  • смерть человека;
  • причинение смерти двум и более лиц.

При этом обязательно установление факта неосторожности, иначе поступок будет являться преднамеренным убийством.

Говоря о конкретных видах наказания, следует отметить, что их перечень широк и представляет собой несколько альтернативных вариантов, применение которых подробно отражает комментарий к статье:

  1. Штраф. Устанавливается только по части первой статьи и не может превышать восьмидесяти тысяч рублей.
  2. Принудительные работы. Срок варьируется с учётом характера последствий деяния. Минимальный период ─ три года, максимальный – пять лет.
  3. Тюремное заключение. Период лишения свободы также увеличивается по мере повышения тяжести последствий. Минимальный срок тюрьмы ─ три года, максимальный ─ семь лет.
  4. Лишение лица возможности заниматься определённой деятельностью или занимать определённую должность. Это дополнительный вид наказания, предусмотренный при лишении свободы или принудительных работах. Его максимальный период – три года.

Помимо указанных выше санкций, к виновному в нарушениях будет применяться наказание дисциплинарного характера непосредственно по месту его работы.

Таким образом, указанная статья уголовного закона предполагает ответственность за такое деяние, как нарушение правил пожарной безопасности, которая применяется к специальному субъекту, предполагает исключительно неосторожную форму вины и влечёт негативные последствия, в первую очередь для здоровья и жизни других людей.

Пожарная безопасность в нашей стране регулируется рядом законов и правил, но с их исполнением, мягко скажем, дело обстоит неважно.

Весной 2018 года прокатилась волна пожаров в торговых центрах России. Внимание общественности было привлечено максимальное. Налицо повсеместное катастрофическое нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ).

Очевидно, что нужно проводить работу по повышению противопожарной грамотности и сознательности не только среди ответственных лиц на каждом объекте, но и всех граждан. Внесем и мы свою лепту в это дело.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (на момент написания статьи изучалась последняя редакция от 29 июля 2018 года) за несоблюдение правил пожарной безопасности ответственность несут:

  • собственники, владельцы (пользователи, распорядители, арендаторы) имущества;
  • руководство федеральных служб и агентств;
  • руководство органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за сохранение пожарной безопасности (в установленном порядке);
  • должностные лица в пределах своих компетенций.

За нарушение ТПБ в домах (квартирах, комнатах), находящихся в государственной, муниципальной, ведомственной собственности ответственность несут ответственные квартиросъемщики (арендаторы), если иное не прописано в договоре.

Все выше обозначенные лица за выявленные нарушения привлекаются к разным видам ответственности.

Виды ответственности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219.

В пункте 1 рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.

Для виновных предусмотрено:

  1. Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
  2. Ограничение свободы до трех лет.
  3. Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет.

Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц.

По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи):

  • Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ):

  • Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая:

  • Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре.

За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в техдокументации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности.

Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть данной статьи КоАП предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок.

Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).

Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию.

Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ.

Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений).

Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.

Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара . А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.

Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.

Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.

Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.

Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:

  • ТПБ к зданиям и сооружениям;
  • ТПБ к транспорту;
  • ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
  • ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
  • ТПБ в лесах.
  • ТПБ к иным объектам.

В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.

Сложно сказать, что не является нарушением, просто нужно четко представлять себе, что нарушением правил пожарной безопасности является.

Иными словами, нарушением не является соблюдение всех правил предосторожности.

Взрослому человеку нужно самому изучить самые элементарные общие требования. Специфические вопросы можно оставить профессионалам и непосредственно ответственным лицам.

В быту опасность может подстерегать при обращении с электроприборами, с газовой плитой, с открытым огнем, в том числе при курении.

Распространенная установка дополнительных дверей в подъездах может помешать при случае пожара спасателям. Неисправные электропроводка, розетки, выключатели также потенциальные пожарообразователи.

На производстве или в общественных местах всегда есть ответственные за пожарную безопасность. Их задача выполнять свои обязанности.

Неравнодушный и грамотный человек не пройдет мимо замеченных опасностей.

Любое заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в МЧС . Адрес и телефон территориального органа можно узнать на сайте данной службы.

Жалоба подается только в то отделение, которое соответствует местонахождению нарушения. Территориальное управление будет пересылать в территориальный орган, а это — потеря времени.

Жалоба в МЧС оформляется в установленном порядке. Ниже на рисунке 1 представлен образец жалобы одного юридического лица на другое юридическое лицо.

Рисунок 1 — Жалоба о нарушении ТПБ (образец).

Обычные граждане могут поступить проще. На рисунке 2 показан образец обращения физического лица с жалобой на индивидуального предпринимателя.

Рисунок 2 — Жалоба физлица на нарушение правил пожарной безопасности.

Обратите внимание:

  1. Следует указать полные реквизиты подателя жалобы. Анонимки не принимаются.
  2. Сухо и по существу нужно описать суть проблемы, приводя доказательства (фото, ссылки на законы и нормативы).
  3. Обязательно нужно обозначить просьбу или требование к МЧС (например, привлечь виновных к ответственности, обязать устранить нарушение, провести проверку).
  4. Заявление заканчивается датой, подписью и описью приложений.

Способы подачи жалобы в МЧС:

На рассмотрение жалобы ведомство имеет 30 дней . За этот период проводится внеплановая проверка обозначенного объекта и в письменном или в устном виде сообщается заявителю результат проведенной работы.

Таким образом, если Вы изучили требования пожарной безопасности, то не составит труда выявить их нарушение, а затем привлечь пожарные органы к приведению ситуации в норму.

И да помогут вам федеральные законы:

  1. «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ от 21.121994);
  2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008);
  3. «О добровольной пожарной охране» (№100-ФЗ от 06.05.2011).

Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК)

Основным объектом преступления являются отношения общественной безопасности, обеспечиваемые соблюдением правил пожарной безопасности. Обязательный дополнительный объект предполагает каждая из частей данной статьи: в ч. 1 это отношения охраны здоровья человека, в ч. 2 и 3 соответственно - жизнь одного и нескольких лиц.

Объективная сторона. Состав является материальным: преступление окончено с наступлением указанных в диспозиции нормы последствий, возникших из-за нарушения правил пожарной безопасности: тяжкого вреда здоровью (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух и более лиц (ч. 3). Нарушение правил пожарной безопасности может быть совершено как путем действия (ненадлежащее выполнение правил), так и бездействием (их невыполнение).

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Правила пожарной безопасности содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах, законах субъектов РФ, других нормативно-правовых актах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности в случае их возникновения. Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание судов на то, что в части, определяющей более низкие, чем федеральное законодательство, требования пожарной безопасности, иные нормативно-правовые акты не могут признаваться действующими. Необходимо также устанавливать, в чем конкретно состояло нарушение, какие именно правила были нарушены, доказать, что именно их нарушение привело к наступлению результата.

К. Р. приобрел, небрежно ввел в эксплуатацию и использовал для обогрева склада бытовой химии газовый генератор горячего воздуха, который установил около входа на склад (с его внутренней стороны) вблизи запасного выхода, расположив газовый баллон вблизи генератора. В результате разгерметизации баллона произошло истечение газа в помещение склада, возгорание газа от открытого источника огня (теплового газового генератора горячего воздуха), что повлекло возгорание склада бытовой химии. В результате возникшего пожара наступили общественно опасные последствия, выразившиеся в гибели пяти сотрудников организации, смерть которых наступила в результате отравления окисью углерода и угарным газом. Поскольку К. Р., являясь лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, допустил нарушение п. 18, 53, 499, 515 Правил пожарной безопасности (ППБ-01 -03) и п. 10.3.3, 10.3.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-5576-03), что повлекло по неосторожности смерть пяти лиц, его действия были квалифицированы судом по ч. Зет. 219 УК.

Для отграничения от смежных составов следует учитывать, что нормы ст. 215-218 УК в части создания пожароопасности являются специальными по отношению к ст. 219 УК. Возникновение пожара в связи с нарушениями правил, предусмотренных ими, дополнительной квалификации по ст. 219 УК не требует, здесь действует правило конкуренции общей и специальной норм. Не образуют преступного нарушения правил пожарной безопасности и случаи умышленного или неосторожного причинения вреда здоровью или смерти, уничтожения или повреждения чужого имущества путем поджога. Такие деяния относятся к преступлениям против личности или против собственности.

Субъект преступления специальный - это лицо, на которое возложена обязанность исполнять правила пожарной безопасности. Это должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, лица, уполномоченные обеспечивать выполнение или выполнять соответствующие правила по характеру своей работы, собственники имущества (в том числе и жилища), арендаторы, наниматели.

Инна Бучневич, Руководитель юридической практики консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков», Санкт-Петербург

  • Когда нарушение правил пожарной безопасности может обернуться тюрьмой
  • Какую ответственность за нарушение пожарной безопасности предполагает КоАП РФ

Отсутствие огнетушителя или бардак на эвакуационных путях - это еще не все «грехи» руководителей, пренебрегающих правилами пожарной безопасности. В этой статье я расскажу, какая ответственность за нарушение пожарной безопасности грозит директорам и что может привести не только к штрафу, но и к лишению свободы.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности (КоАП)

1. Нарушение требований пожарной безопасности влечет штраф. Например, за отсутствие огнетушителя, хранение легковоспламеняющихся веществ на чердаках, подвалах директора оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Руководителя компании наказали на 6 тыс. руб. за непроведение испытаний наружных пожарных лестниц, а также за отсутствие пожарной сигнализации (Постановление Верховного суда РФ от 29.10.2012 №5-АД12012).

2. Нарушение особого противопожарного режима. Так, за сжигание бытовых отходов при режиме ввода чрезвычайной ситуации директору грозит штраф 15–30 тыс. руб., компании – 400–500 тыс. руб. (п. 2 ст. 204.4 КоАП РФ).

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

3. Использование лестничных клеток и площадок под первым маршем лестницы под мастерские или кладовые. За подобные нарушения руководителя оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 20–30 тыс. руб., компанию на 200–400 тыс. руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

4. Преграждение доступа к эвакуационным и аварийным выходам, неполадки системы оповещения о пожаре и противодымной защиты зданий. В этом случае руководителю грозит штраф 15–20 тыс. руб., компании – 150–200 тыс. руб. (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Ответственность за нарушение пожарной безопасности директор несет даже в том случае, если он арендует здание или офис (постановление ФАС Центрального округа от 20.08.2013 по делу №А64-5611/2012).

5. Невключение производителем или поставщиком в техническую документацию сведений о показателях пожарной опасности веществ, материалов. Ответственность за нарушение пожарной безопасности в этом случае - штраф 15–20 тыс. руб. для руководителя, для компании - 90–100 тыс. руб. (п. 7 ст. 20.4 КоАП РФ).

6. Необеспечение проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Штраф для директора – 7–10 тыс. руб., для компании – 120–150 тыс. руб. (п. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

7. Невыполнение предписания пожарных. Руководителя оштрафуют на 3–4 тыс. руб., компанию на 70–80 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 15–20 тыс. руб. или дисквалифицируют сроком до 3 лет, штраф для компании в этом случае составит 150–200 тыс. руб. (ч. 12 и 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Особые обстоятельства:

  • если нарушения привели к пожару или повреждению чужого имущества, причинили легкий или средней тяжести вред здоровью человека, штраф руководителя составит 40–50 тыс. руб., компании – 350–400 тыс. руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • если нарушение требований пожарной безопасности влечет к серьезному вреду для здоровья человека или к его смерти, компанию оштрафуют на 600 тыс. – 1 млн руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение пожарной безопасности

1. За тяжкий вред здоровью, причиненный нарушением пожарной безопасности, директору грозит штраф до 80 тыс. руб., ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности на этот же срок (п. 1 ст. 219 УК РФ).

2. Если нарушение требований пожарной безопасности влечет чью-либо смерть, руководителя приговорят к принудительным работам на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового. Если нарушение стало причиной смерти нескольких человек, срок тюремного заключения увеличится до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (п. 2 и 3 ст. 219 УК РФ).

Гражданская ответственность за нарушение пожарной безопасности

1. Потерпевший может взыскать с компании в судебном порядке не только реальный, но и моральный ущерб. Впоследствии эту сумму собственники могут взыскать с директора компании (ст. 151 и 1064 ГК РФ).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

2. С руководителя организации можно взыскать ущерб, причиненный деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами

2.1 Регламент уголовной ответственности

Статья 219 УК РФ носит название "Нарушение требований пожарной безопасности".

Должностные лица ДОУ могут быть привлечены к уголовной ответственности в случаях:

1. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК РФ).

Ответственность: наложение штрафа в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, выражается в неосторожной вине. Если это преступление совершено умышленно, то содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 167 УК РФ "Умышленное уничтожение или повреждение имущества".

Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" регламентирует, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

2. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Ответственность: лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.

3. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ).

Ответственность: лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.

Зачастую правила пожарной безопасности нарушаются по причине халатности. Меры уголовной ответственности должностных лиц за халатность определены в ст. 293 УК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" (далее - Постановление N 14) приведены разъяснения, изложенные в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем.

Согласно этому документу при решении вопроса о виновности лица в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем наступление последствий, предусмотренных статьей 219 УК РФ, судам необходимо выяснять, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, и указывать на это в приговоре со ссылкой на конкретные пункты правил пожарной безопасности, которые были нарушены.

Можно отметить, что если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и тому подобное, содеянное охватывается специальными составами преступлений (смотрите статьи 215, 216, 217, 218 УК РФ) и дополнительной квалификации по статье 219 УК РФ не требует.

2.2 Усиление ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

В конце 2009 года Дмитрий Медведев утвердил изменения в законодательство, обеспечивающие привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, сообщает пресс-служба президента.

Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.

Изменения, предлагаемые для внесения в статьи 1, 6, 16, 20, 21, 25, 26 и 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", направлены на уточнение отдельных аспектов деятельности органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц при осуществлении надзора за исполнением требований пожарной безопасности.

Внесение изменений в статью 219 Уголовного кодекса РФ в части установления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а также в статьи 2.5, 11.16 и 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вызвано необходимостью создания соответствующей нормативно-правовой базы для правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора, обеспечивающей привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности. (Смотри приложение Б).

пожарная безопасность уголовная ответственность