Основанием для привлечения к ответственности за нарушение правил движения на дорогах является постановление. Оно выносится после составления протокола о нарушении, либо без него. Но закон устанавливает четкий регламент по составления и вынесению постановления об административном правонарушении при нарушении ПДД.

Правила составления постановления

Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.

В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.

Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:

  • сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
  • судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.

Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД

Вынесение постановления ГИБДД регулируется нормами статьи 29.10 КОАП, на основании них этот распорядительный акт выносится по следующему алгоритму.

  1. Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
  2. На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
  3. Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).

Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.

Кто имеет право составлять этот документ в ГИБДД

Одним из оснований отмены вышеуказанного распорядительного акта является его составление лицом, не имеющим на это правовые основания.

КОАП и ведомственные инструкции МВД, четко регламентируют перечень сотрудников, что имеют право на составление постановления ГИБДД:

  • начальник (руководитель) областного, регионального, районного отделения ГИБДД, а также лицо, которое является его заместителем;
  • руководитель специального центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД (когда фиксация происходит на основании фото и видеофиксации специальными камерами, установленными на дороге), а также лицо, занимающее должность его заместителя, то есть в данном случае пишется постановление без составления протокола (ст. 20.21 КОАП);
  • лицо, являющееся командиром отдельного полка инспекции, его заместитель, если материалы собраны их подчиненными;
  • сотрудники ГИБДД, которым присвоены специальные офицерские звания и они имеют должности, что дают им право на составление протокола и постановления о нарушении ПДД на месте;
  • в сельской и отдаленной местности составлять административные протокола и постановления могут также участковые инспектора полиции.

Другие должностные не имеют законного права на вынесение постановления без составления протокола или с его написанием.

Особенности составления постановления без протокола

С момента введения новых норм в КОАП, у работников дорожной инспекции появилось право на составление постановления без протокола. Это зафиксировано в нормах статьи 20.21 КОАП.

Она дает право проводить фиксацию нарушений в области дорожных правил на специальные камеры, которые должны быть установлены на дорогах. При этом в местах их установки должны быть специальные дорожные знаки, предупреждающие об их наличии.

Как было указано выше вынесение постановления ст. 20.21 КОАП РФ, происходит без , начальником или его заместителем информационного центра ГИБДД.

В данной ситуации, автолюбителю почтой направляется фото его машины с привязкой к месту нарушения, а также составленное постановление. Оно вступает в законную силу через 10 дней с момента его получения нарушителем, если не будет обжаловано в установленном законом порядке.

Нужно знать, что если место где установлена камера для фиксации нарушения не будет оборудовано специальным знаком указателем о ее наличии, то вынесение постановления без составления протокола ст.20.21 КОАП РФ может быть признано незаконным в судебном порядке.

Правила вынесения постановления судом

Как было указано выше, если правонарушение предусматривает такое наказание, как лишение водительского удостоверения, административный арест, специальные общественные работы, то право рассмотрения таких дел принадлежит суду.

Порядок составления постановления судом в принципе ничем не отличается от правил установленных сотрудникам ГИБДД.

Но процесс обжалования этого распорядительного акта другой. Его можно , кассационный суды, либо по вновь открывшимся обстоятельствам в районный суд.

Под вновь открывшимися обстоятельствами подразумеваются такие юридические факты, которые существовали в момент рассмотрения дела и вынесения постановления, но не были известны суду и нарушителю по независящим от них обстоятельствам. Например, указанный свидетель указал не свои анкетные данные, и это стало известно после рассмотрения дела.

Сроки рассмотрения

Нормами КОАП также четко установлены сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД и судом. Они существенно отличаются друг от друга, и если временные рамки не выдерживаются судья или сотрудник ГИБДД должны прекратить административное дело (закрыть его), признав водителя не виновным в совершении нарушения ПДД, без наложения административных санкций.

Для судебных инстанций нормами КОАП установлен срок в три месяца. Он начинает исчисляться с момента составления протокола (его даты), и оканчивается в 00.00 часов на следующий день. То есть если документ был составлен 3 марта 2018 года, то 00.00 часов 4 июня 2018 года.

Срок составления административного постановления сотрудниками ГИБДД составляет два календарных месяца с момента заполнения протокола (фиксации нарушения ПДД) сотрудником инспекции.

Алгоритм расчета его окончания аналогичен, как и для судебных инстанций (пример приведен выше).

Нужно запомнить, что нормами действующего законодательства прямо запрещается составление протокола после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Поэтому в случае выявления такого нарушения, орган правомочный привлечь водителя к ответственности должен вынести постановление о закрытии административного дела и признании водителя невиновным.

Составление постановления

На сегодняшнее время в ГИБДД и судах утверждена единая форма составления постановления, а информация, что должна в нем содержаться прописана в статье 29.10 КОАП.

На основании норм статьи 29.10 КОАП в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • название должности лица его составившего (например, инспектор ГИБДД, судья такого-то районного суда), анкетные данные;
  • дата и населенный пункт, где оно вынесено;
  • полные анкетные данные гражданина, в отношении которого оно составлено;
  • какие фактические обстоятельства были выяснены при изучении собранных материалов административного производства;
  • ссылка на действующую статью КОАП, которая регламентирует правонарушение, совершенное автолюбителем;
  • ссылка на статьи КОАП, которые регулируют порядок составления постановления;
  • мотивированное решение по результатам рассмотрения (например, штраф в такой-то сумме);
  • (например, решение может быть обжаловано в течении 10 дней в такой-то орган).

Кроме этого, правила составления постановления и нормы КОАП обязывают должностное лицо, принимающее решение, учитывать следующие юридические факты, которые должны быть отображены:

  • факты возможности прекращения административного дела, без привлечения лица к ответственности;
  • смягчающие обстоятельства;
  • отягчающие обстоятельства.

СТ 29.6 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратила силу.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к Ст. 29.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает для органов и должностных лиц общий срок рассмотрения дел, который составляет 15 дней со дня получения ими протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Положения данной нормы не распространяются на судей.

2. Часть 1.1 комментируемой статьи является специальной нормой, которой устанавливается двухмесячный срок для рассмотрения дела судьей. Указанный срок исчисляется со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Следует отметить, что увеличение срока рассмотрения дел судьями в 2010 году связано с возросшей нагрузкой на судей (районных и мировых судей) в целом по Российской Федерации. Вместе с тем такое увеличение срока рассмотрения дел судьями направлено на более объективное и всестороннее исследование всех обстоятельств дела об административном правонарушении, а следовательно, и на защиту прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении.

3. Имея в виду, что комментируемым Законом допускается продление сроков рассмотрения дел при наличии названных в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в случаях, предусмотренных , подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье, в орган или должностному лицу протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

4. Часть 2 анализируемой статьи допускает возможность продления общего и специального срока в двух случаях.

Во-первых, если поступило ходатайство от участников производства. При этом данное ходатайство должно быть связано либо с установлением новых фактических обстоятельств дела (например, ходатайство о вызове новых свидетелей, об истребовании необходимых документов, о назначении экспертизы, приглашении специалиста или эксперта), либо с обеспечением процессуальных прав участников производства (например, приглашение переводчика, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; ознакомление лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего, а также законного представителя физического или юридического лица, защитника и представителя с материалами дела об административном правонарушении или с результатами экспертизы и т.д.). Подобные ходатайства удовлетворяются в обязательном порядке, что влечет за собой продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении.

Во-вторых, при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (например, истребование необходимых сведений или документов, назначение экспертизы и т.д.). В этом случае судья, орган, должностное лицо выносят мотивированное определение с указанием обстоятельств, подлежащих дополнительному выяснению, а в случае необходимости - и сроков для своевременного выполнения соответствующих действий лицами, которым адресовано поручение.

Судьям, органам и должностным лицам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных КоАП РФ сроков выполнения указанных в определении процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что КоАП РФ не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи, органа или должностного лица процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

5. Положения ч. 2 комментируемой статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела. Однако общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца.

Таким образом, срок рассмотрения дела с учетом продления не может превышать одного месяца и 15 дней, если дело находится в производстве органа или должностного лица, и трех месяцев, если дело находится в производстве судьи.

6. В случае, когда материалы дела на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ были возвращены составителю протокола, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей (органом, должностным лицом) материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях").

7. Часть 3 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел по правонарушениям, предусмотренным ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать пяти дней с момента получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом законом строго определено, что продление указанного срока не допускается.

8. Часть 4 также определяет сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Следует отметить, что хотя данная норма не содержит прямого запрета на продление сроков рассмотрения дела в указанных случаях, однако по смыслу закона продление сокращенных сроков рассмотрения дел не допускается (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях").

9. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности. По таким делам срок рассмотрения составляет не более семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Следует отметить, что ранее срок рассмотрения составлял не менее пяти суток, но был увеличен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Необходимо учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

10. Следует иметь в виду, что течение сроков, названных в ч. 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"). Продление сокращенного срока рассмотрения дел данной категории не допускается.

11. Сроки рассмотрения дел не являются пресекательными для привлечения лица к административной ответственности, так как они не связаны со сроками давности привлечения к административной ответственности, предусмотренными ст. 4.5 КоАП РФ.

Давности.

Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.

Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.

Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.

То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном .

Навигация по статье

Сроки предъявления протокола

Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.

Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.

Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.

А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.

Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:

Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.

Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.

Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.

Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.

Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет

На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.

То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.

Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает , который требуется оплатить в течение 60 суток.

Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.

После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.

Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит , допускается срок в три месяца.

Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.

Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.

Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.

Можно ли обжаловать постановление


В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми органов власти.

Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.

Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.

Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.

Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.

Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.

Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.

Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную , которой утверждалось постановление.

Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.

Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий .
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:

Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.

Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.

Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.

Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.

В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.

Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание поможет выстроить правильную защиту прав.

На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении , как и предусмотренный порядок разбирательства, - важные элементы в процедуре применения административных санкций за нарушение закона. Осветим эти аспекты подробнее.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок - 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :

Не знаете свои права?

  • 5 дней вслед за принятием инстанцией материалов по делу дается на разбор нарушений, связанных с проведением выборов и референдумов. Растягивание срока рассмотрения по нарушениям в области избирательного права невозможно.
  • Когда в качестве наказания предусмотрен арест или выдворение, нарушение рассматривается в день принятия материалов и протокола. Если же нарушитель был задержан, то на рассмотрение дано 2 дня (не более 48 часов) с момента задержания.
  • Когда за нарушение грозит приостановление деятельности и используется временный запрет деятельности, в 7-дневный срок со дня прекращения деятельности нужно рассмотреть подобное дело.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

  1. Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
  2. Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
  3. Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
  4. Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
  5. Разъяснение правомочий участникам процесса.
  6. Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

  • Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика - если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
  • Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
  • Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.

Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления - центральная в производстве стадия. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела (ст. 28.7 КоАП РФ) является составленный уполномоченным должностным лицом и надлежащим образом оформленный протокол о правонарушении или постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Подготовка к рассмотрению дела. Правила подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении содержатся в ст. 29.1 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:

  • (1) относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
  • (2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • (3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • (4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • (5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • (6) имеются ли ходатайства и отводы.

Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.

К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела о правонарушении, относятся следующие:

  • (1) судья, член коллегиального органа, должностное лицо являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя;
  • (2) судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны согласно ст. 29.3 КоАП РФ заявить о самоотводе, подав соответствующее заявление председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

В свою очередь лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым могут быть вынесены следующие определения (ст. 29.4):

  • (1) о назначении времени и месте рассмотрения дела;
  • (2) о вызове участников производства и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • (3) об отложении рассмотрения дела;
  • (4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые их представили с нарушением предъявляемых к ним требований (неправильное составление протокола и оформление материалов, неполнота последних и др.), без устранения которых не может быть рассмотрено дело;
  • (5) о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также в случае, если вынесено определение об отводе судьи, органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин тех или иных участников производства и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

По общему правилу (ст. 29.5) КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело о правонарушении, влекущее лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола о правонарушении и других материалов дела. В случае поступления заявлений от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц, о чем выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела. Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве служит отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляются нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Главная цель рассмотрения дела по существу: установление фактических обстоятельств совершения правонарушения; объективная правовая оценка его; применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.7-29.13 КоАП РФ. Слушание дела начинается с объявления того, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. После этого устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Участникам производства разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Также может быть вынесено определение о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст. 29.5, если таковая нарушена.

Если нет препятствий для рассмотрения дела о правонарушении, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При необходимости могут производиться и иные процессуальные действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

При рассмотрении дела большой объем занимает аналитическая работа, оценка деяния, квалификация содеянного. Анализируя ситуацию, судья, орган, должностное лицо определяют характер совершенного деяния, степень вины лица, в отношении которого ведется производство, оценивают все доказательства, внимательно разбираются в существе дела. Объективная истина по делу должна базироваться на представленных материалах, а также на данных, которые получены в ходе слушания дела.

В процессе рассмотрения материалов дела важно установить, имело ли место правонарушение и правильно ли оно квалифицировано, виновно ли лицо, которое подлежит ответственности, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли смягчающие обстоятельства или отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению, и другие факторы, влияющие на вынесение объективного и справедливого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол. В протоколе указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывает председательствующий в заседании коллегиального органа и секретарь этого органа.

Вынесение постановления. По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. В нем дается окончательная правовая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяются вид и мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:

  • (1) о назначении административного наказания;
  • (2) о прекращении производства по делу.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5); освобождения привлекаемого лица от административной ответственности и объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу как для правонарушителя, так и для физических, должностных и юридических лиц, которые должны его исполнять. Постановление должно быть оформлено надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в нем должны содержаться следующие сведения: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица; наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении разрешаются и другие вопросы. Если при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест или в отношении которых не применена или не может быть применена конфискация или возмездное изъятие. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при отсутствии сведений о владельце - передаются в собственность государства в установленном порядке. Вещи, изъятые из оборота, передаются в соответствующие организации или уничтожаются. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела и в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления по делу в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, и копия постановления о назначении наказания направляются в соответствующую организацию.

Кроме постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение. Оно выносится в случаях передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В определении указываются: должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, наименование состава коллегиального органа, вынесших определение; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Кроме рассмотренных актов (постановления, определения) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление об устранении указанных причин и условий. Организации и должностные лица, в адрес которых направлено представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения (ст. 29.13) и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, инициировавшим представление.

Назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении. Если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ (ст. 28.6 КоАП РФ).

Должностные лица ОВД вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф. При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административное наказание в виде штрафа в размере до 2000 руб.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Стадия административного расследования. Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления админимтративного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в следующих областях: (1) антимонопольного законодательства; (2) патентного законодательства;

(3) законодательства о естественных монополиях; (4) законодательства о рекламе; (5) законодательства об акционерных обществах; (6) о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах; (7) законодательства о выборах и референдумах; (8) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (9) законодательства о противодействии коррупции; (10) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (11) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах; (12) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; (13) миграционного законодательства; (14) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; (15) защиты прав потребителей; (16) охраны здоровья граждан; (17) авторского права и смежных прав; (18) товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров; (19) области налогов и сборов; (20) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (21) таможенного дела; (22) экспортного контроля; (23) государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); (24) регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; (25) охраны окружающей среды; (26) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (27) пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте; (28) несостоятельности (банкротства); (29) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления - немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  • (1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;
  • (2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;
  • (3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется

протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

  • См.: ч. 3 ст. 23.3 КоАП РФ.