Закон «О сертификации продукции и услуг»

Закон «О сертификации продукции и услуг» был принят в 1993г., в новой редакции - в 1995г., а в 1998г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений» в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», содержащий новые положения касающиеся различных аспектов сертификации.

Новые изменения и дополнения создают законодательную основу для более глубокой гармонизации российских систем сертификации с международными правилами и нормами, что необходимо для выполнения требований «Всемирной торговой организации» (ВТО).

Принята новая редакция определения термина «сертификация» с учётом Руководства 2 ИСО/МЭК от 1996г.: сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организации. Соответствие удостоверяется в письменной форме, т.е. документом. Таким документом является сертификат соответствия.

Дополнение устанавливает, что «при обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации». Такое уточнение вызвано незаконной практикой субъектов РФ, которые принимали нормативные акты, обязывающие поставщиков товаров проводить повторную сертификацию, если сертификат соответствия был получен ими в другом регионе России.

Закон однозначно трактует право на создание системы сертификации: «система сертификации создаётся государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы системы сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

В законе уточняется право участия в обязательной сертификации организаций независимо от их «организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по обязательной сертификации».

Пересмотрены положения статей Закона, касающихся аккредитации. Теперь право аккредитации предоставлено не только Госстандарту, но и другим федеральным органам исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ возложена организация обязательной сертификации. В их обязанности вменяется не только проверка компетентности, но выявление независимости от изготовителей, продавцов, потребителей. Лицензия должна выдаваться только после получения аккредитуемой организацией аттестата аккредитации.

Таким образом, новая редакция указанного положения приведена в полное соответствие с требованиями документа Европейской Комиссии Генерального Директората III «Перечень мероприятий, которые должны быть приняты Российской Федерацией».

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причём все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Существенные изменения внесены в положения Закона, относящиеся к добровольной сертификации. Отмечены ограничения, которые запрещали добровольную сертификацию продукции, если она подлежала обязательной сертификации. Отменено положение, которое предусматривало проведение добровольной сертификации только тем требованиям к товару, которые не отнесены к обязательным. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации по инициативе заявителя.

Цель добровольной сертификации - подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Однако Закон предусматривает, что добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые являются аспектом обязательной сертификации, он всё равно обязан провести обязательную сертификацию.

Весьма важным дополнением к Закону о сертификации продукции и услуг является подтверждение соответствия:

«Подтверждение соответствия может также проводится посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок её принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».

Принятое дополнение соответствует требованиям по присоединению России к ВТО, положениям ГАТТ и зарубежной практике подтверждения соответствия согласно Руководству 2 ИСО/МЭК.

Сертификация в России - это динамичная сфера, в которой регулярно появляются новые требования. Однако некоторые основополагающие нормативные документы выполняют роль законодательной базы сертификации вот уже более десяти лет. В них также периодически вносятся обновления и дополнения, которые позволяют им оставаться актуальными в меняющихся условиях рынка.

Формы сертификации

Ранее применявшийся закон о сертификации продуктов и услуг от 10 июня 1993 г. N 5153-I в настоящее время утратил силу. Действующий порядок сертификации продукции в РФ установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ . Процедура сертификации соответствия в законе о техническом регулировании предусматривает одну из следующих форм:

  • сертификацияю с выдачей сертификата о соответствии актуальным требованиям;
  • декларирование с оформлением декларации о соответствии.

Выбор между этими формами подтверждения соответствия проводится на основании требований законодательства к данному типу продукции. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация

Требование об обязательной сертификации в России, введенное законом РФ № 184, устанавливается для определенных категорий продукции. Их общей характеристикой является то, что нарушение требований к качеству может нанести ущерб имуществу, здоровью или жизни потребителей. Общий перечень товаров этой категории приведен в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года . Этот же документ определяет формы сертификации для конкретных видов изделий. Для некоторых из них устанавливается условие об оформлении сертификата, для других видов продукции необходимо регистрировать декларацию.

В дополнение к указанному нормативному документу условие об обязательной стандартизации и оценке качества товара может устанавливаться техрегламентами Таможенного союза. Они имеют силу на территории всех государств, входящих в ТС, включая РФ. Если для данной категории изделий разработан и вступил в силу ТР ТС, он является обязательным к применению. Сегодня уже начали действовать более 40 техрегламентов, и еще несколько десятков таких документов находятся в стадии формирования. Последние новые ТР ТС вступили в силу в 2016 и 2017 годах. По мере их вступления в действие соответствующие типы продуктов исключаются из постановления № 982. Предполагается, что постепенно техрегламенты станут покрывать всю сферу национального сертификационного законодательства.

Добровольная сертификация по федеральному закону

Помимо обязательной, 184-ФЗ предусматривает возможность прохождения добровольной сертификации. Она осуществляется в целях подтверждения высокого качества и безопасности продукции по инициативе заявителя. В этом случае он вправе самостоятельно выбирать основание для проведения такой оценки. В качестве основания могут использоваться:

  • национальные стандарты ГОСТ Р;
  • международные стандарты качества;
  • техрегламенты Российской Федерации или Таможенного союза;
  • собственные критерии, установленные заявителем, - например, технические условия (ТУ), принятые на производстве.

Заявителем в рамках процедуры добровольной сертификации по федеральному закону может выступать как производитель, так и продавец товара.

Отказное письмо: закон и порядок оформления

В рамках сложившейся в РФ практики сертификации существует еще один механизм, широко применяющийся в специальных сферах, например, импортно-экспортных операциях. Речь идет об оформлении отказного письма. Оно предоставляется сертификационными центрами для продукции, на которую не распространяется требование об обязательной сертификации. В качестве закона для отказного письма обычно используется постановление № 982. В письме, которое представляет собой ответ на запрос заявителя, со ссылкой на данный нормативный документ делается вывод о том, что указанный тип товара не подлежит обязательной сертификации. Такой документ может потребоваться не только на таможне, но и при участии в коммерческих тендерах или государственных закупках.

Законодательная база сертификации услуг

Сертификация услуг в Российской Федерации производится в особом порядке. Для некоторых из них государством установлены жесткие требования к качеству и безопасности. В этом случае для предоставления таких видов услуг оператору необходимо получать лицензию. Действующий список работ, на которые распространяется это условие, приведен в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ . Требование о наличии лицензии может также устанавливаться другими нормативными документами о стандартизации. Например, оно содержится в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-I, посвященном регулированию банковской деятельности.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

В 1992 г. в России был принят Закон “О защите прав потребителей”. Которым вводилась обязательная сертификация на безопасность и экологичность продукции, а Госстандарту РФ, как национальному органу сертификации, было поручено конкретно определить номенклатуру товаров, подлежащих сертификации и установить правила ее проведения.

Учитывая, что к моменту принятия Закона в РФ практически не было системы сертификации, и достаточного количества испытательных лабораторий, не было подготовленных кадров, то для облегчения предприятиям-изготовителям вхождение в сертификацию, была принята упрощенная модель сертификации опасной продукции. Эта модель заключалась в том, что изготовитель представлял территориальному органу Госстандарта РФ заявление-декларацию о безопасности и экологичности выпускаемой продукции. Тем самым обеспечивалась как бы гарантия безопасности со стороны изготовителя, подтвержденная контролем гос. органа.

Одновременно с учетом зарубежного опыта, Госстандарт разработал Систему сертификации в полном соответствии с международными требованиями. Эта система получила название “Система сертификации ГОСТ Р”. Она была разработана по требованию Закона “О защите прав потребителей”, предназначалась для обязательной сертификации товаров народного потребления и была утверждена Госстандартом РФ в мае 1992 года.

Система сертификации - это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:

национальный орган сертификации (Госстандарт РФ); - формирует и реализует гос. политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ, регистрирует системы сертификации, информирует о правилах сертификации и о действующих системах сертификации;

центральный орган сертификации; - организует работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществляет руководство ею;

орган по сертификации продукции; - сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия, осуществляет контроль за сертифицируемой продукцией, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов;

испытательная лаборатория - осуществляет испытания продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации;

изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

После разработки Госстандартом Системы сертификации ГОСТ Р 10.06.1993 г. был принят Закон “О сертификации продукции и услуг”. Этот Закон существенно отличается от Закона “О защите прав потребителей” (в той его части, которая касается сертификации). Закон “О сертификации...” предусматривает деление сертификации на обязательную и добровольную. Организация обязательной сертификации - это прерогатива только гос. органов управления. Добровольной же сертификацией могут заниматься любые организации, любых форм собственности: государственные, общественные, коллективные, частные - ограничений нет. Все зависит от желания и компетентности. Но обязательно необходимо зарегистрировать систему сертификации и получить лицензию от Госстандарта России.

В Законе определено, что органы по сертификации и испытательные лаборатории должны осуществлять надзор и контроль за сертифицированной продукцией. Эта функция возлагается на государство и будет выполняться только по отношению к сертификации обязательной. По отношению к добровольной - такая мера не предусмотрена. Однако предусмотрено, что и обязательные и добровольные системы сертификации должны регистрироваться национальным органом, т.е Госстандартом РФ. Цель регистрации состоит в том, чтобы: во-первых, все системы сертификации соответствовали общим правилам и рекомендациям, основанным на международных требованиях; во вторых - обеспечение централизации информации о работах по сертификации, о тех организациях, которые занимаются этой работой, об услугах, которые они могут оказать. По итогам регистрации национальный орган обязан вести Государственный реестр.

В дополнение к Закону “О сертификации продукции и услуг” 2 июля 1998 года Гос. Думой принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ”О сертификации продукции и услуг”, подписанный Президентом РФ 31 июля 1998 года. Изменения и дополнения этого Закона в целом определяют правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, систем качества предприятий и услуг в РФ.

В первой статье Закон уточняет понятие сертификации и ее цели. “Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям”.

Закон определяет следующие цели сертификации:

Создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон перечисляет обязанности всех участников сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию (национальный, центральный органы, орган по сертификации продукции, испытательная лаборатория, изготовители (продавцы, исполнители) продукции). Обязательной сертификации подлежит продукция, определяемая государством (это, как правило, потребительская продукция) и проводимая государством по оценке ее безопасности и экологичности.

Но этого недостаточно, ибо могут быть, например, такие варианты:

1) сертификат на кофе утверждает, что в нем нет пестицидов, солей тяжелых металлов, но на проверку оказывается, что это не кофе, а кофейный напиток;

2) безопасное сливочное масло оказывается маргарином и т.д.

Поэтому сертификации подлежит не безопасность товара, а сам товар и в общих правилах введено требование, обязывающее орган по сертификации подтвердить, что это именно тот товар (изделие), которое значится в документах заявителя.

Закон регламентирует права и обязанности добровольной сертификации, которая осуществляется органами добровольной сертификации. Такой орган может быть создан любым гражданином и юридическим лицом, которые регистрируют свою систему и свой знак соответствия в Госстандарте и получают от него лицензию на право проведения добровольной сертификации. Добровольной сертификации подвергается любая продукция по желанию изготовителя по любым показателям. При этом, если данная продукция не значится в списке обязательной сертификации (которую проводит государство), то после прохождения добровольной сертификации она должна быть представлена на обязательную сертификацию на безопасность и экологичность.

Разработка плана развития предприятия "Сыродел"

Сыр предназначен для употребления в пищу. Расфасовка в упаковки по 1 кг. Возможна добавка различных натуральных ингредиентов, что позволит сделать этот продукт более разнообразным и популярным...

Сертификация алкогольных напитков

1) Обязательной сертификации подлежит продукция винодельческой промышленности, производимая организациями первичного виноделия . В организациях вторичного виноделия обязательной сертификации подлежит продукция собственного изготовления...

Сертификация продукции и услуг

Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации...

Стандартизация и сертификация в условиях рыночной экономики

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. 1) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации...

Стандартизация и сертификация продукции продукции в строительстве

Порядок проведения сертификации промышленной продукции в строительстве установлен в РДС 10-232-94. Сертификация продукции включает следующие этапы: 1...

Стандартизация и сертификация продукции растениеводства

Участниками сертификации являются изготовители и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации...

Услуги проходят добровольную сертификацию. В рамках системы сертификации РФ действуют правила функционирования добровольной сертификации услуг...

Услуги туристического бизнеса как объект стандартизации и сертификации

Сертификация работ и услуг предусматривает следующие этапы: 1. Подача заявки на сертификацию. Заявку и письмо заявитель направляет в соответствующий орган...

Услуги туристического бизнеса как объект стандартизации и сертификации

При сертификации работ и услуг используются схемы (табл. 1). "right">Таблица 1 Рассмотрим применение данных схем. Схема 1. Применяется для оценки услуг, качество и безопасность которых зависят от мастерства исполнителя. Например: парикмахера...

В настоящее время главным действующим Законом о сертификации является ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Кроме него регулируется оценка соответствия отдельных групп товаров другими Федеральными законами. Некоторые из них имеют название – Технические регламенты.

История создания текущей версии Закона о сертификации охватывает период в два десятилетия. Первый такой закон был принят в июне 1993 года. Он имел название Закон «О сертификации продукции и услуг», включал основные требования, правила и порядок проведения работ по оценке соответствия товаров и услуг. В него в течение времени вносились изменения, способствующие гармонизации российского закона с требованиями Всемирной торговой организации и международными требованиями и правилами.

Кроме того, версия 1996 года данного Закона потребовалась для того, чтобы установить, что сертификат, оформленный в региональных сертификационных центрах, распространял свое действие на всю территорию РФ. Были определены: обязательность сертификации для любых организационных форм предприятий; разрешена и добровольная сертификация на товары, для которых установлено требование обязательного подтверждения соответствия, установлены участники процедуры сертификации, определен орган аккредитации – Госстандарт.

Данная сфера в те годы стремительно развивалась, уже 27 декабря 2002 года была принята первая версия ФЗ № 184. Данный закон регламентирует выполнение процесса сертификации, декларирования и другого подтверждения соответствия любых товаров на территории России. Он определяет порядок проведения оценки соответствия, цели, принципы, ее формы, признание выявленных результатов.

Закон устанавливает права и обязанности заявителей, которые желают оформить сертификат или декларацию соответствия, также органов сертификации и сертификационных лабораторий, центральных органов систем сертификации и других участников оценки соответствия.

Закон «О техническом регулировании» определяет также требования к следующим способам и объектам технического регулирования:

  • к стандартизации;
  • к разработке и вводу в действие обязательных для исполнения всеми участниками российского рынка товаров Технических регламентов;
  • порядок ввоза на территорию РФ товаров, для которых требуются подтверждающие соответствие документы;
  • порядок проведения аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий и другие аспекты технического регулирования.

Основной Закон о сертификации определяет сферы деятельности, для которых устанавливаются особые требования подтверждения соответствия и сертификации, в частности, вводимые иными Федеральными законами. К ним относятся:

  • отрасль связи;
  • атомная и ядерная энергетика и области их применения;
  • оборонная промышленность;
  • вооружение и военная техника;
  • сферы деятельности, связанные с государственной тайной;
  • электромагнитная совместимость;
  • сфера энергосбережения;
  • охрана окружающей среды;
  • санитарно-гигиеническая сфера;
  • промышленная безопасность;
  • космическая деятельность и другие области хозяйствования.

Федеральные законы, на основе которых принимаются в действие Технические регламенты, также являются законами о сертификации. Они согласовываются с ФЗ № 184 и в обязательном порядке включают оценку соответствия рассматриваемых в конкретном ТР видов продукций, товаров или процессов с ними связанных. Они уточняют порядок сертификации и содержат общие требования к определенным товарам, которые учитывают их специфику.

В настоящее время на территории страны действует около 20 ТР РФ. Они со временем будут замещены вводимыми в действие межнациональными требованиями сертификации, действующими на территории Таможенного Союза. Их функционирование согласовано с действующими положениями ФЗ «О техническом регулировании».

Принимаются обязательные для исполнения Технические регламенты Таможенного Союза на основе Решений Комиссии ТС или Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, которая создана в конце 2011 года и в настоящее время является постоянно действующим регулирующим органом Единого экономического пространства и Таможенного союза. Комиссия Таможенного Союза упразднена, Коллегии ЕЭК переданы ее полномочия. Коллегия ЕЭК имеет статус наднационального органа управления, не подчинена какому-либо правительству. Ее Решения на территории трех стран обязательны для исполнения.

О сертификации продукции и услуг
(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г.)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

2. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Раздел II. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территории Российской Федерации;

В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правила сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации".

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

Раздел III. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральным органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва,

Дом Советов России