юрист

Руководителю любого государственного или муниципального учреждения или организации хотя бы изредка приходится сталкиваться с тем, что принято называть адвокатскими запросами. Адвокаты, представляя интересы своих доверителей, запрашивают разнообразную информацию: о судимостях, фактах привлечения граждан к административной ответственности, о праве собственности на автотранспортные средства, об учете в наркологических, венерологических и психоневрологических диспансерах, о фактах обращения за медицинской помощью и т. п.

При этом энергия профессионального правозащитника и ссылка на положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон №63-ФЗ) наряду с отсутствием опыта работы с этой категорией представителей юридического труда часто дезориентируют руководителей организаций, у которых указанная и иная информация запрашивается. Действительно, руководителю государственного учреждения довольно трудно принять решение о том, нужно ли давать адвокату ответ. И, что намного важнее - можно ли такой ответ давать.

С одной стороны, в соответствии с рядом законов отказ в предоставлении информации грозит наказанием. Так, например, ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за несвоевременное пре доставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Поэтому если адвокату будет необоснованно отказано в предоставлении информации или его запрос будет проигнорирован, руководитель организации рискует быть подвергнутым административному наказанию по ст. 5.39 КоАП РФ.

С другой стороны, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.11 КоАП РФ.

Но это еще не все. Спектр составов административных правонарушений в этой сфере довольно широк. Это и ст. 13.14 КоАП РФ, карающая за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 указанного кодекса, и еще несколько узкоспециальных составов, на которых мы отдельно останавливаться не будем.

Как же действовать руководителю, в подразделение которого поступил адвокатский запрос, чтобы соблюсти закон? В этом мы разберемся на страницах предлагаемой статьи.

Во-первых, нельзя искать простой выход. Рассматриваемая ситуация не относится к разряду таких, в которых для подстраховки можно действовать по единому, наиболее безопасному шаблону. В частности, нельзя отказывать подряд всем адвокатам (и прочим гражданам), так как в том случае, если отказ будет необоснованным, возникает угроза наказания по ст. 5.39 КоАП РФ. Нельзя и отвечать на все запросы без разбора - ведь в случае предоставления излишнего объема информации грозит наказание уже по ст. 13.14 КоАП РФ.

Поэтому каждый запрос должен быть проанализирован на соответствие действующему законодательству.

Алгоритм действий по проверке адвокатского запроса включает:

  1. проверку полномочий адвоката;
  2. проверку права адвоката на доступ к информации.

По первому пункту проблема состоит в том, что адвокаты часто, обращаясь в административные органы, ссылаются на ст. 6 Закона № 63-ФЗ и прилагают к своим запросам ордер. Нередко лицо, к которому поступил такой запрос, проверяет полномочия адвоката на основании этого ордера. Это неправильно. Необходимо запомнить правило:

Юридическая аргументация здесь такая. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В настоящее время случаи, в которых адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, предусмотрены следующими федеральными законами:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 25.5 которого гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. При этом необходимо принимать во внимание ч. 2 той же статьи, в которой идет речь о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Следовательно, ордер представляется адвокатом только тогда, когда он вступает в производство по делу об административном правонарушении;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 4 ст. 49 которого адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 5 ст. 53 которого право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 31.2 этого закона называется «Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», а абз. 3 ч. 1 этой статьи гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 18 этого закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому в качестве защитника к участию в производстве (в военных судах) по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 28.1);
  • эта же норма дублируется в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Приведенный список исчерпывающий. Это значит, что никаких других федеральных законов, допускающих (и предписывающих) удостоверение полномочий адвоката посредством предъявления ордера, не имеется.

Из приведенного перечня видно, что все действия адвоката, для которых требуется (и допускается) оформление ордера, исчерпываются судебным процессом и посещением следственного изолятора.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ при обращении во все другие органы и организации полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью.

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность, оформленная от имени гражданина, должна быть нотариально удостоверена.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Если все же найдется (или будет издан после выхода в свет настоящей статьи) федеральный закон, позволяющий адвокату обращаться в органы определенного вида с запросами на основании ордера, следует проверить, оформлен ли такой ордер в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Форма ордера утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2002 № 217. Согласно этому приказу ордер должен содержать следующие реквизиты:

  • реквизиты соглашения, на основании которого выписан ордер (номер, дата);
  • фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего ордер;
  • номер ордера;
  • дату выдачи ордера;
  • полное наименование и адрес адвокатского образования, руководитель которого подписал ордер;
  • место, где предстоит исполнить поручение;
  • фамилию и инициалы доверителя.

Лицом, уполномоченным на подписание ордера, является только руководитель адвокатского образования. Такими руководителями являются:

  • председатели президиумов, председатели коллегий адвокатов;
  • управляющие партнеры адвокатских бюро;
  • руководители юридических бюро;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (в этом случае адвокат подписывает ордер, выданный себе же. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не вправе подписать ордер, выданный другому адвокату).

Другие лица из числа руководителей адвокатских структур не вправе подписывать ордера. В частности, этого права лишены:

  • заместители руководителей адвокатских образований, тем более секретари этих образований;
  • президенты адвокатских палат субъектов федерации;
  • президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Здесь необходимо обратить внимание еще на один момент. Адвокат только тогда действует в этом статусе, когда он представляет интересы иного лица. Если лицо, наделенное статусом адвоката, действует в своем интересе, то его действия являются частными, а не адвокатскими.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Если в рамках интересующего адвоката дела он не оказывает какому-либо физическому либо юридическому лицу, которые могли бы являться по отношению к нему доверителями, квалифицированную юридическую помощь, а действует исключительно в своем интересе, то при таких обстоятельствах деятельность по защите своих собственных интересов не может быть признана адвокатской деятельностью в смысле ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ.

Следовательно, права и полномочия, предоставляемые адвокатам Законом № 63-ФЗ, применительно к рассматриваемой ситуации на адвоката, действующего в своем интересе, не распространяются.

Вторая часть алгоритма предполагает проверку того, может ли быть предоставлена адвокату (полномочия которого проверены) запрошенная информация.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Приведенная статья федерального закона довольно обширна, но для упрощения восприятия ее содержание можно подать кратко:

Это означает, что, если лицо запрашивает у организации любые сведения, касающиеся самой организации, включая организационную структуру, должностные инструкции работников, регламенты работы, отчеты об основной и дополнительных видах деятельности, вполне можно принять решение о направлении лицу такой информации в случае, если она не имеет грифа секретности или ограниченного доступа. При этом гриф секретности или ограниченного доступа может применяться к информации только в соответствии с прямыми предписаниями нормативных правовых актов.

При этом следует учитывать, что представляется такая информация только в обезличенном виде. Это означает, что она не может содержать персональных данных сотрудников учреждения. Поэтому не могут быть представлены в ответ на адвокатский запрос такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность и перемещении по службе сотрудника, иные кадровые приказы;
  • правоприменительные акты, иные носители информации, содержащие персональные данные третьих лиц.

Также следует помнить, что понятие коммерческой тайны применимо только к коммерческим юридическим лицам. Основным признаком коммерческого юридического лица является извлечение прибыли в качестве основной цели его деятельности. Поэтому руководитель любого государственного или муниципального органа не может отказать в выдаче информации со ссылкой на коммерческую тайну.

Какую информацию не следует выдавать? Выдавать действующим законодательством запрещено (кроме информации, отнесенной к государственной или служебной тайне законом) персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, составляет персональные данные.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

Если запрашиваемая адвокатом информация (персональные данные) не относится к числу общедоступных в смысле ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то такой адвокатский запрос выходит за пределы правовых предписаний, содержащихся в чч. 1 и 2 ст. 7 указанного закона, по причине чего не может быть удовлетворен.

Вышеизложенные правила об ограничении доступа к персональным данным применяются только в том случае, если адвокат, действуя в интересах одного лица, запрашивает информацию о другом лице. Тогда следует отказать в ответе на запрос.

Если же адвокат, действуя в интересах доверителя, подтвердивший свои полномочия доверенностью, оформленной и заверенной в установленном законом порядке, запрашивает информацию, касающуюся личности своего доверителя, то он имеет на это полномочия, и на адвокатский запрос должен быть дан положительный ответ.

И последнее: при рассмотрении адвокатского запроса следует соблюдать установленный для этого месячный срок (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). В этот срок нужно дать адвокату либо положительный, либо отрицательный ответ об интересующей его информации. При этом не следует направлять ответ по почте, так как статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката. Поэтому в адрес адвоката следует направить уведомление о том, где и в какое время он может получить ответ на свой запрос, а ответ выдать ему на руки после предъявления адвокатом удостоверения, выданного управлением юстиции субъекта Российской Федерации.

В приложении к статье приводится образец письма с различными мотивировками отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

Также по этой теме.


Требования к структуре адвокатского запроса изначально были утверждены Приказом Министерства юстиции РФ еще в 2016 году. Однако адвокатам удалось оспорить этот документ, в результате чего Верховный Суд принял решение об изменении требований к запросу. На основании этого решения в мае 2017 года Минюст внес поправки в ранее утвержденный Приказ. Новый образец запроса, а также инструкцию по его составлению можно найти в материале.

Требования к содержанию этого документа были определены одним из решений Верховного Суда РФ , принятым в мае 2017 года.

В соответствии с этим решением Министерство юстиции РФ в тот же день внесло изменения в ранее принятый Приказ, утверждающий требования к форме этого документа, а также к порядку его подачи.

Основная идея нововведений состоит в том, что Верховный Суд признал право адвокатов не предоставлять в запросе личные данные физлиц, выступающих доверителями, поскольку без их согласия передавать подобную информацию запрещено законом «О персональных данных». К тому же теперь адвокат не обязан прописывать причину, почему ему понадобились эти данные. Теперь обосновывать свои действия не нужно, достаточно просто запросить необходимую информацию.

16 пунктов документа

Упомянутый приказ приводит подробное описание требований к содержанию запроса. Как и прежде, документ может составляться в соответствии с любым образцом, поскольку единой утвержденной формы нет. Однако в тексте должны быть содержаться как минимум 16 следующих пунктов:

  1. Полное официальное название организации, в которую отправляется запрос – это может быть федеральный или региональный орган власти, общественная организация и другие структуры.
  2. Полный адрес организации (вместе с указанием населенного пункта и почтового индекса).
  3. ФИО адвоката.
  4. Номер регистрации адвоката, указанный в реестре.
  5. Реквизиты (название, дата подписания и номер) договора юридических услуг, заверенной доверенности либо ордера.
  6. Название адвокатской компании – допускается полный или сокращенный вариант (при наличии).
  7. Адрес почтовый, е-мэйл (если таковой есть), контактные данные адвоката.
  8. Название документа.
  9. Номер запроса, присвоенный в соответствии системой нумерации и зафиксированный в специальном журнале.
  10. Преамбула документа – здесь необходимо указать норму (нормы) законодательства, на основании которых составлен запрос.
  11. ФИО физлица либо название юрлица, интересы которого представляет адвокат. Также необходимо указать статус (процессуальное положение) этого лица и номер дела.
  12. Описание причин, по которым запрашивается соответствующая информация – при необходимости (адвокат ссылается на данные в справках либо в других бумагах).
  13. Описание способы передачи информации – по почте, по электронной почте, лично в руки, с помощью факса и т.п.
  14. Список прилагаемых бумаг (если таковые есть).
  15. Дата регистрации документа.
  16. Личная подпись адвоката и расшифровка подписи.

К запросу адвокат имеет право приложить оригиналы или копии бумаг (заверенные или незаверенные), которые содержат соответствующие доказательства по делу. При пересылке этих бумаг по почте, а также при личном вручении составляется опись вложения письма, в которой перечисляется каждый документ, его название и вид (оригинал или копия).

Образец адвокатского запроса 2019

Документ можно составить как в бумажном, так и в электронном виде (при наличии у принимающей стороны соответствующих средств связи – доступа в интернет, служебного электронного адреса и т.п.).

4 требования к запросу

Адвокатский запрос имеет юридическую силу в тех случаях, если он отвечает всем требования оформления:


Ответственность за непредоставление ответа

Органы федеральной и местной власти, общественные объединения и другие организации обязаны не только рассмотреть запрос адвоката, но также и предоставить ответ на него. Уклонение от раскрытия соответствующих сведений, нарушение сроков ответа рассматривается как административное правонарушение и влечет за собой наложение штрафа:

  • минимум 5000 р;
  • максимум 10000 р.

Указанный штраф налагается на должностное лицо, на имя которого составлен запрос либо на лицо, в компетенции которого непосредственно находится ведение этим вопросом. Аналогичная мера принимается в том случае, когда формально запрос был рассмотрен, однако информация предоставлена заведомо некорректная. В такой ситуации следует доказать, что сокрытие данных или их искажения были умышленными.

Чтобы привлечь лицо к ответственности, адвокату следует составить обращение к прокурору в соответствии с адресом органа муниципального самоуправления или государственной власти. Прокурор принимает постановление, на основании которого материалы приобщаются к делу и передаются мировому судье.

Срок ответа и основания для отказа

В общем случае срок ответа не должен превышать 30 календарных дней. В течение этого времени орган власти либо другой адресат принимает решение об ответе и составляет его в письменной форме. Отказ в предоставлении ответа также должен быть мотивирован и оформлен в письменном виде.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 календарных дней, при этом адвокат также получает письменный документ с обоснованием увеличения времени рассмотрения. Важно понимать, что срок отсчитывается с момента получения запроса и до момента отправки ответа на него, т.е. время, затраченное на почтовую доставку, не учитывается.

Отказ в предоставлении ответа возможен только в 3 случаях:

  1. Адресат не обладает полномочиями на предоставление этих данных, не владеет ими.
  2. Запрос составлен или подан с нарушениями требований к его оформлению и передаче.
  3. Запрашиваемая информация относится к данным с ограниченным доступом.

Во всех остальных случаях ответ должен быть предоставлен не позднее указанных сроков.

Апелляционная коллегия Верховного суда разобралась, как должен выглядеть адвокатский запрос. Изначально новая форма запроса предполагала раскрытие данных доверителей, но в ВС адвокатам удалось добиться возможности не заполнять данные, касающиеся их доверителей - физических лиц. При этом необходимость указывать наименование юрлица осталась. Также в запросе по-прежнему надо писать номер дела и процессуальный статус доверителя, что позволяет без труда идентифицировать его, указал адвокат Иван Павлов, обжаловавший решение Верховного суда.

Минюст утвердил форму адвокатского запроса в приказе № 288 в конце 2016 года. Весной 2017 года адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов оспорили документ в ВС. По мнению юристов, утвержденная форма запроса некорректна, поскольку предполагает раскрытие данных лиц, в интересах которых действуют адвокаты. В частности, запрос должен был содержать реквизиты соглашения об оказании юрпомощи и информацию о лице, в чьих интересах выступает защитник: ФИО физлица или полное наименование компании. Также надо указать процессуальное положение клиента, включая номер дела, при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, утверждали заявители, если адвокат укажет ФИО доверителя, то он рискует лишиться статуса за нарушение адвокатской тайны, а если не укажет - статуса лишат уже за систематические нарушения формы документа. Вопросы вызвало и то, что следует указывать в ситуации, когда адвокат действует в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела в ВС представитель Минюста заявлял, что документ - "компромиссный вариант", который продвигали правоохранители (см. "). До этого весь правоохранительный блок настаивал, чтобы к запросу адвокат прикладывал также копию ордера и доверенность, пояснял представитель Минюста в суде. Юрист министерства также объяснял форму запроса попыткой избежать злоупотреблений со стороны адвокатов, которые могут направлять запросы “абстрактно”. ФПА полагала, что требования заявителей необоснованные и не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела в первой инстанции ВС счёл аргументы адвокатов обоснованными и частично удовлетворил требования заявителей. Так, суд ряд пунктов спорного приказа Минюста недействующим и разрешил адвокатам не заполнять часть формы запроса, касающуюся данных физических лиц, а также отменил часть требований, устанавливающую, что адвокатский запрос при необходимости должен содержать обоснование получения запрашиваемых требований. Правда, незаконность была обусловлена не той причиной, на которую указывали заявители. Судья Алла Назарова , что раскрытие в адвокатском запросе имени доверителя без его согласия - нарушение не адвокатской тайны, а закона о персональных данных.

При этом требования о необходимости указать в запросе информацию о юридических лицах суд отменять не стал. Осталась у адвокатов и обязанность заполнять процессуальное положение клиента-физлица и номер дела. Номер дела и процессуальное положение без указания ФИО лица не позволяют его идентифицировать, решила судья Назарова.

Однако один из истцов - адвокат Иван Павлов - с частичным удовлетворением требований не согласился и обжаловал судебный акт. Он попросил признать нормы полностью незаконными. Позиция первой инстанции нуждается в корректировке, заметил он в ходе заседания в ВС: в нынешнем варианте она защищает только физлиц, основываясь на законе о персональных данных, но адвокатская тайна защищает и юрлиц тоже. Кроме того, суд не учёл, что сегодня по номеру дела и процессуальному статусу лица можно узнать очень многое - как минимум, идентифицировать доверителя, указал Павлов.

Не всегда адвокатскую деятельность можно назвать публичной: если речь идет о консультировании, доверитель часто хочет сохранить в тайне сам факт обращения к адвокату.

"Адвокатский запрос - не оружие массового поражения, мы просим не усилить его, а не ослаблять и без того достаточно слабый инструмент. Я прошу продолжить логику суда первой инстанции и защитить не только персональные данные, но и адвокатскую тайну, которая находится под угрозой. От норм пострадают не адвокаты, хотя и такие возможности есть, а наш доверитель. Именно в его интересах закон защищает адвокатскую тайну", - подчеркнул Павлов.

В свою очередь, представители Минюста, МВД и Следственного комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Суд признавать норму незаконной полностью отказался: коллегия под председательством судьи Галины Манохиной оставила в силе решение первой инстанции.

Адвокатский запрос - образец 2018 года мы предложим в статье далее - представляет собой один из инструментов для сбора доказательств и защиты интересов доверителя. При этом важно, чтобы он соответствовал требованиям действующего законодательства, так как иначе в его исполнении может быть отказано. В статье мы расскажем о требованиях, предъявляемых к такому документу, а также процедуре его применения и рассмотрения.

Зачем Минюст исправил форму адвокатского запроса

Верховный суд РФ решением от 24.05.2017 № АКПИ17-103 признал недействующими некоторые положения приказа Минюста РФ «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» от 14.12.2016 № 288.

Законодатели, исполнившие данное решение, внесли следующие корректировки, которые обязательно должны учитываться адвокатами:

  1. Был признан частично недействующим подп. 11. п. 5, касающийся персональных данных лица, интересы которого представляет адвокат. Суть новеллы состоит в том, что теперь указание в тексте запроса фамилии, имени и отчества доверителя допускается только с его согласия.
  2. Ранее существовавшая обязанность адвоката обосновывать необходимость запрашиваемой им информации вызывала сложности в применении, так как не было разъяснено, кто должен определять необходимость такого обоснования — сам адвокат или получатель запроса. Поправки исключили эту обязанность, благодаря чему теперь в адвокатском запросе должна содержаться только просьба предоставления запрашиваемых данных без указания каких-либо обоснований их запроса.

Изменения требований к адвокатскому запросу вводились с целью устранения правовых коллизий и пробелов в отечественном законодательстве. Увенчалась ли законодательная попытка сделать адвокатский запрос более эффективным инструментом, в дальнейшем покажет судебная практика. С формой адвокатского запроса образца 2018 года можно ознакомиться в приложении № 1 к приказу № 288.

Требования к форме и содержанию адвокатского запроса

В измененной Минюстом форме адвокатского запроса 2018 года должны указываться следующие сведения:

  1. Полное или сокращенное наименование организации, которой документ адресуется (обязательно прописывается почтовый адрес).
  2. Ф. И. О. адвоката, телефон для связи, адрес электронной почты.
  3. Присвоенный номер из адвокатского реестра, форма адвокатского образования, в которую входит адвокат.
  4. Точные реквизиты ордера на защиту интересов доверителя, а также доверенности и соглашения об оказании квалифицированной помощи.
  5. Норма закона, согласно которой направляется запрос (в преамбуле).
  6. Персональные реквизиты доверителя, его процессуальное положение, а также номер дела, участником которого он является.
  7. Просьба предоставить запрашиваемые данные.
  8. Обозначение способа, которым должен быть дан ответ. В частности, сведения могут быть переданы почтой, непосредственно на руки либо посредством использования электронной или факсимильной связи.

Кроме того, адвокатский запрос о предоставлении информации должен иметь соответствующее наименование, дату и номер регистрации, а также подпись адвоката с расшифровкой. Утвержденный Минюстом РФ образец запроса адвоката предполагает внесение в содержание документа также перечня дополнительной информации или документов, которые прилагаются при надобности.

Допускается не только письменная форма адвокатского запроса, но и электронная. Однако во втором случае важно принять во внимание два момента:

Не знаете свои права?

  1. Электронный документ всегда подписывается квалифицированной электронной подписью.
  2. Адвокату следует учитывать, имеются ли у организации технические средства, необходимые для рассмотрения такого запроса.

Срок получения ответа по запросу о предоставлении информации

Законодатель, в соответствии с п. 2 ст. 6.1 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ, установил для ответа срок в 30 дней. В связи с этим получатель запроса обязан после его принятия в течение месяца направить адвокату всю запрашиваемую им информацию.

Часто бывает, что отведенного срока для сбора подготовки материалов не хватает. В таком случае в ситуации, когда требуется дополнительное время, срок может быть продлен (п. 2 ст. 6.1 закона № 63), не более чем на 30 дней. При этом получатель запроса обязан письменно уведомить адвоката о необходимости увеличения срока для сбора сведений. Однако компетентные органы, как показывает практика, нередко пренебрегают адвокатскими запросами, не относятся к ним с достаточным вниманием, хотя именно на них по большей части базируется адвокатское расследование.

В таких случаях следует помнить, что за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос предусмотрена административная ответственность: согласно ст. 5.39 КоАП РФ должностные лица, проигнорировавшие адвокатский запрос, могут быть оштрафованы на сумму от 5000 до 10 000 руб.

Когда отказ адвокату в исполнении запроса правомерен

Запрос, согласно п. 4 ст. 6.1 закона № 63-ФЗ, может быть отклонен, если:

  • у получателя запроса отсутствуют запрашиваемые данные (в таком случае следует уведомить об этом отправителя, то есть адвоката);
  • документ не соответствует требованиям, предъявляемым к его форме, порядку оформления и направления;
  • запрашиваемая информация в соответствии с федеральным законодательством имеет ограниченный доступ (например, истребуются сведения, содержащие врачебную или банковскую тайну). Так, КС РФ в определении 29.09.2011 № 1063-О-О признал соответствующим закону отказ в предоставлении персональных данных по запросу, который отправил адвокат.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса


В документе учтено:


В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст.2102; 2003, N 44, ст.4262; 2004, N 35, ст.3607, N 52 (ч.1), ст.5267; 2007, N 31, ст.4011, N 50, ст.6233; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 29, ст.4291, N 48, ст.6727; 2013, N 27, ст.3477; 2015, N 29 (ч.1), ст.4394; 2016, N 23, ст.3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806, N 37, ст.5130; 2016, N 1 (ч.2), ст.207, ст.211, N 19, ст.2672),

приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 декабря 2016 года,
регистрационный N 44887

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

I. Общие положения

1. Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст.2102; 2003, N 44, ст.4262; 2004, N 35, ст.3607, N 52 (ч.1), ст.5267; 2007, N 31, ст.4011, N 50, ст.6233; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 29, ст.4291, N 48, ст.6727; 2013, N 27, ст.3477; 2015, N 29 (ч.1), ст.4394; 2016, N 23, ст.3284) (далее - Федеральный закон).

II. Порядок оформления адвокатского запроса

2. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении N 1 к Требованиям.

3. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4. При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии - электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
____________________________________________________________________
Подпункт одиннадцатый пункта 5 настоящих Требований признан не действующим в той мере, в какой он возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года N АКПИ17-103 .

_________________________________________________________________

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений;
____________________________________________________________________
Подпункт двенадцатый пункта 5 настоящих Требований признан не действующим в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений со дня вступления решения суда в законную силу (с 23 ноября 2017 года) - решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года N АКПИ17-103 .

_________________________________________________________________

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15) дату регистрации адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8. Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9. Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении N 2 к Требованиям.

Приложение N 1. Адвокатский запрос

____________________________________________________________________
Приложение N 1 к настоящим Требованиям признано не действующим в той мере, в какой оно возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" , указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных, если иное не установлено федеральным законом со дня вступления решения суда в законную силу (с 23 ноября 2017 года) - решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года N АКПИ17-103 .

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Приложение N 1 к настоящим Требованиям признано не действующим в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений со дня вступления решения суда в законную силу (с 23 ноября 2017 года) - решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года N АКПИ17-103 .

_________________________________________________________________

Приложение N 1

оформления и направления
адвокатского запроса

(полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда направляется адвокатский запрос)

(почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда направляется адвокатский запрос)

от адвоката

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

имеющего регистрационный N_____, соглашение либо

ордер, либо доверенность

(номер, дата)

осуществляющего деятельность в

(полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования)

(почтовый; электронный адрес номер телефона/факса (при наличии)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС N

(регистрационный номер)

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в целях оказания

квалифицированной юридической помощи

(фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении)

прошу предоставить

(запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений)

Сведения прошу передать

(указать способ передачи: почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать на руки)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации .

Приложение (при наличии):

Дата регистрации

адвокатского запроса

(подпись адвоката)

(фамилия, инициалы)

________________
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.1; 2010, N 23, ст.2790; 2016, N 23, ст.3284).

Приложение N 2. Журнал регистрации адвокатских запросов


Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Рег. N адвокатского запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата - органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Фамилия, имя, отчество (при наличии), адвоката, направившего запрос

Реквизиты ответа на адвокатский запрос



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"