Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей ; на юридических лиц200 000 рублей .

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.

Установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафа или пеней и в том случае, когда последним были нарушены сроки исполнения гарантийных обязательств или такие обязательства не были выполнены вообще. О том, что собой представляют гарантийные обязательства, чем регулируются и кем устанавливаются, читайте в нашем материале.

Гарантийные обязательства по ГК РФ

Закон № 44-ФЗ не содержит сведений о том, что является гарантийными обязательства и правил их установления и применения. Для этого необходимо обратиться к особенной части ГК РФ, регулирующей отдельные виды обязательств. Итак, мы увидим, что:

  • гарантия качества реализуемого товара регулируется ст. 470;
  • гарантию качества выполненных работ предусматривает ст. 722;
  • ст. 755 посвящена гарантии при выполнении строительных работ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Подробнее о каждом виде гарантийных обязательств расскажем далее подробно.

Гарантия по контракту о поставке товаров

Ст. 469 ГК РФ гласит, что товар, который передается покупателю, должен соответствовать критериям, установленным договором (контрактом). Ст. 470 ГК РФ предусматривает возможность контрагентов предусмотреть, что товар должен продолжать удовлетворять таким условиям на протяжении определенного периода времени.

Такой промежуток и называется гарантийным сроком . Гарантия качества распространяется как на весь товар в целом, так и на его составные части и комплектующие, и такие сроки признаются равными, если иное не оговорено в госконтракте.

Гарантийный срок начинает свой отсчет с момента передачи товара покупателю и прерывается на период, когда последний был лишен возможности таким товаром пользоваться.

Обратите внимание

В течение гарантийного срока покупатель может заявить продавцу об обнаруженных им изъянах. Если же гарантия составила менее 2-х лет, и дефекты были обнаружены покупателем после истечения гарантийного срока, но в пределах этого двухлетнего срока , то продавец также несет ответственность за выявленные изъяны.

Условием наступления такой ответственности станет предоставление покупателем доказательств, что изъяны возникли до момента получения им товара или по причинам, которые возникли до момента получения (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Гарантия по контракту 44-ФЗ на выполнение работ

Ст. 721 ГК РФ устанавливает, что качество результата сделанной работы должно соответствовать тем требованиям, которые стороны установили в контракте. Кроме того законом или госконтрактом может быть предусмотрено, что результат работ должен соответствовать условиям договора на протяжении гарантийного срока. Данный срок имеет сходное регулирование с рассмотренным выше в отношении правил исчисления гарантийного срока (п. 6 ст. 724 ГК РФ).

Также ответственность подрядчика может наступить за пределами установленного гарантийного срока, но в пределах двухлетнего периода с момента, когда сделанные работы были приняты, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работ (п. 4 ст. 724 ГК РФ).

Срок исковой давности по заявлениям о ненадлежащем качестве работ составляет 1 год и при выявлении недостатков в течение гарантийного срока исчисляется с момента, когда было заявлено об их выявлении.

Гарантия по контрактам строительного подряда

Особые правила регулирования гарантийного срока применяются по контрактам строительного подряда. Подрядчик гарантирует, что построенный объект (здание или сооружение):

  • соответствует показателям, указанным в техдокументации;
  • может эксплуатироваться на протяжении определенного срока.

За недостатки, обнаруженные в пределах такого срока подрядчик отвечает, если не докажет, что дефекты произошли в силу нормального износа здания или сооружения или его неправильной эксплуатации. Время, когда из-за таких недостатков здание или сооружение не могло использоваться прерывает срок течения гарантийного срока.

Отличительными чертами строительного подряда являются:

① Увеличение предельного срока обнаружения недостатков за пределами гарантии до 5-ти лет (ст. 756 ГК РФ);

② Применение трехлетнего срока исковой давности в отношении выстроенных зданий и сооружений (п. 1 ст. 725 ГК РФ).

Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчики имеют право включить в проект госконтракта условие об обеспечении не только условий самого контракта, но и гарантийных обязательств в отношении поставляемой работы или товара. Такое обеспечение не предписывается положениями Закона № 44-ФЗ и его непредоставление не может служить причиной для отказа в оформлении госконтракта ( Минфина России от 02.07.2014 № 02-02-07/32132).

Более того, если иное не прописано в госконтракте, размер обеспечения должен быть возвращен поставщику после приемки у него результата выполнения контракта ( Минэкономразвития от 31.12.2014 № Д28и-2864). Поэтому, если заказчик хочет сохранить обеспечение гарантийных обязательств за пределами срока госконтракта, такое условие необходимо четко прописать в тексте госконтракта.

Как прописать гарантию на товар, конкретно дату начала, если гарантия дается с получения товара, которую мы не можем знать на стадии заключения контракта?

Согласно п. ж(1)) Правил реестр контрактов включается также информация о гарантии качества товара, работы, услуги по контракту и сроке ее представления (при наличии) (из постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084в). Исходя из этого, срок прописывается, в случае его наличия. Но также стоит отметить, что в контракте должны быть четко прописаны условия срока действия гарантии и время, в течение которого должны быть устранены неисправности. К примеру, если товар невозможно починить, согласно прописанных гарантийных условий, должна быть произведена своевременная замена продукта на исправный, либо выплачена денежная компенсация.

Однако в 44-ФЗ нет прямого указания на определение гарантийного срока (ГС). Регламент установления и применения ГС прописан в гражданском законодательстве. ГК РФ регулирует гарантию качества реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ). Вся продукция, приобретаемая и поставляемая заказчику, должна соответствовать условиям, установленным контрактом (ст. 469 ГК РФ).

Товары должны удовлетворять таким условиям на протяжении конкретного временного периода (ст. 470 ГК РФ). Этот период времени и является гарантийным сроком на поставляемые товары. Он должен распространяться как на сам товар, так и на все его комплектующие. Такие сроки должны быть равными (если иное не предусмотрено в контракте). ГС начинается с момента поставки товара госзаказчику. Ответственность поставщика наступит в том случае, если дефекты возникли до принятия товара госзаказчиком либо по причинам, наступившим до даты приемки (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 5.04.13 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ ) закрепляет, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд согласно пп. 1 и 2 ст. 525 ГК РФ осуществляется на основе контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 — 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в силу ст. 526 ГК РФ поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

В силу части 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В то же время в судебной практике выработана правовая позиция, конкретизирующая понятие гарантии.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 29.05.13 г. № А20-3880 /2012 отклонил довод заказчика о том, что в отсутствие гарантийного талона (сертификата) невозможно было произвести гарантийное обслуживание, поскольку только гарантийный сертификат (правильно заполненный) позволяет удостовериться в существовании гарантийных обязательств, поскольку в акте приемки указан гарантийный срок. Гарантийный сертификат не является основанием возникновения у поставщика обязательства по устранению недостатков товара.

В постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 8.09.14 г. № А36-7727 /2012 было отмечено, что относительно непредставления гарантии качества производителя суды пришли к правильному выводу, что тот смысл, который вкладывает сторона поставщика в указанное условие соответствующего пункта контракта, из буквального толкования содержащихся в нем слов и выражений не следует.

Условием контракта не предусмотрено представление определенного документа производителя под названием «гарантия качества» — соответствующее условие контракта направлено не на дублирование или подтверждение гарантийных обязательств поставщика, а есть требование предоставления любых допустимых и достоверных документов в подтверждение (смысл слова «гарантия» в контексте данного пункта контракта состоит в этом) качества товара.

Что касается предоставления подтверждения качества конкретного изделия, то излагаемые в кассационной инстанции доводы ответчиков и третьего лица на этот счет не основаны на нормах закона, поскольку качество товара — та характеристика, которая декларируется и подтверждается установленными законом названными документами, но не некими документами на каждую единицу изделия; при наличии перечисленных документов качество презюмируется, пока покупатель в установленном законом и договором порядке не обнаружит соответствующие недостатки, не предъявит их покупателю, и его утверждения не будут доказаны соответствующим образом.

Таким образом, учитывая условия вопроса и сложившуюся судебную практику, надлежит сделать вывод о неправомерности позиции заказчика.