1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным

Читайте в стенограмме видеолекции Д. Бухарина о том, как помешать назначению недобросовестного арбитражного управляющего и как добиться его отстранения.

Д. Бухарин:

В ходе дела о банкротстве любого должника особую роль занимает арбитражный управляющий, от действий которого прямо зависит, в каком объеме будут удовлетворены требования кредиторов. В связи с тем, что в большинстве случаев дело о банкротстве сводится к процедуре конкурсного производства, независимо от того, какая процедура была ранее, разберем вопрос непосредственно относимо к конкурсному производству, соответственно - к конкурсному управляющему.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Обязанности арбитражного управляющего

Очень условно задача управляющего в процедуре банкротства в отношениях с кредитором сводится к добросовестному осуществлению следующих обязанностей:

Вероятность получения в процедуре банкротства денежных средств кредитором напрямую зависит от того, как тщательно контролирует действия управляющего тот или иной кредитор. Необходимо выявлять как уже совершившиеся нарушение, так и по возможности предотвращать возможные нарушения. Соответственно, контролировать действия управляющего возможно как на стадии предотвращения назначения недобросовестного управляющего, которого кредиторы считают заинтересованным либо неэффективным, и вторая стадия - отстранение уже назначенного управляющего.

Требования к арбитражному управляющему

Перейдем к случаю, когда требуется предотвратить назначение управляющего, в действиях которого могут появиться сомнения в осуществлении им процедуры наиболее эффективно. Бывают случаи, когда у кредитора имеется информация, о том, что предлагаемый для утверждения управляющий недобросовестен, либо заинтересован к должнику, либо к назначаемому конкурсному кредитору. В таком случае можно предотвратить его утверждение со ссылкой на следующий обстоятельства.

При назначении в качестве управляющего его кандидатура, в любом случае, должна соответствовать требованиям, которые предъявляются для вступления каждого из управляющих в СРО арбитражных управляющих. Общее условие, предусмотренное в ст. 20 , предполагает, что при назначении управляющего его кандидатура должна соответствовать следующим признакам:

  • наличие высшего образования,
  • наличие стажа руководящей работы на руководящих должностях не менее 1 года,
  • стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2 лет, а для управляющих, которые вступили в СРО до 1 сентября, этот срок составлял не менее 6 месяцев,
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих,
  • отсутствие дисквалификации в виде права занимать определенные должности,
  • отсутствие судимости.

Кроме того, немаловажным для назначения является наличие у управляющего договора страхования ответственности арбитражного управляющего. Необходимо также принять во внимание, что в некоторых случаях, когда балансовая стоимость активов должника составляет сумму в конкретном случае более чем 100 млн руб., управляющему необходимо заключить договор дополнительного страхования ответственности. Причем незаключение такого договора управляющим после того, как он будет утвержден, будет являться самостоятельным основанием для его отстранения.

На практике все указанные документы с СРО арбитражных управляющих должны поступить к моменту рассмотрения судом заявления о его назначении и, соответственно, отсутствие какого-либо из перечисленных документов может стать самостоятельным препятствием для назначения арбитражного управляющего.

Кроме того, в некоторых случаях необходимо соблюдение специальных требований -например, допуск к государственной тайне - если у должника соответствующее требование имеется. Либо дополнительные требования могут быть установлены непосредственно конкурсным кредитором, который обращается с соответствующим заявлением о назначении управляющего и указывает требования. Допустим, это проведение какой-либо из процедур банкротство ранее, их количество, либо опыт работы в качестве управляющего, допустим, не менее 50 лет, когда требуется действительно опытный арбитражный управляющий, который провел множество процедур и у которого есть достаточные навыки и умения. Кроме того, дополнительным требованием может стать наличие какого-либо специального образования в какой-то конкретной сфере деятельности, в которой предполагается проведение процедуры банкротства.

Помимо этого, суд должен проверить кандидатуру управляющего на соответствие следующим требованиям:

  • отсутствие заинтересованности к должнику и кредиторам;
  • отсутствие не возмещенных убытков, причиненных должнику или кредиторам в рамках иных процедур банкротства, которые данный управляющий проводил;
  • отсутствие возбужденной в отношении данного управляющего процедуры банкротства, в данном случае, как физлица;
  • отсутствие судебного акта об отстранении от управляющего в других делах о банкротстве с его участием в связи с нарушениями, которые повлекли убытки должника либо кредиторов, вынесенные в течение 1 года до момента рассмотрения судом его назначения в качестве управляющего.

Может возникнуть ситуация, когда уже утвержденный управляющий перестает соответствовать указанным требованиям, и суд в данном случае может сам инициировать заседание по вопросу об отстранении данного управляющего и необходимости утверждения иного управляющего при выявлении данного несоответствия. Это может произойти при соответствующем ходатайстве, поступившем от какого-либо кредитора о том, что в отношении управляющего, допустим, введена процедура банкротства, либо в отношении управляющего в результате возбужденного уголовного дела вынесено решение о привлечении его к уголовной ответственности и т. д.

Суд может не назначить арбитражного управляющего, если будут сомнения в его квалификации

Кроме того, суд может и не назначить того или иного арбитражного управляющего при наличии у суда сомнений в способности управляющего осуществлять процедуру банкротства в связи с недостаточностью знаний либо навыков, это все только лишь по субъективному внутреннему убеждению суда. Данное основание появилось не так давно в п. 17 информационного письма ВАС РФ № 150 от 22.05.2012, оно в рамках данной темы является обязательным к изучению, поскольку содержит разъяснения ВАС по данному вопросу.

В данном пункте приводятся примеры неспособности управляющего осуществлять процедуру, такие как неопытность, недобросовестность, халатность, при этом учитывается факт нарушений, выявленных в т. ч. в ранее осуществляемых процедурах. В тоже время суды по данному основанию крайне редко отказывают в утверждении управляющего. Суды занимают позицию относимо того, что слишком частое применение данного пункта фактически ведет к запрету профессии для управляющего, поэтому редко можно встретить, когда суд только лишь по этому основанию кредитору не даст утвердить того или иного управляющего.

Документы при назначении арбитражного управляющего

Т. о., для анализа невозможности назначения управляющего необходимо, прежде всего, ознакомится с документами, представленными СРО, по поводу соответствия кандидатуры управляющего закону о банкротстве, убедиться в полноте необходимого количества информации об управляющем.

Также необходимо убедиться в наличии в деле неистекших справок из МВД об отсутствии судимости управляющего, убедиться, что в деле присутствует справка из налогового органа об отсутствии в отношении управляющего такой меры, как дисквалификация, проанализировать соответствие кандидатуры дополнительным требованиям, если они были предъявлены, проанализировать картотеку арбитражных дел на предмет наличия возбужденного в отношении управляющего дела о банкротстве либо имеющихся иных делах о банкротстве, в которых данный управляющий принимал участие, на предмет его отстранения в них, взыскания убытков с него в рамках иных дел о банкротстве. Все указанные обстоятельства могут способствовать наиболее глубокому анализу и вынесению объективного решения в вопросе об утверждении управляющего.

Отстранение арбитражного управляющего

Управляющий по общему правилу в деле о банкротстве в соотв. с п. 4 ст. 20.3 закона о банкротстве обязан действовать добросовестно, разумно, в интересах должника, кредитора и общества. Как всем понятно, указанная формулировка звучит очень расплывчато и позволяет использовать ее при анализе действий управляющего очень субъективно, как судам, так и кредиторам. Иногда одно действие управляющего в рамках одного дела о банкротстве может считаться добросовестным и разумным, а в другом деле, напротив, будет основанием для признания его действия незаконным. В рассматриваемой ситуации отстранение управляющего уже назначенного и осуществляющего свою деятельность в деле о банкротстве может быть на основании двух случаев:

  • в результате признания жалобы кредитора обоснований и, соответственно, отстранения данного управляющего
  • и в результате принятия решением собрания кредиторов, либо комитета кредиторов, решения об отстранении управляющего и выборе кандидатуры нового управляющего.

Для отстранения конкурсного управляющего в результате признания жалобы кредитора необходимо доказать два условия.

Первое условие: нарушение управляющим норм закона, которое влечет нарушение прав и законных интересов кредитора, который обратился с жалобой. При этом важно доказать, что то или иное нарушение закона о банкротстве, даже если оно было очевидно незаконным и носило злонамеренный характер, нарушает права конкретного кредитора, который обратился с конкретной жалобой. При этом, в принципе, может существовать ситуация, когда те действия, на которые ссылается кредитор, обратившийся с жалобой, нарушают интересы всех иных кредиторов, но не нарушает интересы заявителя жалобы. В данном случае это обстоятельство может послужить основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В качестве примера можно привести тот случай, когда управляющий не публикует сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве о проведении собрания кредиторов, что, безусловно, является его обязанностью, либо вообще не направляет конкретному кредитору уведомление о собрании кредиторов. Однако данный кредитор как-либо узнал о проведении будущего собрания, явился на него, зарегистрировался в журнале регистрации, проголосовал по всем вопросам, которые поставлены в повестке дня, но потом выясняется, что его, оказывается, формально не уведомили. Но данное формальное нарушение закона никак не может служить для удовлетворения жалобы, поскольку его права конкретным бездействием управляющего фактически никак нарушены не были.

Второе условие: необходимо доказать то, что формальное нарушение закона управляющим повлекло или могло повлечь за собой убытки для кредиторов либо должника. При этом непосредственно доказывать возможный размер убытков не обязательно. Необходимо доказать гипотетическую возможность образования убытков, которые выражаются либо в том, что управляющий как-либо в результате своих действий уменьшил конкурсную массу или не увеличил ее, либо продал имущество как-либо в обход закона о банкротстве.

Во втором случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда управляющий, своевременно не предпринимая меры к взысканию дебиторской задолженности, пропускает срок исковой давности, в результате чего права требования фактически имеют нулевую стоимость на торгах, даже если они будут выявлены, в результате чего в конкурсную массу поступает меньше денежных средств.

На что обратить внимание собранию кредиторов при отстранении арбитражного управляющего

В случае, когда управляющий отстраняется решением собрания кредиторов, необходимо понимать следующее. Существенным отличием от первого случая является то, что при обращении собрания кредиторов об отстранении управляющего уже необходимо доказать только лишь одно основание: нарушение данным управляющим закона. Никаких условий об обязательном доказывании убытков, которые могут быть причинены в результате в результате таких незаконных действий, в законе о банкротстве нет.

Необходимо учесть, что собранию кредиторов, решившему принять решение об отстранении управляющего, важно также принять и решение об определении конкретного представителя собрания кредиторов, который будет обращаться с таким ходатайством об отстранении. Хорошо, если представитель собрания кредиторов был избран в результате ранее состоявшегося собрания, однако, если он избран не был, необходимо избрать такого представителя, который бы обратился с ходатайством в суд. Однако в указанном случае одно лишь формальное нарушение закона о банкротстве управляющим не может быть основанием для его отстранения, нарушение федеральных законов должно быть именно существенным, данное основание предусмотрено в п. 10 информационного письма № 150.

Кроме того, в указанном пункте разъяснено, что не может служить основанием для отстранения конкурсного управляющего нарушение, не приводящее к возникновению сомнений в дальнейшем надлежащем осуществлении полномочий данного управляющего. В том информационном письме приводится такой пример, когда управляющий в единичном случае с незначительной просрочкой направляет уведомление о предстоящем собрании кредиторов, и суд признает это нарушение незначительным.

При этом в качестве значительных нарушений в инф. письме указывается на следующие примеры. Это возмещение за счет конкурсной массы должника расходов на свой проезд к месту нахождения должника или его месту жительства. Эта ситуация актуальна, когда управляющий и должник находятся в разных регионах, при этом управляющий предварительно дает согласие на проведение такой процедуры, т. е. ему известно о нахождении должника, может быть, даже в значительно удаленном от него месте. И, в принципе, очень часто управляющий совершенно легко возмещает расходы на перелет, допустим, либо на бензин, если он передвигается на личном авто.

Для предотвращения таких случаев кредиторам необходимо анализировать отчеты о ходе конкурсного производства, куда управляющий обязан вносить сведения о расходовании конкурсной массы, подробно анализировать отчеты о движении денежных средств должника, где можно увидеть расходы с расчетного счета, отправленные непосредственно управляющим, где в назначении будет указано, что это именно возмещение транспортных расходов.

В качестве второго примера информационное письмо приводит проведение собраний кредиторов не по месту нахождения должника, а по месту нахождения своего управляющего, что, в принципе, актуально и в первом случае, когда управляющий назначает собрание кредиторов не там, где находится большинство кредиторов или сам должник, а по месту регистрации в его регионе.

Довольно частым основанием для отстранения управляющего является факт превышения лимитов, предусмотренных п. 3 ст. 20.7 закона о банкротстве на оплату привлеченных лиц. Расчет лимита подробно описан непосредственно в ст. 20.7, он соотносится с балансовой стоимостью активов должника. Соответственно, необходимо также следить, какое количество денежных средств потрачено управляющим на привлеченных специалистов. В случае, когда лимит превышен, и управляющий не обращается с обязательным в данном случае заявлением в суд об увеличении лимитов, то это может быть самостоятельным основанием для его отстранения.

В любом случае нужно учесть, что согласно п. 12 информационного письма № 150 суд вправе отказать в ходатайстве об отстранении управляющего, если конкурсное производство уже фактически завершено, т. е. все меры предприняты, сдан отчет управляющего о результатах процедуры, оснований для неутверждения данного отчета не имеется. Очевидно, что в данном случае, даже если все эти формальные нарушения были выявлены, и было выявлено, что они могли принести либо даже принесли убытки, сам по себе факт отстранения управляющего и назначение нового ни к чему другому, кроме как затягиванию процедуры банкротства, не приведет.

Однако само по себе представление отчета управляющим о результатах процедуры в дело о банкротстве не будет являться основанием для нерассмотрения данного заявления об отстранении, если будет выявлено, что управляющим не совершены необходимые действия, которые могут повлечь наполнение конкурсной массы, допустим, неистребованное имущество у третьих лиц либо если та же дебиторская задолженность еще не взыскана.

Жалоба на арбитражного управляющего в Росреестр

С целью противодействия недобросовестным действиям управляющего при наличии в его действиях очевидных нарушений закона о банкротстве эффективным является также обращение в органы, контролирующие деятельность как СРО арбитражных управляющих, так и непосредственно управляющих. В данном случае таким органом является управление Росреестра. С недавних пор Росреестр возбуждает административные дела о проведении проверок в действиях управляющего по жалобам любых лиц, до этого соответствующие жалобы могли быть направлены кредиторами либо лицами, участвующими в деле о банкротстве. При этом даже самые мелкие и несущественные нарушения законодательства, такие как пропуск срока на публикацию соответствующих сообщений Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, могут стать основанием для возбуждения дела и привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.

Штрафы за нарушение ст. 14.13 КоАП РФ, которое как раз будет являться основанием для привлечения управляющего к административной ответственности, возросли в 10 раз, минимальный штраф при этом составляет от 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб.. А с декабря 2015 г. в указанную статью была внесена ч. 3.1, которая значительным образом ужесточила санкцию за повторное нарушение законодательства о банкротстве и предоставила возможность контролирующему органу обратиться с заявлением о дисквалификации управляющего сроком от 6 месяцев до 3 лет, что повлечет в принципе отстранение управляющего от всех процедур, в которых он осуществляет соответствующие обязанности.

Замена арбитражного управляющего

Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен статьями 24, 45, 60 в главе «Общие положения» Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство» (ст. ст. 83, 97, 144), а вот глава «Наблюдение» обходит его своим вниманием.

Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.

Изучение ст. ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 «Порядок утверждения арбитражного управляющего».

Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе «Наблюдение» правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе «Наблюдение», в отличие от глав «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», об этом не говорится ни слова.

Согласно ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе «Общие положения» и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе «Наблюдение» создает необходимость применения общих правил.

Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норы отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154,155 и др.):

а) рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;

б) вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;

в) в судебном заседании ведется протокол;

г) по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.

Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.

1) В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Отсутствие подобного указания в главе «Наблюдение» приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ «Исполнение определения», определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отложить исполнение определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.

2) В. ст. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.

Отсутствие в главе «Наблюдение» указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявление арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.

Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающиеся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона).

Но тот факт, что Закон о банкротстве в п. 1 ст. 60 отсылает к другим нормам данного Закона и при этом таких норм не вводит, создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.

Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, - видь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.

Существующая неопределенность была бы снята включением в главу «Наблюдение» нормы, аналогичной содержащемся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.

3) Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому главу «Наблюдение», по моему мнению, необходимо дополнить нормой, аналогичной тем, что содержатся в статьях 83, 97, 144 Закона

Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.

а) В ст. 60 Закона о банкротстве ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие Лица должны быть навещены о судебном заседании по делу о банкротстве.

В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223) О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153) Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях - ст. ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165 Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).

б) Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава «Наблюдение» и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждений временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу «Наблюдение» дополнить ссылкой на указанную статью.

Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи, Закона, не определяет, возможно ли, временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденные управляющим, нет упоминания и о срокам назначения нового управляющего.

Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, - отсутствие в Законе фигуры «временно действующего арбитражного управляющего» наподобие «временных исполнительных органов», которые предусмотрены ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах». Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона. Так, содержание ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» и ст. 34 «Лица, участвующие в деле о банкротстве» позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 2 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т.д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.

Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.

Данный вывод подтверждается также следующим.

Во-первых, в соответствии со ст. ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленном исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Во-вторых, согласно требованиям статей 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос, кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?

Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса, одновременно: об освобождении арбитражного управляющего и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собраний кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.

Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.

Аналогичная логика, полагаю, применима при решении вопроса о замене управляющего. Как уже было отмечено. Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии должника. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено.

Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение «временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего» в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой.

По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.

Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначении нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим, образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить .


Дополнительного волеизъявления в виде подачи отдельного процессуального документа не требуется 1.2 В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 145 Закона конкурсный может быть отстранен судом в связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле. Исходя из этого, по мнению некоторых судов, рассмотрение вопроса об отстранении должно следовать за удовлетворением жалобы. Значит, суд не может решать вопрос об отстранении, не рассмотрев прежде вопрос об удовлетворении жалобы 1.2 Из абзаца 3 п.

Смена Конкурсного управляющего по инициативе конкурсного кредитора

Ведь, когда заявителем по делу выступает должник, кандидатура назначается по предложению самого заявителя-должника. Таким образом, главной причиной для инициирования отстранения арбитражного управляющего является отсутствие объективности в его действиях. Процедура смены арбитражного управляющего является достаточно сложной и емкой процедурой, совмещающей в себе достаточный объективный комплект обстоятельств, для отстранения арбитражного.

Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего

Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус. В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц. В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности. Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение.

Конференция ЮрКлуба

45, 127 и 144 ЗоБа они, в принципе, вправе обратиться в суд с ходатайством о замене СРО. Так они чаще всего и делают: завляют требования об отстранении КУ и параллельно об обращении в новую СРО (на основании решения собрания, ессно). К примеру: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N Ф04-1531/2005(29007-А46-22)(28770-А46-22); Очевидно, также можно поступить и при рассмотрении ходатайства управляющего об освобождении. Позиция 2: аналогия с п.

Организация признана банкротом, в отношении ее открыто конкурсное производство

Конкурсный указывает, что у него нет другого способа получить запрашиваемые данные (предыдущий конкурсный управляющий их не передал). Правомерен ли в представленном случае отказ фонда в предоставлении конкурсному управляющему информации по указанному основанию? Ответ: Считаем, что отказ фонда в представлении новому конкурсному данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом является неправомерным в ситуации, когда предыдущий конкурсный управляющий эти данные не передал.

Постановление фас волго-вятского округа от по делу n а79-3073

судей Отдельной Л.И. Прониной С.А. при участии от индивидуального предпринимателя Смирнова А.К.

Горшковой О.П. по доверенности от 8.10.2007, от управляющего товарищества собственников жилья «РаДоМир»: Николаева В.Г. по доверенности от 17.01.2008, конкурсного управляющего — Сумкова А.Г. от Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных «Альянс»: Шестоковой Н.Г.

Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц при утверждении конкурсного управляющего

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежат изменению. Единый государственный реестр юридических лиц содержит все необходимые общедоступные сведения об организациях.

При банкротстве предприятий, связанном с невозможностью исполнения долговых обязательств, важная роль отводится временному управляющему. На этапе наблюдения он представляет интересы должника. Стадия наблюдения начинается через три дня после того, как арбитражный суд получает заявление с просьбой начать процедуру банкротства. Наблюдение за процедурой, осуществляемое временным управляющим, длится, как правило, от трех до пяти месяцев. На роль временного управляющего может претендовать только физическое лицо. Утверждением гражданина на должность временного управляющего занимается арбитражный суд. Кредиторы могут предоставить свой список кандидатов на должность. В противном случае суд назначит на эту должность временного управляющего, обладающего нужными полномочиями.

Временный управляющий при банкротстве

Сведения об арбитражных управляющих Сведения об арбитражных управляющих содержатся в сводном государственном реестре арбитражных управляющих на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографий (Росреестр). Арбитражный управляющий зарплата Размер оплаты труда арбитражного управляющего независимо от формы банкротства, арбитражный управляющий получает вознаграждение, размер которого назначается арбитражным судом.


Он зависит от размеров предприятия, как правило, достаточно велик, но крайне редко достигает очень высокого уровня ввиду бедственного положения предприятий. При этом средства на оплату его труда формируются либо в результате проведения торгов по продаже имущества должника.

Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение. Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются объективность независимость и беспристрастность.


Важно

Вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается арбитражным судом, а обязательства по уплате установленную сумму возникает на основе судебного акта. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Временный управляющий в процедуре несостоятельности предприятия

  • прогнозирование перспектив и сроков возврата платежеспособности при вводе процедуры несостоятельности внешнего управления;
  • оценка рыночной стоимости предприятия;
  • составляет план мероприятий по возврату предприятию-должнику платежеспособности.

Также наблюдающее лицо выявляет характерные черты фиктивного банкротства, среди которых выделяют:

  • отредактированную либо ликвидированную финансовую отчетность;
  • утаивание информации об имуществе;
  • отсутствие контроля за дебиторской задолженностью;
  • преднамеренно убыточные договоры;
  • неисполнение долговых обязательств при наличии финансовых возможностей;
  • отсутствие контактных данных контрагентов, которые заведуют имуществом предприятия-должника.

Руководству предприятия запрещается создавать помехи деятельности временного управляющего.

Статья 65. временный управляющий

Безусловно, гораздо проще сместить арбитражного управляющего, имея большинство голосов на собрании кредиторов. Однако надо понимать, что наличие такого большинства абсолютно не гарантирует смену управляющего на более лояльного.

Арбитражный управляющий, хоть формально и является руководителем должника (при внешнем управлении и конкурсном производстве), назначается и смещается отнюдь не так просто, как единоличный исполнительный орган по ФЗ «Об ООО » или ФЗ «Об АО». Во-первых, все вопросы, связанные с назначением/освобождением/отстранением арбитражного управляющего решает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Отличие лишь в том, что в определенных случаях доля судейского усмотрения при рассмотрении данного вопроса стремится к нулю, в других же, напротив, возрастает прямо-таки до неприличия.

Кто такой временный управляющий в делах о банкротстве

В отчете должна быть отражена информация:

  • по мероприятиям, проводимым с целью обеспечить сохранность имущества несостоятельного предприятия и выявить кредиторов;
  • отчет о предъявленных в арбитражный суд заявлениях и ходатайствах, связанных с осуществлением деятельности по наблюдению временным управляющим за процедурой банкротства;
  • другая информация по исполнению своих обязанностей.

Отчет временного управляющего включает в себя копии следующих документов:

  • Об анализе фин. состояния компании-должника. В документе должны быть отражены сведения о материалах, на основании производился анализ финансовых, инвестиционных и хозяйственных направлений деятельности несостоятельного предприятия.
  • Заключения о преднамеренном банкротстве.

Отстранение в наблюдении

Действительно, если буквально читать текст данной статьи Закона (как сделали это кредиторы, подавшие жалобу), можно предположить, что законодатель имел в виду ходатайство как документ, оформляемый соответствующим образом. По моему мнению, ходатайство об отстранении арбитражного управляющего должно быть таковым по сути, но может быть оформлено в форме ходатайства, жалобы и т.
д. В любом случае документ, содержащий требование об отстранении арбитражного управляющего, должен утверждаться собранием кредиторов в соответствии с нормами Закона. в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Суд же, руководствуясь не законом, а собственными заключениями, не разобравшись в сути проблемы, удовлетворил жалобу части кредиторов.
При принятии решения не был учтен ряд существенных обстоятельств.

Деятельность временного управляющего при банкротстве предприятия

При установлении стоимости которых, берут за основу бухгалтерские данные и последнюю отчетность. Размер, форма и основания вознаграждения прописаны в Федеральном законе «О несостоятельности».


Внимание

Управляющий также не лишается права на вознаграждение и при введении процедуры банкротства или отмене судом утверждающего акта арбитражного управляющего. Он получит выплаты за период до подобной отмены, которые обычно прекращаются с моментом окончания процедуры банкротства или, когда он перестает выполнять свои обязанности.


В некоторых случаях размер гонорара управляющего может увеличиться. Происходит это по судебному решению либо по желанию собрания кредиторов.

Как поменять арбитражного управляющего?

Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего Смена арбитражного управляющего может быть осуществлена по собственному желанию, в случае его исключения или выход из СРО, отстранение судом по жалобе любого лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей, административная дисквалификация арбитражного управляющего как должностного лица, неодобрение собранием кредиторов плана внешнего управления, отстранение судом при наличии ходатайства собрания кредиторов о неисполнении либо ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей (ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве). Замена арбитражного управляющего в деле о несостоятельности осуществляется с помощью освобождения или отстранения арбитражного управляющего от выполнения своих обязанностей.

  • от 300 млн. руб. до 1 млрд. руб. – 231, 5 тыс. руб. плюс 0,01 % за любое превышение этой стоимости в 300 млн. руб.
  • более 1 млрд. руб.– 301, 5 тыс. руб. плюс 0, 001 % за любое превышение этой стоимости в млрд. руб.

Проценты вознаграждения для внешнего управляющего рассчитываются исходя из условий:

Для вознаграждения конкурсного управляющего расчет следующий:

  • при погашении 75% задолженности – 7% от суммы;
  • при погашении 50% задолженности – 6% от суммы;
  • при погашении 25% задолженности – 4,5% от суммы;
  • при погашении менее 25% задолженности – 3% от суммы.

В основном, подсчет процентов вознаграждения зависит от оценки активов компании.

Как отстранить временного управляющего при банкротстве

Возможно по решению арбитражного суда в следующих случаях:

  • замена арбитражного управлящего возможна в случае, если после назначения арбитражного управляющего выявлены обстоятельства препятствовавшие назначению арбитражного управляющего, в том числе его несоответствие формальным требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.
  • смена арбитражного управляющего возможна по решению и соответствующему ходатайству комитета кредиторов в арбитражный суд (п. 3 Ст.17 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
  • замена арбитражного управлящего возможна по решению и соответствующему ходатайству общего собрания кредиторов в арбитражный суд (п.

    2 Ст.15 Закона о банкротстве).

Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий? Как уже упоминалось, временный управляющий действует на стадии наблюдения, которая начинается после подачи кредитором в арбитражный суд заявления с просьбой признать должника банкротом. Главные цели стадии наблюдения включают в себя:

  • организацию собрания кредиторов;
  • составление списка требований к компании-должнику со стороны кредиторов;
  • оценку и анализ финансовых активов компании-должника, а также поиск способов их сохранения.

На стадии наблюдения предприятие продолжает ведение основной деятельности: сотрудники предприятия выполняют свои должностные обязанности, однако полномочия руководства ограничиваются. Руководству запрещается заниматься реорганизацией компании, включая создание филиалов, юридических лиц и представительств.