Защита предпринимателей – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные меры осуществляются в соответствии с принятым законом и способствуют они выявлению нарушителей прав и привлечению их к ответственности.

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации. Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было. Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Необходимость в поддержке предпринимательства остро встала перед Президентом и правительством РФ. Государственными структурами были приняты меры по защите прав предпринимателей, направленные на улучшение жизни российских бизнесменов посредством ограждения их от засилья бюрократизма, коррупции и вымогательства. Данная мера призвана организовать контроль деятельности предпринимателей, который не нарушает их законных прав.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Способы защита прав предпринимателей


Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  1. Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  2. Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.

Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты прав предпринимателей:

Закон о защите прав предпринимателей

Необходимость в данном законе возникла не случайно. Незаконное давление чиновников на владельцев бизнеса, коррупция, поборы и вымогательства превращают жизнь предпринимателей в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом бизнесе. У данной категории бизнесменов нет достаточных ресурсов для осуществления защиты своих законных прав и интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

Для того чтобы осуществить защиту лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, 15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, была проделана работа, в результате которой появился новый закон о защите прав предпринимателей – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новый закон отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере предпринимательства, четко обозначил права и обязанности органов контроля и владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок - метод защиты прав предпринимателей

Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Проверки подразделяются на такие виды:

  • Плановая - проводятся один раз в три года. План проверок размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с данным планом и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений.
  • Внеплановая - проводится в чрезвычайных случаях, в том числе, по заявлениям о нарушении потребительских прав. Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений норм со стороны частного бизнеса.

Также существует подразделение проверок на:

  • Документарная - проверка необходимой документации, предоставляемой в организацию, осуществляющую контроль (без выезда на место);
  • Выездная - проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы восстановления и сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса;
  • Презумпция добросовестности;
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать информацию о планах проверок, знать права и обязанности представителей органа, осуществляющего контроль;
  • Орган, осуществляющий контроль, может проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • Запрещено осуществлять мероприятия по проверке одного бизнесмена по одному и тому же вопросу разными органами контроля;
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии нового бизнеса в соответствующие компетентные службы, то они не обязаны предоставлять госконтролю или любой другой проверяющей службе разрешительные документы на работы;
  • Контролирующая служба, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству;
  • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются на бесплатной основе. Взимать денежные средства за проведение данных мероприятий с предпринимателей, запрещено;
  • Мероприятия по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансируются за счет соответствующего бюджета.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России - омбудсмен


Для того чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять соответствующие законы. В нашей стране выполнение закона возможно, только если есть соответствующий контроль. Чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону, был принят ряд мер по осуществлению контроля выполнения правовых актов.

В апреле 2012 года для улучшения жизни предпринимателей России действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей в России.

В декабре 2012 года, после инаугурации, новый президент Российской Федерации В. Путин создал институт омбудсмена по защите прав предпринимателей. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. 22 июня 2012 года на эту должность был назначен председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
  • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
  • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
  • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
  • Принимать участие в выездных проверках;
  • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.


Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не является членом Совета Федерации;
  • не является депутатом;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Владельцы бизнеса могут найти поддержку и в своем регионе, где имеется региональный уполномоченный по правам предпринимателей, и в вышестоящих кругах. Чувствуя поддержку государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это является одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Вконтакте

В этой заметке мы поговорим о защите предпринимателей от коррупционеров, взяточников, бумаготворцев, очковтирателей и многих других помех в процессе становления и развития бизнеса. Защита прав предпринимателей очень важна не только в России, но у нас ее актуальность выше, чем где бы то ни было. Но даже это не заставляет русских предпринимателей заниматься образованием, изучать свои права и способы их защиты. Многие утверждают, что легче играть по правилам бюрократов, выполнять их требования, заходить, так сказать, со спины проблемы. Наша задача призвать вас к легальному бизнесу, с законными решениями всех проблем.

История защиты предпринимателей в России

Еще в 2003 году при политической партии «Опора России» было образовано бюро по надзору, в ведомстве которого находились все проблемы предпринимателей. Здесь оказывалась юридическая помощь, проводилось консультирование, осуществлялась защита от беспредела органов государственной власти, но чаще всего – от органов местного самоуправления.

В 2010 году назначается Уполномоченный по координации деятельности федеральных органов, работающих с обращениями российских и иностранных инвесторов. Его аппаратом становится один из департаментов Министерства экономического развития. За год работы Уполномоченного из 67 жалоб бизнесменов были решены 46. В федеральных субъектах, в областях, краях и республиках, назначены федеральные представителя Уполномоченного. Именно они на данный момент осуществляют помощь бизнесменам в реализации инвестиционных проектов.

Вдохновленные такой успешной работой, политические и экономические лидеры предложили развить и укрепить опыт работы Уполномоченных президента в вопросах помощи бизнесменам. Уже проработан институт Уполномоченного по правам предпринимателей, определены полномочия, круг решаемых проблем, структура и организация филиалов в регионах. Таким образом, в России впервые появился орган по защите предпринимателей.

Президент РФ озвучил список из пяти ключевых мер по улучшению жизни предпринимателей. И одна из них – создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Структура с такой же функцией создается и при прокуратуре. Так же президентом предлагается к принятию программа из ста шагов, для того, чтобы Россия поднялась со 120-го места по привлекательности для инвестиций.

Создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей входит в программу экономического государства, соответствует целям экономического реформирования. А в мае 2012 года в прокуратуре, наконец, было создано управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которое подчиняется лично первому заместителю генерального прокурора.

В результате всех этих мер, инициированных на уровне первых лиц государства, в России действует несколько институтов по защите прав предпринимателей. Это и заместители представителей территориальных федеральных субъектах, и управление в генеральной прокуратуре.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Этот государственный служащий, который назначается лично президентом Российской Федерации. Он организует работу по защите прав бизнесменов, но не всех, а только довольно определенных. Если предприниматель пытается восстановить свои нарушенные права во внесудебном порядке, если он пострадал от действий государственных органов, если спор возник между малым, средним бизнесом и органами власти, то бизнесмен может обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

22 июня 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении этой должности и тут же назначил на нее главу партии «Деловая Россия» Бориса Титова. На данный момент аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей располагается в Администрации президента России. В нем работают 35 человек, и в октябре 2012 года уже было запланировано дальнейшее формирование Аппарата Уполномоченного при Общественной палате.

Уполномоченным президента по защите прав предпринимателей Борис Титов назначен был не просто по выбору первого лица страны, а по результатам опроса общероссийских предпринимательских организаций. Предприниматели, учитывая его заслуги в экономике, политике, проголосовали за Титова.

Законодательное обеспечение

В декабре 2012 года был принят Федеральный Закон о защите прав предпринимателей (294-ФЗ), который устанавливает

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.

В Госдуме обсуждается проект Федерального закона N 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». В нем определяются права Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он может обращаться в суд, если права отдельного предпринимателя или группы юридических или физических лиц, были нарушены. Уполномоченный по правам предпринимателей также наделен правами на посещение любых органов государственной власти и органов местного самоуправления для получения ответов на поставленные вопросы, касающиеся нарушений прав предпринимателей.

Защита прав предпринимателей может выражаться в участии в судебных органах на стороне бизнесмена, и главное – в качестве защитника. Юристы службы Уполномоченного могут оказать совершенно реальную помощь в решении проблемы. Они же могут беспрепятственно посещать без специального разрешения обвиняемых и осужденных по отдельным статьям, касающихся предпринимательской деятельности, в тех местах, где они содержатся под стражей или в учреждениях, где предприниматели отбывают уголовные наказания.

Региональные представители Уполномоченного теперь также имеют права, с помощью которых буду оказывать содействие развитию бизнеса. Губернаторы обязаны согласовывать назначение и увольнение всех региональных уполномоченных. Они назначаются в соответствии с ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Что является защитой предпринимателей?

Защита интересов предпринимателей осуществляется в целях представления их интересов с помощью определенных механизмов, соответствующих законодательной базе. Все эти механизмы признают нарушенные права и восстанавливают их. К нарушителю прав предпринимателей принимаются меры наказания, административного, уголовного. Права предпринимателей защищаются точно так же, как и права обычного человека, то есть личностные и гражданские права в различных отраслях: конституционных, гражданских, административных, уголовных.

Надо знать, что Конституция РФ устанавливает и закрепляет различные права предпринимателей. Право защищать свои интересы и права всеми способами декларируется статьей 45, частью 3. Право на защиту в суде определено в статьях 46 и 47. В 52 статье рассказывается о праве получить компенсацию в случае причинения ущерба. 53 статья Конституции определяет право предпринимателя на возмещение вреда, причиненного государством. Очень интересна часть 2 статьи 34. В ней говорится о защите от недобросовестной конкуренции. В этом плане так же необходимо изучить антимонопольное законодательство. В части 1 статьи 74 для предпринимателей определены права на свободное перемещение товаров, услуг, финансов.

Так же о правах предпринимателей говорит и Гражданский Кодекс. В статье 15 устанавливается право на получение возмещения всех убытков по причине нарушения законных интересов и прав предпринимателей. Убытками называют не только сгоревшее, украденное, пришедшее в негодность имущество, убытками считается и упущенная выгода, то, на что предприниматель рассчитывал, но по вине некоторых лиц этого не произошло.

Статья 169 уголовного кодекса определяет ответственность за препятствование предпринимательской деятельности самыми различными способами.

Формы юридической защиты

Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.

Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.

Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.

В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.

Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых “майских Указов” Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО “Абрау-Дюрсо”, сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.

Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ “Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ”. Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.

С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.

Статус и общая компетенция Уполномоченного

Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз – обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.

Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.

Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи – при помощи сети Интернет.

Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.

Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:

  • бумага составлена неадекватно – невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
  • ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
  • в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).

Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия

Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:

  • беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
  • беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
  • без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
  • получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
  • участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
  • выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
  • другими специальными полномочиями.

Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.

Содержание жалобы Уполномоченному по защите предпринимателей

В достаточно сложном мире современного предпринимательства не каждый может защитить и отстоять свои интересы надлежащим образом. Отдельные должностные лица, а иногда и судьи не желают вставать на защиту бизнесмена, а напротив, всячески ущемляют его права.

Поэтому очень важно уметь пользоваться альтернативными способами защиты, и знание того, как правильно подать жалобу бизнес-омбудсмену, лишним не будет.

Уполномоченным в 2013 году был утвержден порядок подачи жалоб ему предпринимателями. В жалобе в обязательном порядке указывается, каким образом и какие именно права бизнесмена или их группы были нарушены, кем были допущены нарушения этих прав и какими действиями (бездействием) или актами, что может послужить решением проблемы, и какие действия предпринял сам предприниматель для защиты своих интересов.

Если в жалобе содержится просьба к омбудсмену об обращении в суд за защитой конкретного представителя предпринимательства, то необходимо указать причины того, почему он сам не может этого сделать. Причины должны быть уважительными.

Такие же правила актуальны и при обращении к региональным Уполномоченным по правам предпринимателей. Единственным отличием является суть требований в жалобе: она не должна распространяться на решения и действия федеральных органов всех ветвей власти. С такими заявлениями можно обращаться только к Уполномоченному по правам предпринимателей РФ.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 30 октября 2013 года N 56

Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве

(с изменениями на 25 февраля 2015 года)


Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 25 февраля 2015 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 10.03.2015).
____________________________________________________________________


Настоящий Закон устанавливает правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве

1. Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее - Уполномоченный) является государственной должностью города Москвы, обеспечивающей гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти города Москвы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в городе Москве (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

2. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в границах территории города Москвы.

Статья 2. Обязанности, ограничения и запреты, связанные с деятельностью Уполномоченного

1. Уполномоченный обязан соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , другими федеральными законами, Законом города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" , настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности города Москвы, государственные должности иных субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность.

4. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

Статья 3. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, включая правозащитные и просветительские некоммерческие организации и фонды;

4) взаимодействие с предпринимательским сообществом, объединениями предпринимателей и иными лицами, выражающими интересы субъектов предпринимательской деятельности;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

6) содействие улучшению делового и инвестиционного климата в городе Москве.

Статья 4. Правовые основы деятельности Уполномоченного

1. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет формы и средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

3. Вмешательство Уполномоченного в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную и судебную деятельность не допускается.

Глава 2. Назначение на должность Уполномоченного и прекращение его полномочий

Статья 5. Назначение на должность Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается Мэром Москвы по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества города Москвы сроком на пять лет.

2. Уполномоченным назначается гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий высшее образование.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

4. Решение Мэра Москвы о назначении Уполномоченного оформляется указом.

5. Уполномоченный вступает в должность со дня вступления в силу указа Мэра Москвы о его назначении.

Статья 6. Удостоверение Уполномоченного

1. После вступления Уполномоченного в должность ему вручается удостоверение, являющееся документом, удостоверяющим его личность, полномочия и статус.

2. Положение об удостоверении Уполномоченного утверждается указом Мэра Москвы.

Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный продолжает исполнять свои должностные обязанности до вступления в должность нового Уполномоченного, за исключением случая досрочного прекращения полномочий.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Мэра Москвы в случае:

1) письменного заявления Уполномоченного о досрочном сложении своих полномочий;

2) смерти Уполномоченного;

3) неспособности Уполномоченного по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

4) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

5) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного либо о признании его недееспособным;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного или постановления суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

7) утраты Уполномоченным гражданства Российской Федерации;

8) получения Уполномоченным гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

9) получения Уполномоченным вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

10) наделения Уполномоченного полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

11) назначения Уполномоченного на государственную должность Российской Федерации, государственную должность иного субъекта Российской Федерации, иную государственную должность города Москвы, муниципальную должность, поступления Уполномоченного на государственную или муниципальную службу;

12) осуществления Уполномоченным любой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

13) осуществления Уполномоченным предпринимательской деятельности индивидуально либо в форме управления (участия в управлении) коммерческой организацией;

14) вхождения Уполномоченного в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;

15) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами Уполномоченным, его супругой и несовершеннолетними детьми;

16) нарушения иных установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы ограничений и запретов, связанных с замещением государственной должности города Москвы;

17) утраты Мэром Москвы доверия к Уполномоченному;

18) упразднения должности Уполномоченного.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности досрочно с согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

4. Решение Мэра Москвы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного оформляется указом Мэра Москвы.

5. Уполномоченный освобождается от должности со дня вступления в силу соответствующего указа Мэра Москвы.

Глава 3. Деятельность Уполномоченного

Статья 8. Право обращения к Уполномоченному

1. Правом обращения к Уполномоченному с жалобой на нарушение в ходе предпринимательской деятельности их прав и законных интересов решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (далее - также жалоба) обладают:

1) физические лица, зарегистрированные в городе Москве в качестве индивидуальных предпринимателей;

2) юридические лица, зарегистрированные в городе Москве;

3) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие на территории города Москвы предпринимательскую деятельность.

2. Обращение к Уполномоченному с жалобой не лишает индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, права иметь представителя для взаимодействия с Уполномоченным.

Статья 9. Подача и рассмотрение Уполномоченным жалоб

1. Жалобы направляются на имя Уполномоченного.

2. Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности на нарушение их прав и законных интересов решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностных лиц.

3. Направление субъектом предпринимательской деятельности жалобы по одному и тому же вопросу Уполномоченному, а также уполномоченному по защите прав предпринимателей в другом субъекте Российской Федерации не допускается.

4. В случае если после принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным по защите прав предпринимателей в другом субъекте Российской Федерации, рассмотрение ее прекращается и она возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.

5. Уполномоченный утверждает Регламент подачи и рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности (далее - Регламент), разработанный на основе требований федерального законодательства и настоящего Закона.

7. Жалобы должны отвечать требованиям, установленным федеральным законодательством, настоящим Законом и Регламентом.

Статья 10. Деятельность Уполномоченного, связанная с рассмотрением жалоб

1. В случае если в жалобе, поступившей на имя Уполномоченного, не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо наименование юридического лица и (или) почтовый адрес заявителя, ответ на такую жалобу не дается.

2. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе почтового адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю неоднократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в указанной жалобе не приводятся новые обстоятельства или факты;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

3. Уполномоченный в течение семи дней со дня поступления жалобы принимает решение:

1) о принятии жалобы к рассмотрению;

2) о разъяснении заявителю, если это возможно без проведения разбирательства, средств, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и законных интересов;

3) об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.

4. О своем решении Уполномоченный уведомляет заявителя в течение трех дней.

5. После принятия жалобы к рассмотрению открывается дело, которому присваивается номер. Дело по данной жалобе идентифицируется по номеру и дате регистрации. Номер дела и дата его регистрации сообщаются заявителю в уведомлении о принятии его жалобы к рассмотрению.

6. Корреспонденция, поступающая к Уполномоченному после ее регистрации, расписывается по открытым делам и приобщается к ним с внесением реквизитов в опись материалов конкретного дела, хранящихся в этом деле.

7. Часть утратила силу с 21 марта 2015 года - Закон города Москвы от 25 февраля 2015 года N 2 ..

8. В случае если в процессе изучения жалобы и прилагаемых к ней документов выяснится, что жалоба подана лицом, не указанным в статье 8 настоящего Закона, жалоба и прилагаемые к ней документы возвращаются указанному лицу. Возвращение жалобы не препятствует обращению с ней лица, указанного в статье 8 настоящего Закона, к Уполномоченному по тому же вопросу в общем порядке.

Статья 11. Рассмотрение Уполномоченным жалоб по существу

1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный:

1) запрашивает у заявителя дополнительную информацию, документы, подлинники документов для ознакомления, письменные и устные разъяснения, дополнения, уточнения, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;

2) запрашивает и получает от органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;

3) при предъявлении удостоверения в установленном порядке посещает органы государственной власти и органы местного самоуправления, встречается с их должностными лицами для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;

4) принимает с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

5) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в том числе о действиях, направленных против субъектов предпринимательской деятельности и имеющих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации ;

6) осуществляет иные необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые им сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения.

3. По инициативе Уполномоченного могут быть созданы рабочие группы с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления для рассмотрения обращений Уполномоченного.

4. При рассмотрении жалобы Уполномоченный вправе привлекать как на возмездной, так и на безвозмездной основе экспертов, способных оказать содействие в полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалобы.

5. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы персональные данные, сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 12. Результаты рассмотрения жалоб Уполномоченным

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, в случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Уполномоченного. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

4) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган или организацию, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении конкретных должностных лиц или служащих (работников) этих органов или организаций, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;

5) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган или организацию, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, рекомендации по принятию необходимых мер в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Статья 13. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами

1. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и иными должностными лицами.

2. Уполномоченный вправе:

1) направлять в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере его деятельности;

2) направлять Мэру Москвы мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти города Москвы;

3) участвовать в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, касающихся предпринимательской деятельности, готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов;

4) в установленном порядке участвовать в заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий и рабочих групп, заседаниях Правительства Москвы, коллегиальных совещательных органов при органах исполнительной власти города Москвы по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

5) обращаться к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления по иным вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий.

Статья 14. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Мэру Москвы.

2. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Мэру Москвы доклад о результатах своей деятельности за истекший период, содержащий в том числе оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

3. Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в Московскую городскую Думу, а также иным должностным лицам по списку, утвержденному Мэром Москвы.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 4. Организация деятельности Уполномоченного

Статья 15. Обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Материально-техническое и организационно-хозяйственное обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляет Управление делами Мэра и Правительства Москвы.

2. Правовое, научно-аналитическое, информационно-справочное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет его аппарат.

3. Помещение для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляется Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного, его аппарата и экспертов, привлекаемых на возмездной основе, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Средства на эти цели предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы.

2. Денежное содержание государственных гражданских служащих в аппарате Уполномоченного устанавливается на уровне денежного содержания государственных гражданских служащих в Аппарате Мэра и Правительства Москвы.

3. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате Уполномоченного должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 17. Совещательные органы при Уполномоченном

1. Для согласования и разработки мер по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности из числа лиц, обладающих необходимыми познаниями в данной деятельности, а также авторитетом среди предпринимательского сообщества, на общественных началах создается Общественный совет при Уполномоченном.

2. Положение об Общественном совете, его количественный и персональный состав утверждаются Уполномоченным.

3. Уполномоченный вправе создавать иные экспертные, консультативные советы, рабочие группы и другие совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций.

Статья 18. Информация о деятельности Уполномоченного

Информация о деятельности Уполномоченного размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Мэр Москвы
С.С.Собянин



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"