• Низкие цены на недвижимость. Комфортабельные апартаменты на берегу Средиземного моря обойдутся вам от 30000 евро. Цены значительное ниже, чем в остальной Европе.
  • Низкие цены на все. На северном Кипре и продукты питания и налоги ощутимо ниже, чем в России. При этом цены на остальное находятся на таком же уровне.

Если подводить итог, то Северный Кипр — это идеальная вариант для жизни, и не только при наличии проблем с законом в России.

Грузия - полный отказ от дипломатических отношений с Россией

Это может показаться странным, но Грузия не только является страной, не выдающей преступников России. Грузия является государством, которое разорвало все дипломатические отношения с Россией. Это является следствием вооруженного конфликта, который произошел в августе 2008 года в Южной Осетии. Несмотря на то, что режим в Грузии давно сменился и отношения между странами стали заметно теплее, грузинская сторона не спешит восстанавливать дипломатические отношения с Россией.

Но как это соотносится с нашим вопросом и почему Грузия возглавляет список стран, не выдающих преступников России. Все дело в том, что подобные запросы шлются исключительно по дипломатической линии, которых на данный момент просто нет. Прямые обращения спецслужб получали вежливые отказы со стороны грузинских коллег.

Получить вид на жительство в Грузии можно несколькими способами, в том числе и при помощи инвестиций в экономику. На данный момент эта сумма составляет всего 100000 евро, но в ближайшее время данный ценз будет поднят в три раза.

Так почему же Грузия проигрывает Северному Кипру, казалось бы более очевидное превосходство в этом плане:

  • Получения вида на жительство на Северном Кипре гораздо более просто процесс. Никакого ценза по сумме нет, можно купить самую дешевую квартиру и остаться жить в этой стране. Также в Грузии не до конца отрегулирован сам процесс, поскольку данный законопроект принят только в этом году.
  • Уровень жизни в Грузии ниже, чем на Северном Кипре. Банально жизнь в центре Средиземного моря выглядит гораздо более привлекательной.
  • Спецслужбам сложнее воздействовать на вас. Несмотря на то, что по официальным линиям идут отказы, спецслужбы могут прибегнуть и к неофициальным методам воздействия.

Однако, если у вас не получается перебраться на Северный Кипр, то Грузия кажется очень интересным вариантом.

Соломоновы острова, Бутан и Косово - государства, скрывающие преступников из России

Эти три страны в списке, не выдающие преступников России, выделены в один пункт по ряду причин. В первую очередь — это неимоверная сложность пребывания или дороги. Рассматривать их стоит только в том случае, если Северный Кипр или Грузия не подходит по каким-либо вариантам.

Соломоновы острова — это государство, находящееся в Тихом океане. Весь парадокс ситуации в том, что с Украиной эта страна заключила договор о дипломатических отношениях. Главная проблема — добраться сюда и получить визу. Вы можете попытаться оформить визу сами, обойдется вам это примерно в 30 долларов, но велика вероятность того, что вы ответа просто не получите. Можете воспользоваться услугами сторонних организаций, они обойдутся вам примерно в 200 долларов. Если вас не пугают эти трудности, и вы хотите жить в тропическом государстве, то Соломоновы Острова могут оказаться неплохим выбором.

Бутан находится глубоко в Гималаях. Эта страна является одной из самых закрытых в мире, дипломатических отношений нет практически ни с кем. А это значит, что Бутан является государством, не выдающей преступников России. Иностранцев здесь не любят, но если у вас есть деньги, то вам будут все улыбаться. Также стоит знать, что в этой стране нет телевидения и интернета. Если у вас есть много денег и вы хотите побыть в тишине, то Бутан будет неплохим вариантом.

Косово, это государство Россия не признает, а значит и не заключает дипломатических отношений. Косово — это дешево и сердито, но нужно помнить, что конфликт на этой земле до конца не исчерпан, а русскоговорящих здесь могут принять очень холодно. Поэтому эта страна является, пожалуй худшим вариантом.

Еще несколько стран, о которых стоит знать

Если с вышеперечисленными государствами всё понятно, то есть еще небольшой список стран, не выдающих преступников России, несмотря на налаженные дипломатические отношения.

  • Великобритания, США, Швеция. Отношения с этими странами всегда были очень натянутыми, отголоски холодной войны слышны до сих пор. А усилившаяся агрессивность российской внешней политики, только обостряет и так не простые взаимоотношения. Как итог — абсолютное большинство запросов получает отказ, ссылаясь на негуманность российских судов и политизированность преследований.
  • Украина. После событий 2014 года Украина не стала разрывать дипломатические отношения, как сделала это Грузия, но практически свела их на нет. Все запросы о выдачи преступников всегда получают отказ, но стоит понимать, что ситуация может измениться в любой момент.
  • ОАЭ. Неожиданно в этом списке оказались Арабские Эмираты. Всё дело в том, что по закону этой страны выдача преступника возможна только в случае, если он является членом ОПГ.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели страны, не выдающие преступников России, а именно список надежных вариантов. Экстрадиция сегодня — это крайне неэффективный инструмент, который, зачастую, работает исключительно на бумаге. Поэтому многие люди, нарушившие закон, себя свободно чувствуют в других странах.

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции - это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:


То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:


Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.


Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.


Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.


Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Выдача преступника (экстрадиция) является правом государства, а не его обязанностью. Однако, в случае заключения двустроннего договора об экстрадиции, право становится обязанностью. (1)

Опять же, существующий договор об экстрадиции не гарантирует выдачу преступника в РФ. Как и отсутствие такого договора не говорит о невозможности экстрадиции. Всё зависит от множества факторов (личных отношений глав государств, к примеру).

Из стран, которые не экстрадируют преступников в Россию, можно назвать:

  • Беларусь;
  • Великобритания;
  • Венесуэла (хотя отдельные случаи имели место);
  • Израиль (хотя были случаи во времена СССР);
  • Китай;
  • Польша;
  • Украина;
  • Швеция;
  • Япония.

Принцип невыдачи своих граждан в рамках экстрадиции законодательно закреплён почти во всех странах мира. Когда-то и где-то этот принцип соблюдается, но не всегда и независимо от наличия договора об экстрадиции.

1 - здесь имеется в виду выдача в РФ граждан иностранных государств.

Не выдают преступников страны , между которыми не заключен договор о выдаче преступников, либо этого не предусматривает законодательство страны.

Страны не выдают преступников и в том случае, если есть основания считать, что требование о выдаче вызвано не фактом совершения преступления, а политическими мотивами.

Поэтому практически невозможно представить какой-то перечень стран, которые никогда не выдают преступников другим странам. Всегда существует множество юридических нюансов, которые и определяют, как поступит страна в том, или ином случае.

Опыт показывает, что спецслужбы и силовые структуры разных стран все равно взаимодействуют между собой в расследовании преступлений, так что главный способ избежать выдачи – не совершать преступлений.

не выдают преступников

Каждая страна вправе сама решать выдавать преступников другой стране или нет, иногда даже бывает так, что страна выдает преступников одной стране, а другой стране не выдает.

Например в Россию не экстрадируют преступников из следующих стран:

И это далеко не полный список таких стран.

Все зависит от взаимоотношениях между государствами и заранее подписанных договорах об экстрадации: в соответствии с ними преступник выдается при определенных условиях. А так каждое государство имеет право не выдавать преступника или выдавать: все зависит от политических обстоятельств.

Подобные вопросы регулируются соответствующими двухсторонними международными договорами и соглашениями между конкретными государствами. В этих договорах указываются подробные процедуры таких действий, порядок экстрадиции и другие вопросы.

Прежде всего это те страны, между которыми нет экстрадиции (договора о выдачи преступников). Насчет России, то это Англия , Швеция и США (основные страны, где они скрываются), а также Белоруссия, Украина, Израиль и другие.

Из каких стран нет экстрадиции в Россию?


Экстрадицией называют форму сотрудничества между странами, при которой преступники, скрывшиеся в другом государстве, подлежат передаче на родину, туда, где их ждет наказание за совершенные преступления. Иными словами, сбежал негодяй за границу, там его поймали и вернули обратно – подвергли экстрадиции.

Правда, дело это хоть и регламентированное соглашениями, однако в экстрадиции государство может и отказать, по каким-либо своим причинам – например, при подозрении в политическом преследовании.

У России заключены договоры об экстрадиции с 65 государствами, а в Конституции закреплена норма, запрещающая выдачу россиян другим странам. 65 – это не так и много, учитывая, что всего членов Интерпола 188.

Все чаще отказывает России полюбившаяся олигархам Великобритания , необоснованно политизируя дела. Все чаще приходится искать беглецов в таких экзотических государствах, как Тринидад и Тобаго, Никарагуа, Камбоджа . Но быть уверенным в том, что скрыться от российского правосудия можно где-нибудь за океаном, не стоит. Вовсе не значит, что стоит сбежать, например, в Венесуэлу , и вас уже «не достать». Если страна, в которой найдено укрытие, заинтересована в выдаче преступника, она, несомненно, сделает это – а при необходимости дипломаты применят все возможные методы, чтобы убедить местные власти в правильности такого поступка.

Что касается США , то и оттуда экстрадируют весьма неохотно. А на фоне обострившихся отношения с Россией и вовсе непонятно, как повернется дело.

Кроме того, собственных своих граждан, провинившихся где-то за рубежом и успевших укрыться «в домике», на родине, могут и не выдать. Другое дело, что их могут судить уже у себя, если сочтут необходимым. Так что получение гражданства в другой стране может оказаться выходом для тех, кто ни за что не желает возвращаться в Россию. Не экстрадируют «своих» Беларусь, Украина, Польша, Япония, Китай и некоторые другие страны.

Совет 1: Страны, из которых нет экстрадиции преступников


Что такое экстрадиция


Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и осужденных к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.

Обязательна ли экстрадиция?


На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.

Договор в запасе


Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.

Земля обетованная


Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.

Место России в обмене преступниками


Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.

Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции


Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции


Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции


Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?


Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения


  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан


Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

Запрос об экстрадиции преступника


Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции


Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции


В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции


Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:


При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.


Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств. С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции. Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

  • Великобритания;
  • Украина;
  • Китай;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Швеция;
  • Япония;

Подобный перечень охватывает лишь , с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось .

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.

Фото с сайта poliksal.ru

Редакция "Право.ru" поговорила с юристами об особенностях защиты доверителей по делам об экстрадиции, а также основных тенденциях в этих процессах. Эксперты рассказали, почему не стоит бежать от российских правоохранителей в Тайланд и какими качествами необходимо обладать адвокату, который хочет спасти своего клиента от выдачи в РФ. По некоторым вопросам мнения спикеров разошлись.

Европейская конвенция об экстрадиции 1957 года, которую подписала и Россия, не допускает выдачу лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Кроме того, нельзя возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток. Именно на эти доводы любят ссылаться адвокаты граждан РФ, которые скрылись за границей от российских правоохранителей.

Когда надо бежать и на что может повлиять ваш адвокат

Обычно побег от уголовного преследования в России происходит в ситуации, когда человека вот-вот должны арестовать. И тогда приходится действовать быстро и решительно: многие просто оставляют все свои дела на Родине и покупают билет на ближайший рейс за границу. Именно так недавно экс-глава "Вымплекома" Михаил Слободин. Однако просто сбежать за границу недостаточно. Ежегодно Генпрокуратура направляет свыше 300 запросов в другие страны, чтобы добиться экстрадиции россиян, которые скрываются от уголовного преследования на Родине. Так что "беглецу" придется доказывать иностранному суду, что в России его может ждать несправедливое разбирательство или даже пытки. О том, по каким правилам идет игра за свободу россиян в экстрадиционных процессах, "Право.ru" рассказали эксперты по таким делам.

Руслан Коблев, управляющий партнер АБ "Коблев и партнеры", считает, что не самый правильный совет от адвоката - скрываться от следствия. Он предупреждает, что бросить все и уехать за границу - это неправильная стратегия: "Важно, чтобы дело на Родине продолжали вести российские адвокаты, которые занимаются экстрадиционными процесами". Защитникам важно с первого дня занять твердую и последовательную позицию, чтобы повысить вероятность на предоставление убежища своему клиенту и отказ РФ в его экстрадиции: "Нужно обжаловать решение о взятии под стражу, оспаривать сам факт возбуждения уголовного дела. Во всех этих документах стоит ссылаться на международные обязательства РФ, подкреплять их решениями ЕСПЧ, заявлять о необъективности следствия, требовать отвода следователя, который ведет дело вашего доверителя". Коблев говорит, что Британскому суду потребуются подробные доказательства политизированности и необъективности следствия: "Если представленные в суд процессуальные документы российских адвокатов не содержат такие утверждения, то судья из Великобритании логично может усомниться в этом факте".

Какими качествами необходимо обладать вашему защитнику

Многое в экстрадиционных процессах зависит от профессионализма адвоката, который ведет ваше дело. Как показывает практика, от него требуются порой самые неординарные качества, чтобы эфективно помочь своему доверителю. Защитники, участвующие в таких процессах, должны обладать набором специальных навыков.

Необходимо иметь контакты в самых неожиданных юрисдикциях и хорошо знать иностранные языки, подчеркивает управляющий партнер ЮК "CLC" Наталья Шатихина . Для российских юристов порой проблематично перестроиться на западный стандарт общения, когда надо быстро реагировать на переписку, готовить документы, осознавать разницу в правопонимании, добавляет юрист.

Дмитрий Гололобов*, приглашенный профессор университета Вестминстера, экс-глава правового управления НК "ЮКОС" и "ЮКОС-Москва", говорит, что работа совместно с западными юристами требует от российских специалистов не только знания основ европейского права и законов страны, куда "отбыл" клиент, но и нестандартного мышления. Он напоминает, что порой важно обеспечить защиту активов своего клиента от финансовых претензий на Западе. В связи с международным обменом информацией и всеобщей деофшоризацией это становится очень и очень сложно, констатирует Гололобов .

"Базовая" стратегия по представлению интересов "экономических беженцев" - это защита всеми допустимыми методами, чтобы затянуть движение дела и появление клиента на сайте Интерпола, считает Гололобов. Это даст возможность доверителю решить свои юридические проблемы в новой стране пребывания.

Распространенные ошибки бегущих от уголовного преследования

Сами бизнесмены, скрывающиеся от российских правоохранительных органов, могут создать себе лишние проблемы из-за своего неправильного поведения в такой ситуации. И тогда даже группе профессиональных адвокатов не удастся спасти своего доверителя от выдачи обратно на Родину. По статистике Национального центрального бюро Интерпола МВД России, в нашу страну ежегодно экстрадируют не менее 50 человек. Кроме этого, люди порой верят неверным стереотипам об экстрадиционных тонкостях, что в дальнейшем играет с ними "злую шутку".

Среди наших предпринимателей, которые обвиняются в экономических преступлениях, бытует ошибочное мнение, что из-за границы их не выдадут, отмечает Коблев : "Но практически все страны континентальной Европы экстрадируют россиян".

Слова Коблева подтверждает и Гололобов : "Олигархические" клиенты уверены, что западные суды обязаны понять их, мол, они совершенно "невиноваты", поскольку в России "все так делают". Экс-юрист "ЮКОСа" отмечает, что такие доверители еще и пытаются активно "управлять" свои делом: "Дёргают адвокатов, постоянно меняя их, потому что ищут "лучших". Выбирают между "политическим убежищем" и стремлением "договориться". Многие на этом теряют драгоценное время, что сильно ухудшает их позицию".

Например, человек уехал в Германию, местные правоохранители получают запрос от Интерпола, задерживают разыскиваемого и доставляют его в суд. Дальше, по сути, два варианта: гражданина могут арестовать либо отпустить под домашний арест или залог. Статистика не самая радужная: в 8 из 10 случаев сразу берут под стражу, отправляя человека в местную тюрьму", - утверждает Руслан Коблев .

Где скрываться от российского правосудия

Пожалуй, самый важный вопрос в теме экстрадиции, который волнует "беглецов", - куда уехать от уголовного преследования в России, чтобы тебя не вернули на Родину. Выбор юрисдикции при "побеге" зависит от самых разных обстоятельств: начиная от материальных возможностей предпринимателя, заканчивая фактом наличия у него второго гражданства.

"До недавних пор подозреваемые/обвиняемые по уголовным делам из России предпочитали скрываться в иностранных государствах, где заранее приобрели недвижимость и имели счета в кредитных организациях", - рассказывает Сергей Токарев, адвокат КА "Кронверкская", бывший следователь по особо важным делам ГСУ СК при прокуратуре РФ . В первую очередь речь идет о европейских странах, продолжает юрист: "Дело не только в схожести менталитетов и комфорте. Выдача таких лиц совсем не производилась либо растягивалась на срок от полугода до пяти лет, когда порой уже истекал срок давности по привлечению к уголовной ответственности". Ситуация изменилась с середины 2000-х годов, когда Европа начала медленно, но верно таких людей выдавать России, говорит адвокат.

Опыт Павла Хлюстова, адвоката, партнера КА "Барщевский и партнеры", свидетельствует о том, что наиболее популярными странами для эмиграции бизнесменов являются Великобритания, Израиль, Франция и США: "Объяснение такого выбора простое - в перечисленных странах скептически относятся к российской уголовной юстиции". Но это не значит, что государства автоматически отказывают в выдаче российских коммерсантов, подчеркивает эксперт: "Напротив, от адвоката требуется собрать убедительные доказательства, подтверждающие правоту своего доверителя".

При выборе надежного убежища Андрей Гривцов, партнер адвокатского бюро "Забейда, Касаткина, Саушкин и партнеры", бывший следователь по особо важным делам ГСУ СК при прокуратуре РФ, советует рассматривать страны со сложившейся современной правовой системой. Государства вроде Таиланда, исходя из его практики, могут выдать задержанного России, даже минуя процедуры экстрадиции, предупреждает юрист: "Например, они могут это сделать в порядке депортации под надуманными основаниями". Утверждения адвоката подтверждает и официальная статистика Генпрокуратуры, так за последние пять лет Таиланд экстрадировал в Россию больше 30 человек.

Следственный опыт Гривцова был связан с двумя экстрадициями, в результате которых обвиняемых успешно выдали и осудили: "От следователя требовалось лишь организовать перевод документов и представить их в генеральную прокуратуру, чтобы передать в другое государство".

Кроме вышеперечисленных стран, "беглецы" нередко выбирают местом убежища Польшу, Швецию или Японию, добавляет управляющий партнер чикагской Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов . Он объясняет такой выбор особенностями законодательств иностранных государств: "Например, Польша обеспечивает более надежную схему защиты от экстрадиции: вопрос о выдаче коммерсанта сначала рассматривается прокуратурой, которая может отклонить просьбу об экстрадиции, посчитав предпринимателя жертвой репрессий. На следующем этапе дело передается в суд, и принятое им решение об отказе в выдаче уже не может оспорить даже глава Минюста. Если же польская Фемида одобряет экстрадицию беглеца, то министр юстиции обретает право самостоятельно решать его судьбу. Глава ведомства может руководствоваться в своих действиях и неправовыми критериями оценки ситуации (учесть уровень демократичности политического строя страны, которая требует экстрадиции или качество соблюдения в ней прав человека)". Более распространенная схема, но не менее надежная - в Израиле. Она исключает из себя Министерство юстиции и представляет собой трехступенчатую процедуру лишь с участием прокуратуры и судебных органов: сначала обоснованность обвинений в адрес беглеца рассматривает международный отдел Генпрокуратуры, затем его дело передается в Иерусалимский краевой суд, решение которого можно оспорить в Верховном суде. За счет этого скрывающийся от российских властей предприниматель получает дополнительные гарантии собственной безопасности. По данным Генпрокуратуры, в этой стране сейчас скрывается не менее 50 человек от уголовного преследования в России.

Высокий процент отказов в Австрии, хотя логику правоохранителей оттуда порой понять сложно, говорит Коблев : "У нас было три экстрадиционных процесса в этой стране, и они сложились совершенно по-разному".

Токарев полагает, что "бегуны" предпочитают скрываться и в тех странах, с которыми у России нет соглашений о международно-правовой помощи в сфере уголовного преследования, например, Белиз. Эта страна просто откажет российским правоохранителям во всех случаях по экстрадиции, ссылаясь на отсутствие заключенных соглашений.

"Убежище" обычно выбирают по двум принципам: 1) Страны, из которых затруднена экстрадиция - в первую очередь, это Великобритания. 2) Государства, где у людей собственность или активы: чаще всего Швейцария, Монако, Франция или США", -резюмирует Шатихина .

Откуда выдачи нет - Великобритания

Все спикеры признают, что чемпионом по отказам является Великобритания. В 99% случаях из Великобритании вас не выдадут. Гололобов называет эту страну "почти несокрушимым юридическим бастионом". Коблев объясняет это в том числе и тем, что прецедентная система права не сковывает судью процессуальными рамками: "Британский судья, когда к нему доставляют задержанного иностранца, выясняет законность его нахождения в стране и возможность внесения залога. Как правило, в ходе рассмотрения запроса об экстрадиции применяется эта мера или домашний арест". Но самым главным преимуществом британского суда является то, что он вникает в суть предъявленного обвинения и его доказанность, отмечает Коблев .

Даже если у вас есть вид на жительство или счета в стране континентальной Европы, то все равно лучше выехать в Великобританию. Его наличие в таком случае даже может создать дополнительные сложности человеку, предупреждает Коблев : "Если у суда возникнет подозрение о том, что россиянин въехал в Великобританию только с целью скрыться от экстрадиции, он может отказать в рассмотрении дела. Суд сошлется на то, что оно должно рассматриваться в государстве ЕС, предоставившем вид на жительство. Тогда человека могут депортировать со ссылкой на демократичность судебной системы этой страны ЕС".

Виза инвестора позволяет получить вид на жительство и гражданство Великобритании выходцам из государств, не входящих в Евросоюз, за достаточно короткие сроки. Россиянину с инвест-визой можно не обращаться с запросом на убежище, так как он уже имеет основания для легального проживания на территории страны. Хотя, ее приобретение в Соединенном Королевстве вовсе на дает предпринимателю иммунитета от преследования со стороны "родной" правоохранительной системы. Бизнесмен в любом случае будет вынужден доказать британскому суду, что в его случае экстрадиция невозможна. Визу инвестора можно получить и с арестованными активами, если ограничения наложены на использование капиталов, размещенных вне юрисдикции Великобритании и ЕС. Средства, которые вы на нее потратите, должны находиться на счетах, зарегистрированных в Соединенном Королевстве или на территории ЕС (прим. ред. - такое положение появилось с 2012 года ).

Что влияет на решение о предоставлении убежища и отказе в экстрадиции

В течение последних 10 лет британские судьи отвергали просьбы об экстрадиции в Россию, мотивируя это плохими условиями в российской тюрьме. Переломной точкой стало решение судьи Говарда Риддла, который рассматривал просьбу о выдаче в Россию гражданина Украины Игоря Кононко. Его обвиняли в мошенничестве и подлоге по делу казахстанского банка БТА. Британский судья отказал в выдаче Кононко, но принял обязательства России относительно условий содержания в местах лишения свободы, отмечает Financial Times . Риддл в своем решении указал, что условия в российских тюрьмах остаются "всерьез проблематичными", но "были предприняты усилия для их улучшения". Такой вывод он сделал на основе допроса английского эксперта, который посещал российские СИЗО. Так что теперь адвокатам надо будет искать дополнительные доводы, чтобы не допустить экстрадиции своих доверителей в Россию.

До 2016 года россияне, чтобы избежать экстрадиции, апеллировали чаще всего к "невыносимым условиям содержания в тюрьмах и следственных изоляторах РФ", подтверждает Козлов . Теперь большинство беглецов, по его словам, использует в британском суде такой аргумент, как "отсутствие шансов на проведение справедливого судебного разбирательства на Родине".

На позицию суда в большинстве случаев влияют как общие представления о сущности российской правоохранительной системы, так и материальные доказательства невиновности бизнесмена, отмечает руководитель уголовной практики юридической компании "BMS Law firm" Тимур Хутов . При этом аргументы первого типа (например, отсылки к ненадлежащим условиям пребывания в СИЗО) в европейских судах могут оказаться даже действеннее вторых, подчеркивает юрист.

Примером эффективного аргумента для британского суда может быть ссылка на систематическое несоблюдение российскими правоохранителями п. 1.1 ст. 108 УПК ("Заключение под стражу"). Эта норма появилась в 2010 году по инициативе прошлого президента РФ Дмитрия Медведева. Она не позволяет заключать под стражу в качестве меры пресечения предпринимателя, которого подозревают или обвиняют в совершении экономических преступлений. Несмотря на такой запрет, российские судьи порой отправляют предпринимателей в СИЗО. Суд Соединенного Королевства может расценить такой факт как грубое нарушение запрета на арест на досудебных стадиях по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности и отказать в экстрадиции. Кроме того, судьи в Великобритании принимают в виде доказательств письменные документы, показания свидетелей и специалистов, поясняет Коблев : "Совместно с британскими адвокатами, ведущими дело об экстрадиции, мы оформляем подобные показания в виде аффидевитов". Последний в англосаксонской юрисдикции представляет собой письменное показание или утверждение о факте, которое дается под присягой. Такой документ гарантирует, что свидетель не откажется от своих показаний в суде.

По словам Козлова , ограничения в отношении коммерсантов, потенциально подлежащих экстрадиции, в большинстве стран минимальны. Чаще всего им просто временно запрещают покидать пределы страны пребывания, а в некоторых государствах ЕС (прим. ред. - например, в Чехии ) отсутствует даже и этот барьер.

Влияние внешней политики и "основная тенденция"

По словам Токарева , несмотря на наличие международно-правового соглашения у России с Украиной, последняя сейчас является надежным убежищем для беглых россиян из-за сложившейся политической ситуации, подчеркивает адвокат: "Количество лиц, скрывающихся от уголовного преследования на территории бывшей республики СССР, стремительно растет с 2014 года".

Козлов считает, что внешнеполитическая конъюнктура влияет на судьбы российских бизнесменов, скрывающихся за границей, достаточно избирательно. Он признает, что украинский кризис сделал эту страну "безопасной гаванью" для беглых коммерсантов, но уточняет: "Власти Украины по-прежнему выдают России представителей криминалитета. Они отказывают в экстрадиции предпринимателей и граждан, обвиняемых по "политическим" статьям". В то же время ряд стран Европы, например Австрия, смягчили свою позицию. Они начали выдавать бизнесменов, которым, помимо прочего, вменялось в вину совершение насильственных преступлений. Аналогичную позицию, несмотря на участие России в сирийском конфликте, заняли отдельные страны Ближнего Востока, в частности ОАЭ, говорит юрист.

Шатихина тоже заметила влияние на процессы экстрадиции от охлаждения в межгосударственных взаимоотношениях: "Раньше были межведомственные связи между МВД Финляндии и Петербурга, когда практиковалось административное выдворение человека до границы, после чего гражданина передавали нашим правоохранителям. В последние годы о такой практике не слышно".

Иной позиции придерживается Гривцов , который считает, что внешполитические условия глобально не повлияли на ситуацию: "Во всяком случае, моя личная статистика отказов в выдаче по европейским странам не изменилась". Он лишь подтверждает, что несколько поменялась тактика защиты со стороны местных адвокатов: "Защитники теперь делают больший упор на политические основания уголовного преследования обвиняемых или плохие условия содержания под стражей".

Гололобов предупреждает о том, что британские суды "очень легко разбираются с финансовыми претензиями к "новым англичанам", арестовывая их активы по всему миру". По его словам, никакое политическое убежище и отказ в экстрадиции от них не спасает: "Перенос акцентов преследования беженцев с потенциально неудачных "уголовных" экстрадиций к чисто экономическому преследованию, от которого очень тяжело защитится, и есть очень четкая тенденция последних лет".

Тем не менее, как подчеркивает Коблев , арест активов, заморозка счетов и ограничение ежемесячных трат происходит по арбитражным процессам, и их не стоит путать с уголовным преследованием.

* - в соответствии с новыми Дмитрий Гололобов высказал свое частное мнение по указанным вопросам.