1.2 Пропорциональная избирательная система

При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Главное, что необходимо сделать при подсчете голосов, - это определить так называемую избирательную квоту, то есть число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Есть самые разные способы определения квоты. Наиболее простой способ - поделить общее количество поданных голосов на число депутатских мест. Например, в округе, где проголосовал 1 млн. избирателей, избираются 50 депутатов. Для получения хотя бы одного мандата необходимо завоевать 20 тыс. голосов избирателей (1000000: 50 = 20000). Итак, квота равна 20 тыс. голосов. Каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз число 20 тыс. укладывается в собранное ею число голосов: так, если партия получила 20 тыс. голосов, то она будет иметь одно место, если 40 тыс. - два и т.д. Допустим, что 3 политические партии участвуют в выборах - консерваторы, либералы и коммунисты. Представим, что голоса избирателей распределились так: консерваторы - 400 тыс., либералы - 360 тыс., коммунисты - 240 тыс. голосов. Мандаты между ними распределятся следующим образом: консерваторы получат 20 мест (количество поданных голосов делим на квоту 400000: 20000 = 20 мест), либералы - 18 мест (360000: 20000 = 18), а коммунисты - 12 мест (240000: 20000 = 12). Таким образом, все места распределены (20 + 18 + 12 = 50). Если в стране используется система так называемых «жестких» списков, то из списка консерваторов (в котором 50 фамилий - по числу мест в парламенте) депутатами станут первые 20 человек (лидер партии - на первом месте, далее следуют партийные активисты), из списка либералов - первые 18, а из списка коммунистов - только 12. Если принято преференциальное голосование (преференция - предпочтение), то избирателю предоставляется право не только выбирать список, который он поддерживает, но и выбирать внутри списка, отмечая тех, кто ему больше понравился галочкой или цифрами (1, 2, 3 и т.д. - в порядке предпочтений).

Сторонники пропорциональной системы к числу ее достоинств относят следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Искажений, которые дают мажоритарные системы и, в особенности, мажоритарная система относительно большинства, здесь нет. Голоса избирателей не теряются. Однако, это достоинство не абсолютно: в тех странах (а к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий 4 или 5-процентный «заградительный барьер» также происходит потеря голосов избирателей. Так, на выборах в Госдуму РФ в 1995 году из-за 5% барьера было потеряно половина голосов избирателей, поданных за партии, которые в итоге не прошли в парламент.

Во-вторых, считают защитники пропорциональной системы, она позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.

Однако критики пропорциональной избирательной системы приводят ряд своих контраргументов. Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы они относят: во-первых, пропорциональная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства.

Во-вторых, противники пропорциональной системы отмечают, что, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных членов. В результате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогда не были бы избраны, если бы баллотировались в округах. Хотя партийные списки и публикуются, избиратели их не читают, а главное - ничего не знают о кандидатах. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе по лидеру. Такая ситуация сложилась на выборах в Государственную Думу РФ в 1999 году. За избирательное объединение «Единство» российские избиратели проголосовали потому, что это объединение открыто, поддержал занимавший тогда пост премьер-министра В.В. Путин - политик с высоким рейтингом доверия. Ни программа, ни идеология, ни даже первые три фамилии в списке не сыграли решающей роли в мотивации избирателей. Значимым был один фактор - поддержка со стороны популярного лидера.

К недостаткам российской системы пропорционального представительства относится непропорционально большое влияние московских групп и организаций. Дело в том, что составление федеральной части списка осуществляется руководством объединения, базирующимся обычно в столице и, к тому же, влияние московского партийного штаба бывает значительным при составлении региональных списков.

В молодых демократиях, где не сформированы сильные и значимые партии, пропорциональная система может дать весьма странные результаты. Личная популярность лидера партии может определенным образом повлиять на расстановку сил в парламенте. Примером этого является победа ЛДПР по партийным спискам на выборах в Госдуму РФ в 1993 году. Эта партия получила первое место на выборах по партийным спискам: за нее проголосовало 22,8% избирателей. Триумф этой партии был связан с личностью Владимира Жириновского - неординарного, яркого и необычного политика. Голосование за партию Жириновского - это своеобразный протест против парламента, не способного, по мнению избирателя, решать насущные проблемы. Как видим, избирателям предлагалось выбирать между партиями и их программами, а они сделали выбор между лидерами. В таком выборе «виноваты» не только сами избиратели, не привыкшее к голосованию за партийные списки, но и сами партии - по сути представлявшие псевдопартийные организации.


Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс)

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.
Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой) Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума)

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест) На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), кᴏᴛᴏᴩый партии нужно преодолеть для того, ɥᴛᴏбы провести ϲʙᴏих кандидатов в парламент; в результате ϶ᴛᴏго мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство ϶ᴛᴏй системы — представительство партий в выборных органах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым . Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

  1. Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от , считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.
  2. Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
  3. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
  4. В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  5. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

  1. Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
  2. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.
  3. При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.
  4. Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.
  5. Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
  6. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
  7. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью - мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) - при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 - для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности - мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage - пестрота) - голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 - в Испании, 4 - в Болгарии, 5 - в Германии и России, 10% - в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между получаемыми голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональной системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

При пропорциональной системе создаются многомандатные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, а избиратель голосует за список своей партии в целом. После того, как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр или избирательная квота , т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов партия получит.

Избирательная квота определяется разными методами :

1) Метод Томаса Хейра . Это самый простой метод. Голоса избирателей в рамках конкретного округа, поданных за списки всех партий, суммируются и делятся на количество депутатских мандатов, подлежащих избранию в данном избирательном округе. Такая квота также называется естественной.

Пример :

Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов:

А) 50; Б) 24; В) 16; Г) 10.

Делим на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов): 100/5=20. Это и есть квота. То есть для того, чтобы партии получить одно место в парламенте, надо получить 20 голосов.

Теперь определим, сколько мест получит каждая из партий.

В) и Г) 0 мандатов.

В итоге распределено 3 мандата, а 2 еще осталось.

Как же распределяются оставшиеся мандаты? Чаще всего используется способ наибольшего остатка , т.е. мандат получает та партия, у кого осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Г.

Может также использоваться способ наибольшего избирательного числа : нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

2) Метод Хогенбах-Бишофа , называемый искусственной квотой. Смысл заключается в том, что к числу мандатов добавляется единица, и это искусственно уменьшает в итоге избирательный метр, что дает возможность распределить большее количество мандатов.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1)=16,6.

В) и Г) 0 мандатов.

Таким образом, нераспределенным остается 1 мандат.

3) Метод Генри Друпа. К числу мандатов добавляется две единицы, что еще больше уменьшает метр.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1+1)=14,28.

В таком случае мандаты распределятся более полно:

А) 50/14,28=3 мандата (остаток 7);

Б) 24/14,28=1 мандат (остаток 9);

В)16/14,28=1 мандат (остаток 1);

Г) 0 мандатов.

Таким образом, распределены все 5 мандатов.

4) Метод делителей Виктора Д’Ондта или правило наибольшего среднего.

В нашем примере это выглядит таким образом:

А - 50 16,6 12,5
Б - 24 4,8
В - 16 5,33 3,2
Г - 10 3,33 2,5

Затем полученные частные размещают в порядке убывания: 50; 25; 24; 16,6; 16 ; 12,5; 12 и т.д.

То число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов (в нашем примере пятое число, т.е. 16, т.к. число мест равно 5), является общим делителем, т.е. избирательной квотой.

Каждая партия получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в собранном этой партией числе голосов.

Конечный результат будет следующим:

А) 50/16=3 мандата (остаток 2);

Б) 24/16=1 мандат (остаток 8);

В)16/16=1 мандат (остаток 0);

Г) 0 мандатов.

Существуют и иные методы.

Второй вопрос касается того, как распределить полученные мандаты среди кандидатов, выдвинутых партией в список. Выделяют три подходы в решении этого вопроса:

1) Метод связанных списков – мандаты получают кандидаты в порядке очередности их расположения в списке, начиная с первого.

2) Метод свободных списков – предполагает преференциальное голосование. Избиратель во время голосования проставляет напротив фамилий кандидатов цифры 1, 2, 3, 4 и т.д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами.

3) Метод полусвязанных списков – один мандат получает кандидат, первый по списку, а остальные мандаты распределяются по преференциям.

Законодательство некоторых зарубежных государств вводит так называемый «заградительный барьер», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5%голосов избирателей всей страны.

! Самостоятельно смотреть, что такое панаширование, блокирование .

Выделяют также систему единственного передаваемого голоса . Она применяется в Ирландии, Австралии, Индии. При этой системе избиратель выбирает одного из кандидатов, указанных в списке, а также одновременно указывает, кому из списка он еще отдает предпочтение. Если кандидат номер один набирает необходимое число голосов для получения мандата, то остальные («лишние») голоса передаются кандидату под номером два.

Смешанная избирательная система соединяет в себе черты мажоритарной и пропорциональной систем.

Так, в ФРГ половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а сенат - по пропорциональной системе.

Если количество избираемых депутатов по двух системам одинаковое, то смешанная система является симметричной, а если разное – то ассиметричной.

Выше рассмотрены лишь основные виды мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, однако в действительности картина выглядит значительно сложнее.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в государстве.

? Смотреть самостоятельно, какие разновидности избирательной системы существуют еще.

Референдум.

Понятие и виды референдума.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус - если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса - если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица.

При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совершенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны. Ими являются лишь вся стран, либо регион.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов, или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Виды :

Общенациональный и региональный;

Конституционный и законодательный;

Консультативный и императивный (решение обязательно);

Обязательный (проведение референдума обязательно) и факультативный;

Утверждающий и охраняющий.

Можно классифицировать и по другим основаниям (например, по инициаторам проведения).

Наряду с референдумом существует также такое понятие как плебисцит . В одних странах эти термины отождествляются, в других применяются оба (Бразилия). Встречается точка зрения, что плебисцит носит обязательный характер, а референдум консультативный, либо плебисцит проводится по наиболее важным, судьбоносным вопросам.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Важное значение имеет вопрос о формуле референдума (то есть о вопросе, выносимом на референдум), так как во многом от постановки вопроса зависит результат голосования. Вопрос должен быть четко и недвусмысленно сформулирован и должен предполагать однозначный ответ.

В законодательстве зарубежных стран могут определяться вопросы, которые не допускается выносить на референдум.