Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании. С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший . Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память. Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении . Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными. Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению : обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат. Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное . Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит. А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале. Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы . В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»). Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала . Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида… Это суеверие работает стопроцентно. За двенадцать года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…». Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье) . Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»). Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там… Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!». Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи! Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего . Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему. Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день . Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…) Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил . Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.) Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»… Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить» . Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество. Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..». Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька? Откуда пошёл этот «земельный» обряд? В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти. В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание , после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи. Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание. К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем: «Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни) , а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви .

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной»

Невероятные факты

Через неделю после Пасхи каждый из нас вспоминает своих умерших близких. Это время называется Радоница.

Мы посещаем могилы усопших родственников, вспоминая о том, какими они были, какую роль сыграли в нашей судьбе при жизни и продолжают играть после своей смерти.


Близкие родственники умершего

Один из самых сложных этапов жизни – это момент, когда умирает любимый человек. Мы скучаем по его физическому присутствию, объятиям и голосу - короче говоря, тем физическим атрибутам, которые мы связываем с нашей семьей, друзьями или близкими родственниками.

Трудно, принять тот факт, что от нас навсегда уходит близкий человек и переходит на следующий этап существования. Но жизнь совершает новый поворот и предлагает вам возможность увидеть другую сторону смерти.

У вас появляется шанс осознать, что ваш умерший родственник был намного больше, чем просто телесным образом: кожей, мышцами и костями. Речь идет о духовной, а не физической составляющей человека.

Ведь тело являлось лишь его земной оболочкой, внешней маскировкой, в которой некоторое время находилась нерушимая сущность человека.

Смерть ваших близких, помимо страдания и горя, приносит вам новое открытие и понимание, вам предоставляется возможность укрепить ваши отношения, связанные с душой близкого вам человека.

Это понимание поможет вам пробудиться и осознать то, что ваши ушедшие близкие это гораздо больше, чем просто физическая оболочка.

Вот 8 важных вещей, которые вы должны понимать про смерть своих близких.

После смерти близких

1. Вы встретитесь с ним снова…



Многочисленные клинические и научные исследования говорят, что после смерти вас ждет воссоединение с вашими ушедшими близкими.

Многие люди, пережившие клиническую смерть, входили в контакт с умершими близкими. Некоторым также удалось испытать это во время сна, используя обычные или более эфирные чувства.

К сожалению, испытать подобный опыт удается лишь единицам. Что нужно делать, чтобы войти в контакт с умершими родственниками? Четкого ответа нет.

Больше молитесь, чтобы суметь почувствовать присутствие ваших близких; медитируйте, чтобы стать спокойным и умиротворенным, таким образом вы сможете почувствовать их едва уловимое присутствие; уединяйтесь с природой, ведь их души везде, где есть тишина и покой.

Проанализируйте всё, что вы знаете о душах умерших и о контакте после смерти с умершими людьми. Вы думаете, такое возможно? Или же вы и сами испытали нечто подобное один или даже несколько раз.


Если у вас есть некоторые сомнения, помните о том, что "духовный" или нефизический контакт всегда невесомый, кратковременный и едва ощутимый, в отличии от контакта физического, который является для нас более привычным и обыденным.

Теперь сделайте несколько глубоких вдохов. Если представится такая возможность, обязательно посмотрите киноленту "Разговаривая с небесами" (Talking to Heaven). Одна из сцен этого чудесного фильма, основанного на книге Джеймса Ван Прага, изображает эпизод с умирающим стариком и его воссоединение с любимыми людьми и домашними животными. Эта волнительная и очень трогательная сцена не может не трогать сердца.

Смерть в разных культурах

2. Празднование, ведь они завершили свою земную жизнь!



Многие культуры отмечают смерть родственника, как самый настоящий праздник, ведь их близкий человек завершил земную жизнь и переходит в лучший мир.

Они также понимают, что рано или поздно произойдет долгожданная встреча с ним, потому что принимают тот факт, что жизнь духовная в отличие от физической, бесконечна.

Такое понимание заставляет испытывать печаль и боль, связанную со смертью близкого, но в то же время почувствовать радость от того, что они закончили земное существование и отправились на небеса.

Если объяснить это более доступным языком, то всё это похоже на сладостно-горькие чувства, как когда молодой человек заканчивает школу: он счастлив, что закончил школу, но грустит потому, что покидает место, ставшее ему вторым домом.


К сожалению, реакция многих людей на уход близкого вполне предсказуемая: сильная боль, страдания и грусть. Мало кому придет в голову испытывать радость, ведь он потерял родного человека.

Согласитесь, радоваться смерти близкого как-то противоестественно и нелогично. Вспомните моменты, когда вы чувствовали противоречивые эмоции и как вы справились с этим.

Совершенно точно одно: в вопросах восприятия смерти человек находится на довольно низком уровне развития, он еще не научился мыслить с духовной точки зрения и воспринимает смерть как физиологический процесс, а не духовный.

Для более глубокого понимания можно привести еще один пример. Представьте себе, как ужасно болели бы ваши ноги после ходьбы весь день в неудобных ботинках. Теперь подумайте, как прекрасно было бы в конце дня скинуть ненавистную обувь и поместить ваши ноги в ванну с теплой водой. Нечто подобное происходит и с телом после смерти, особенно когда человек старый, больной или немощный.

3. Они получают замечательный опыт



Помните о том, что сейчас ваш умерший близкий находится в лучшем мире. Конечно же, при условии, если это не Гитлер или другой подлый злодей, который совершил много плохого при земной жизни.

Вспомните ваши самые лучшие дни, самые счастливые, здоровые и энергичные моменты, а затем умножьте их на миллион. Примерно такие ощущения испытывает на небесах душа ушедшего человека, если при земной жизни он не совершал зла.

Согласитесь, в подобном ключе смерть не кажется уже такой страшной. Душа чувствует себя настолько хорошо, что сливается с этим светом и той чистой энергией, которую излучает другой мир.

Возможно, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. А ведь порой при земной жизни мы привыкли бороться и испытывать множество разочарований, что, как правило, ждем новых плохих новостей.

Вот почему так важно принимать то, что душам наших умерших родственников в загробной жизни живется намного лучше и спокойнее, чем на земле. Они наслаждаются тем светом и той свободой, которую им дали небеса.


Вот еще одна грустная история, которая, все же, имеет очень глубокий смысл. Мать, потерявшая единственного сына, решила исцелить свое горе, помогая другим людям.

Каждую неделю она выносила бездомному человеку миску супа, и каждый раз, помогая бездомному, молча, повторяла имя своего покойного сына и представляла себе дорогое лицо. Она сосредотачивала свои мысли на тех счастливых временах, которые они провели вместе.

Вместо того, чтобы предаваться печали и боли, она решила помогать нуждающимся и вспоминать радостные моменты, тем самым облегчая боль потери.

Как принять смерть близкого

4. Вы можете сосредоточиться на трех важных элементах: на ожидании с нетерпением, радости и благодарности



При потере близкого человека попробуйте сосредоточиться на этих эмоциях. Они помогут вам отвлечься от горя и боли и предаться более добрым чувствам.

Вы можете с нетерпением ждать того момента, когда снова встретитесь со своим любимым человеком, который покинул этот мир. Вы также можете испытывать радость от осознания того, что душа дорогого человека находится в лучшем мире.

Представьте себе, что она находится на красивых зеленых пастбищах и свободна от испытаний и невзгод, которые она терпела при земной жизни.

И вы также должны испытывать благодарность за все то чудесное время, которое вы провели вместе и за все те прекрасные воспоминания, которые у вас остались. Поэтому, когда ваша грусть становится слишком сильной, постарайтесь сосредоточиться на трех этих ощущениях.

Сосредоточение внимания на этих позитивных чувствах облегчает ваше горе и страдания, а также помогут вам вспомнить о том, что жизнь и любовь вечны.


Подумайте о глубокой потере или разочаровании в вашей жизни и о том, как вы могли применить эту тройную формулу в своей жизни.

Вот еще одна история убитой горем матери: Рэйчел потеряла сына менее года назад.

"Прошедшие одиннадцать месяцев были периодом величайшей боли, скорби и страданий, но и самым большим ростом, который я когда-либо испытывала". Удивительное утверждение, не правда ли?

Однако, именно так и получилось в жизни Рейчел. После смерти любимого сына она стала помогать другим детям, у которых нет родителей. Более того, по её утверждению, её собственный сын помогает ей в добрых делах, находясь в другом измерении.

5. Ваши умершие близкие иногда пытаются вам что-то сказать



Каждый из нас слышал, что иногда происходит так, что душа нашего умершего близкого старается передать нам, живущим на земле, какое-то важное послание.

Как же его услышать и правильно растолковать?

Если вы хотите получить сообщение от своих близких, конечно же, вы можете посетить экстрасенса. Есть люди, которые являются посредниками между миром живых и миром мертвых.

Однако, очень многие пользуются тем, что безутешные родственники хотят пообщаться с умершими близкими. Аферисты выдают себя за магов, колдунов и экстрасенсов и просто делают на этом большие деньги, никак не помогая, а наоборот, усугубляя ситуацию.


Вы также можете сэкономить время, деньги и нервы, и не ходить к экстрасенсам. Ведь, по сути, все сообщения, которые нам отсылают души умерших родственником, примерно одинаковые: они просто хотят, чтобы вы были счастливы; знайте, что они живы и здоровы; не беспокойтесь о них; наслаждайтесь жизнью на Земле; и будьте уверены в том, что рано или поздно вы встретитесь с ними снова.

Прежде всего, освободите себя от любого чувства вины, связанного с ушедшим человеком. Возможно, когда-то вы поступили с ним не слишком хорошо, сделали ему что-то плохое или, напротив, не сделали что-то, чтобы ему помочь, не сказали слова любви.

Не вините себя в этом, отпустите чувство вины.

Каждая душа покидает земную жизнь в свое время и не стоит винить себя в чем бы то ни было. Так вы делаете хуже и себе, и любимому человеку, который уже покинул этот мир.

Если вы чувствуете какую-либо вину, освободитесь от этого чувства, которое вас просто пожирает и не приносит никакой пользы ни окружающим, ни вашей собственной душе.

Столь низкие энергетические эмоции могут помешать возникновению более мощных и позитивных энергетических потоков, тем самым отравляя вашу жизнь.


Кроме того, существует множество фильмов на подобную тематику. Примером такой киноленты может быть замечательная картина "Приведение" с Деми Мур в главной роли.

Вспомните, как героиня фильма общалась с духом своего умершего возлюбленного, и как на протяжении всей ленты он пытался раскрыть ей тайну своей смерти.

Постарайтесь освободиться от различных переживаний, связанных с жизнью и смертью. Поверьте, только смотря на смерть, как на очередной этап бесконечной саги жизни, можно почувствовать облегчение и жить дальше.

6. Смерть - важная часть жизни



Мы все задавались вопросом: "Почему мы должны умереть? Почему люди не живут вечно?" Ответ прост: на самом деле мы не умираем, а просто меняем внешнюю форму своего существования.

Это изменение выглядит как страшный конец существования для тех людей, кто смотрит на жизнь только как на земное существование.

Также представьте себе, насколько скучным и удушающим было бы постоянное однообразие. Вот вам простой пример: вспомните какой-нибудь любимый фильм и спросите себя: "Хочу ли я смотреть его каждый день на протяжении целой вечности?" Ответ очевиден: конечно же, нет. Так же и с жизнью.

Души любят разнообразие, пространство и приключения, а не застой и рутину. Жизнь подразумевает вечные перемены. Это отличная установка, когда вы освобождаетесь от страхов и понимаете, что на все есть свои причины.

Признайтесь честно, вы когда-нибудь хотели остановить время? Это естественная мысль, особенно когда, наконец, всё, кажется, начинает идти хорошо. У вас возникает желание остановить это время.


Но небольшое размышление об этом поможет вам понять, насколько это желание неудачное. Если вам нужно больше доказательств, просто посмотрите фильм "День сурка", когда определенные события повторяются снова и снова.

А вот еще одна грустная, но поучительная история: у Марлы умерло трое детей. Казалось бы, женщина должна была впасть в глубочайшую депрессию, но вместо этого она задалась следующим вопросом: " Как я могу помочь другим пережить смерть собственного ребенка?"

Сегодня эта женщина возглавляет группу "Помощь родителям, потерявшим детей". И это является прекрасной демонстрацией того, как мы всегда можем выбрать высокий правильный путь, даже пережив страшное несчастье -потерю близкого человека.

7. Используйте и делитесь дарами, которые вам посылают души умерших близких



В некоторых культурах считается, что когда умирает близкий человек, он посылает вам духовный дар. Многие люди заметили значительнее перемены в своей личности или энергетике после того, как умер кто-то из их близких.

Невозможно знать кого-то хорошо, не получая от него подарков. Мы энергичные существа, живущие в энергетической Вселенной. Все наши взаимодействия приводят к буквальному обмену физическими молекулами и энергетическими узорами.

Представьте себе, что души умерших близких могут передавать свою любовь, идеи, вдохновение тем, кто остался на Земле и кого они очень любят.


Принимайте эти подарки, используйте их, чтобы облегчить своё горе и улучшить себя и окружающий мир.

Этот пункт является особенно важным для понимания некоторых вещей, связанных со смертью любимого человека. Оглянитесь назад, повлияла ли на вас как-то смерть близкого человека, с той точки зрения, что вы стали как-то совершеннее или изменили в себе что-то в лучшую сторону?

8. Возможность положиться на других



Если не всегда, то хотя бы время от времени нам нужно опираться друг на друга и чувствовать поддержку окружающих.

Несмотря на то, что после потери близкого человека люди часто испытывают сильную боль и горе, некоторые из них "не хотят беспокоить других своими проблемами и слезами".

Возможно, вы будете удивлены, но многие, наоборот, будут рады и даже счастливы помочь тому, кто в этом нуждается. Кроме того, когда вы вновь встанете на ноги и ощутите вкус жизни, вы сможете отплатить той же монетой и помочь кому-то другому.

Это простая истина способна облегчить боль потери, а также позволит проявить ваши лучшие качества, такие как доброта и милосердие по отношению к другим.

Существует множество организаций и благотворительных фондов, кто действительно, нуждается в вашей помощи.


Важный совет: если у вас умер близкий человек, очень важно разделить это горе с кем-то, не замыкаться в себе. С кем лучше разделить горечь утраты? Конечно же, в первую очередь, речь идет о родных и близких. Кто как не члены вашей семьи помогут вам справиться с горем? Это также могут быть близкие друзья, знакомые. Некоторым в такой ситуации помогает работа и общение с коллегами.

Ну а если у вас нет рядом близкого человека, с которым можно разделить своё горе, можно обратиться к психологу. Это именно тот случай, когда к нему можно и нужно обращаться за помощью.

Хочется надеяться, что усвоив эти 8 пунктов, человек, потерявший близкого, почувствует себя спокойнее.

Нам очень сложно принять смерть любимых людей, однако, мы можем смягчить боль утраты, поменяв своё отношение к смерти. Не стоит воспринимать её только, как физический процесс, но постарайтесь относиться к ней, как к духовному переходу нашей душу к вечной жизни.

Будьте осторожны и терпеливы к самому себе, когда скорбите и грустите об ушедшем в мир иной родственнике. Постарайтесь сохранить более широкую перспективу понимания и восприятия жизни и смерти, как это описано выше. Это облегчит ваше горе и сделает жизнь светлее и чище.

Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти?

Наверно, каждому человеку хочется верить в то, что его близкие после смерти достигают райских обителей, наслаждаясь райскими благами вместе со святыми угодниками, и совсем не хочется верить в то, что душа человека попала в ад. Каждый раз, слыша от разных людей вопрос о том, можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти, приходится задумываться, чтобы дать ответ на этот, вроде бы не требующий особого рассмотрения, вопрос. Казалось бы, что может быть проще, чем сказать: грешил человек – значит попадет в ад, жил праведно – значит попадет в рай? Но не все так просто. Мы не можем за Бога провозгласить вердикт о загробной участи души. Только Господь творит суд над человеком. Поэтому и все размышления данной статьи имеют право на существование только на правах предположения. В различных культурах можно наблюдать совершенно разные описания загробной участи людей. И даже внутри самой культуры порой встречаются разности в описании жизни души после смерти. Поэтому в данной статье я постараюсь рассмотреть вопрос, озвученный выше, только в свете православного вероучения о загробной участи человека.

Итак, что же мы знаем о жизни души после смерти? Священное Писание учит, что после смерти человека душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», – сказал Христос (Мф. 22, 32; Еккл. 12, 7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (2 Пет. 1, 15; Фил. 1, 23; 2 Тим. 4, 6; Деян. 13, 36). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше. Говоря академически, по церковному учению, первые три дня душа проводит на земле, вблизи тех мест, где она жила. С третьего по девятый день возносится для поклонения Богу и знакомства с красотами рая. С девятого по сороковой день она смотрит ад, после чего наступает время частного суда Божия. Разлучение души от тела носит временный характер – до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. Поэтому достигнуть всей полноты наслаждения райскими благами или подвергнуться адским мучениям человек может только после Суда. Сейчас же души умерших людей находятся в ожидании Второго Пришествия Христова. О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18). Хочется особо отметить, что человеку будет дано не новое тело, а душа соединится именно с тем телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленное и нетленное, приспособленное для новых условий бытия. Таким образом, Бог удостоит всей полноты райского блаженства или навечно заключит в геене огненной именно человека, а не только его душу. Мы веруем, что окончательная судьба человека до Страшного Суда еще не определена, поэтому Церковь призывает молиться за своих верных чад, таким образом даруя грешникам облегчение адских мучений или прославление праведников в райских обителях. Поступая таким премудрым образом, памятуя о том, что у Бога все живы (Лк. 20, 38), Церковь не дает конкретного ответа для каждого человека на вопрос о том, куда попадает его душа после первых сорока дней после смерти, оставляя это только на милость Божию. Однако мы можем сказать с уверенностью – души людей пребывают либо в раю, либо в аду. Об этом говорят свидетельства людей, милостью Божией еще до смерти удостоившихся видений райских обителей или геены огненной. Вот свидетельство Сальвия Альбийского, галльского иерарха VI века, который вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня: «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца, и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих. Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие – в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье. Затем голос из облака сказал: «Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви». А я пал ниц на землю и заплакал. «Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?» Но голос ответил: «Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда я, плача, пошел обратно через ворота, в которые вошел». Сальвий Альбийский видел множество людей, насельников райских обителей. Несомненно, это были души тех людей, которые своей богоугодной жизнью сподобились пребывания в раю.

В свидетельствах о видениях ада также есть места, говорящие о том, что души грешников пребывают там в ужасных мучениях. Вот, к примеру, рассказ из книги «Из писем Святогорца»: «Один расслабленный, промучившись много лет, наконец взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: «Твои грехи требуют очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай». Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него. Но вот наконец появился Ангел и спросил: «Каково тебе, брат?» – «Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!» – «Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два часа». Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. «Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость». Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже». Интересно то, что в аду грешники заняты исключительно собой и своими мучениями, в то время когда в раю совершается непрестанное всеобщее прославление Бога. Это, по всей видимости, происходит в силу пристрастий душ ко греху, проявления гордыни и страстных желаний, которые и при жизни заставляют человека думать только об услаждении собственного «я». Логично было бы предположить, что у каждого грешника будет «свой» ад, «свои» мучения, основанные исключительно на собственных грехах. В раю же непрестанное славословие и прославление Бога является вполне логичным и правильным завершением земной жизни праведника, всей своей жизнью старавшегося угодить Богу и быть ближе к нему.

Итак, рассмотрев православное учение о посмертной участи душ человеческих, стоит вспомнить и о том, что далеко не все наши близкие являются добропорядочными православными христианами, чающими наследовать Царство Небесное. Да и вообще, большинство людей нельзя отнести ни к отъявленным грешникам, ни к абсолютным праведникам. Одно мы знаем точно – безгрешных людей не бывает. Тем не менее большая часть наших современников живет, следуя каким-то своим внутренним принципам, некому моральному кодексу, обычно привитому родителями с самого детства. Но при этом они не считают нужным каким-то образом проявлять свои чувства по отношению к Богу. Обычно позицию этих людей можно определить в одной фразе: «Я верю в Бога, но не мешайте мне верить так, как я хочу, и не навязывайте мне то, что я должен делать». Позиция, скажем, не самая правильная, но все же требующая рассмотрения и поправки, т. к. некоторая часть людей, размышляющих подобным образом, в итоге все же попадают в Церковь и становятся добропорядочными православными христианами. Можно с уверенностью сказать, что моральные устои этой категории людей имеют свое основание именно в Священном Писании, в заповедях Божиих. Но недостаточность религиозного образования, либо полное его отсутствие, оставляет этих людей на перепутье в поисках истинной веры в Бога. Обычно они либо начинают упорно искать Бога, причем зачастую ищут в сектах или оккультных учениях, либо, вконец запутавшись, вообще оставляют это занятие и предпочитают верить в некого абстрактного Бога, Который вроде бы есть, но в то же время Он никак не влияет на их жизнь. В таком случае хочется вспомнить слова ап. Иакова: «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 18–26). Что пользы человеку, если он верит в Бога, но ни на йоту не приближает себя к Царству Небесному?

Есть и другие люди – это представители иных религиозных верований, а также люди, вообще не верящие в Бога, атеисты. Думается, что в случае с последними все более или менее понятно – отрицание существования Бога или даже воинственное отношение к вере и верующим не могут не сказаться на загробной участи этих людей. Достаточно вспомнить, к чему привело грехопадение первых людей, преступление всего одной заповеди воздержания. В жизнь людей вошла смерть, и потребовалась Искупительная Жертва Спасителя, чтобы вновь открыть людям двери в рай. Так к чему же может привести полное отрицание этой Жертвы, отрицание Самого Создателя? Такая позиция отрицания Бога в некоторой степени аналогична отрицанию существования собственных родителей либо пренебрежение ими. Если человечество смотрит на людей, не чтущих своих родителей, минимум с осуждением, а максимум с презрением, то каково же должно быть отношение Божие к этим людям? Поэтому вполне логично утверждать, что атеисты никак не могут наследовать Царство Небесное. Тем более что они в него и не верят. О представителях иных верований мы и вовсе ничего не можем сказать, кроме как повторить слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Думается, что самым правильным было бы более не углубляться в размышления о загробной участи атеистов и иноверцев, памятуя слова ап. Павла: «внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13), а просто привести отрывок из повествования чудесного откровения Ангелов Макарию Александрийскому: «С душами же, не принявшими Святого Крещения, так не бывает. По разлучении этих непросвещенных душ от тела неумолимые Ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: «Сюда иди нечестивая душа, познай же ныне, осужденная на вечную муку». И восхищают ее до первого неба, поставляют и показывают издалека славу Ангелов и всех небесных сил, говоря: «Всех сил Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась».

Стоит обратить внимание читателя на еще один, на мой взгляд, немаловажный момент в вопросе о загробной участи души. Обычно после смерти родственника близкие хотят знать, какова участь его души. Это желание знает диавол, и он может показать умершего человека в добром состоянии, в белых одеждах, в раю. Это может произойти во сне, когда человек наиболее уязвлен. Такой обман близкие умершего могут не заметить, особенно если они желают увидеть его во сне или просто надеются увидеть какой-то знак, говорящий им о загробной участи умершего. Поэтому святые отцы строжайше запрещают желать видеть во сне умершего. Если мы увидим его (как его может показать бес) во святых, то у нас прекратится желание за него молиться, мы будем думать, что он уже в раю. А на самом-то деле это может быть далеко не так, и душе почившего в этот момент, наоборот, очень нужна молитва. Поэтому Церковь и призывает нас, невзирая на ни на что, молиться об усопших, а Господь Сам все управит, если будет на то Его Святая воля.

Но, бывает, для поддержки духа некоторым людям Господь показывает участь души. Однако бывает это крайне редко. Вот один такой пример: «У одной дочери умер отец, и она увидела его мертвым. Она начала сильно молиться за него, и ей снова было показано, что он потихоньку стал оживать. Она постоянно подавала на Божественного Литургию в его поминовение, и через сорок дней она увидела, что он встал с одра болезненного – весь в язвах. Она снова несколько лет молилась, и Господь показал ей – эти язвы начали заживать. Она молилась еще, и однажды она увидела отца в белых одеждах; он улыбнулся и сказал: «Спасибо, дочь, тебе за твои молитвы, за милостыни, за Псалтырь – за все доброе»«(Казанская епархия, www.kazan.eparhia.ru). Этот пример очень ярко показывает, как необходима молитва душе умершего.

Протоиерей Валентин Уляхин пишет: «Так Господь устроил душу человека, что она способна воспринимать некое веяние, находясь в тонком сне. И особенно это касается посещения нас усопшими, когда во сне – а такие сны нельзя отвергать, хотя и не нужно принимать к сердцу – к нам приходят усопшие и просят о молитве. О таком общении с усопшими мы читаем в житиях многих святых. И молитва веры, особенно соборная молитва Церкви, творит чудеса…

Улучшается положение того, за кого молишься. Я думаю, Господь таинственно, через смерть творит чудеса: приводит людей к познанию Своего святого имени и через молитву Церкви улучшает положение тех, кто, казалось бы, совершенно безнадежно уходит в вечность».

Утвердившись в православном учении о загробной участи души, укрепляясь верой в то, что Господь волен сотворить чудо, даруя грешнику ослабление адских мучений по молитвам Церкви за него, будем «чаять воскресения мертвых и Жизни Будущего Века», когда все мы сможем самолично увидеть Владыку Христа и получить по своей вере и делам на Страшном Судищи Христове.

Иерей Дионисий Свечников

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший . Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении . Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению : обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное . Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы . В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала . Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье) . Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего . Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день . Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил . Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить» . Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание , после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни) , а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви .

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

Если человек после смерти оказывается неспособным покинуть мир, его душу принято называть неупокоенной. Дух неупокоенного, или мытаря, как бы зависает между двумя мирами: небом и землей.

Какие души относятся к неупокоенным

Такое нередко происходит с теми людьми, которые ушли из жизни при трагических обстоятельствах. Обычно к мытарям относят:

  1. Те души, чья смерть была вызвана эпидемией, военным конфликтом.
  2. Жертвы правонарушителей, которые не могут принять факт собственной смерти и отказаться от обитания в земной жизни.
  3. Самоубийцы, так как их всегда хоронят без отпевания.
  4. Абортированные дети.
  5. Личности, накопившие за свое воплощение серьезный кармический долг, или же не выполнившие своего предназначения.

В отношении тех душ, что умерли насильственной смертью, существует старинный славянский термин – «заложные» мертвецы. Именно данная группа мытарей считается наиболее опасной для живых. Если человек погибал естественной смертью, он мог стать покровителем для оставшихся на земле родственников.

Тот же, кто погиб насильственным образом, превращается духа-навь, или «заложного» покойника. По своей природе навьи близки к темной силе. Нередко они приходят к родственникам, мучают их во сне. Древние славяне верили, что духи-навьи могут даже оказывать влияние на природу: вызывать сильный ливень или, напротив, засуху. О том, как изгнать навь, будет рассказано ниже.

Внезапно возникающие странные заболевания, неудачи, необъяснимая с точки зрения логики смерть человека – все это является следствием оттока жизненных сил у живых в вакуум мира мертвых, пространства между Небесами и материальным миром.


Этот отток происходит по причине соседства с неупокоенной душой. Поэтому изгнать мытаря, равно как и внутренне отпустить умерших родственников, означает предотвратить многие беды.

Признаки присутствия неупокоенной души

Понять, что в жилище завелся мытарь, можно по следующим признакам:

  • Дом погрузился в мрачную атмосферу. Даже если в жилище был сделан хороший ремонт, или в него попадает достаточное количество света, находиться там становится тяжело.
  • Жильцов не покидает ощущение, что в доме кто-то есть. Чувствуется, что некто постоянно следит за каждым шагом, ходит из комнаты в комнату.
  • Даже если в помещении тихо, начинают раздаваться непонятные звуки.
  • Если в доме зажечь восковую свечу, она начинает сильно трескаться и коптить.
  • Домочадцы постоянно страдают от сильной слабости, недомоганий, кошмарных снов. Тематически сновидения обычно связаны с покойниками, нечистой силой, кладбищами.
  • Один или несколько домочадцев проявляют болезненное пристрастие к наркотикам, пьянству. Возможны и попытки покончить с собой.

Необходимо помнить, что мытарь в мире живых все же является гостем, так как статус живого человека им был утрачен. А житель дома, напротив, является полноправным хозяином. И если проявляются признаки присутствия неупокоенной души, это значит, что нарушенный барьер между тонким и материальным миром необходимо «залатать».


Если неупокоенная душа каким-либо образом даст о себе знать (стукнет дверью, подаст голос или даже явится), следует уверенно и во весь голос произнести: «Это мой мир. Вон отсюда!». В эти слова следует вложить все свои эмоциональные переживания: страх, если он есть, злобу за нарушенный распорядок дня и т. д. Громкий звук своего голоса поможет вернуть чувство реальности, а также способность правильно оценивать ситуацию.

Как упокоить душу при помощи церковных способов

Активность мытаря можно если не нейтрализовать полностью, то существенно ослабить при помощи церковных обрядов. Для этого необходимо:

заказать в 12 храмах службы за упокой человека;

в канун проведения служб ставить минимум 3 (чем больше, тем лучше) свечей за мытарствующую душу;

ставить свечи по родительским субботам, в день рождения и смерти мытаря;

заказать отпевание в нескольких монастырях.

Биоэнергетический способ

Можно воспользоваться и таким методом: визуализировать колодец с черной водой и мысленно отправлять туда неупокоенную душу. Колодец этот следует закрыть. Мытарь обязательно будет сопротивляться, пытаться снова побеспокоить жителей помещения через сны. Но несмотря ни на что следует упорно повторять визуализацию.

Мысленно «закрывать» колодец можно как угодно – с помощью тяжелого люка или заваливая его камнями. Оставшееся время про мытаря нельзя думать или вспоминать. Выполнять биоэнергетическую визуализацию следует всякий раз, когда неупокоенная душа напомнит о себе – померещится, или же подаст звук.

Заговор на изгнание «заложного» мертвеца (навьи)

Стоя перед зеркалом, завязывают три узла, одновременно произнося слова:

«Коль в жилище сем неупокоенный был, да тамо не останется. Худой да злородный, коль к народу честному прицепится, да отвадится. Покойник приидет, да в гладь зеркальную уйдет. Меня ловити да распытати начнет, да обыщется, да распытается. Зеркало ему могилой сделается, да снова он в нем навек схоронится. Сим погостом дерзость его и отнимется. Заговором запечатано, узлами твердыми вязано. Тогда лишь отменится, коль узел сей урешитися. Именно!».

Затем отправляются на кладбище. На территории кладбища на любом перекрестке сжигают завязанную веревку.

Следующий метод был предложен сибирской знахаркой Натальей Степановой. Он может применяться как для избавления от неупокоенной души, так и для снятия одержимостей, сглаза и порчи.


Все действия ритуала выполняются в один день. В трех храмах следует заказать сорокоуст на мытаря. Там же, около входа в церковь, подать трем нищим подаяние.

Затем отправляются на кладбище, где необходимо отыскать три безымянных захоронения. На каждое из них кладется по новому полотенцу.

Каждой из могил следует отвесить земной поклон, и произнести слова:

«Как у тебя, покойник, тело остыло,

Как тебя, покойник, все живые позабыли,

Так чтобы и мытарь меня беспокоить перестал,

Навек забыл, навек от меня отстал. Именно!».

С кладбища уходят, не оборачиваясь и ни с кем не разговаривая.

Следующим заговором может воспользоваться женщина, которой пришлось сделать аборт. Молитва будет полезна и в том случае, если душа неупокоенного ребенка беспокоит мать, и в том, если сама женщина не может простить себя за содеянное.

Читаются слова каждый день в течение 40 дней.

«Господи Иисусе, смиренно прошу тебя я, раба Твоя (имя), смилосердствуйся надо мною, и очисти грех мой великий. Пресвятой отче Иоанне Крестителе! Крести чадо мое, убиенное мною и дыхания жизни лишенное во чреве. Выведи его на свет Господень из вечной тьмы, и введи во пресвятое и всеславное Царствие Господа Иисуса Христа. Пресвятая сподвижнице и великомученице Варваре! Молю тебя, приобщи ко Царствию вышнему чадо мое убиенное. Пресвятой Иоанне Крестителе, моли Господа обо мне, и избави меня, детоубийцу, от Страшного Суда Божия. Не откажи мне, Господи Боже, услыши моление мое. Аминь».


От беспокойства мытаря, который обрел этот статус вследствие насильственной смерти, живой человек может избавиться относительно быстро. Если же речь идет о родственнике, к которому человек слишком сильно привязан, здесь не обойтись без глубокой внутренней работы, направленной на отпускание души человека.

Ведь через 40 дней дух, который не пустили на Небеса, теряет свою память. Все, чем он питается по прошествии этого срока – эмоции его близких людей.

В статье присутствует древнеславянская лексика.