В этой статье расскажем и покажем, как сфотографировать звездное небо, статья будет полезна новичкам – путешественникам или профи, которые не привыкли фотографировать на отдыхе только себя и достопримечательности разных стран мира. Начинаем делать разнообразие в фотографии и начнем с вопроса как сделать фотографию звездного неба.

Теперь определимся с вариантом отображения звезд, можно сделать так, чтобы звезды были еле видны, а можно сделать так, что звезды будут видны как множество прожекторов отчетливо видных на темном фоне, еще один вариант фотографии звездного неба – это съемка движения звезд, при таком варианте у вас получатся целые треки звезд. Все выше описанные варианты требуют определенного момента выдержки. Первый вариант подойдет, если в настройках фотоаппарата выставить выдержку от 10 до 30 секунд. Второй вариант потребует настройки выдержки времени от 30 секунд до 1 минуты и третий вариант от 5 минут выдержки до нескольких часов.

Еще один отдельный вариант фотографирования звездного неба — это профессиональный вариант, который в среде фотографов называют Timelapse, данное направление все больше становиться популярным среди фотографии. Секрет данного варианта в том, что вы фотографируете один пейзаж очень длительное время, иногда даже несколько дней. Фотография делается с перерывом примерно в 1 секунду, потом это все склеивается в специальной программе по обработке видео, количество фотографий для видео ролика в 1 минуту составляет от 1000 штук.

Дадим небольшой совет, если покупайте зеркальный фотоаппарат с рук, обязательно спросите, не снимался ли timelapse на ваш будущий фотоаппарат, все дело в том, что после такого варианта съемки у многих фотоаппаратов отказывает механизм затвора, который дополнительно вам обойдется в ремонте круглой суммой.

Что нужно для фотографирования

Вернемся к вопросу – как сфотографировать звездную бездну. Следующим атрибутом для фотографии звездного небосвода нам потребуется фотоаппарат, как выбрать фотоаппарат мы уже рассказывали , далее потребуется светосильный объектив, не знаете как выбрать объектив, тогда читайте нашу , ну и последний атрибут – штатив. На счет штатива сразу стоит предупредить, если снимаете в зимнее время, установите штатив на мерзлую землю примерно минут на пять. Такой прием дает штативу остыть и ножки штатива окончательно закрепляются в земле, тем самым фотография на длинных выдержках получается не смазанной.

Итак, для открытия вопроса нам нужно: фотоаппарат, объектив, штатив, ночь, аккумулятор и желательно пульт для спуска затвора. Для тех, кто не знает что такое спусковой пульт – обычный пульт для профессиональной съемки на длительных выдержках, многие фотографы такой пульт называют – тросик.

Дадим совет про аккумулятор, так как съемка на длительных выдержках очень быстро расходует аккумулятор, то для съемки нам понадобиться либо полностью заряженный аккумулятор, либо еще один запасной. По техническим данным расход энергии на длительных выдержках в 10 раз больше чем при обычной съемке, делайте выводы, нужен ли вам запасной аккумулятор.

Итак, дождавшись наступления ночи начинаем фотографировать ночной пейзаж. Начнем с выставления правильных настроек, следуйте нашим советам и записывайте себе в шпаргалку. Обязательно нужно открыть диафрагму на максимально допустимое значение. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, максимальное значение диафрагмы для данного объектива 2.8, можно взять объектив с еще большей светосилой.

Теперь убедитесь, что вы находитесь в полной темноте, никакого света городских фонарей и близ лежащих домов не должно быть, то есть дополнительные источники света должны быть исключены полностью, только ночь, без единого источника света. Второй момент, съемка звездного неба должна производиться только до выхода луны с горизонта, иначе дополнительный источник света не даст вам увидеть звезды и просто их засветит.

Из настроек фотокамеры мы уже рассказали про максимально открытую диафрагму, которая даст максимально точно увидеть звезды на фотографии. В фотоаппарате выставляем выдержку не менее 5 секунд и ISO не менее 640 в зависимости от объектива, все это делаем на штативе заранее основательно установленном на земле. Если нет штатива, что в нашем случае было не раз, то спасает обычная твердая неподвижная поверхность, на которую можно положить фотоаппарат объективом вверх, главное не поцарапать дисплей фотоаппарата.

Для того, чтобы съемка была качественно сделана, нужно исключить смазанность фотографии при съемке с длительной выдержкой нужно установить тросик с пультом управления у которого есть кнопка спуска затвора, на которую вы нажимаете когда готовы фотографировать. Но мы обходимся более простым вариантом, ставите задержку съемки на 10 секунд в настройках фотоаппарата и отходите, за 10 секунд фотоаппарат перестанет трястись и встанет в неподвижное состояние. Надеемся вы поняли, о какой задержке идет речь, с такой задержкой любят фотографироваться всей семьей, задержку ставят, чтобы успеть собраться всем перед объективом фотокамеры.

Выдержка при фотографировании звездного неба

Если вы ставите огромную выдержку, то звезды начинают иметь вид полосок и правильно земля же вертится, если поставить маленькую выдержку, то звезды будет плохо видно. Как же поймать тот момент? Два способа: способ проб и ошибок и второй способ – правило 600. Первый способ фотографирования звездного неба всем понятен, пока не попробуешь все варианты с настройками фотоаппарата, не поймешь что точно нужно.

На счет второго способа поговорим подробнее, правило 600 говорит нам о делении числа 600 на фокусное расстояние объектива. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, это значит, что 600 делим на 15мм, получаем выдержку 40 секунд. Для фотоаппаратов с кроп матрицей конечный результат нужно поделить еще на 1.6 получим выдержку 25 секунд.

Какую диафрагму выставлять при съемке

Самый оптимальный вариант фотографирования звездного неба – это максимально открытая «дырка» для вашего объектива, чем более светосильный ваш объектив, тем лучше. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, светосила данного объектива 2.8, идеальным вариантом объективов для съемки звездного неба считается светосила 1.8 – 2.8.

Какая должна быть фокусировка?

Автоматическая фокусировка ночью навряд ли будет работать на все 100 процентов, поэтому не ломая голову как сфотографировать и не мучаясь переходим на механическую фокусировку или по-другому называется ручной фокус. Советуем ставить фокус в самое крайнее положение в бесконечность фокусировки. Совет по фокусному расстоянию, на примере фокусного расстояния 15mm мы уже вычислили выдержку 40 секунд для полного кадра и 25 секунд для кропа.

Так вот это правило действует до расстояния 50mm, далее чем больше фокусное расстояние, тем намного меньше должна быть выдержка, простым языком можно сказать так – чем больше фокусное расстояние (от 50 мм …), тем ближе к нам звезды, а значит и выдержка большая нам не нужна.

Параметры при съемке ночного неба

  • лучше всего использовать объективы 14 или 16 mm.,
  • параметры ISO выставляем на 200, далее, если ничего не будет видно, то будем повышать значение до ISO 400,
  • открываем диафрагму от f4 до f5.6,
  • выдержку рекомендую подбирать в ручном режиме, яркость должна соответствовать задумке автора. Если выдержки мало (в большинстве аппаратов она не более 30 сек.), то увеличиваем ISO до 400 или более,
  • что касается фокусировки, то ночью с этим проблема, поэтому переходим на ручной режим фокусировки.

Как снимать timelaps e

Для начала поговорим о программе для склеивания огромного количества отснятого материала, на самом деле таких программ очень большое количество и почти все они бесплатные. Но для новичка в этом деле советуем простую и удобную программу Startrails Version 1.1. Скачать ее можно везде и бесплатно, так что ссылку не будем выкладывать.

Снимать таймлапс, очень кропотливая и долгая работа, которая требуется огромного количества нервов и свободного времени, у нас на такой вид фотографирования звездного неба уходило 2 ночи, за это время мы сильно выматывались, но попробовать это вид съемки вы просто обязанный, это очень большой шаг к профессиональной фотосъемке, да и очень увлекательное мероприятие вас ждет.

Примерно на 10 секунд видео ролика в режиме timelapse вам нужно будет отснять 100 фотографий. Примерные настройки фотоаппарата, которыми мы пользовались, при том что вы снимаете в полной темноте без единого мешающего вам источника света таковы: ISO 1000, фокусное расстояние 15mm, максимально открытая диафрагма 2.8, выдержка 30 секунд. Продолжительность ночной работы для 10 секундного ролика примерно 50 минут.

Теперь немного математики, для того чтобы снять 10 минутный видеоролик в режиме timelapse нам потребуется много времени. 1 секунда видео содержит 24 кадра, в минуте 60 секунд, 60 * 24 = 1440 кадров, в 10 минутном видео ролике содержится 14440 кадров (1440 кадров * 600 секунд). Снимая каждую фотографию с выдержкой 30 секунд делая паузы в 1 секунду, мы получим 31 секунду * 14440 кадров = 447640 секунд или 124 часа рабочего времени.

Именно столько уходит времени, чтобы снять качественный видео ролик, но еще больше уходит сил и средств на восстановление оборудования после такой работы. В заключении несколько советов при фотографировании. Обязательно не должно быть луны, снимайте до ее появления, иначе получатся засветы и звезд не будет видно. Снимайте подальше от городских огней, фонари также все засвечивают и ничего не буде видно.

Берите с собой тряпочку для протирки линзы объектива, ночью очень часто бывает влажно и запотевание вам обеспеченно. Далее, при длительном фотографировании матрица любого фотоаппарата начинает нагреваться, в следствие этого, на фотографии появляются шумы или светлые зернистые точки, но в некоторых камерах есть функция подавления шумов, которая вас спасет. Если такой функции нет, давайте камере небольшой перерыв в работе иначе все дело пойдет под откос.

Не забывайте экспериментировать с настройками камеры, выбирайте местность гор или лес и у вас получиться фотография с незабываемым звездным небом, которая займет первое место среди фотографий, сделанных в увлекательном путешествии вместе в командой сайта сайт

Фотографирование ночного неба может показаться недостижимой задачей и стать настоящим вызовом для новичков, но уверяю, все на много проще, чем вы себе это можете представить. Современные настройки камеры содержат невероятные величины ISO, позволяющие фотографам значительно увеличить чувствительность сенсоров к освещению, и использовать свет звезд, как никогда прежде.

В этом ключе я хочу поговорить об оборудовании, которое вам понадобится; как правильно устанавливать камеру; а также немного расскажу о композиции и светописи. Если вы готовы повысить уровень своей съемки звезд, давайте начнем!

Какое оборудование вам понадобится

На самом базовом уровне вам достаточно будет: камеры (зеркалки, беззеркалки, мыльницы) способной фотографировать в мануальном режиме, широкоугольный объектив, и штатив.

Тем не менее, большинство камер любительского класса неспособны качественно снимать на длинных выдержках и не имеют хороший динамический диапазон. Для того чтобы получить потрясающие фотографии Млечного пути, попробуйте инвестировать в технику по классу, которая описана ниже:

Выбор фотоаппарата

Лучшими на рынке для фотографирования ночного неба являются камеры с полнокадровыми сенсорами. Это потому что они способны работать на высоких ISO и при этом получать приемлемый по шумам результат, чего невозможно добиться снимая с какого-то примитивного аппарата. Чем больше вы установите ISO, тем ярче будет выглядеть ночное небо, и вам как раз нужна камера, которая бы снимала чисто, без каких бы то ни было шумов.

Хорошими камерами были бы:

    Nikon: D810A, D750;

Эти рекомендации - топовые бренды, и они действительно стоят не дешево, но они совсем не обязательны для получения прекрасных фотографий. Например, фото ниже было сделано на Sony DSC-RX100, который можно купить дешевле чем за 500$. Для выбора камеры нужно определиться, на какой бюджет вы ориентируетесь, и от этого отталкиваться.

Выбор объектива

Так же, как и в пейзажной съемке, вам захочется иметь широкоугольный объектив, способный захватить максимум неба. Чем светосильнее объектив, то есть чем меньше у него диафрагменное число f/ (f/2.8 или меньше - это отлично), тем больше света вы сможете впустить за определеный промежуток времени, чтобы получить хорошую . Лично я предпочитаю Tokina 11-16 f/2.8 (для камер с APS-C сенсорами); за его стоимость, его резкость меня удовлетворяет.

Выбор настроек камеры

Вы начнете замечать, что выбор настроек для длинных экспозиций ночью обычно остается постоянным. Это потому что первое правило съемки ночного неба - найти такое темное место, которое бы нивелировало грязные цвета и позволило камере вытянуть максимальное количество света с неба; для этого характеристики нашей камеры просто увеличиваются до максимума, чтобы получить наилучшее изображение. Правило №1: снимайте в ручном режиме!

Выбор диафрагмы

Становится гораздо менее видимой в ночное время, и для того, чтобы взять как можно больше света, убедитесь, что ваша диафрагма широко открыта.

Выдержка

Эта характеристика очень важна, потому что большинство объективов начинают замечать следы звезд после экспозиции 25 сек. Раньше я снимал с выдержкой 30 сек, но были заметны движения звезд, поэтому чем короче выдержка, тем четче звезды будут выглядеть.

ISO

Выбор величины ISO зависит от того, какая у вас камера, или какую камеру вы хотите купить. Например, Sony a7S снимает с чистой экспозицией, вплоть до 12000 ISO, тогда как мой Canon 6D может снимать до 6400 ISO с минимальным шумом, который потом можно нивелировать в Lightroom.

Фокус

Один из наибольших вызовов, с которыми сталкиваются люди - это фокусировка изображений при ночной съемке. Множеству объективов присущ “фокус на бесконечности” (фокус вручную), являющийся точкой, находящейся на бесконечном расстоянии, на которой объектив будет фокусироваться. Это идеально для ночной съемки, ведь очень сложно увидеть, на чем вы фокусируетесь в темноте.

Композиция и светопись

Как только вы поймете суть процесса создания экспозиции, забавной частью станет создание динамических композиций и использование техники светописи, чтобы оживить предметы на переднем плане.

Подобно пейзажной съемке, вы хотите, чтобы зрители чувствовали себя отдельно от картины. Во время съемки звезд было бы идеально захватить пейзаж вокруг вас, тогда ночное небо смотрится еще более невероятно.

Для этого найдите хорошее место, чтобы можно было сделать акцент на объект на переднем плане. Далее, используя фонарик или даже экран смартфона вы можете “нарисовать” объект, который планировали осветить на своем снимке. Для этого нужно всего несколько секунд, так как отраженный свет очень быстро экспонируется в случае ночной съемки.

Совет: если вы пользуетесь услугами , расположите ее в полной темноте, или снимайте в короткой экспозиции, чтобы она получилась четко. Вы всегда можете наложить 2 экспозиции одна на другую и таким образом смешивать разные диапазоны света.

Что делать после съемки фотографий

Конечно же, обрабатывайте их! Фотографии ночного неба кардинально меняются даже с маленьким колебаниями баланса белого или контраста.

Почти каждую фотографию ночного неба я редактирую дважды (один раз - для неба, один раз для переднего плана), а потом их смешиваю. (Некоторые фотографы используют пульт дистанционного управления, чтобы сделать экспозицию на много длиннее, чем камера способна позволить, и используют это для переднего плана, чтобы добавить туда теней.)

В конце концов наслаждайтесь, и развивайте стиль, уникальный для ваших предпочтений. Возвращаясь домой с фотографиями звезд, испытываешь невероятные ощущения!

© 2018 сайт

Альтаир, Вега и Рас Альхаге

У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса. Замечу, что речь у нас пойдёт не о высокой астрофотографии, а скорее об ординарной съёмке звёздного неба в контексте фотографии пейзажной. Для детальной съёмки объектов глубокого космоса (галактик, туманностей, квазаров и т.д.) требуются весьма специфические навыки и инструменты, в то время как украсить ночной пейзаж общим планом Млечного Пути под силу каждому.

Существует два сорта фотографий со звёздным небом. В первом случае звёзды представлены как отдельные точки, т.е. примерно так, как мы их видим в реальной жизни. Для получения подобных фотографий используются сравнительно короткие (по ночным меркам) выдержки – до 30 с. Во втором случае используются очень длинные выдержки – до нескольких часов (либо же серия коротких экспозиций сшивается в дальнейшем с помощью специальной программы), – и вследствие вращения Земли звёзды успевают прочертить в небе длинные светящиеся следы, закручивающиеся вокруг полюса мира. Такие изображения выглядят весьма необычно, но лично мне больше нравятся фотографии первого типа, как более реалистичные и вместе с тем более художественные. А поскольку они вдобавок ещё и значительно проще в техническом отношении, то именно о получении таких снимков, т.е. изображающих звёзды условно неподвижными, мы и поговорим.

Оборудование

Камера

Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.

Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.

Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.

Объектив

Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.

Идеальный вариант – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием 20-24 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилой f/1,4 или f/1,8. Зум или фикс со светосилой f/2,8 приемлем, но далеко не так хорош. Однако даже если всё, что у вас есть, это китовый зум 18-55 мм с максимальной диафрагмой f/3,5 в широкоугольном положении, не стоит унывать: сгодится и он.

Обычно я не жалую объективы типа «рыбий глаз», но для съёмки звёздного неба они (при умении ими пользоваться) вполне уместны.

Штатив

Подойдёт любой штатив , способный выдержать вес вашей камеры.

Дистанционный спуск

Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки , что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.

Фонарик

Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.

Место и время для съёмки

Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble , чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.

Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.

Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.

Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.

Композиция

Композиция, говорите… Хорошо, если при взгляде в видоискатель вы сможете отличить небо от земли. Впрочем, иногда всё-таки можно что-то увидеть. В этом случае обычно имеет смысл расположить линию горизонта как можно ниже. Земля чаще всего слишком темна, чтобы представлять серьёзный художественный интерес, а вот звёздное небо, ради которого, собственно, всё и затевалось, хотелось бы сделать основной областью интереса. Можно, например, пустить Млечный Путь через весь кадр из угла в угол, можно найти знакомые созвездия, яркие звёзды, планеты (желающим подтянуть свои знания по астрономии рекомендую Stellarium), а если на небе присутствуют отдельные облака, использовать их в качестве структурообразующих элементов. Хорошо работают кадры с вертикальной ориентацией.

Совсем исключать землю из кадра не стоит – снимок станет слишком абстрактным. Лучше поискать объекты, обладающие выразительным силуэтом (деревья, валуны, старые здания), и разместить их внизу или по сторонам кадра. Главное, чтобы они не занимали слишком много места. Если поблизости имеется озеро – прекрасно, – у вас будет возможность показать не только звёздное небо, но и его отражение в воде.

При большом желании, можно подсветить объекты переднего плана фонариком, если вы не боитесь, что они станут отвлекать внимание зрителя от звёздного неба. Как правило, это оправдано, когда ночь не слишком тёмная (мешает засветка или лунный свет) и небо смотрится недостаточно выразительно, чтобы стать основным композиционным центром.

Настройки фотоаппарата

RAW или JPEG?

Отсылаю читателя к соответствующей статье . На мой взгляд, RAW предпочтительнее, поскольку ночные снимки практически всегда требуют достаточно интенсивной обработки, но и снимая в JPEG вы можете получить неплохие (хотя и менее контролируемые) результаты.

Фокусировка

Если вы наведёте фотоаппарат на ночное небо и попробуете воспользоваться автофокусом, ничего путного из этого, скорее всего, не выйдет. Яркость звёзд обычно недостаточна для того, чтобы датчики автофокуса могли за них зацепиться (с планетами бывает, что и срабатывает). Выполнить наводку на резкость вручную традиционным способом также вряд ли получится, поскольку при использовании широкоугольной оптики отдельные звёзды в видоискатель практически не видны. Следовательно, объектив нужно принудительно сфокусировать на фотографическую бесконечность. Как это сделать?

Старые мануальные объективы позволяли навестись на бесконечность вслепую, просто повернув фокусировочное кольцо до упора. У современных автофокусных объективов мало того что отсутствует упор, так ещё и шкала дистанции фокусировки, мягко говоря, не отличается большой точностью. В принципе, такой шкалой можно пользоваться (при наличии фонарика, естественно), но предварительно вам придётся провести своего рода калибровку, изучив, какие значения на шкале соответствуют реальной фотографической бесконечности. При свете дня позвольте автофокусу выполнить наводку на резкость по какому-нибудь максимально удалённому объекту у самого горизонта и, взглянув на шкалу, запомните или запишите нужное значение, чтобы воспользоваться им, когда автофокус окажется бессилен.

У некоторых бюджетных объективов отсутствует даже примитивная фокусировочная шкала. В таком случае придётся всё-таки прибегнуть к помощи автофокуса, даже если он не захочет фокусироваться на звёздах. Поищите вокруг любой достаточно яркий объект, находящийся на максимальном удалении от вас (чаще всего это будут далёкие огоньки какого-нибудь населённого пункта), и попробуйте сфокусироваться на нём. Если всё получилось, выключите автофокус и постарайтесь в дальнейшем не прикасаться к фокусировочному кольцу. Если подходящих источников света по близости не наблюдается (что, в общем-то, неплохо, по соображениям, описанным выше) воспользуйтесь фонариком. Положите включённый фонарик на землю, пенёк или камень, после чего отойдите как можно дальше и выполните фокусировку. Если не страдать излишней педантичностью, то, в среднем, для широкоугольных объективов всё, что находится дальше десяти метров от фотоаппарата, можно считать бесконечностью.

Экспозиция

Толку от экспонометра в темноте ещё меньше, чем от автофокуса, т.е. никакого вообще, в связи с чем камеру следует перевести в ручной режим и устанавливать экспозицию наощупь. Оценка экспозиции будет затруднена по ряду причин. Во-первых, экран фотоаппарата в темноте кажется очень ярким, и потому недодержанные снимки могут выглядеть нормальными, а нормальные – передержанными. Во-вторых, экспонировать по светам (как я обычно советую делать) в данном случае не лучшая идея, поскольку звёзды являются слишком яркими объектами и, пытаясь не допустить клиппинга в светах, вы утопите кадр во мраке. Следовательно, вам придётся смириться с тем, что и тени, и света будут лежать за пределами динамического диапазона камеры. В-третьих, длинные выдержки делают экспериментальный подбор параметров экспозиции крайне трудозатратным процессом.

Ниже я постараюсь показать, как, не мудрствуя лукаво, получить более-менее корректную экспозицию, не прибегая к помощи экспонометра и не занимаясь утомительным подбором.

Диафрагма

Диафрагму откройте до предела, т.е. установите минимальное число диафрагмы, доступное для вашего объектива. Нам сейчас дорог каждый фотон, и это как раз та ситуация, когда ради менее шумной картинки можно немного поступиться резкостью.

Выдержка

Чем дольше будет открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу, что, конечно же, хорошо, но и тем сильнее смажутся звёзды на снимке вследствие вращения Земли, что уже не столь отрадно.

Для таких случаев существует популярное «правило 600», согласно которому, разделив число 600 на эквивалентное фокусное расстояние объектива в миллиметрах, можно получить максимальную допустимую выдержку в секундах. Например, для объектива с фокусным расстоянием 20 мм выдержка будет равна 600 ÷ 20, т.е. 30 секунд. Для более длинного 35-мм объектива понадобилась выдержка покороче: 600 ÷ 35 = 17. Поскольку не всякий затвор отрабатывает 17 секунд, результат можно округлить до 15.

Тем не менее, мой опыт показывает, что даже при использовании выдержек в полтора раза более длинных, чем это продиктовано правилом 600 (назовите это «правилом 900», если хотите), получаются вполне приличные снимки. Да, вблизи небесного экватора при 100 % увеличении звёзды будут немного смазаны, но эффект этот будет столь незначителен, что им с лёгкостью можно пренебречь.

Тем, кто только начинает осваивать ночную фотосъёмку, я бы порекомендовал ещё более простой и либеральный подход: если вы используете широкоугольный объектив (или стандартный зум в широкоугольном положении), установите выдержку в 30 секунд и не морочьте себе голову, тем более что для многих фотоаппаратов 30 секунд – это максимальная выдержка доступная в штатных режимах, а меньшую выдержку вам ставить незачем.

ISO

Если вы, следуя моему совету, установили выдержку в 30 с и полностью открыли диафрагму, то, в зависимости от светосилы вашего объектива, вам следует установить следующее значение чувствительности ISO:

Диафрагма ISO
f/1,4 800
f/1,8 1250
f/2 1 600
f/2,8 3 200
f/3,5 5 000
f/4 6 400

Указанные в таблице значения следует воспринимать как стартовые ориентиры, от которых допустимо отступать в большую или меньшую сторону при возникновении такой необходимости.

Подавление шума

Если камера позволяет, включите подавление шума для длинных экспозиций (Long exposure noise reduction), при том, конечно же, условии, что у вас достанет терпения после каждой экспозиции ждать дополнительные полминуты, пока камера сделает контрольный снимок с закрытым затвором. Фотография, сделанная при высоких значениях ISO, всё равно получится довольно шумной – к этому нужно быть готовым, но если уж имеется возможность хоть немного улучшить качество изображения, этой возможностью не стоит пренебрегать.

Баланс белого, как и стиль изображения, не имеют никакого значения при съёмке в RAW, но на тот случай, если вы снимаете в JPEG, или просто хотите, чтобы ваши снимки выглядели достойно уже на экране фотоаппарата, я позволю себе дать вам ещё пару рекомендаций.

Баланс белого

Автоматический баланс белого при съёмке звёздного неба абсолютно неприемлем, если, конечно, вы не стремитесь сознательно придать небу мутный серо-буро-малиновый оттенок. Можно установить баланс белого для ламп накаливания (Tungsten или Incandescent), т.е. примерно 3000 K, но, на мой взгляд, это делает картинку чересчур холодной. Лучшие из готовых пресетов это, как правило, настройки для люминесцентных ламп, например, «Лампы белого света» (White fluorescent – 3700 K) либо «Лампы холодного белого дневного света» (Cool-white fluorescent – 4200 K). Если ваш фотоаппарат позволяет устанавливать цветовую температуру вручную, то начните с 4000 K и немного сместите Tint в сторону Magenta. Окончательные значения можно подобрать экспериментально.

Стиль изображения

Для звёздного неба наилучшим образом подходит стиль Vivid или какой-нибудь аналогичный, т.е. с максимально насыщенными цветами и высоким контрастом, причём цветовую насыщенность можно дополнительно увеличить, подкрутив параметр Saturation. В отличие от дневных пейзажей, здесь не стоит бояться получить нереалистично насыщенные цвета, поскольку сцена в любом случае будет выглядеть весьма необычно, и дополнительные краски ей никоим образом не повредят.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Звёздное небо всегда влекло человека своей красотой и загадочностью. Представьте, как интересно его фотографировать! Что для этого нужно? Камера с широкоугольным объективом, штатив и фонарик.

Для съёмки звёзд идеально подходят ясные и безлунные ночи. Лучше выбраться на природу, уехав подальше от города, ведь в его пределах звёзд почти не видно.

Так как звёзды движутся по небосводу, на очень длинной они смажутся, превратятся в дуги – «звездные треки». Чтобы треки получились длинными и красивыми, нужно брать очень длинную выдержку (десятки минут), для этого понадобится специальный спусковой тросик.

Canon 5d mark 2, Canon EF 28 1.8 USM
20 сек, F2.0, ISO 2500, склейка трех горизонтальных кадров.

Если вы хотите сделать кадры с настоящим, резким звёздным небом, придётся ограничить выдержку. Для её определения существует «правило 600»: деление числа 600 на даёт показатель максимально допустимой выдержки.

Например, объектив имеет фокусное расстояние 30 мм. Тогда 600/30=20 сек. Это означает, что на выдержке в 20 секунд при фокусном 30мм звёзды останутся достаточно резкими. Выдержки ограничены, и это при недостатке света. В таких условиях необходимо использовать максимально светосильную оптику, снимать на самых открытых диафрагмах и повышать до 1600—3200 единиц.

При съёмке звёздного неба необходимо пользоваться , полностью контролируя процесс. Автоматика и экспонометр камеры будут работать не точно, не стоит полагаться на их данные. Определяйте правильность выбранной экспозиции экспериментальным путем – тестовыми снимками.

Снимайте в формате , он даёт наилучшее качество снимков, что особенно важно в контексте столь сложных условий освещения и съёмки на высоких значениях ISO. Выбор этого формата позволит с максимальной точностью устанавливать уже после съёмки.

Как же сфокусироваться в условиях тёмной ночи? в такой темноте работать не будет, придётся переключиться на ручную фокусировку. Небо и звёзды от нас бесконечно далеки, так что фокусировку делают на «бесконечность».

Широкоугольные объективы позволяют даже на открытой получать огромную , а «бесконечность» у них начинается со считанных метров. Это позволяет делать резким не только небо, но и передний план, если он включён в кадр. Компоновать кадры при этом надо так, чтобы даже передний план был достаточно удален от нас, чтобы он оставался резким.

Если на снимке есть передний план, его можно подсвечивать фонариком. Дайте волю фантазии, подумайте, какое освещение, под каким углом и какой интенсивности лучше всего подойдет для вашего сюжета. Узким лучом фонарика за время выдержки можно успеть «обрисовать», постепенно осветить всё, что нужно. Представьте, что ваш сюжет – это детская раскраска, которую вы раскрашиваете фломастером-фонариком. Если освещать объекты немного сбоку, получается лучше показывать их объём. Не стоит использовать для подсветки переднего плана фары автомобиля или другие мощные источники света – они скорее всего просто всё засветят. Так же для подсветки переднего плана можно попробовать использовать , поставив минимальную мощность импульса.

Как фотографировать звездное небо

Красивая фотография звездного неба приводит в восторг практически любого, кто ее увидит. Можно ли легко и самостоятельно сделать ночное фото или это удел профессионалов с дорогим и качественным оборудованием? Разбираемся максимально подробно: как фотографировать звездное небо.

1. Выбор места и погоды

Наверно, легко догадаться: небо для съёмки должно быть ясное. Но есть ещё несколько менее очевидных советов. Перед объективом
не должно быть ярко освещенных предметов , таких как фонари, окна домов или квартир. На небе не должно быть луны. Любые сильные источники света на больших выдержках перекроют весь кадр. Проверьте отсутствие бокового света, который так же может дать засветку. Лучше всего, отправится искать фон для съемки далеко за город, на природу. Как снимают звезды в условиях города? Профессионалы делают несколько снимков с разной длиной выдержки, и затем объединяют их с помощью программ-редакторов, таких, как Adobe Photoshop. Фотография «Следы звезд над Столовой горой» Эрика Натана была снята в Кейптауне, Южная Африка, в июне 2014 года. Чтобы получить этот снимок, фотограф сделал 900(!) кадров с 30-секундной выдержкой и сшил их вместе:

> Желательно, чтобы в кадр кроме неба попали другие,
статичные предметы . Это нужно как минимум для повышения художественной ценности снимка, как максимум - для передачи масштаба. Мало интересного смотреть просто на чёрный снимок с белыми точками, не правда ли? Красивый вид можно присмотреть заранее днем, чтобы после половины ночи, проведенной на ногах, не нашлось какой-нибудь мусорный кучи, живописно лежащей по центру кадра.

2. Оборудование


  • Съемка ночного неба производится при больших выдержках, поэтому необходимо закрепить фотоаппарат на штатив, чтобы получить необходимую резкость фотографий. Конечно, в отсутствии штатива можно попробовать подручных средства: положить фотоаппарат на камень или использовать другие неподвижные элементы пейзажа. Важно, чтобы ваша техника совершенно не двигалась во время всего процесса съёмки.

  • Штатив выбираем исходя из того, какие путешествия вам больше по душе. Большой и тяжелый вариант лучше противостоит любым атмосферным колебаниям,это хороший выбор для автопутешественников. Маленький и легкий штатив хуже справляется со своими обязанностями, зато мало весит и не занимает много места в рюкзаке пешего туриста.

  • Для дополнительной стабилизации изображения обычно используется тросик . Это пульт для выставления выдержки и дистанционного спуска затвора. При нажатии кнопки вы так или иначе немного сдвигаете фотоаппарат, что сказывается на качестве фото. Тросик позволяет производить спуск не трогая фототехнику.

  • Желательно иметь в наличии светосильный объектив . Чем меньше значение диафрагмы можно выставить, тем меньше придётся поднимать ISO. Напомню, большие цифры которого дают зернистость не однородной картинку.

  • Так же желательно, чтобы объектив был широкоугольный , для лучшей картинки и более широкого захвата звездного неба.

Млечный путь над обсерваторией Пик Терскол (в центре кадра) недалеко от Эльбруса. Это работа фотографа Евгения Триско «Над световым шумом»:

>

3. Как фотографировать звездное небо

Любые настройки фотоаппарата, описанные в интернете, являются примерными. Это не инструкции, которым надо неукоснительно следовать, а, скорее, отправная точка, с которой надо начинать съемку, последовательно корректируя значения в зависимости от задумки и полученного результата. Разберем очень подробно каждую настройку фотоаппарата для съемки звезд. Фотография «Прогулки по звездной реке» Карена Жао из Китая была снята над Уюни - крупнейшим солончаком в мире, расположенным в Боливии.

>

Режим

Для начала, перевести фотоаппарат в режим “М” для полного контроля над ситуацией. По опыту скажу, что иногда достаточно режима “Т” (выбора выдержки), поскольку диафрагму современная техника и так выставит на минимум.

Диафрагма

Выставляем минимально возможное значение диафрагмы. Да, это уменьшая резкость объектов, например, выбранного природного фона. Но чем меньше будет цифра, тем больше света попадёт на линзы объектива, а значит, снимок будет ярче, удастся поймать больше звезд без повышения ISO. На моем объективе это 2.8.

ISO

Выставляем значение ISO где-то от 400 до 1600. Зависит от многих факторов: длительности выдержки, значения диафрагмы. Стоит попробовать с цифрой 800 и потом подобрать по ходу дела. Выше 1600 ставить не рекомендуется, появится зернистость, которая может испортить даже самый красивый снимок.

Фокусировка

Объектив переводим на ручной режим фокусировки и устанавливаем значение “на бесконечность”.

Выдержка

Выдержка составит в среднем 15-30 секунд. Чем больше число, тем более яркой будет ваша фотография, однако за слишком большое количество секунд звезды успеют поменять свое местоположение на небе, и получатся не точками, а смазанными линиями. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше времени есть в запасе. Вычисляется это по следующей формуле. Для полного кадра делим 600 на фокусное расстояние. Для учета кроп-фактора делим результат вычисления еще и на него. Например, у меня фотоаппарат Canon 650d. Для техники Canon кроп-фактор составляет 1,6. Сложно? Есть простая табличка, по которой вы сами можете определить максимальное значение выдержки:



































































Полнокадровый фотоаппарат С учетом кроп-фактора 1,6 (напр., Canon)
Фокусное расстояние Фокусное расстояние Максимальное значение выдержки
15 мм 40 сек 10 мм 38 сек
24 мм 25 сек 11 мм 34 сек
35 мм 17 сек 12 мм 32 сек
50 мм 12 сек 15 мм 25 сек
85 мм 7 сек 16 мм 24 сек
135 мм 4 сек 17 мм 22 сек
200 мм 3 сек 24 мм 15 сек
300 мм 2 сек 35 мм 10 сек
600 мм 1 сек 50 мм 8 сек
Так что оставьте портретный объектив для съемки людей, тех 8 секунд, которые от дает, слишком мало для получения хорошего снимка. Стоит заметить, что приведенные значения являются средними. Конечно, ничего не случится, если вы поставите выдержку чуть больше, чем указанно в таблице. Особенно, если снимку суждено украшать личный блог или Инстаграм. Однако, если планируете когда-нибудь его распечатать в большом формате и повесить над кроватью, то здесь уже смазанная картинка будет заметна. Автор фото не известен:

>

4. Съемка трека

Наверняка вам встречались в сети фотографии, где звезды не похожи на статичные точки, а “нарисованы” линиями. Звезды движутся по небосклону в течение ночи, и подобные снимки наглядно это демонстрируют. Так же логично, что если видимая траекторная небесных тел - это круг (“звезды ходят по кругу”), то где-то должен быть центр этого круга. Для Северного полушария, в котором находится наша страна, центров является Полярная звезда. Для южного - звезда Альфа-Центавра. Как снимать трек? Есть два основных способа.

1. Легкий

Это установить сверхдлинную выдержку, то есть такую, длина которой варьируется от нескольких минут до нескольких часов. Достоинством этого способа является его простота. Пожалуй, это все. Однако такая долгая работа с открытой диафрагмой вредна для объектива. К тому же, чем больше снимается фотография, тем большее влияние на неё оказывают колебания фотоаппарата. В итоге снимок получается пересвеченым и смазанным.

2. Качественный

Второй способ съемки трека более сложный, но выдаёт более качественный результат. Делаем большое количество одинаковых фотографий одного и того же кусочка неба с одним и тем же ракурсом Проще всего сделать это программно с помощью дистанционного пульта. Каждая отдельная фотография делается с настройками, описанными выше для съемки статичных звезд. Промежуток между снимками - примерно 1 секунда. Так мы получаем огромное количество точек, которые затем, с помощью специальных программ, можно соединить в одно фото или красочное видео звездного неба (timelaps). Автор фото: Денис Французов

>

5. Заключение.

Надеюсь, стало немного понятнее, как фотографировать звездное небо. Хотя скорее всего, не стало. Берите полученные знания и вперед, на практику. Именно тогда придет осознание и понимание технологии съемки. Можно предсказать, что первые фотографии не будут удовлетворять всем задумкам, но с каждым новым походом за звездами качество работ будет расти. Учитесь у профессионалов. Напримр, один из самых моих любимых фотографов - это