Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть - размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное - духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица - подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза - окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, - они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, - большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Работа Брюсова

    Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Занятия 3-4. Изобретение идей. Тренинг топосов

К 3 занятию выполняются задания по первым 7-ми топосам, к 4 – по следующим 7-ми топосам.

Самое трудное в речи – найти что сказать. Этот вопрос висит дамокловым мечом над многими риторами, не знающими, как найти тему и развернуть тезис, развить содержание речи.

Что же необходимо для того, чтобы решить, о чем нужно говорить? Какие идеи извлечь из памяти? Нахождение темы, формулировка тезиса, доказательство и распространение тезиса – вот основные моменты в действиях ритора как создателя речи.

Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов – «мест» или «хранилищ» (лат. topos – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами , поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.

Топосы могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис (более подробно см. в учебнике «Риторика. Вводный курс… глава 6. Изобретение идей).

Состав топосов минимализирован в учебных целях. Предлагаемая классификация включает следующие топосы:

1) определение,

2) целое – части,

3) род – вид,

4) свойства – качества – характеристика,

5) сравнение,

6) противоположность (антитеза),

8) причина – следствие,

9) условие,

10) уступление,

13) пример,

14) свидетельство.

Топос определение.

Общая модель: что есть что; кто есть кто . Определение предмета может включать его описание (экспликацию), сделанное в разных формах. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других распространенности и украшенности.

В тренинге необходимо восходить от общепринятых определений, которые имеются, например, в словарных дефинициях, к оригинальным , метафорическим , содержащим новый взгляд на предмет, рождающий своеобразное осмысление объекта. Ср.:

Представим, что тема предстоящей речи связана с музыкой. Ритор ставит вопрос: что есть музыка ?

Общепринятое определение:

ü Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [Ожегов 1987: 313].

Метафорические (контекстуальные) определения:

ü Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы)

ü Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. (Стендаль)

ü Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какою-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление… (А.И.Герцен)

В сущности, и тот, и другой тип определения могут использоваться в создании речи, но если в первом типе предлагается общеизвестое, близкое к научному общепризнанноое мнение, то второй тип суждения претендует на творческое переосмысление предмета речи, имеет явно креативную задачу высказывания нового оригинального взгляда на предмет.

Некоторые тексты целиком строятся на одних определениях. Таковы рассуждения о России писателя Всеволода Иванова в письме Николаю Рериху в 1925 году. Оцените их метафоричность, распространенность, украшенность и решите сами, не слишком ли писатель-ритор увлекся стилистическими красотами:

«Россия не только государство. Она … океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа… Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…

Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…

Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»

Задание 1. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного выше текста:

Понятие (тема) : бодрость

Тезис : Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).

Обоснование тезиса :

Ведь бодрость – это ……………………,

бодрость – это …………………..,

бодрость – это ……………………

Понятие(тема) :

Дерзновение

Смелость

Интеллигентность

Образование

Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например:

Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу,

дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу;

наконец, дружба – это состояние души , которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.

Задание 2 . Напишите краткое сочинение «Что такое вдохновение?», и произнесите (прочитайте) его перед слушателями. Затем сопоставьте ваш текст с определениями и описаниями некоторых русских писателей и поэтов.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека.

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

(К.Г. Паустовский)

А что такое вдохновенье?

Так…Неожиданно, слегка

Сияющее дуновенье

Божественного ветерка.

Над кипарисом в сонном парке

Взмахнет крылами Азраил –

И Тютчев пишет без помарки:

“Оратор римский говорил…”

(Георгий Иванов)

2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов.

Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский:

«Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например:

Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад.

Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»

Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части , поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части , когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.

Задание 3 . Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например:

Наш университет (институт, фирма)

Наш факультет

Моя улица

Дом, в котором я живу

Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента

3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии , то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.).

В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду , затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например:

Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду.

Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.

Задание 4. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи:

Виды мебели : Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер

Виды стола по форме : четырехугольный, треугольный, круглый и т.д.

Виды стола по материалу : дубовый, березовый, пластмассовый, металлический;

Виды стола по покрытию : лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный;

Виды стола по функциям : обеденный, столовый, журнальный, гостиный.

Задание 5 . Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие):

Футболист

Компьютер

4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь [более подробно см.: Часть 1, с. 102-103] Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.

Задание 6 . Лексическая игра «Угадайте Ваш характер»

Эта игра задумывалась как лексическая игра-поздравление к одному из праздников. В ней записаны 130 женских качеств. Предполагается, что если вы назовете три цифры (например, 32, 69 и 112), то таинственным образом обнаружится ваш характер. Как правило, это так и случается, потому что в празднично-поздравительном пожелании существует элемент магического действия, когда пожелание имеет таинственную силу внушения именно тех качеств, которые вам называются. Во всяком случае, так всегда кажется, когда на занятии играют в эту игру.

Итак, играйте и - угадывайте!

Для этого назовите три цифры от 1 до 130:

1. великолепная 2. замечательная 3. чудесная 4. удивительная 5. изумительная 6. ослепительная 7. прелестная 8. бесподобная 9. просто гениальная 10. сногсшибательная 11. очаровательная 12. обаятельная 13. миловидная 14. прекрасная 15. привлекательная 16. добрая 17. нежная 18. сердечная 19. заботливая 20. слегка сентиментальная 21. решительная 22. энергичная 23. необыкновенно милая 24. чуть кокетливая 25. очень способная 26. смышленая 27. сообразительная 28. талантливая 29. ну просто умница 30. изобретательная 31. остроумная 32. веселая 33. добродушная 34. добросердечная 35. доброжелательная 36. ну просто славная 37. хлопотливая 38. чуткая 39. мягкая 40. обходительная 41. покладистая 42. внутренне светлая 43. самостоятельная 44. благовоспитанная 45. добросовестная 46. красноречивая 47. мечтательная 48. общительная 49. спокойная 50. сладкоречивая 51. огневая 52. боевая 53. пламенная 54. пылкая 55. зажигательная 56. бойкая 57. неугасаемая 58. неунывающая 59. неутомимая 60. независимая 61. незаменимая 62. непритязательная 63. необыкновенная 64. очень даже оригинальная 65. загадочная 66. таинственная 67. дерзновенная 68. спокойная 69. выдержанная 70. хладнокровная 71. рассудительная 72. хитроумная 73. проницательная 74. мудрая 75. любознательная 76. кроткая 77. мудрая и скромная 78. благоразумная 79. поразительная 80. работоспособная 81. трудолюбивая 82. целеустремленная 83. удачливая 84. везучая 85. здравомыслящая 86. предусмотрительная 87. понятливая 88. находчивая 89. великодушная 90. душевно щедрая 91. терпеливая 92. задорная 93. ловкая 94. чуть робкая 95. чуть застенчивая 96. немного чувствительная 97. вдохновенная и вдохновляющая 98. безупречная 99. безукоризненная 100. абсолютно идеальная 101. любезная 102. дружелюбная 103. благорасположенная 104. утонченная 105. элегантная 106. любопытная 107. воздушная 108. внимательная 109. отзывчивая 110. любвеобильная 111. мягкосердечная 112. простосердечная 113. бескомпромиссная 114. миролюбивая 115. учтивая 116. тактичная 117. сострадательная 118. старательная 119. жизнедеятельная 120. по-женски беспечная 121. деловая 122. слегка легкомысленная 123. но строгая 124. требовательная 125. незлопамятная 126. снисходительная 127. пытливая 128. все-е понимающая 129. гуманная 130. не женщина, а клад!

Задание 7 . Для формирования богатой литературной речи полезно тренировать себя в подборе синонимов и антонимов. Этот процесс осложняется многозначностью русского слова. Потренируйтесь в написании синонимов и антонимов к приведенным выше прилагательным (кто больше?). Насколько разной получится картина у разных людей?

Например:

Честный

Талантливый

Задание 8. Какими качествами применительно к профессии должны обладать:

· деловой человек (предприниматель),

· политик,

· журналист,

· юрист (адвокат, прокурор),

· преподаватель?

Назвав качества, попробуйте дать им определения и описать их.

5. Топос сравнение. Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Существуют три принципиальные возможности сопоставления (сравнения) и соответственно три топа: 1) уподобление (сходство, сравнение одинаковых свойств); 2) противопоставление ; 3) количество (большее или меньшее). Логико-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем / меньшем по какому-либо признаку. Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов.

В сущности можно сравнивать «все со всем». Например, человека можно уподобить большинству предметов внешнего мира и ограничением в данном случае может быть лишь уместная мера фантазии и воображения.

Самый простой способ сопоставления (сравнения) предметов – нахождение сходства одинаковых предметов по какому-то признаку (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день – с днем вчерашним и т.д.) – таково, по Н.Ф.Кошанскому, сравнение . Следующий ход мысли – уподобление данного предмета предмету иного рода. Например, с кем или чем можно сравнить человека (вообще или конкретную личность)? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он – «вода», «огонь», «железо», «сталь») – потенциально человека можно уподобить чему-угодно… Таково, по Н.Ф.Кошанскому, подобие .

Задание 9. Напишите по несколько сравнений к каждому слову (кто больше)? Начните с традиционных сравнений, а затем «разгоняйтесь мыслию» и начинайте искать сравнения необычные, но уместные и остроумные. Прочитайте и сопоставьте ваши сравнения с тем, что написали ваши коллеги.

Красивый как…

Сильный как …

Трусливый как …

Смелый как …

Пример: красивый (будьте снисходительны, ибо у каждого свой идеал красоты!)

Красив как Аполлон, как дэнди лондонский, как дон Жуан, как павлин, как утреннее солнышко…

Красива как зоренька, как маков цвет, как …

Задание 10 . В риторике часто ищутся неожиданные сравнения. Поищите и вы такие сравнения для описания частей лица.

Глаза – как (словно) яблоки, круги, шары, арбузы, море, небо и т.д.

Голова …

Задание 11. И все-таки поиск сравнений вне текста всегда затруднителен. Это только упражнение для тренировки, подготовка к бою. А «настоящий бой» начинается в конкретном тексте, когда необходимо реально сочинить, создать, изобрести. Впрочем, мы знаем, что тогда часто сравнения приходят как бы сами. Что ж понаблюдаем, какие стихи-сравнения пишутся, например, о глазах. Понаблюдайте, а затем напишите сами.

Итак, выделите и проанализируйте сравнения частей лица в произведениях писателей и поэтов. Например:

Глаза словно неба осеннего свод,

И нет в этом небе огня,

И давит меня это небо и днем –

Вот так она любит меня…

(Б.Окуджава)

…Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач;

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач…

(Н.А.Заболоцкий. 1953)

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое видится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

(Н.А.Заболоцкий. 1955)

Проанализируйте последнее стихотворение. Обратите внимание на то, как выстроены противопоставления (антитезы – следующий топос), как к завершению стихотворения происходит нарастание смысла с кульминационной концовкой.

6. Топос противоположность (антитеза). Иногда сущность предмета или явления легче показать через противоположное . Например, чтобы сказать, как важно знание, говорят о том, сколь пагубны незнание и невежество; чтобы показать, что такое дружба, говорят, как опасны вражда и ссоры, война и всякое недружелюбие; утверждая идею добра, вспоминают зло («в жизни море зла, а добра – океан»); говоря о надежде, уверяют, что нельзя отчаиваться и т.д.

Схематично идею антитезы можно выразить так: на вопрос что есть А? следует ответ: А – это не Б .

Задание 12. Прокомментируйте пословицы из сборника В.И.Даля. Найдите в них примеры топоса противоположности.

И стар да петух, и молод, да протух.

Глаза как плошки, а не видят ни крошки.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Сидя на колесе, гляди под колесо.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сегодня в порфире, а завтра в могиле.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Подберите самостоятельно пословицы со значением противоположности и прокомментируйте их.

Задание 13. Найдите примеры топоса противоположности в художественной литературе. На чем построена антитеза в каждом из приведенных примеров?


Похожая информация.


Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано Заболоцким в 1955 г. и напечатано впервые в журнале «Новый мир» за 1956 г., в № 6.

В последние годы своей жизни Заболоцкий был крайне подозрительным. Он боялся, что его снова арестуют, боялся измены друзей. Не удивительно, что поэт вглядывался в лица людей, читая по ним их души и пытаясь найти искренние.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Проблема истинной, душевной красоты волновала Заболоцкого в этот период времени. Ей, например, посвящено одно из самых знаменитых стихотворений поэта – хрестоматийная «Некрасивая девочка».

В 1954 г. писатель пережил первый инфаркт, столкнулся с неискренностью и лицемерием близких. Последние годы жизни он очень ценил всё настоящее, истинное, в том числе и красоту.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням , созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».