Каждая организация для продуктивной работы внутри своей организации разрабатывает локально-нормативные акты. Они полезны в работе и стимулируют работников к соблюдению порядка. Одним из таких актов является приказ о запрете курения, поскольку на данный момент вопрос курения стоит остро. Курящие люди, имея вредную привычку, постоянно выбегают на перекуры, чтобы нормализовать рабочий процесс стоит установить временные рамки, в которые необходимо укладываться.

Законодательный аспект вреда курения

В 2013г. был создан Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ. Данный закон внес некоторые коррективы в правила поведения курильщиков в общественных местах с целью соблюдения противопожарных норм, сохранения здоровья окружающим ведь пассивный курильщик, который стоит и дышит, страдает еще больше самого курящего. Таки образом был введен запрет на курение:

  • В медицинских учреждениях
  • Образовательных
  • Государственные органы

Важно! Если директор предприятия, базируясь в том или ином помещении, не является его владельцем, то он не имеет право без согласования с хозяином устраивать такие зоны курения.

Исходя из этого, можно пойти двумя путями:

2.или отвести для этого время и место, для чего закрепить это приказом.

Приказ о запрете курения на рабочем месте

Законодательно не существует определенной формы, по которой необходимо составить данный приказ, поэтому каждый руководитель по своему усмотрению и принципам ведения кадрового учета составляет данный документ.

Основное, что необходимо отразить в приказе должно быть:

1.Наименование организации, которая издает приказ.

2.Дата, порядковый номер, город, а также краткое наименование

3.Вступление, которое отражает на основании чего данный приказ издается и для чего он необходим

4.Затем необходимо перечислить конкретно сформулированные требования, которые работодатель хочет донести до сотрудников:

  • Если специальных мест для курения нет, то скорее всего в приказе нужно написать, что на нашем предприятии и его территории курить запрещено.
  • При наличии таких мест, укажите время курения и зоны
  • Можно указать размер штрафа, за курение в неположенном месте

6.Работники расписываются, что ознакомлены в листе ознакомления, приложенном к приказу

Образец приказа о запрете курения на рабочем месте

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕПЕСТОК»

ИНН 9209089789, КПП 92010101

ПРИКАЗ №5

г.Вологда 15.03.2017г.

О запрете курения на рабочем месте

С целью создания условий, гарантирующих охрану труда и здоровья работников, во исполнение Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма последствий потребления табака»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Запретить курение табака в помещениях и на территории ООО «ЛЕПЕСТОК»
  1. Начальнику кадровой службы Соловьевой О.П.
(должность, ФИО лица, отвечающего за Правила внутреннего трудового распорядка организации)
Внести изменения в правила распорядка на рабочем месте. Под роспись ознакомить с приказом сотрудников.
  1. Начальнику отдела безопасности Ромашевич Р.О.
(должность, ФИО лица, отвечающего за охрану и безопасность труда)
Внести изменения в Правила охраны труда и Инструкции по безопасности труда, в части, касающейся полного запрета курения на всей территории и во всех помещениях. Ознакомить работников с этими изменениями под роспись.
  1. Заместителю директора Трегуб О.О.
(должность, ФИО лица, отвечающего за административно-хозяйственное обеспечение)
4.1 разместить на всей территории и в помещениях на видных местах запрещающие знаки установленного образца со следующей информацией: «В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка, курение на территории и в помещениях ООО «ЛЕПЕСТОК» запрещено. К нарушителям будут применяться дисциплинарные взыскания и административная ответственность.

4.2 Согласовать с владельцем помещение возможность выделения специально отведенных мест для курения.

  1. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены:

Ограничение курения на рабочем месте

В любом случае в каждой организации существуют сотрудники, которые курят. Работодатель не в праве ограничить их в удовлетворении своих потребностей, однако он вправе предъявить свое недовольство, если например, работник очень часто покидает рабочее место с целью перекурить. В этом случае происходит нарушение трудового распорядка. Не допустимо применять наказание в виде сокращения заработной платы или лишать премии, можно сделать устное замечание, а если нарушение будет повторяться – оштрафовать.

Что делать?

  • Установить строго отведенное время и перерыв для перекуров, помимо обеда
  • Это может быть 5 минут каждый час

Наказание за неисполнение закона об охране здоровья

Закон защищает нас от неправомерных действий, а данный 15 Закон призывает охранять и беречь здоровье людей, чтобы число курильщиков сокращалось, тем самым уменьшалось количество пассивных курильщиков. За его несоблюдение предусмотрены штрафы как для юридических так и для физических лиц. Они могут быть начислены за курение в неположенном месте: общественном месте, на лестнице в подъезде

Курение в рабочее время – причина множества споров между работником и начальством. Разрешить данный спор возможно только разобравшись в основных понятиях и определениях, касающихся данной темы и изучив нормативные документы, регулирующие отношение сторон в данном вопросе.

Курение довольно распространенная привычка, во многом это объясняется тем, что никотиновую зависимость достаточно сложно побороть, и, к сожалению, многие не способны справиться с ней и отказаться от ежедневных «перекуров» как дома, так и на работе.

Но помимо вреда собственному здоровью и здоровью окружающих людей эта привычка, как считают некоторые работодатели, пагубно отражается и на рабочем процессе, так как незаметные для работника минуты, потраченные на сигарету, могут складываться в часы, упущенные из рабочего распорядка дня. Поэтому существуют определённые правила для курения в рабочее время.

О чем говорит Трудовой Кодекс по поводу курения на рабочем месте? Нормативные документы

Можно ли курить на рабочем месте?

Трудовой Кодекс (ТК) – это один из основных документов, регулирующих отношения работодателя и наемного сотрудника.

Для начала познакомимся с основными терминами, необходимыми для дальнейшего обсуждения данного вопроса.

Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для исполнения своих трудовых обязанностей. Также во время рабочего процесса сотрудник должен соблюдать все прописанные данной организацией порядки и правила, и должен понимать, что их несоблюдение может повлечь за собой дисциплинарную ответственность, предусмотренную уставом предприятия и выражающуюся в виде замечания, выговора или даже .

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность. Она выражается в применении , которые учреждение, предприятие или организация могут применить по отношению к сотруднику, из-за совершения им дисциплинарного проступка, а говоря другими словами – за несоблюдение внутренних правил данного предприятия или организации.

Рабочее время и время отдыха – определяют, когда работник должен выполнять свою работу, а когда он может отдохнуть и посвятить время своим личным делам без ущерба для производственного процесса.

Что касается информации о перерывах для курения в самом Трудовом Кодексе, то нужно знать, что в нем на этот счет нет никакой конкретной информации разрешающей или запрещающей курение в рабочее время. То есть официально законом не предусмотрена организация перерыва для курения во время рабочего процесса.

Создаются специально отведенные для этого места.

В связи с этим работодатель может запретить курить на работе специальным актом и при этом он не будет нести никакой ответственности за непредставление данного перерыва сотруднику.

А если последний будет все-таки нарушать запрет, то к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, проще говоря – замечание для начала, выговор и увольнение в дальнейшем.

Но стоит учитывать тот факт, что если курение запрещено на территории предприятия, то сотрудник не будет нести ответственность, если факт курения им в рабочее время будет зафиксирован за пределами предприятия.

К примеру, если рабочие обязанности сотрудника подразумевают разъезды по городу, то несмотря на то, что он находится при исполнении своих рабочих обязанностей, его нельзя будет привлечь к административной ответственности, так как он курил за территорией организации, а запрет действует только на ее территории.

Единственным исключением здесь может быть – это нарушение работником правил пожарной безопасности при работе с объектами газового хозяйства и с другими пожароопасными объектами.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это специфика работы данного сотрудника.

Ряд профессий предусматривает прямое общение с клиентом и близкий контакт с ним (парикмахеры, массажисты и т.д.) и сотрудник, помимо беспокойства о возможной дисциплинарной ответственности за нарушение установленных правил, должен понимать, что не каждому некурящему человеку понравится запах табака.

А это, в свою очередь, влияет на имидж организации и соответственно на ее доходы.

Что касается нормативных документов, то курение на рабочем месте контролируется следующими правовыми документами:

  1. Статьей 6 ФЗ от 10.07.2001 г № 87-ФЗ, которая запрещает курение табака в общественных местах, в том числе и на рабочем месте. Но эта статья также предусматривает, что для курения должны быть организованы специально отведенные для этого места, о наличии которых должен позаботиться работодатель;
  2. А вот cтатья 10 и статья 12 ФЗ от 23.02.2013 г №15-ФЗ, разрешает работодателю и вовсе запретить курение на территории и в помещениях предприятия, а также приветствуется с его стороны организация мер для стимулирования курящих работников отказаться от сигарет.

График курения на работе

Можно курить в обеденное время.

Как уже говорилось выше, в ТК специальных перерывов для курения не предусмотрено, поэтому здесь все напрямую зависит от работодателя и политики предприятия.

Это значит, что работник не может требовать у начальства разрешения курить и тем более выделять для этого специальные перерывы.

Поэтому ему остается только вежливо попросить начальство пойти ему навстречу в этом вопросе либо, если отклика от руководства нет — искать укромные местечки на улице в свой законный обеденный перерыв, а еще лучше отказаться от этой привычки совсем!

Если курение не запрещено внутренним актом предприятия, то работники могут использовать в этих целях часть своего обеденного перерыва или перерывы могут быть предусмотрены руководителем при организации труда предприятия.

В любом случае это должно быть нормированное время, утвержденное в штатном расписании компании.

Конечно, курение не должно приветствоваться, но если в компании большая часть сотрудников имеет эту пагубную привычку и не готовы от нее отказаться, то в целях защиты некурящих сотрудников и согласно закону работодатель должен позаботиться о специальном месте, где в предусмотренное для отдыха время было бы официально разрешено курить.

Это место должно соответствовать всем нормам пожарной и санитарной безопасности. Если оно располагается в помещении, то в обязательном порядке должна присутствовать вытяжка, если такой возможности нет, то курилку необходимо располагать на улице.

Кроме того, любая организация, независимо от рода деятельности, обязана разработать инструкции о мерах пожарной безопасности для своей компании с обязательным инструктажем всех сотрудников.

Места для курения помимо соответствия этим нормам должны также отсутствовать в списке запрещенных для курения мест согласно пункту 2 Постановления №23/21.

Сколько раз можно курить на работе?

Руководство предприятия решает данный вопрос.

Разрешение сотрудникам курить на работе, конечно, возвысит начальника в их глазах, но для самого руководства это наименее приемлемый вариант развития ситуации. Поскольку курящие работники будут бегать на «перекуры» каждый час, что значительно сократит непосредственное время их работы.

Да и другим некурящим сотрудникам будет обидно, что они работают в то время, как их коллеги незаслуженно отдыхают. Поэтому «перерыв для курения» - это вечная тема дебатов между курильщиками и теми, кто не травит свой организм никотином.

Чтобы минимизировать возможные разногласия, количество и время перекуров должно как-то регулироваться. Поэтому ответ на данный вопрос полностью зависит от политики предприятия.

Но, справедливым будет решение, когда время, потраченное на перерыв для курения, не будет превышать установленного организацией общего для всех сотрудников, времени отдыха.

Ответственность за курение на рабочем месте

Работнику грозит штраф.

За курение именно на рабочем месте сотруднику может грозить лишь замечание, от начальства, в крайнем случае увольнение. И то, только в том случае, если это запрещено политикой компании и отражено в соответствующих документах.

А вот за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, которую в данном случае несет руководитель, если он вообще не организовал или организовал места для курения с нарушениями пожарной безопасности.

Административный штраф в таком случае будет для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей примерно 1-5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

К административным нарушениям также относится и курение в общественных местах, штраф для физических лиц в этом случае будет от 500 до 3000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что право сотрудника курить на работе довольно неоднозначно и полностью зависит от политики конкретной организации, а также от рода профессиональной деятельности этого сотрудника.

Из этого видео вы узнаете о рабочем времени и времени отдыха.

Форма для приема вопроса, напишите свой

В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма закреплена Правилами внутреннего трудового распорядка и приказом по основ-ной деятельности. Должны ли мы сейчас предпринимать какие-либо действия в связи со вступлением в силу «антитабачного» закона? И если да, то какие?

1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона. В прошлом номере журнала мы говорили о том, можно ли запретить сотрудникам курить на работе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ ) предусмотрено право работодателя выделить специальные места для курения в помещении и/или на своей территории (например, во внутреннем дворике, на крыльце офиса и др.). Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия.

Шаг 1 Издать приказ о курении строго в отведенных для этого местах

Такой приказ по основной деятельности (пример) составляется по самостоятельно разработанной работодателем форме (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) , письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1). Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, и соответствовать стандартам оформления организационно-распорядительных документов (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Росархивом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст, ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28) .

В этом документе следует:

  • установить, что курение разрешено только в специально оборудованных местах (изолированных помещениях и/или на открытом воздухе). При этом надо обязательно указать их количество и места расположения;
  • назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением работниками правил курения в специально оборудованных местах;
  • дать поручение внести необходимые изменения в локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и др.;
  • решить организационно-технические вопросы:
    • развесить знаки, запрещающие курение в неустановленных местах (требования к ним установлены в приказе Минздрава России от 30.05.2013 № 340н) ;
    • отвести и оборудовать специальные места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях (если они раньше не создавались) или переоборудовать их (если они уже созданы) в соответствии с требованиями Минздрава России;
    • предупредить работников о возможных дисциплинарных взысканиях в случае курения в неустановленных местах (абз. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

Поскольку обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения была прямо возложена на работодателя еще п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утратившего силу с 1 июня 2013 г. (п.1 ст. 24 Закона № 15-ФЗ) , а также п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, такой приказ уже, скорее всего, действует в компании. Тем не менее работодателю придется подготовить новый приказ об оборудовании специальных мест для курения на открытом воздухе и/или в изолированных помещениях. Это связано с тем, что:

1. В Законе № 15-ФЗ теперь предусмотрено право работодателя ввести запрет на курение не только в помещениях (в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах), но и на территориях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ) , в то время как прежде запрет распространялся только на рабочие места.

2. Ранее при оборудовании мест для курения внутри здания работодатели руководствовались, в частности, требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88: пп. 5.19, 5.25, 72 СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782: пп. 8.5, 8.10, приложение «Г», СНиП 31-05-2003, утв. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 108) . Теперь требования к местам для курения (не только в изолированных помещениях, но и на открытом воздухе) устанавливает Минздрав России, и они ужесточаются прежде всего в части требований к системе вентиляции в изолированных помещениях.

В частности, уже действует приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». В стадии утверждения находится проект Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Его можно найти на официальном сайте Минздрава России по адресу: www.rosminzdrav.ru/health/habits/37 . После утверждения его действие будет распространено на период начиная с 1 июня 2013 г.

Шаг 2 Ознакомить работников с приказом

Шаг 3 Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В ПВТР необходимо закрепить перечень специально оборудованных мест для курения (их количество и места расположения), а также определить количество, время и продолжительность перерывов для курения (например, по 10 минут в конце каждого второго часа - 10:50, 12:50, 15:50, 17:50).

В этом случае вы сможете привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности не только за курение в неустановленных местах, но и за курение в неустановленное время или за длительное отсутствие на рабочем месте по причине перекура.

Предусмотрите в Правилах внутреннего трудового распорядка количество и продолжительность перерывов для курения

Наша справка

В требованиях Минздрава России речь идет о выделении и оборудовании изолированных помещений для курения табака, оснащенных в том числе приточно-вытяж- ной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Поэтому если вы приобретете и установите широко распространенные компактные курительные кабины, то нарушите установленные требования и зря потратите деньги. А стоит одна такая кабина недешево: от 160 тыс. руб. (на 2 человек) до 385 тыс. руб. (на 8-12 человек).

Шаг 4 Ознакомить под роспись всех работников компании с изменениями, внесенными в ПВТР

Резюме

С 1 июня 2013 г. работодатель вправе ограничить курение табака на территории организации, оборудовав специальные комнаты для курения. Обустройство или переоснащение имеющихся комнат может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты, например в Правила внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание: если у вас уже есть специально оборудованные места для курения, вам необходимо переоснастить их согласно требованиям Минздрава России.

При этом если в ПВТР, Положении об оплате труда и премировании, других локальных нормативных актах прописаны все необходимые условия, касающиеся специально оборудованных мест для курения, времени перерывов на него, привлечения к дисциплинарной ответственности за курение в неположенном месте, в неположенное время или длительное курение, а также условия премирования при наличии дисциплинарных взысканий, то никаких изменений в эти документы вносить не нужно.

ПРИМЕР

Приказ об ограничении курения на территории организации (фрагмент )

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

В первую очередь необходимо обратиться к нормам пожарной безопасности. Так, в п. 6 Правил пожарной безопасности (ППБ 01‑03) , утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 , устанавливается, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с приложением 1 к данному документу. Согласно приложению 1 инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности среди прочих вопросов необходимо отразить вопросы, связанные с местами курения, применения открытого огня и проведения огневых работ. Кроме того, нормами п. 15 Правил пожарной безопасности на каждую организацию возлагается обязанность распорядительным документом устанавливать соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе должны быть определены и оборудованы места для курения. Таким образом, правила пожарной безопасности возлагают на работодателя обязанность определить в локальных актах и специально оборудовать места для курения.

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

На должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;

На должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;

На юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 100 до 500 руб.;

На должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.