3.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу .

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится при их переподготовке и обучению другим рабочим профессиям , а также в виде специального обучающего курса (тренинга), по мере необходимости при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения работниками работ с повышенным уровнем профессионального риска или на опасных производственных объектах.

3.2 Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ работников отдельных отраслей и производств определяются работодателем на основе соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по безопасности ведения работ и охране труда.

3.3 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят по рабочим программам, разработанным и утвержденным работодателем в соответствии с Примерной программой обучения по охране труда (теоретическая часть) и практическими задачами конкретного рабочего места.

3.4 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специально созданных учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, в учебных и действующих рабочих местах под руководством инструктора производственного обучения, прошедшего соответствующее обучение по охране труда и имеющего большой практический опыт.

3.5 Обучение безопасным методам и приемам труда работников рабочих профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, завершается экзаменом либо письменным тестированием. Рабочему, успешно сдавшему экзамен, выдают удостоверение (или оформляют допуск) на право самостоятельной работы.

3.6 Все работники рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенным уровнем профессионального риска - более одного года, также должны пройти обучение по безопасным методам и приемам труда до начала самостоятельной работы.

3.7 Вопросы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и обучения требованиям охраны труда должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной подготовки работников рабочих профессий, переподготовки, получения второй профессии, повышения квалификации, проводимых непосредственно работодателем или в обучающих учреждениях.
^

4 Проведение стажировки на рабочем месте


4.1 Стажировка - производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ.

4.2 Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо имеющих перерыв в работе более года, проведение стажировки на рабочем месте со сдачей экзаменов , а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

4.3 Продолжительность и содержание стажировки устанавливается работодателем (или уполномоченным им лицом), направляющим работника на обучение, исходя из ее целей.

4.4. Подведение итогов стажировки для лиц, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проводится в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда, утвержденных работодателем.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки работника, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности), оформляет соответствующий протокол (приложение 5) и запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

4.5. При удовлетворительных итогах стажировки работодатель (или уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) работники, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца.
^

5 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим


5.1 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве проводится работодателем (или уполномоченным им лицом) в течение месяца при приеме на работу для всех вновь принимаемых на работу лиц, при переводе на новую работу, а также в силу производственной необходимости для отдельных работников, работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня профессионального риска травмирования или острого профессионального заболевания (ингаляционного отравления, радиационного поражения), а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Для работников рабочих профессий работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое обучение оказанию первой помощи пострадавшим, но не реже одного раза в год.

Работодатель вправе привлекать для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ специалистов организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года №205н.

5.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Рабочие программы всех инструктажей и видов обучения требованиям охраны труда должны включать в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по рабочим учебным программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке работодателем на основе соответствующего Примерного Учебно-тематического плана и Примерной программы обучения (приложения 6,7).

5.3. Работодатель организует обучение работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи во вредных и (или) опасных условиях труда, в виде специального курса обучения (тренинга) приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Во всех подразделениях или в обособленно работающей бригаде (группе) работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи вредных и (или) опасных условиях труда, должно быть не менее одного такого обученного лица в каждой смене.

5.4. Перечень должностей и профессий работников, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов обучения работников приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве определяются работодателем самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка, а также специфики трудовой деятельности работников и соответствующих государственных нормативных требований охраны труда и безопасности производства.
^

6 Периодическое обучение по охране труда


6.1.Периодическое обучение по охране труда (далее – Обучение) проходят определенные категории работников (далее – обучаемый персонал) организаций.

1) Руководители и специалисты по охране труда, в том числе:

- руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда (специалисты по охране труда), обеспечивающие организацию работ по охране труда.

2) Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющие организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда.


  1. Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций, оценивающие уровень приобретенных знаний слушателей (работников) в процессе обучения по вопросам охраны труда.

  2. Специалисты аттестующих организаций, проводящих аттестации рабочих мест по условиям труда, и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда.
5) Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся, осуществляющие обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и Примерными программами обучения по охране труда.

6) Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

6.2. Обучаемый персонал организаций проходит Обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение осуществляется с отрывом, с частичным отрывом от работы (до 3-х рабочих дней) с использованием как традиционных методов обучения (лекция, практические занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации), модульной системы обучения, так и активных методов (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги), возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категории и отраслевой специфики обучаемых.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты по охране труда организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

6.3. Обучение персонала организаций проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, соответствующей материально-технической базы, и прошедших аккредитацию Минздравсоцразвития России по соответствующим рабочим планам и программам с учетом специфики вида экономической деятельности, разработанным на основании Примерного Учебно-тематического плана и Примерной учебной программы обучения по охране труда, отличающихся объемом аудиторных часов (18, 40 и 72 час.) для определенных категорий обучаемых (приложения 8,9,10,11).

6.3.1. Учебно-тематический план объемом 18 аудиторных часов для:

Руководителей организаций, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда;

Заместителей главных инженеров по охране труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей, иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

6.3.2. Учебно-тематический план объемом 40 аудиторных часов для:

Руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технических работников;

Членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

6.3.3. Учебно-тематический план объемом 72 аудиторных часа для:

Специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда (специалистов по охране труда);


  • членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

  • специалистов аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

  • педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподавателей дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;

  • специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда.
6.4. Отдельные категории работников из состава обучаемого персонала проходят обучение в обучающих организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской а именно:

Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;


  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.

Введение

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», "«Гражданская оборона", учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако, к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР.

Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду оби обитания.

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Обучение безопасным методам работы и инструктаж на производстве

Обучение работающих безопасным методам труда

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности. Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям.Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999)

Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения

Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии. Внеплановый инструктаж проводится: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.); - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; - при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;- по решению работодателя (или уполномоченного им лица). Целевой инструктаж проводится в следующих случаях: при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы; при проведении в организации массовых мероприятий. Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ. Проверка знания требований охраны труда. Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"

Российская Федерация

Основная задача охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их соци­альных последствий.

Основные принципы обеспечения охраны труда как системы меропри­ятий: осуществление мер, необходимых для обеспечения сохранения - жиз­ни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требова­ниям охраны труда; компенсации за тяжелые работы и работы с вредны­ми и (или) опасными условиями труда; социальное страхование работни­ков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний.

Тема 2. Основные положения трудового права. Правовые основы охраны труда. Государственное регулирование в сфере охраны труда

Основные понятия трудового права. Основополагающие принципы Кон­ституции Российской Федерации, касающиеся вопросов труда. Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты , содержащие нормы трудового права.

Специальный курс

Тема 14. Охрана труда в конкретном рабочем процессе.

Специфические вопросы, правила и нормы охраны труда для конкрет­ного рабочего процесса. Характер несчастных случаев, причины их возникновения и меры профилактики. Оценка с позиции безопасности конструктивных решений оборудования, безопасности выпол­няемой технологии и организации работ.

Тема 15. Производственная санитария в конкретном рабочем процессе

Специфические вопросы производственной санитарии, санитарные пра­вила для осуществления конкретного рабочего процесса. Вредные производственные факторы, возможные профессио­нальные патологии.

Мероприятия по снижению влияния вредных производственных фак­торов условий труда на организм работников. Соблюдение работниками требований по личной гигиене, применению соответствующих предохрани­тельных приспособлений, спецодежды, других средств индивидуальной защиты.

Приложение

к распоряжению

ПРОТОКОЛ № ____ «__ » ___________ 2012 года

заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда

работников Администрации Борковского сельского поселения

В соответствии с приказом Главы администрации

от « » 20 _ г. № ____ комиссия в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

провела проверку знаний требований охраны труда работников по утвержденной программе обучения по охране труда в объеме 10 часов.

Должность

Наименование подразделения (цех, участок, отдел и т. д.)

Результат проверки

(сдал/не сдал) № выданного удостоверения

Причина проверки знаний

(очередная, внеочередная и т. д.)

Подпись проверяемого

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Приложение

к распоряжению

от 01.01.2001 г. № 36

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для проверки знаний по охране труда

Билет № 1

1. Права и обязанности работодателя.

2. Подготовка рабочего места к работе.

3. Общие требования пожарной безопасности по предотвращению по­жаров на производстве.

4. Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей конеч­ностей.

Билет № 2

1. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности работников.

2. Порядок допуска работника к выполнению работ по специальности.

3. Шум и вибрация. Основные меры защиты от них.

4. Оказание первой доврачебной помощи при обморожении.

Билет № 3

1. Рабочее время и время отдыха.

2. Требования безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.

3. Общие требования безопасности при работе с электрооборудованием.

4. Порядок выполнения комплекса реанимационных мероприятий.

1. Права и обязанности работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Сверхурочная работа.

2. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Обеспечение безопасности при эксплуатации электрооборудования.

4. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении.

Билет № 5

1. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению.

2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

3. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

4. Оказание первой доврачебной помощи при поражении работника электротоком.

Билет № 6

1. Порядок заключения трудового договора.

2. Обеспечение безопасности при эксплуатации электрооборудования.

3. Общие требования производственной санитарии и гигиены труда.

4. Оказание первой доврачебной помощи при переохлаждении работ­ника.

Билет № 7

1. Полномочия трудовых коллективов.

2. Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию.

3. Основные требования по организации безопасной эксплуатации офисной оргтехники.

4. Организация первой доврачебной помощи пострадавшему при несча­стных случаях на производстве.

Билет № 8

Билет № 9

1. Основные положения трудового договора.

2. Допуск работников к работе.

4. Оказание первой доврачебной помощи при травме глаз.

Билет № 10

1. Ответственность, за несоблюдение требований правил, инструкция по охране труда.

2. Действия работника при пожаре.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах.

Билет № 11

1. Права и обязанности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

2. Средства индивидуальной защиты работников, порядок обеспечения и нормы выдачи.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электротоком.

Билет № 12

1. Сроки и порядок временного перевода на другую работу по произ­водственной необходимости.

3. Требования к состоянию рабочего места.

4. Порядок транспортировки пострадавшего.

Билет № 13

1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

2. Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформле­ния.

3. Требования безопасности при работе с легковоспламеняющимися, сильнодействующими и ядовитыми веществами.

4. Порядок оценки состояния пострадавшего от несчастного случая.

Билет № 14

1. Обязанности работника в области охраны труда. Прохождение ме­дицинских осмотров.

2. Инструктаж по охране труда на рабочем месте, порядок проведения и оформле­ния.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях.

Билет № 15

1. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

2. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

3. Основные меры защиты работников от действия электрического тока.

4. Оказание первой доврачебной помощи при тепловом ударе.

Билет № 16

1. Нормы трудового законодательства, регулирующие труд женщин.

2. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

3. Основные меры защиты работников от действия электрического тока.

4. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении.

Билет № 17

1. Нормы трудового законодательства, регулирующие труд молодежи.

2. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда у работников.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при проникающих ранениях груди и живота.

Билет №18

1. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

2. Цель проведения аттестации рабочих мест.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при сдавливании конечнос­тей.

Билет № 19

1. Изменение существенных условий трудового договора.

2. Правила проверки средств индивидуальной защиты перед использо­ванием.

3. Цель проведения аттестации рабочих мест.

4. Оказание первой доврачебной помощи при автодорожных происше­ствиях.

Билет № 20

1. Основные принципы страхования от несчастных случаев.

2. Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформле­ния.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Порядок содержания и комплектования аптечки.

Приложение

к распоряжению

от 01.01.2001 г. № 36

обучения и проверки знаний

по охране труда

работников в 20__ г.

Наименование

подразделения

Численность

Количество

групп обучения

График
подготовки групп

Административно управленческий персонал; члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда

1 раз в 3 года

Работники организации

1 раз в год

Вновь принимаемые работники

В течение 30- ти дней с момента приема на работу