В традиционном понимании право собственности воспринимается как полное господство над определенным предметом. Однако существуют и ограниченные вещевые права, основным распространением для которых является сфера земельных отношений, к таковым относится и сервитут.

Ограниченность прав предполагает право обладания с одной стороны и обязанность терпеть стороннее присутствие – с другой. Среди всех разновидностей ограниченного вещевого права сервитут ограничен более других.

Что это такое?

По определению, вытекающим из ст.23 Земельного Кодекса РФ, сервитутом называется право ограниченного использования не принадлежащего .

При этом собственник земли может распоряжаться ею по своему усмотрению, но вместе с тем обязан предоставить доступ к определенному объекту тем лицам, которые обладают сервитутом , то есть правом на ограниченное пользование чужой землей.

Сервитут навсегда привязывается к определенному недвижимому имуществу. В качестве объекта купли-продажи либо залога он выступать не сможет.

Сервитут не может быть передан субъектам, не являющимися непосредственными собственниками того объекта, для которого он установился.

В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу (ст.275 ГК РФ).

Виды ограничений пользования землей

Земельное законодательство (ст.23 Земельного Кодекса) различает два отличных друг от друга вида сервитута:

Статьи 274-277 ГК РФ гласят, что обладатель земельной территории может потребовать от владельца близлежащей земли наделения ее частным сервитутом, то есть правом для определенного круга лиц на ограниченное пользование чужим участком земли.

Наделение сервитутом публичным обеспечивается положениями законодательства и может определяться как на уровне субъектов РФ, так и местными органами управления. Публичный тип сервитута вводится с целью обеспечения социальных интересов .

Обременение участка земли таким определением как сервитут не отнимает у его хозяина права обладания, распоряжения и пользования этим земельным наделом.

Обладатель земли имеет право востребовать оплату за применение участка от лиц, которые являются владельцами сервитута, если иное не предусматривается действующими законами.

При исчезновении оснований, по которым был введен сервитут, собственник вправе потребовать отмены его.

Основания для установления

Земельный сервитут может возникнуть:

Частным сервитутом территория наделяется при необходимости:

  • обеспечить проезд либо проход по чужой земле, если без оного обойтись не представляется возможным;
  • проведения и/или эксплуатации важных коммуникаций, таких как теплотрассы, водопроводы, линии связи и электричества;
  • водоснабжения;
  • обеспечения иных потребностей владельца, которые не могут быть осуществлены при отсутствии сервитута (ст.274, п.1 ГК РФ).

Сервитутом публичным территория может наделяться для:

  • передвижения через определенную территорию;
  • выпаса скота;
  • сенокоса;
  • использования с целью рыболовства и охоты;
  • обеспечения доступа к прибрежной части водоемов;
  • осуществления дренажных и иных работ на участке и пр. (ст.23, п.3 ГК РФ)

Процедура и порядок установления ограничений

Порядок наделения сервитутами земельных участков и прекращения действия оного определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации и сходными нормативными положениями функционирующего Земельного Кодекса.

Сервитут на земельный участок может быть введен:

  • между обладателем земли и особой, требующей введения сервитута;
  • по судебному решению, которое было вынесено по иску субъекта, потребовавшего установления сервитута (ст.274, п.3 ГК РФ).

Для наделения сервитутом земельного участка в судебном порядке основополагающим условием выказывается присутствие спорной ситуации между хозяевами земельных участков , что и препятствует заключению мирного соглашения.

Также причиной наложения ограничений может стать выявленная судом в процессе слушания дела невозможность удовлетворения требований истца иным способом кроме как наделения его правами ограниченного пользования чужой землей.

Просить установления сервитута имеет право собственник земельного участка , при этом он может дополнительно потребовать пожизненного исполнения условия. Лица, не имеющие в личной собственности данного объекта недвижимости, не имеют права требовать установления сервитута.

Однако при аренде этого имущества, законом отстаиваются их права на проезд, проход и иную деятельность, связанную с использованием данной недвижимости, если иное не представляется возможным.

Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:

Все права на земельные участки, предусмотренные гл.4 ЗК РФ, подлежат обязательной регистрации в государственных органах , касается это и сервитутов.

Государственная регистрация сервитутов исполняется в . Основанием для регистрации становится заявление обладателя земельного участка либо индивида, ставшего обладателем сервитута, при присутствии у последнего соглашения об определении сервитута.

Сервитут считается действительным с момента его регистрации. При этом обязательно должно быть выполнено требование о проведении общественных слушаний, предшествующих наделению сервитутом земли.

Срок действия установленных ограничений

В основном сервитут устанавливается на бессрочный период, однако может иметь место и определенный срок . При этом право ограниченного пользования чужим участком земли прекращается по истечении указанного срока.

При указании срока действия сервитута можно прописать не просто временную дату, а наступление какого-то события, после которого сервитут перестанет существовать.

Также желательно досконально расписать, в чем именно будет заключаться право ограниченного пользования землей в целях предотвращения спорных моментов в процессе эксплуатации.

В иных ситуациях возможно прекращение действия сервитута:

  • по обоюдному соглашению владельцев объектов, объединенных сервитутом;
  • при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута;
  • по требованию владетеля, если земля не может быть использована по своему непосредственному целевому предназначению в результате наделения ее сервитутом (ст.276 ГК РФ)

На основании положений ст.275 ГК РФ при переходе права владения на участок земли с наличием сервитута к иному лицу сервитут остается. То есть даже при он никуда не денется, сервитут остается привязанным к конкретному участку .

Видео: Юридические тонкости установления ограничений на пользование земельными участками

В видеосюжете рассказывается что представляет собой сервитут на земельный участок, приводятся примеры подобных ограничений.

Объясняется какие разновидности сервитутов существуют, в чем их принципиальное различие и каковы особенности установления различных ограничений на землю.

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе . Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе . Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе . Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

  1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:
  • содержащие природные лечебные ресурсы;
  • отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
  • Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:
    • зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    • рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
  • Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
  • Это обусловлено, во-первых, тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе это явление описано основательно и подробно , а во-вторых, пользование землей чаще всего носит комплексный характер и может выражаться в использовании разных ресурсов, эксплуатация которых регламентируется специализированными законами.

    Статьёй 23 Земельного Кодекса регулируется исключительно право использования благ чужой земли. Она предусматривает следующие нормы регламентации взаимоотношений в области обременительного пользования чужой землёй.

    Если сервитут носит публичный характер, то он реализуется в интересах страны, государства, населения данного региона и местных органов власти.

    Отстаивание всех этих интересов производится в соответствии с нормативными актами всех иерархических уровней законов. При формировании публичного сервитута обязательно нужно провести процедуру общественных слушаний.

    В 23-й статье приводится исчерпывающий перечень ситуаций, которые могут прослужить основой для принятия сервитута.

    Владелец обременённого участка может требовать оплату за услуги допуска к его благам, кроме особых случаев, предусмотренных юридическими нормами.

    Земельный кодекс допускает существование как срочного, так и постоянного сервитута.

    Поскольку рассматриваемое обременение является неотъемлемой частью участка , он должен пройти такую же процедуру регистрации в Росреестре .

    Итак, сервитут в земельном праве это что? Как следует из приведенного здесь обзора, сервитут в земельном законодательстве отражен достаточно широко и подробно. Однако специалистами отмечен ряд недоработок и трудностей в реализации этого права.

    Например, плохо разработана процедура регистрации сервитута, возникшего по решению суда. Недостаточно регламентировано пользование природными ресурсами на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и промышленного освоения полезных ископаемых.

    Надеемся, что теперь вам стало очевидно, что говорит российский закон о сервитуте, как определяется сервитут в земельном кодексе РФ и как регулируется сервитут в гражданском праве Российской Федерации.

    Трошкин Сергей Иванович

    юрисконсульт ОАО Мордовавтодор г. Саранск

    Е-mail:

    Основы учения о сервитутом праве были заложены еще в Древнем Риме. По существу, сервитут можно считать самым старым правом на чужую вещь.

    Сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц.

    Традиционным является деление сервитутов на вещные (предиальные) и личные (персональные).

    Разграничение вещного и личного сервитутов и узуфрукта берет начало в римском праве, оно освещено в большинстве учебников римского и русского дореволюционного гражданского права.

    Рассмотрим данное отграничение в самых общих чертах.

    Известно, что вещный сервитут служит к выгодам господствующего участка, тогда как личный сервитут - выгодам определенного лица.

    Для вещного сервитута, в отличие от личного, необходимо наличие двух смежных участков - господствующего и служащего; невозможность использования господствующего участка без сервитута.

    Вещный сервитут бессрочен, личный прекращает действие со смертью управомоченного физического лица или прекращением юридического лица.

    Вещный сервитут по общему правилу возникает из соглашения либо судебного решения, тогда как основанием возникновения личных сервитутов выступают и другие юридические факты - завещательный отказ и договор дарения.

    Основные принципы сервитутного права, сформированные ещё римскими юристами, являются необходимым условием возникновения данного вида отношений. При этом данные принципы сохранились до наших дней и на их основе построено современное зарубежное законо­дательство о сервитутах. Эти принципы заключаются в следующем:

    1. Для установления сервитута необходимо наличие двух смежных участков, один из которых (служебный) должен служить нуждам другого участка (господствующего);
    2. Нельзя устанавливать сервитут на свою собственную вещь;
    3. Нельзя устанавливать сервитут на сервитут;
    4. Собственник служебной вещи не должен препятствовать пользованию сервитутом, а собственник господствующей вещи дол­жен пользоваться сервитутом наиболее экономично и наименее обре­менительным образом по отношению к служебной вещи, а также на возмездной основе;
    5. Сервитуты не делимы;
    6. Сервитуты не могут ни приобретаться, ни устанавливаться частично.

    В результате рецепции римского права конструкция сервитута была заимствована многими европейскими правопорядками.

    По гражданскому кодексу Франции сервитут - это обременение, наложенное на имение в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику и для выгод этого имения (ст. 637 ФГК). Кодекс устанавливает три вида сервитутов. Это сервитуты, происходящие из расположения участков, сервитуты установленные законом и сервитуты установленные действием человека (ст. 639 ФГК)

    Французский гражданский кодекс содержит нормы об узуфрукте, узусе и праве проживания. В кодексе они признаются самостоя­тельными институтами. Разработчики кодекса отошли от римской концепции, считавшей данные институты личными сервитутами. Французское гражданское законодательство запрещает установление сервитута в пользу лиц.

    Статья 1027 Гражданского кодекса Италии определяет сервитут как обременение, возложенное на земельный участок для пользы другого земельного участка, принадлежащего другому собственнику. Для сервитута необходимо наличие хотя бы двух участков: господствующего и служащего.

    В доктрине германского гражданского права сервитуты отнесены к общей группе вещных прав господства. Такие права представляют непосредственное господство над вещью, дают правомочие воздействовать на вещь или исключить чужое воздействие на вещь. Господство над вещью может быть либо полным (распоряжение, пользование), либо это господство ограничивается определенным видом пользования (сервитуты).

    Подгруппа ограниченных прав пользования включает в себя земельные и личные сервитуты. Личные сервитуты принадлежат индивидуально-определенной личности, без права на их отчуждение. Земельные сервитуты принадлежат собственнику земельного участка как такового. Личные сервитуты подразделяются на пользовладение и ограниченные личные сервитуты.

    Следует отметить, что в ГГУ, в ст. 1018, в сравнении с гражданскими кодексами других государств широко раскрыто понятие земельного сервитута. «Земельный участок может быть обременен в пользу собственника другого земельного участка таким образом, что бы последний имел право использовать чужой земельный участок в определенных случаях, или что бы на чужом земельном участке не могли совершаться определенные действия, или, что бы было исключено осуществление права, которое следует из права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка.»

    Германское гражданское уложение оказало влияние на гражданское законодательство некоторых европейских государств, в частности Швейцарии и Австрии, в которых регулирование сервитутов практически дублирует нормы ГГУ.

    Нетрудно заметить, что приведенные из европейских кодексов определения сервитута строятся на римском представлении о положительных и отрицательных сервитутах.

    Следует отметить, что в нашем законодательстве о сервитуте, используется лишь модель положительного сервитута. Согласно действующему Гражданскому кодексу Российской федера­ции собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника сосед­него земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (). Безуслов­но, такое содержание сервитута отстает от имущественных потребнос­тей в сфере землепользования и не учитывает такие нужды владельцев земельных участков, как возможность установления запретов на постройку здания определенной высоты и площади, а также осуществ­ления определенной деятельности на участке. Именно поэтому, проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ предусматривает более широкое содержание сервитута в виде права пользоваться служащей вещью (положительный сервитут) и (или) запрещать собственнику служащей вещи пользоваться такой вещью определенным образом (отрицательный сервитут).

    Отсутствие частноправовой природы у «публичного сервитута» (соответственно невозможность признания субъективным вещным правом) было аргументировано еще в пандектном учении, а также в отечественной дореволюционной цивилистике, где считалось, что эта категория не является вещным правом вообще, ибо не предоставляет конкретному лицу абсолютного субъективного права на чужую вещь.

    Русские цивилисты критиковали концепцию легальных сервитутов, в силу её противоречия значению термина «сервитут». В. Нечаев полагал, что легальные сервитуты не соответствуют значению института, определяющего пределы господства собственника, а определяют права вторжения в сферу его господства. Права собственника кончаются там, где начинаются права всего общества или соседей. Интересы собственника не допускают возможности ограничений его права распоряжения в интересах третьих лиц. По мнению исследователя ограничения собственности, налагаемые легальными сервитутами должны называться не «ограничениями» и не «сервитутами», а правом общего пользования и правом соседства.

    Подобного мнения придерживался А. Гуляев, который считал, что термин «сервитут» не применим к участию общему или общему пользованию, а также к соседским отношениям.

    В. И. Синайский указывал, что ограничения права собственности нельзя смешивать с правами других лиц на вещь собственника, в частности с сервитутами. Хотя права других лиц также стесняют осуществление права собственности, но эти стеснения не входят в само понятие права собственности. Различие между ограничениями права собственности и правами на чужую вещь познается, как писал ученый, исходя из тех целей, ради которых они введены в оборот. Первые, ограничивая понятие права собственности, делают возможным осуществление права собственности в интересах самих собственников, а также в интересах общественного порядка. Вторые предоставляют третьим лицам гражданские права на чужую вещь, распространяют сферу их частного господства на чужие вещи.

    Мнения современных исследователей по данному вопросу различны. Л. В. Щенникова, В. Казанцев, Н. Коршунов, рассматривают этот вид сервитута применительно к сервитутному праву.

    А. В. Копылов, является сторонником противоположного мнения, т. е. публичный сервитут по своей природе к сервитутам отнесен быть не может. Действительно определение правовой природы современ­ных российских публичных сервитутов затруднительно.

    Термин публичный сервитут использован в нескольких нормативных правовых актах РФ и в каждом из них данному понятию свойственна различная основа.

    В Лесном кодексе РФ такой сервитут дает гражданам право свободно пребывать в лесном фонде; в Водном кодексе РФ публичный водный сервитут позволяет гражданам пользоваться водным объектом общего пользования, по смыслу уже не попадающих под категорию чужих вещей.

    С другой стороны, в Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ указано, что публичным сервитутом обременяется недвижимое имущество, принадлежащее определенным лицам, а не объекты общего пользования.

    В такой ситуации сложно определить действительную природу сервитута и гармонично регулировать отношения участников сервитута.

    Когда речь идет об ограничении, то подразумевается ограничение определенного субъективного гражданского права. Права на чужие вещи (ограниченные вещные права) считаются своего рода «выделом» из права собственности. Как отмечает Е. А. Суханов, ограниченные вещные права предоставляют законную возможность одному лицу в том или ином отношении использовать вещь, принадлежащую другому лицу, т. е. чужую, причем независимо от согласия (воли) присвоившего ее собственника.

    Следует отметить, что данная проблема будет решена, как только вступят в силу изменения в Гражданский кодекс РФ. Согласно проекту Гражданского кодекса сервитут не может быть установлен для неопре­деленного круга лиц. Установление сервитутов, не предусмотренных кодексом не допускается.

    Сервитуты классифицируются по различным основаниям. Они могут быть вещные и личные, вещные в свою очередь подразделяются на положительные и отрицательные. В зависимости от объекта они могут быть лесные, водные, дорожные, пастбищные, домашние сервитуты, сервитуты на пользование горой, почвой, зданиями и более укрупненные системы сервитутов - сельскохозяйственные сервитуты. Сервитуты также бывают прерывные и не прерывные, явные и не явные сервитуты. Например, по Гражданскому законодательству Франции непрерывные сервитуты имеют постоянного пользования без участия человека.

    Это водопровод, сток с крыш. Сервитут осуществляемый с перерывами, подразумевает действие человека - право прохода, пастбище и т. п.

    Явные сервитуты имеют внешние признаки - дверь, окно, водопровод. Неявные в большей части носят запрещающий характер - не строить выше определенной меры и т. д. Такие сервитуты внешних признаков не имеют.

    Что же касается Российской Федерации, то согласно проекту Гражданского кодекса РФ возникнут следующие виды сервитутов: перемещения (прохода, прогона скота и проезда), строительные стройки и опоры), мелиорации, горные и коммунальные (ст. 301 8 проекта).

    Необходимо отметить и новые тенденции развития данного института. Например, в Германии существуют такие сервитуты как обеспечительные сервитуты и сервитуты как средство ограничения конкуренции.

    Основными способами установления сервитута, которые предусмотрены в большинстве зарубежных правопорядках, являются прежде всего, соглашение сторон, а в случае, если такого соглашения не удалось достичь и возник спор, то на основании решения суда.

    По общему правилу сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, им обремененный, другому лицу. В то же время сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может предоставляться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой был установлен сервитут.

    Основаниями прекращения сервитута являются как правило: соглашение сторон о прекращении действия сервитута, при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута, при соединении служащей и господствующей вещи, в связи с истечением срока, на который был установлен сервитут, гибели служебной вещи, также сервитут может быть прекращен, в случае если использование служебной вещи становится не возможным при его установлении.

    Список литературы:

    1. Бирюков А. А. Сервитуты в Российском гражданском законодательстве: Дис. Канд. Юр. Наук 2009 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.alleng.ru
    2. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 12.04.2006 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 22.12.2004 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 30.11.1994 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    5. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. - 4-е изд., перераб. и доп. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 823 с.
    6. Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008 - 668 с.
    7. Гражданское уложение Германии: пер. с нем. /Науч. ред. А. Л. Маковский и др. -2-е изд., доп., науч. - М. :Волтерс Клувер, 2010. - 816 с
    8. Емелькина И. А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок: монография / И. А. Емелькина - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    9. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 22.12.2004 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    10. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 25.10.2001 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    11. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 08.11.2006 г] - [Электронный ресурс] Гарант-Студент: - 2012 г.
    12. Проект изменений в раздел II ГК РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.arbitr.ru (Последнее посещение 01.03.2012 г.).
    13. Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2009. 401 с.

    1. ЗК закрепляет два вида сервитутов: частные и публичные. Порядок установления частных сервитутов регулируется гражданским законодательством, а публичных - земельным и иным специальным законодательством.

    Правила установления частных сервитутов закреплены в ст. 274-277 ГК. Суть их в следующем. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Основанием установления сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Согласно ст. 613 ГК собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении этого земельного участка сервитутом. В случае если арендодатель - собственник участка не выполнил этого условия, то арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков.

    В случае заключения договора ссуды (ст. 689 ГК) ссудодатель - лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, также обязан предупредить ссудополучателя об обременении этого земельного участка сервитутом (ст. 694 ГК). Невыполнение этой обязанности предоставляет право ссудополучателю потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

    Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    2. В отличие от частного сервитута публичный сервитут устанавливается не на основе соглашения сторон, а на основе закона или нормативного правового акта, которые предусматривают в соответствующей ситуации возможность установления сервитута. Публичный сервитут устанавливается в государственных, муниципальных и общественных интересах. При установлении публичного сервитута должны учитываться результаты общественных слушаний (порядок проведения общественных слушаний в законодательстве пока не определен).

    Правовая природа публичного сервитута приближается к природе ограничений прав на землю, которые также устанавливаются на основе законодательства. Однако отличия публичного сервитута от ограничения прав на землю состоят в том, что при установлении публичного сервитута возможно по требованию лица, в отношении земельного участка которого установлен сервитут, изъятие этого участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. Кроме того, ЗК допускает при определенных обстоятельствах, к которым относятся существенные затруднения в использовании земельного участка, обремененного сервитутом, выплату лицу, чей участок обременен, соразмерной платы. При установлении ограничений никакого взимания платы не предусмотрено.

    3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены виды публичных сервитутов. На некоторых из них следует остановиться подробнее. Так, согласно подп. 7 п. 3 комментируемой статьи могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям. Установление такого публичного сервитута особенно актуально в условиях некоторых регионов России, где традиционной отраслью сельского хозяйства является отгонное животноводство. Данный сервитут является правовой основой осуществления указанной деятельности.

    Важным является публичный сервитут использования земельного участка для охоты. Установление такого сервитута обусловлено необходимостью более четкого определения правового режима охотничьих угодий. Федеральный закон "О животном мире" (ст. 34) признает охоту видом пользования животным миром, однако до сих пор не принят федеральный закон об охоте и в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение охотничьих угодий. Поэтому эти вопросы регулируются главным образом на уровне субъектов РФ. Например, в Московской области действует Закон от 12 июля 2000 г. N 43/2000-ОЗ "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области".

    4. Возможность установления сервитутов предусмотрена и иными законодательными актами. В некоторых случаях в законодательстве определен характер сервитутов, т.е. указано, к какому виду они относятся: к публичным или частным сервитутам. В других случаях просто говорится о сервитутах, и судить об их характере возможно только путем анализа тех отношений, которые складываются по поводу установления сервитута. Так, например, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (ст. 13) на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением", п. 7 которого закрепляет следующее правило. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.

    Некоторые вопросы, касающиеся публичных сервитутов, отражены в ГсК. Так, согласно ст. 43 ГсК проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы зон действия публичных сервитутов. В составе градостроительного плана земельного участка указываются границы зон действия публичных сервитутов (ст. 44 ГсК).

    В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагается, в частности, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов (ст. 51 ГсК).

    Согласно постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

    Возможность установления сервитутов для нужд племенного животноводства установлена в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве". Граждане и юридические лица, указанные в ч. 1 ст. 10 этого Закона, вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, производить забор воды и организовывать водопой из водного объекта, принадлежащего другому лицу, а также осуществлять иные сервитуты, установленные в соответствии с законодательством РФ.

    Предусматривает сервитуты и Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". К землям связи ст. 10 названного Закона относит земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

    В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.

    Необходимость установления сервитутов возникает и при мелиорации земель, например для отвода воды при осушении земельного участка. Поэтому ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О мелиорации земель" предусматривает, что земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

    Статья 13 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" устанавливает правило, согласно которому на земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

    Согласно ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты.

    Статья 9 ЛК рассматривает право ограниченного пользования чужим лесным участком как вид прав на лесной участок.

    В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

    Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" закрепляет правило о том, что при заключении договора об ипотеке залогодатель обязан в письменной форме предупредить залогодержателя обо всех известных ему к моменту государственной регистрации договора правах третьих лиц на предмет ипотеки (правах залога, пожизненного пользования, аренды, сервитутах и других правах). Неисполнение этой обязанности дает залогодержателю право потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства либо изменения условий договора об ипотеке (ст. 12 Закона).

    5. Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает, что сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ст. 1 относит сервитут к ограничениям (обременениям), под которыми понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). В названном Законе есть определение сервитута. Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

    Согласно 4 названного Закона наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут. Статья 12 Закона предусматривает, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Этот Реестр состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. В подразд. III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и др.), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

    Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

    Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется (ст. 27 названного Закона).

    Еще по теме Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут):

    1. Субъективные вещные права как разновидность абсолютных имущественных прав
    2. Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком
    3. 1.3 Проблемы права ограниченного пользования чужим земельным участком в современной системе вещного права.
    4. § 2. Правовые конфликты, разрешаемые посредством признания вещного права отсутствующим
    5. § 3. Право владения и пользования жилым помещением бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения
    6. § 2. Ограниченные вещные права на земельные участки по современному российскому законодательству и перспективы их совершенствования

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право -

    Полный текст ст. 274 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 274 ГК РФ.

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
    3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

    Комментарий к статье 274 ГК РФ

    1. К вещным правам лиц, не являющихся собственниками ст. 216 ГК РФ относит сервитуты. Сервитуты бывают публичные и частные. Согласно ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается гражданским законодательством.

    Частный земельный сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком, установленное договором или решением суда в интересах собственника, которое не может быть обеспечено иначе.

    В качестве объекта сервитута выступает соседний земельный участок, а владельцем сервитута (сервитуарием) является собственник, землепользователь или землевладелец земельного участка граничащего с соседним обслуживающим участком.

    Выделяют следующие виды сервитутов:
    - для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
    - для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;
    - для обеспечения водоснабжения и мелиорации.

    Данный перечень не является исчерпывающим. Так, п.1 ст. 274 ГК РФ предусмотрено установление сервитутов для иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Примером, может быть установление сервитута для обеспечения проведения работ по защите территорий от затоплений и подтоплений (п.3 ст. 64 ГрК РФ).

    2. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, никоим образом не ограничен в своем праве, то есть он в полной мере продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком. Однако при осуществлении правомочия распоряжения собственник земельного участка не может ограничить либо прекратить сервитут. Так, совершая продажу земельного участка. В договоре купли-продажи не может содержаться условие об отмене сервитута, если оно имеет место, то данный пункт договора будет признан ничтожным.

    3. По общему правилу, сервитут устанавливается путем заключения сторонами соглашения, в котором описываются все условия сервитута. Сервитут подлежит государственной регистрации.

    Регистрация сервитута осуществляется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

    В том случае если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

    Регистрация сервитута осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Регистрация удостоверяется выдачей владельцу сервитута свидетельства о государственной регистрации права на ограниченное пользование чужим имуществом, в котором указывается правообладатель вид сервитута, дата и номер регистрации. Сервитут вступает в силу с момента государственной регистрации.

    В том случае ели не достигнуто соглашение об установлении сервитута в добровольном порядке, спор передается на разрешение суда. Основанием рассмотрения спора в суде является иск лица, требующего установления сервитута.

    4. На вышеуказанных условиях и в том же порядке сервитут может быть установлен в пользу лиц владеющих земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    5. Сервитут предполагается платным, то есть собственник участка, обремененного сервитутом, может требовать соразмерную плату за пользование его участком. Плата может быть установлена в соглашении сторон об установлении сервитута. В тех случаях, когда она не установлена сторонами, то предполагается , то есть цена определяется по аналогии с ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

    Если стороны не пришли к согласию о стоимости сервитута, то спор передается по инициативе одной из сторон в суд. Суд, определяя плату за сервитут, руководствуется Временными Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утв. Росземкадастром 17.03.2004.

    Соразмерность платы за сервитут означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

    Выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

    Размер соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение срока, на который сервитут установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ (например, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, по истечении определенного срока после его установления; увеличения или уменьшения сферы действия сервитута).

    6. В соответствии с ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 в абз.2 п.1 ст. 274 ГК РФ слова "прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации" будут заменены словами "строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием".

    Таким образом, с одной стороны, законодательно расширены случаи установления сервитута, так как вводится более широкое понятие "линейные объекты", под которыми понимаются трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, а с другой стороны, устанавливается ограничение для установления сервитута. Так, сервитут может быть установлен, если это не препятствует разрешенному использованию земельного участка.

    7. В соответствии с ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 ст. 274 ГК РФ будет дополнена пунктом 6 следующего содержания: "В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка".

    Таким образом, законодатель расширил перечень лиц, между которыми может быть заключено соглашение об установлении сервитута, в это число вошли и лица, которым предоставлен земельный участок, являющийся государственной или муниципальной собственностью. В случае установления такого сервитута при совершении сделок с земельным участком, возврате его собственнику сервитут будет сохраняться. Причем сам сервитут не может быть самостоятельным объектом сделки.

    Основаниями для прекращения сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности является:
    - отпадение оснований установления сервитута;
    - невозможность использования земельного участка с обременением по целевому назначению.

    Инициировать отмену сервитута может либо собственник земельного участка в отношении, которого он установлен, либо землепользователь.

    8. Применимое законодательство:
    - ЗК РФ;
    - ГрК РФ;
    - ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве";
    - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
    - Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах";
    - ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
    - ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
    - постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87;
    - приказ Минюста РФ от 26.07.2004 N 132;
    - Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утв. Росземкадастром 17.03.2004.

    9. Судебная практика:
    - постановление Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 16033/12 по делу N А64-3894/2010;
    - постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11248/11 по делу N А45-12892/2010;
    - постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2013 по делу N А63-9482/2012;
    - постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.04.2008 N Ф08-254/2008 по делу N А63-18585/06-С1;
    - постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2008 N Ф08-1172/08 по делу N А53-12625/2006-С4-32;
    - постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2013 по делу N А58-6111/2011.

    Консультации и комментарии юристов по ст 274 ГК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 274 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.