МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Интеллектуальная игра "Конституция - главная книга страны"

Провела: Давыденко О.В.

Цели:

  • Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества
  • Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
  • Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Ход игры

Ведущий: Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день - день, когда была принята Конституция России. Конституция - это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, ученики 7-9 классов. (Слово для приветствия предоставляется командам.)

Проходит представление команд. Команда «Единство», Команда «Россияне».

Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойный соперники. А значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри. (Представление жюри)

Ведущий: Итак, мы начинаем!

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

Когда была принята действующая Конституция РФ?

На сколько глав разделена Конституция РФ?

Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?

Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу?

Возможно ли на территории какого-либо субъекта РФ ввести другую денежную единицу?

Кто, согласно Конституции РФ, может занять пост Президента страны?

Как называется Российский парламент?

На какие части делится парламент РФ?

Какую ветвь власти представляет парламент?

Кому принадлежит исполнительная власть РФ?

Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет быть избранным в Государственную Думу?

Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?

Какой язык на территории России является государственным?

Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике РФ субъектами РФ?

Подведение итогов первого конкурса. Выступление жюри.

Ведущий: Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, перед законом все равны. Так ли это мы узнаем у команд.

Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи, либо привести факты свидетельствующие против нее. Время подготовки 5 минут.

1 команда статья 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом.

2 команда статья 20 Конституции РФ: каждый имеет право на жизнь.

Подведение итогов второго конкурса. Выступление жюри.

По статьям Конституции РФ определите о каких правах идет речь.
А) ст. 45, ст.46, ст. 47, ст. 48, ст. 50, ст. 61.
Б) ст. 30, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 42.

Найдите в каких статьях Конституции РФ говорится о личных правах граждан.

Подведение итогов третьего конкурса. Выступление жюри.

Определите роль главы государства в XVIII и XX веках.

Назовите основные функции Президента:

в отношении граждан;

полномочия президента в области законодательства;

в области исполнительной власти;

в области судебной власти;

в области обороны и безопасности;

Подведение итогов четвертого конкурса. Выступление жюри.

Пятый конкурс «Творческий»

Составить синквейн со словами: Закон, Конституция, Родина, Президент, Право.

Подведение итогов пятого конкурса. Подведение итогов игры. Выступление жюри.

Ведущий: Ну что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью предоставленной нам Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказывали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

Награждение победителей.

Ответы на вопросы игры.

Первый конкурс «Мозговой штурм»

9 глав

Нет, т. к Конституция РФ является основным законом страны.

Нет, т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.

Денежной единицей РФ является рубль, введение и эмиссия других денег не допускается.

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Федеральное Собрание.

Совет Федерации и Государственная Дума

Законодательную

Правительству РФ

Да

Нет, т.к правосудие осуществляется только судом.

Русский язык

Государственная символика устанавливается Федеральным Конституционным судом.

Второй конкурс «Аргументы и факты»

Оценивается ясность изложения основной мысли, веские аргументы. Активность всех участников команды.

Третий конкурс «Конституция - главная книга страны»

а) защита прав человека
б) политические права

ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 26, ст. 27, ст. 28. ст. 29, ст. 30.

Четвертый конкурс «Президентский»

А) монарх:

передает сои знания по наследству;

неприкосновенен;

имеет ряд привилегий;

королевский двор выдает деньги на содержание королевской семьи;

посещает парламент только по специальному приглашению;

освобождается от уплаты налогов;

Президент:

является гарантом национальной независимости, территориальной целостности;

ратифицирует международные договоры;

решает вопросы гражданского и политического убежища;

присвоения высших воинских званий;

назначение референдумов.

Б) в отношении граждан: решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, помилование.

В области законодательной власти: назначение выборов в Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, обращение Федеральному Собранию, назначение референдумов.

В области исполнительной власти: назначение и отставка Правительства, руководство внешней политикой, назначение и отзыв дипломатов.

В области судебной власти:представление кандидатур судей, представление и освобождение Генпрокурора.

В области обороны и безопасности: формирование Совета Безопасности и руководство им, Верховный Главнокомандующий вооруженными силами.

Слайд 2

Главы основного закона

Правильные ответы:

1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.

Слайд 3

Основы конституционного строя

  • Слайд 4

    Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления

    республиканской

    Слайд 5

    Российская Федерация –______________

    государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    социальное

    Слайд 6

    Российская Федерация – ___________

    государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    светское

    Слайд 7

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    разделения

    Слайд 8

    Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.

    гражданства

    Слайд 9

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.

    обязанность

    Слайд 10

    Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.

    референдум

    Слайд 11

    Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.

    равноправны

    Слайд 12

    Право или обязанность?

  • Слайд 13

    1. Указание своей национальной принадлежности

    2. Участие в управлении делами государства

    3.Забота родителей о детях

    Обязанность

    4. Получение основного общего образования

    Обязанность

    5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

    Слайд 14

    6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия

    Обязанность

    7. Уплата законно установленных налогов и сборов

    Обязанность

    8. Сохранение природы и окружающей среды

    Обязанность

    9. Защита Отечества

    Обязанность

    10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях

    Обязанность

    Слайд 15

    Основной закон в цифрах

  • Слайд 16

    1. Сколько глав в Конституции РФ?

    2. Сколько статей в Конституции РФ?

    3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    4. Каков срок полномочий Президента РФ?

    5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?

    6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?

    Слайд 17

    7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?

    Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

    В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

    1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
    2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
    3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
    4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

    Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

    Требования к командам:

    1. Состав не более 6 человек
    2. Название команды
    3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
    4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

    Требования к жюри:

    В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

    Оборудование:

    1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
    2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
    3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
    4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

    Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

    Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

    Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

    Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

    1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
    2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
    3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
    4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

    Ход игры

    1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

    2. Презентация команд.

    Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

    3. Праздничная телеграмма.

    Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

    4. Язык Закона.

    Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

    Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

    Как называется:

    5. Основы конституционного строя РФ.

    Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

    Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

    После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

    Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

    6. Права человека

    На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

    Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

    По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
    2. Принудительный труд запрещён.
    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
    4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
    5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

    7.“Союз нерушимый…”

    Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

    Демонстрация слайда с ответами.

    8. Народ выбирает

    Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

    Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

    Народ выбирает:

    1. Президент РФ
    2. Депутаты Государственной Думы РФ
    3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
    4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
    5. Глава местного самоуправления (мэр)
    6. Депутаты местного органа власти

    По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

    9. Присяга Президента

    При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

    Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

    “Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

    10. Первый день Президента.

    У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

    Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

    В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

    В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

    В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

    В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

    8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

    В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

    В 11 ратифицирует два международных договора.

    В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

    С 13 часов обедает и отдыхает.

    В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

    В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

    В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

    С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

    Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

    11. Вопросы-минутки.

    Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

    1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
    2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
    3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

    Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

    12.Окончание игры.

    Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

    Жюри подводит итоги и награждает победителей.

    Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

    После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

    Литература.

    1. Конституция Российской Федерации
    2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.
    Методическое описание интерактивной викторины «Своя игра»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Преображенка», Новосибирская область, Искитимский район, с. Преображенка

    Тема разработки : Викторина – «Своя игра» посвященная дню конституции РФ

    Форма разработки: интерактивная викторина

    Класс: 5 - 9 класс.

    Предмет: Обществознание и история

    Актуальность разработки: Актуализация знаний в области конституционного права и истории отечественной конституции

    Цель: формирование культурно-патриотического воспитания

    Задачи:

    Формирование навыка грамотной формулировки понятий по форме и содержанию;

    Вспомнить основные этапы формирования конституции в РФ;

    Усвоение основных прав и обязанностей гражданина РФ;

    Умение ориентироваться в государственном устройстве РФ

    Термины: ветви власти, субъект федерации, Федеральное Собрание, права человека, ответственность, демократия, республика, герб, флаг, гимн

    Необходимое оборудование и материалы :

    Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

    Описание ресурса

    Презентация выполнена в приложении PowerPoint 2007, состоит из 29 слайдов:

    слайд 1 – титульный;

    слайд 2 – основное содержание по разделам и очкам первого тура игры; слайд навигации, с него по гиперссылкам осуществляется переход к страничкам с вопросами;

    слайд 3 - 7 – слайды с вопросами по разделу «символы конституции»;

    слайд 8 - 12 – слайды с вопросами по разделу «государственное устройство»;

    слайд 13 - 17 – слайды с вопросами по разделу «история конституции»;

    слайд 18 - 22 – слайды с вопросами по разделу «права и обязанности»;

    слайд 24 - 27 – слайды с вопросами по разделу «всякая всячина»;

    слайд 28 – слайды с наименованием «финальный тур»;

    слайд 29 – вопрос финального тура.

    Викторина начинается с показа первого слайда, при включении которого начинает играть гимн РФ. После окончания гимна включаем второй слайд – слайд с основной навигацией. Участники викторины делятся на три команды. Капитан первой команды выбирает раздел и ставку по вопросу. На вопрос отвечает команда, первая поднявшая руку. В случае неправильного ответа право ответить переходит следующей команде, поднявшей руку, а у данной команды вычитается соответствующая сумма очков. Ответив верно на вопрос, капитан команды выбирает следующий вопрос. Команда, ответившая верно, зарабатывает количество очков, на которое оценивается вопрос.

    При нажатии курсором мышки на сумму вопроса появляется соответствующий вопрос: при первом клике левой конопки мыши появляется вопрос, при втором – правильный отет.

    По возвращению в слайд основной навигации сумма задействованного вопроса выделяется другим цветом
    .

    По окончанию первого тура подводятся предварительные итоги игры. Далее необходимо нажать на значок в слайде основной навигации и мы попадаем на слайд финального тура:

    В данный момент времени капитаны команд должны сделать ставки при ответе на финальный вопрос. Когда ставки сделаны, переходим на следующий слайд с вопросом

    Командам дается полминуты на то, чтобы записать ответ на литке бумаги. Далее команды показывают сувои ответы. Нажимаем курсором на слайде и смотрим правильный ответ