Одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий является предоставление субсидии для приобретения жилого помещения. О том, кому именно и на каких условиях предоставляется субсидия, читайте в этой статье.

Кому положены льготы на приобретение жилья?

Вопросы, касающиеся статуса ветеранов боевых действий и полагающихся им льгот, регулирует Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно положениям данного закона на льготное получение жилья вправе рассчитывать:

  1. Военные, направленные для выполнения спецзадач в Сирию после 30 сентября 2015 г.
  2. Участники боевых действий в Чечне.
  3. Лица, проходившие службу в Афганистане в период с 1979 по 1989 гг.
  4. Участники автомобильных батальонов, лоставлявших грузы в Афганистан в период проводившихся там боевых действий.
  5. Летчики, осуществлявшие полеты в Афганистан во время проведения там боевых действий.
  6. Все лица, участвовавшие в разминировании территории СССР после ВОВ в период с 1945 по 1951 гг. и в период траления, длившийся до 1957 г.
  7. Военные, которых направляли для несения службы в иные государства в периоды проведения там боевых операций.
  8. Условия предоставления субсидии

Полномочиями по установлению размеров субсидий для ветеранов боевых действий, а также по их предоставлению наделены органы власти регионов.

Ветеран вправе выбрать между предоставлением ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (субсидии) и предоставлением муниципальной квартиры. Если он выбирает жилищный сертификат, то воспользоваться им необходимо в течение полугода, иначе он аннулируется.

Чтобы реализовать право на предоставление субсидии, необходимо получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, для чего понадобится доказать следующие обстоятельства:

  1. Ветеран не имеет жилья в собственности, не арендует его по договору социального найма и не является членом семьи лица, которое заключило подобное соглашение или является собственником какого-либо жилого помещения.
  2. У него есть собственное или социальное жилье, но число квадратных метров на каждого члена семьи меньше установленной нормы.
  3. Условия проживания не соответствуют установленным нормам (в таком случае спецкомиссия должна провести оценку и признать помещение непригодным для проживания).
  4. Среди членов семьи ветерана есть больные хроническими заболеваниями, совместное проживание с которыми невозможно.

Дополнительное требование – срок проживания ветерана в данном регионе должен составлять минимум 10 лет.

Для оформления статуса нуждающегося в жилье следует подать заявление в Управление социальной защиты населения в районе проживания, приложив к нему паспорта и документы об имуществе всех членов семьи. Процедура бесплатная и занимает до 1 месяца.

Размер субсидии

Программа обеспечения ветеранов боевых действий жильем предполагает ограничения в предоставляемой площади. Региональные власти устанавливают эти нормы самостоятельно, основываясь на количестве людей, входящих в состав семьи. На одного человека должно приходиться не менее 18 кв. м.


Объем субсидии рассчитывается исходя из рыночной стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном субъекте РФ. Средства выделяются из федеральной казны, а местный исполнительный орган их распределяет. Если предоставленной суммы не хватает для приобретения конкретного жилого помещения, ветеран вправе добавить личные средства.

Воспользоваться жилищным сертификатом можно лишь один раз, потратив его только на обозначенные цели. Ветеран вправе приобрести квартиру, жилой дом или доли в них. Недопустимо расходовать субсидию на иные цели, в противном случае возможно взыскание предоставленной суммы.

Как получить жилье – подробная инструкция

В федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 гг. четко обозначен порядок действий по оформлению жилищной субсидии ветерану боевых действий. Сначала следует встать на учет:

Ветеран должен подать все документы лично. Если это невозможно, он вправе оформить нотариальную доверенность на другого человека.

Необходимые документы

К заявлению с прошением предоставить жилищную субсидию необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт ветерана и копии всех его страниц;
  • паспорта всех членов семьи;
  • удостоверение ветерана боевых действий;
  • выписку из Росреестра об отсутствии или наличии в собственности жилья;
  • выписку из домовой книги по месту проживания либо поквартирную карточку;
  • договор соцнайма, если ветеран проживает в социальном жилье;
  • документ, подтверждающий, что квартира непригодна для проживания, если она признана таковой;
  • свидетельство о заключени брака или его расторжении (если есть);
  • копию лицевого счета;
  • СНИЛС ветерана и всех членов семьи.

Действия после получения жилья

После постановки ветерана в очередь на получение субсидии, местный исполнительный орган готовит сертификат и заключает соглашение о предоставлении безвозмездной субсидии. По перечеслении средств из федерального бюджета заявителю выдадут подготовленные документы.


В сертификате на получение выплаты указывается сумма и назначение платежа. В течение 6 месяцев с момента оформления ветеран должен подобрать подходящее жилье и направить единовременную выплату на его приобретение.

Если цена выбранной квартиры выше, можно доплатить недостающую сумму из личных сбережений. В случае приобретения жилья меньшей стоимости остаток средств не будет возвращен ветерану.

Федеральное законодательство предусматривает такую меру поддержки, как обеспечение жильем нуждающихся ветеранов боевых действий. Регулируются вопросы выделения средств Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Общая информация

Федеральный Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ“О ветеранах” предусматривает ситуации, когда льготная категория граждан нуждается в личном жилом помещении. Именно для этого была разработана программа обеспечения, которая вступила в силу с 1995 года и реализуется до сих пор.

Ранее (до 2005 года) жилье предоставлялось из жилищного фонда регионов, с 2005 года путем перечисления денежного сертификата на приобретение недвижимости в собственность.

Скачать и распечатать бесплатно

Кому положено жилье

Помимо ветеранов боевых действий, рассчитывать на помощь в приобретении жилого помещения могут:

  • инвалиды и участники ВОВ;
  • члены семьи погибших или умерших ветеранов, участников, инвалидов ВОВ;
  • члены семьи погибших ветеранов боевых действий;
  • инвалиды боевых действий;
  • жители блокадного Ленинграда, имеющие одноименный знак отличия.

Однако программы предоставления жилья несколько отличаются для разных категорий. Именно поэтому федеральным законом ветераны Великой Отечественной войны и “блокадники” были выведены в отдельный пункт.

Если гражданин попадает под несколько категорий льгот, то получить он может только одну – наиболее выгодную. Между собой выплаты не суммируются. Получить пособие на улучшение жилищных условий можно только один раз.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Размер жилого помещения


Согласно установленным нормам, жилье ветерану боевых действий положено в размере 18 квадратных метров .

Однако это не означает, что гражданин не может приобрести квартиру или дом большей площади. В этом случае 18 квадратных метров оплачиваются за счет государства из федерального бюджета, а оставшаяся часть платежа вносится самим покупателем собственными средствами или кредитными.

Жилье ветерану боевых действий предоставляется строго на одного человека – на самого ветерана, независимо от того, каков состав его семьи. Размер выплаты достаточно фиксирован.

Размер сертификата

Федеральным законодательством оговорено, что размер пособия на приобретение жилого помещения состоит из двух факторов: размер жилого помещения (18 квадратных метров) и стоимость одного квадратного метра жилья. При этом стоимость определяется исходя из утвержденных рыночных цен , а не на основе реального положения на рынке в конкретном регионе.

В четвертом квартале 2016 года средняя стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке была закреплена в размере 37208 рублей. Именно эта сумма берется за основу при расчете выплаты на приобретение недвижимости в собственность.

“Первичка” или “вторичка”

Федеральное законодательство прямо не указывает на то, на каком рынке может быть приобретено жилье. При этом региональными нормативно-правовыми актами в каждой конкретной области этот вопрос регулируется отдельно. Так, в Москве и Московской области допускается приобретение квартиры в собственность на вторичном рынке по сертификату, а в Пензе и области – только на первичном рынке.

Все вопросы выделения жилых помещений и средств на них регулируются Администрацией по месту жительства и подведомственными ей отделами.

Признание нуждающимся

Основным условием предоставления жилья ветеранам боевых действий является признание их нуждающимися. Согласно Жилищному Кодексу РФ, таковыми признаются:

  • живущие в помещении, которое не соответствует установленным жилым нормам, даже если помещение оформлено в собственность;
  • проживающие в помещении без заключения договора социального найма, не имеющие при этом в собственности жилья;
  • проживающие в помещении по договору социального найма, но при этом нарушены нормативы площади на одного жильца.

Фактически ветеран боевых действий или не должен иметь в собственности квартиру или дом, или являться собственником такого жилья, которое не соответствует нормам. Например, квартира может находиться в многоквартирном доме, предназначенном под снос.

Как получить жилье

Существует установленный порядок получения средств на приобретение жилого помещения. Для того чтобы начать процедуру получения, требуется встать на учет и в очередь.

Постановка на учет

Для постановки на учет необходимо обратиться в Жилищный фонд по месту жительства или в Администрацию по месту жительства для написания заявления на получение выплаты на приобретение жилого помещения. Рассмотрение заявления в среднем составляет 30 календарных дней, после чего заявитель извещается о результате удобным способом, который указывается в заявлении.

Если гражданину отказано в постановке на учет, то отказ должен быть мотивированным со ссылками на все нормативно-правовые акты. Немотивированный отказ может быть обжалован в судебном порядке в любой период с момента отказа.

Согласно гражданскому законодательству РФ, обжалование в судебном порядке возможно только в течение трех лет. В противном случае срок исковой давности истечет, восстановить его можно будет только при наличии уважительных причин.

После подачи заявления на руки заявителю выдается расписка, в которой указан перечень документов, запрос которых осуществляется ведомством самостоятельно путем межведомственного взаимодействия. Эти документы гражданину приносить нет необходимости.

Необходимые документы для постановки в очередь


При подаче заявления необходимо предъявить список документов, включающий в себя:

  • паспорт заявителя и его копия (все страницы);
  • удостоверение ветерана боевых действий;
  • удостоверяющие личность документы всех членов семьи;
  • выписку из Росреестра об отсутствии в собственности жилого помещения или его наличии;
  • выписку из домовой книги по месту жительства;
  • договор социального найма, если проживание осуществляется по нему в помещении;
  • свидетельство о браке или его расторжении при наличии;
  • копия лицевого счета заявителя;
  • СНИЛС ветерана и членов его семьи.

В случае если жилое помещение не соответствует жилищным нормам, то дополнительно необходимо предоставить документ, который это подтверждает.

Оригиналы документов необходимы для их сверки с копиями. Если заявитель предоставляет только копии, то они должны быть заверены в установленном законом порядке.

Жилищный сертификат

После того как заявитель будет поставлен в очередь на получение средств, ведомство обязано уведомить его об этом.

Поскольку сертификаты выделяются из федерального, а не регионального бюджета, очередь существует всероссийская. При этом в регионе присваивается свой номер очереди для гражданина. Например, по всероссийской очереди заявление зарегистрировано под номером 200, а в регионе проживания ветерана боевых действий оно будет 50. В этом случае при поступлении средств в региональный бюджет на выплату жилищного сертификата, гражданин получит его пятидесятым по очереди.

Сертификат выдается на ветерана боевых действий, а не на всю его семью. В случае если гражданин погиб или скончался до получения средств, члены его семьи имеют право на получение выплаты, если иное не оговорено нормативно-правовыми актами.

Действия после получения сертификата


После того как в региональный бюджет поступят средства и подойдет очередь гражданина, Администрация по месту жительства обязана уведомить об этом заявителя. Сертификат предоставляется по месту требования (то есть продавцу жилья), на руки наличные средства ветеран не получает.

После того как выплата поступит в регион, необходимо найти подходящее жилье и оформить договор купли-продажи с продавцом. В случае если сумма сертификата больше, чем стоимость жилья, разница возвращается в федеральный бюджет. Новое жилое помещение необходимо оформить в собственность по установленному законодательством порядку через Росреестр.

Пример расчета сертификата

Ветеран боевых действий поставлен на учет в очередь для получения сертификата. Законодательством ему положена площадь в 18 квадратных метров, средняя рыночная стоимость в четвертом квартале 2016 года за квадратный метр составлялв 37208 рублей. В этом случае сертификат, который получит ветеран боевых действий, составляет 669744 рублей.

Это средние данные по стране, которые меняются в зависимости от конкретного региона проживания.

Москва

Для города Москва на четвертый квартал 2016 года рыночная стоимость одного квадратного метра была установлена в размере 90400 рублей. В этом случае жилищный сертификат составляет 1627200 рублей.

Санкт-Петербург

Для Санкт-Петербурга установлена рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 60049 рублей. Размер сертификата для ветерана боевых действий будет составлять 1080882 рублей.

Иные регионы

Каждый квартал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства издает приказ или вносит изменения в существующий, в котором прописывает все размеры стоимости одного квадратного метра площади. При этом от реальных данных на рынке эти суммы могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону.

Можно ли приобрести жилье большей площади

Законодательство допускает возможность приобретения жилого помещения большей площади. В этом случае часть средств (ровно за 18 квадратных метров) вносится из федерального бюджета через сертификат, а часть оплачивается гражданином самостоятельно.

Можно ли выписаться из приобретенного жилья

После оформления в собственность жилья, приобретенного с привлечение средств федерального бюджета, гражданин вправе распоряжаться им на общих основаниях. При этом после отказа от права собственности (например, при продаже) повторно встать на учет на улучшение жилищных условий или получения сертификата нельзя. Выплата предоставляется один раз.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Как показывает практика, достаточно сложно получить сертификат в тех регионах, где установлена наиболее высокая рыночная стоимость одного квадратного метра. Ежегодно в федеральный бюджет закладывается сумма, которой не хватает на то, чтобы быстро продвигать очереди. Однако и тотального “застоя” нет.

Очередь двигается по всей России, сертификаты выплачиваются, жилье приобретается. В 2018 году по регионам произойдет повышение стоимость квадратного метра жилого помещения, что скажется на конечной сумме сертификата для ветерана боевых действий.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

25 декабря 2016, 13:51 Мар 3, 2019 13:50

Ветераны боевых действий в России, это не только участники Великой отечественной войны, но и участники любых других вооруженных конфликтов, участие в которых принимал Советский союз или современная Россия. Это – войны-афганцы и участники двух Чеченских кампаний. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение жилья на льготных условиях органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в случаях предусмотренных законодательством РФ.

Однако, чтобы реально реализовать свое право и получить от государства жилье, ветеранам боевых действий необходимо знать свои права, законы, в которых эти права определены и приложить не мало усилий для их реализации. В этом материале мы постараемся раскрыть алгоритм действий, необходимый, чтобы реально получить жилье для ветеранов боевых действий.

Законодательная база, необходимая для получения жилья ветеранами боевых действий

Общеизвестно, что незнание законов не освобождает от наказание за их нарушение, однако не все граждане знают, что знание законов, в свою очередь, дает возможность получить от государства положенное по праву. Отправляясь на прием к чиновникам, следует иметь с собой список законов и нормативных актов, которым можно подкрепить свои требования. В противном случае можно ничего не добиться, особенно когда дело касается жилищного вопроса. Ведь квартирный вопрос, как сказано у классика, давно испортил не только москвичей, но и всех российских чиновников.

Итак, жилье для ветеранов боевых действий положено на основании таких документов:

1. Федеральный закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". В статье 16 этого закона определено, что среди мер социальной поддержки, положенных ветеранам, есть мера по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, за счет средств федерального бюджета. Главное условие – это чтобы такой ветеран был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Встать на учет, при этом, он должен был еще до 1 января 2005 года.

2. В пункте 3 статьи 23.2 этого же Федерального закона определено, что объем средств, которые предусмотрены в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем нуждающихся граждан из числа лиц, которые реально имеют право на такие меры социальной поддержки, предусмотрены из расчета общей жилой площади 18 квадратных метров на одного человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилой недвижимости, установленной федеральным органом исполнительной власти по субъекту Российской Федерации и утвержденной Правительством РФ.

3. Форма, сроки и регламент предоставления жилья для ветеранов боевых действий регламентируются нормативными правовыми актами и законами каждого российского региона. У субъектов РФ есть право самостоятельно устанавливать и регулировать такие меры социальной поддержки.

4. Если ветеран боевых действий является, кроме того, инвалидом, то социальная поддержка, включая жилье, предусматриваются для него также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В этом случае он может рассчитывать на социальную выплату на приобретение квартиры в собственность или на строительство жилого дома.

5. Порядок предоставления таких социальных выплат для инвалидов и ветеранов на приобретение или строительство жилья устанавливается в каждом субъекте РФ постановлением местного правительства.

6. Как правило, в местных НПА устанавливаются общие правила выплат и порядка постановки на учет, как нуждающихся в жилье, граждан указанных категорий. Местные министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства или муниципальные управления формируют ежегодные списки граждан, на основании сведений, которые им представляют органы местного самоуправления. При этом, список ветеранов боевых действий, которые станут получателями социальных выплат в очередном финансовом году, определяется в той же хронологической последовательности, в которой эти ветераны были поставлены на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации.

Что нужно делать ветерану боевых действий, чтобы получить жилье

Таким образом, главным условием получения жилья для ветеранов боевых действия является их постановка на жилищный учет. Только в этом случае эта категория граждан может рассчитывать на социальное жилье или получение помощи от государства на приобретение квартиры в собственность.

Если ветеран, который состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, попадает в список на текущий год в качестве получателя социальной выплаты из бюджета на приобретение квартиры, он должен подготовить и предоставить на рассмотрение в местный уполномоченный орган строительства и жилищно-коммунального хозяйства такие документы:

Заявление о выплате на приобретение квартиры по установленной форме;

Копии документов всех страниц паспорта, своего и всех членов свой семьи;

Копии свидетельства о заключении (расторжении) брака и свидетельств о рождении всех несовершеннолетних детей;

Справки, выданные соответствующей организацией БТИ о владении недвижимым имуществом на всех членов семьи, с датой рождения до 1 января 1998 года. Если члены семьи ветерана боевых действий изменяли фамилию или имя, то справки необходимо также запрашивать на старые данные;

Копии документов, которые подтверждают право собственности на недвижимость членов семьи ветерана боевых действий, если такое право собственности на эту недвижимость не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Справки о составе зарегистрированных лиц и лиц, снятых с регистрационного учета в этом жилом помещении, но которые сохранили право пользования жильем. Такие справки выдает жилищно-эксплуатационная организация дома или жилищно-строительный кооператив;

Копии страховых пенсионных свидетельств на всех членов семьи-пенсионеров;

Все документы, которые подтверждают статус ветерана боевых действий или инвалида.

Кроме вышеперечисленных документов уполномоченный орган местного самоуправления может запросить самостоятельно в соответствующих инстанциях документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии или наличии недвижимости, а именно другого жилья, у самого ветерана боевых действий и членов его семей, а также все документы, которые могут свидетельствовать о постановке данных на жилищный учет, в момент признания этих граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Все эти документы запрашиваются только с письменного согласия заявителя.

Если ветеран боевых действий или члены его семьи изменяли свое место жительства в течение 5 лет, перед подачей заявления о признании их нуждающимися в жилье, то все документы от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть запрошены с каждого места жительства, в котором они проживали в течение этих пяти лет. Если гражданин является недееспособным, то все действия за него осуществляет его опекун или законный представитель. При отсутствии согласия граждан на запрос этих документов, они должны будут предоставить их самостоятельно вместе с заявлением о социальной выплате на приобретение жилья.

Все эти действия являются обоснованными, если ветеран боевых действий был принят на жилищный учет до 1 января 2005 года. Если же он встал на учет нуждающихся в жилье после 1 января 2005 года, то улучшение его жилищных условий будет возможным только при участии органов местного самоуправления. Если у таких органов есть возможность предоставить жилье для ветерана из муниципального жилищного фонда. Такие жилые помещения должны быть предоставлены всем гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и имеющим право на льготное получение жилья. А также тем гражданам, которые решением органом местного самоуправления, в порядке исполнения норм статей 14 и 49 Жилищного кодекса РФ признаны малоимущими. Ведь, к сожалению, с 1 января 2005 года льготная очередь для получения квартир для ветеранов боевых действий была отменена и после постановки на жилищный учет после этой даты они могут рассчитывать на получения жилья только в порядке общей очереди.

06.03.2014

Об обеспечении ветеранов боевых действий жильем (Определение КС РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О)


Ветеранам боевых действий предоставляется соцподдержка. Ее объем различается в зависимости от того, к какой из перечисленных в законе группе ветеранов боевых действий относится человек.
До 1 января 2005 г. некоторые ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Сейчас закон предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета только для тех из них, кто встал на учет до 1 января 2005 г. Полномочия по обеспечению жильем данных граждан переданы региональным органам госвласти. На эти цели выделяются субвенции. А вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель (ветеран боевых действий) посчитал такое правовое регулирование неконституционным.
Но Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя обязательств.
Граждане, которые на 1 января 2005 г. имели статус ветеранов боевых действий, но не были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не приобрели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке. Поэтому у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В то же время им предоставлено право получить жилье по договору соцнайма на общих основаниях.
Конституцией РФ не предопределено введение особого (льготного) порядка обеспечения жильем для тех или иных категорий граждан. Учитывая это, оспариваемое правовое регулирование осуществлено в пределах полномочий законодателя по определению механизма реализации соцподдержки ветеранов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.Н. Балуты, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н. Балута, имеющий статус ветерана боевых действий, оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями его статьи 23.2, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Первомайский районный суд города Ижевска решением от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года, отказал в удовлетворении заявления В.Н. Балуты о признании незаконным отказа администрации Первомайского района города Ижевска в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на такой учет в качестве ветерана боевых действий. При этом суд указал, что после 1 января 2005 года постановка ветеранов боевых действий на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только при условии признания их малоимущими, а документы, необходимые для признания В.Н. Балуты таковым, им представлены не были.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, отменяя право ветеранов боевых действий на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и предусматривая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, ставит граждан, которые приобрели статус ветерана боевых действий до указанной даты, но не обратились в названный срок в уполномоченный орган с заявлением о постановке их на учет, в неравное положение с относящимися к той же категории гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

2.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

2.3. Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

2.4. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Оспариваемое В.Н. Балутой законоположение, предусматривая различный порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», в зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 января 2005 года, затрагивает права только тех ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на указанном учете.

Из представленных же материалов следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом правомерность такого отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах жалоба В.Н. Балуты не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Здравствуйте, Ирина!

ФЗ от 12.01.1995 № 5- ФЗ считается основным нормативным актом, регламентирующим положение всех категорий ветеранов, а также содержащим перечень льгот ветеранам боевых действий и иных разновидностей социальной поддержки, которая им оказывается.

Законодательством предусмотрен широкий перечень льгот ветеранам боевых действий.

Для военнослужащих и военнообязанных, перечисленных в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5- ФЗ, которые принимали участие в боевых действиях, имеется отдельный перечень льгот, в том числе льготы на жилые помещения:

1. Первоочередное бесплатное предоставление жилой площади в зданиях муниципального или государственного жилого фонда при соблюдении двух необходимых условий:
- если гражданин стоит в очереди на улучшение жилья, то есть признан в установленном порядке, нуждающимся в улучшении имеющихся жилищных условий;
- если он встал на учёт как участник военных действий в органах социальной защиты до 01.01.2005.

2. Безвозмездное предоставление жилого помещения в случае выселения ветерана с занимаемой им служебной жилплощади.

3. Пятидесятипроцентная оплата общей площади, занимаемых ветераном жилых помещений (в «коммуналках» – от жилой площади, занимаемой ветераном), включая площадь совместного проживания членов его семьи.
Льгота распространяется на любой по принадлежности жилищный фонд.

4. Обеспечение жилой площадью может проходить как путём выдачи единовременной денежной выплаты, которая может быть израсходована исключительно на улучшение жилищных условий, то есть на строительство или покупку жилого помещения.
При этом размер определяется на основе площади всего в 18 кв. м и с учётом средней цены на 1 кв. м жилой недвижимости в данном субъекте РФ.

5. Первоочередное право на установку ветерану телефона.

Ваш муж, как ветеран боевых действий может получить субсидию на покупку или строительство жилья.

Размер денежной выплаты определяется с учётом нормы предоставления жилой площади (18 кв. м.) и средней расчётной стоимости квадратного метра, устанавливаемых регионом.

Для получения субсидии или жилья необходимы следующие документы:

Льготное удостоверение и его копия;
- копия лицевого счёта;
- справка о составе семьи;
- справка о признании гражданина малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение граждан жильём, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований.

Чтобы узнать о реализации федеральных и местных региональных льготах для ветеранов боевых действий в Чечне, нужно обратиться непосредственно в органы соц. защиты по месту жительства ветерана боевых действий или в местную администрацию.