Теория всего. Неоплаченный штраф: как избежать административного ареста Постановление по ст 20.25

"Неисполнение обязанности по уплате штрафа. Статья 20.25 и порядок ее применения. Арест или штраф"

Итак, вы залетели, вас оштрафовали и вы не оплатили штраф.
В один прекрасный день вас ловят гаишники (изредка приставы) и грозят закрыть в зиндан и прочими страшными карами.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 226-ФЗ)
2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста -
влечет административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и принудительное выдворение за пределы Российской Федерации.
(часть 3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
4. Уклонение от отбывания обязательных работ -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Однако, вам следует помнить, что вовсе не всегда с вами могут так поступить) Вам надо знать несколько важных моментов:

1. Наказание возможно только в пределах срока давности
Срок давности по данному правонарушению специфический и определяется следующим образом:

с момента вступления постановления в законную силу отсчитывается 60 дней (для добровольного исполнения)
Именно 61 день считается датой совершения административного правонарушения.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ст.20.25 составляет 3 месяца с момента совершения АПН, то привлечь и вынести постановление по ст.20.25 можно только в пределах этого 3х месячного срока!
Если постановление не обжаловалось в вышестоящие инстанции, то момент совершения административного правонарушения определяется следующим образом:

дата вынесения постановления +10 дней (срок для вступления его в законную силу) +61 день

Утвержден
Постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 7 марта 2007 года

ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2006 ГОДА

(в ред. Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 04.07.2012)
Вопрос 11: Каковы сроки и порядок привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ?
Ответ: Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что, исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 31 дня).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, считаются возбужденными с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП).
В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ Федеральным законом от 3 марта 2006 г. N 30-ФЗ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В связи с этим данное в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года разъяснение о порядке привлечения к административной ответственности на основании ст. 20.25 КоАП РФ лица, не уплатившего штраф, если первоначальное постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено не судьей, а иным должностным лицом, утратило силу, поскольку ранее право составления протокола об административном правонарушении было предоставлено только органам внутренних дел (милиции).
Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, не уплатившего штраф, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи.
Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В случае обнаружения должностным лицом факта неуплаты административного штрафа протокол о совершенном правонарушении составляется и направляется судье немедленно. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривается в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ

Важно помнить, что правонарушение по ст.20.25 не является длящимся

2. В случае, если дело по ст.20.25 рассмотрено в установленный срок, у вас также есть возможность не попасть за решетку.
Для этого надо вежливо и корректно вести себя в суде, признать свою вину, приобщить (по возможности) свои положительные характеристики и тогда судья с большой вероятностью накажет вас не арестом, а штрафом

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста-

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарий к Ст. 20.25 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи 20.25 КоАП, выражается в неуплате наложенного административного штрафа в установленный срок.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи 20.25, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий.

2. Субъектом рассматриваемых правонарушений выступают физические, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели.

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста -

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарий к ст. 20.25 КоАП

1. Объектом правонарушения выступают отношения, складывающиеся в процессе контроля и надзора за исполнением административных наказаний.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного первой частью, состоит в неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный комментируемым Кодексом.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

3. Объективная сторона правонарушения, установленного частью второй, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста.

Это означает, что наказанное лицо без разрешения уполномоченных должностных лиц покинуло определенное для него место отбывания наказания до истечения установленного срока административного ареста.

4. Субъектами правонарушения, предусмотренного первой частью, являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъектом правонарушения по второй части выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умыслом.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Судебная практика по статье 20.25 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 13.01.2017 N 37-АД16-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гришина А.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Орловского района Орловской области от 22 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 08 июня 2016 года, вынесенные в отношении Гришина А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25


Постановление Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 5-АД16-229

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Микротест" Блинника С.Б. (далее - Блинник С.Б.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района г. Москвы от 30 октября 2015 г. N 5-1023/2015, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 20 мая 2016 г. N 4а-2024/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Микротест" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 5-АД16-230

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Микротест" Блинника С.Б. (далее - Блинник С.Б.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района г. Москвы от 30 октября 2015 г. N 5-1022/2015, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 20 мая 2016 г. N 4а-2025/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Микротест" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 89-АД17-4

20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 89-АД17-5

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Недрастрой" (далее - ООО "Недрастрой", общество) Гребень В.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского административного округа г. Тюмени Тюменской области от 6 апреля 2015 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 29 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 3 марта 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Недрастрой", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Решение Верховного Суда РФ от 10.08.2017 N 67-ААД17-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Русская финансовая компания" Степановой Н.В. на определение судьи Новосибирского областного суда от 14 марта 2017 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25


Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2017 N 67-ААД17-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство директора ООО "Русская финансовая компания" Степановой Н.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования определения судьи Новосибирского областного суда от 14 марта 2017 г., вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Русская финансовая компания",


Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2017 N 18-АД17-37

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Алексенко С.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Успенского судебного участка N 219 Успенского района Краснодарского края от 07 февраля 2017 г., решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 01 марта 2017 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 03 апреля 2017 г., вынесенные в отношении Алексенко С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 5-АД17-76

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Дудорова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 42 района Зябликово г. Москвы от 14 декабря 2016 г., решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 марта 2017 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 22 мая 2017 г., вынесенные в отношении Дудорова Александра Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2017 N 18-АД17-58

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Сафразьяна Игоря Гурьевича, действующего в интересах Ротарь Станислава Владимировича, на постановление судьи Тбилисского районного суда Краснодарского края от 06.07.2016, решение судьи Краснодарского краевого суда от 15.07.2016 N 12-3047/2016 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 01.08.2016 N 4А-967, вынесенные в отношении Ротарь Станислава Владимировича (далее - Ротарь С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 57-АД17-13

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя - директора общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Южная слобода" Медведева А.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 Западного округа города Белгорода от 22.12.2016 N 5/8-710/2016, решение судьи Октябрьского районного суда города Белгорода от 13.03.2017 N 12-149/2017 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Белгородского областного суда от 20.06.2017 N 4А-304/2017, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Южная слобода" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 410-ФЗ.

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
(Абзац дополнен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 226-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 мая 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 49-ФЗ.
2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2013 года Федеральным законом от 22 апреля 2013 года N 62-ФЗ.

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 мая 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 49-ФЗ.
3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 410-ФЗ)
4. Уклонение от отбывания обязательных работ -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(Часть дополнительно включена с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ)
5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(Часть дополнительно включена с 20 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 192-ФЗ)
Примечания:
1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

(Примечание дополнительно включено с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 383-ФЗ.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(Примечание дополнительно включено с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.


____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца первого части 1 статьи 3.5 (в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), абзаца второго статьи 5.38 (в редакции пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2 (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и настоящей статьи (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в части, устанавливающей за совершение указанных административных правонарушений минимальные размеры штрафов для граждан - от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания - см. пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения статьи 3.13 (в редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2 (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и настоящей статьи (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3) - см. пункт 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

Комментарий к статье 20.25 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают отношения, складывающиеся в процессе контроля и надзора за исполнением административных наказаний.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного первой частью, состоит в неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный комментируемым Кодексом.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

3. Объективная сторона правонарушения, установленного частью второй, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста.

Это означает, что наказанное лицо без разрешения уполномоченных должностных лиц покинуло определенное для него место отбывания наказания до истечения установленного срока административного ареста.

4. Субъектами правонарушения, предусмотренного первой частью, являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъектом правонарушения по второй части выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умыслом.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Другой комментарий к статье 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи см. п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП.

2. Согласно ч. 1 ст. 3.9 КоАП административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках ОВД для содержания лиц, арестованных в административном порядке (см. комментарий к ст. 32.8). Согласно Приказу МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп специальные приемники ОВД, предназначенные для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности. Таким образом, применение указанного административного наказания исключает оставление лицом, подвергнутым административному аресту, места отбывания наказания.

3. По смыслу комментируемой статьи к рассматриваемому правонарушению относится оставление лицом, отбывающим административный арест, места его трудового использования, не санкционированное должностным лицом милиции. Согласно п. 13 Положения о порядке отбывания административного ареста лица, к которым применено данное административное наказание, пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение трудовых прав указанных лиц, в том числе и их принудительное привлечение к труду, должно быть предусмотрено федеральным законом, однако по смыслу ст. 4 Трудового кодекса РФ к легитимному трудовому использованию относится работа, выполняемая лицом, подвергнутым уголовному наказанию. Таким образом, принудительное привлечение к труду лиц, отбывающих административный арест, нуждается в законодательной регламентации.

4. Самовольное оставление лицом места административного задержания не подпадает под действие комментируемой статьи (см. комментарии к ст. 27.3, 27.6).

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи; см. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1).

Обобщение

судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассмотренным мировым судьей

за 10 месяцев 2017 года

Запланированное на 2 полугодие 2017г. обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях на судебном участке № 1 Акбулакского района Оренбургской области за 10 месяцев 2017 года, проведено на основе изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Цель обобщения: соблюдение норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.25 КоАП РФ, а также обоснованность направления дел указанной категории для рассмотрения мировому судье должностными лицами, составляющими протокол об административном правонарушении, внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.

В соответствии со статьей 32.2 ч. 1 административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно статьи ч. 1 ст. 20.25. - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

За 10 месяцев 2017 года в судебный участок № 1 Акбулакского района всего поступило 264 протокола об административных правонарушениях. Остаток составлял 8 дел.

Из числа поступивших 48 протоколов по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, что составляет 18 % из числа рассмотренных дел (из 264). Всего рассмотрено 48 дел в отношении 48 лиц. Подвергнуто наказанию – 45 физических лиц.

Протоколы, указанной категории дел, в отношении должностных и юридических лиц в судебный участок № 1 Акбулакского района, за указанный период, не поступали и не рассматривались.

Прекращено производством 3 дела об административных правонарушениях.

Прекращение административных дел по ст.24.5 ч.1 КоАП РФ в связано с тем, что протоколы об административном правонарушении поступали в судебный участок с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности, а также в связи с уплатой штрафа, лицом, привлекаемым к административной ответственности, в установленный законом срок.

Так, 16.03.2017г. мировым судьей судебного участка № 1 Акбулакского района Оренбургской области рассмотрено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Ш.С.А., поступившее из МО ГИБДД ТНРЭР № 1 ГУ МВД России по г. Москве.

В протоколе об административном правонарушении указано, что Ш.С.А., проживающий по адресу: *** не уплатил административный штраф в размере *** руб. по постановлению № ***. Постановление вступило в законную силу. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.31.5 КоАП РФ не предоставлялись, его исполнение в соответствии со ст.31.6 КоАП РФ не приостанавливалось.

Изучив в ходе подготовки материалы дела, суд приходит к следующему.

29.07.2016г. инспектором ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г.Москве *** на основании материалов, полученных 29.07.2016г. с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства фиксации административных правонарушений, имеющего функцию фотосъемки ККДДА «***», заводской номер ***, свидетельство о поверке № ***, действительного до ***., вынесено постановление № *** о привлечении Ш.С.А. к административной ответственности по *** КоАП РФ и назначении административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб. Из приобщенных к материалам дела сведений о прохождении почтового отправления, полученных с использованием официального веб-сервиса ФГУП «Почта России», следует, что копия указанного постановления вручена Ш.С.А. 09.08.2016г. В постановлении имеется отметка о том, что оно вступило в законную силу 20.08.2016г. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 УК РФ, в отношении Ш.С.А. составлен 06.12.2016г. Учитывая, что шестидневный срок уплаты административного штрафа Ш.С.А. истек 20.10.2016г., срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ истек 20.01.2017г. Из сопроводительного письма МО ГИБДД ТНТЭР № 1 ГЦУ МВД России по г.Москве № 45/16-1211 следует, что приведенный протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в отношении Ш.С.А. направлен мировому судье 02.03.2017г. т.е. за пределами сроков привлечения к административной ответственности.

16.03.2017г. производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Ш.С.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Остатка неоконченных дел, указанной категории, нет. Протоколы по подсудности не направлялись.

Наибольшее количество протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ направляется в суд из органов ОМВД России.

Так, по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ из ОМВД России по Акбулакскому району поступило 23 протокол об административных правонарушениях за несвоевременную неуплату административного штрафа, Из них мировым судьей назначено наказание в виде штрафа 12 лицам, в виде ареста – 5 лицам, в виде обязательных работ - 6 лицам;

Из ОГИБДД ОМВД России по Акбулакскому району поступило 13 протоколов об административных правонарушениях. Из них, мировым судьей назначено наказание в виде штрафа 7 лицам, в виде ареста – 3 лицам, в виде обязательных работ - 3 лицам;

Из ЦАРП Управления Росгвардии по Оренбургской области поступило 2 протокола об административных правонарушениях. По ним назначено наказание в виде двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа;

Акбулакским РОСП в судебный участок направлено 7 протоколов об административных правонарушениях. Из них, назначено наказание в виде штрафа 4 лицам, в виде обязательных работ - 3 лицам;

1 протокол направлен в судебный участок административной комиссией муниципального образования Соль-Илецкого городского округа № 301 в отношении одного лица, в отношении которого назначено наказание в виде двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа;

1 протокол направлен в судебный участок Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении одного лица, в отношении которого назначено наказание в виде двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа;

1 протокол направлен в судебный участок ДПС МО МВД России «Дальногорский» в отношении одного лица, в отношении которого назначено наказание в виде двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа.

При назначении административного наказания мировым судьей учитывались смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства: так в качестве смягчающих ответственность обстоятельств по данным делам было признано признание вины, раскаяние лица в совершении административного правонарушения, наличие на иждивении малолетних и несовершеннолетних детей.
В качестве отягчающих ответственность обстоятельств мировым судьей было признано в качестве отягчающих ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, Обстоятельств, предусмотренных ст.3.9КоАП РФ препятствующих назначению мировым судьей правонарушителям административного ареста установлено не было.

По ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ всего взыскано штрафов на сумму 39200 рублей. Из них уплачено добровольно 1080 рублей, что составляет 27% от суммы наложенных штрафов. Принудительно взыскано 28400 рублей. Остальные постановления либо находятся на исполнении в службе судебных приставов, либо по ним не истек срок на добровольную оплату штрафа.

За период с 12.01.2017 по 01.10.2017 год - 1 протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ возвращен мировым судьей в орган его составивший для устранения недостатков.

Основанием для возврата послужило то обстоятельство, что особенностью рассмотрения дел об административном правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, санкция которой устанавливает наказание в виде административного ареста, является содержащееся в абзаце 2 ч.3 ст.25.1 КоАП РФ положение о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
При этом, как установлено ч.4 ст. 29.6 Ко АП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, либо административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело об административном правонарушении должен обеспечить отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела судом, в том числе к его рассмотрению в установленные ч.4 ст.29.6 КоАП РФ сроки, необходимым условием к чему является обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Невыполнение данного условия препятствовало рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и явилось основанием нарушения предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ принципов своевременности выяснения обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом.
Протокол не был возвращен для рассмотрения мировому судье после устранения недостатков.

В правоприменительной практике по статье 20.25 КоАП РФ имеются следующие проблемы:

Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест. Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола. В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ является место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении передаётся судье в нарушение п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным выполнение требования ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения. В протоколах не всегда указываются номер телефона лица, привлекаемого к административной ответственности, или его место работы, письменное согласие на СМС-извещение, что вызывает сложности при вызове и извещении правонарушителя в судебное заседание.

Кроме того, при составлении таких протоколов, органами, находящимися в другом регионе лица, привлекаемые к административной ответственности, из-за дальности расстояния или ограниченности во времени, только извещаются, но не присутствуют при составлении протокола. Непосредственно после составления протокола должностные лица, составившие протокол направляют его в суд, а копию лицу в отношении которого он составлен, тем самым, нарушая его право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Постановления об административном правонарушении по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ мирового судьи № 1 Акбулакского района Оренбургской области в апелляционной инстанции не обжаловались.

Обобщение показало, что все дела рассмотрены в соответствии с требованиями закона, нарушений сроков рассмотрения административных дел данной категории не допущено.

Проведенный анализ показал, что правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ составляют наиболее многочисленную категорию, из дел, рассмотренных на судебном участке №1 Акбулакского района за период с 12.01.2017 по 01.10.2017г.

Предложения:

1. Обсудить данную справку на аппаратном совещании.

2. В случаях составления протоколов об административных правонарушениях с недостатками, влекущими возврат их в орган, составивший протокол, вносить частные представления в органы, составляющие протоколы.

3. Разместить данное обобщение на сайте судебного участка.

Обобщение проведено

помощником мирового судьи