Архимандрит Амвросий Юрасов отвечает на животрепещущий вопрос.

— Моя приятельница не идет креститься, потому что считает большим грехом покупать крещение, когда Христос сказал: «даром получили, даром отдавайте». А сейчас берут бешеные деньги за крещение! Почему?

— Я скажу так – за крещение, говорят, много денег берут, а на пьянку или на какую-то вещь всегда найдут деньги. А крещение – это рождение свыше! За крещение же не берут 100 тысяч… Если одну тысячу взяли – разве это накладно? Если человек придет в храм и скажет: «Я хочу креститься, но у меня нет денег» — я не знаю ни одного священника, который на это ответит: «Нет, иди сначала найди деньги, а только потом я тебя покрещу», таких священников, мне кажется, нет.

Второе – в Священном Писании написано, что священнослужитель должен питаться от алтаря, от жертвенника, и даже в древности существовала такая практика, когда прихожане жертвовали не только на храм, но и лично священнику – вот, мы работаем, а ты за нас молись. Ведь он тоже должен есть, у него семья, и приход содержал священника! Это древняя практика.

Патриарх Алексий I говорил так: когда в Петербурге была блокада, то ни один священник с голоду не умер, все православные христиане, получая минимальный кусочек хлеба, хоть щепоточку, но отдавали священнику. Потому что умереть без покаяния, без причастия, когда никто тебя не отпоет – для них было страшно.

— Батюшка, если человек говорит: «я не хожу в храм, потому что там священники за деньги крестят» то тогда нужно такому человеку быть честным до конца.

Не нужно ходить в полицию, если что-то случится, потому что там все полицейские – коррупционеры, не нужно звонить в пожарную охрану, потому что там могут послать матом. Вот у меня дом горит, меня матом послали, я что, остановлюсь на этом?! Нет, я буду звонить в другую пожарную охрану, чтобы только приехали, помогли, иначе мой дом сгорит. Или «Скорая помощь» приехала, а врач пьяный, или матом ругается, или в грязных ботинках зашел ко мне в комнату. Меня же волнует не это, меня волнует, чтобы он мне помощь оказал! И даже если он пьяный, а сумел мне оказать помощь – спаси его Господи, он мне спас жизнь …

— Просто огромная масса людей не понимает, что такое Церковь. Вот Церковь сказала то-то-то, вот Церковь еще что-то сделала, но ведь надо понимать, что такое Церковь. Церковь – это тело Христово, глава этого тела – сам Христос, каждый человек верующий является клеточкой в Теле Христовом.

Все, кто не соответствует заповедям Божиим, но в Церкви работает, они находятся вне Церкви, потому что Церковь – святая, Церковь – это тело Христово, у Бога всё свято. Вот это надо людям понимать. Вот Церковь то-то и то-то сделала…

Да не Церковь, а люди! Это люди сделали.

А вот еще говорят: «Священник в деревне служит, а у него импортная машина! А мы ездим на отечественных…».

Представьте себе, что священник, служа в селе, всю жизнь там прослужив, даже на колесо от такой машины не заработает!

Вот ко мне пришел один батюшка, говорит: «Отец Амвросий, одолжи денег, у меня беда, надо заплатить за прописку».

–«Ты где служишь?»

– «В селе служу, у меня жена и дочка 14 лет. Домик, который нам дали, не отапливается».

– «Почему?». – «Надо дрова, а мне не на что их купить.

Полмешка муки есть, немножечко масла, мы просфоры делаем, чтобы служить, и порой не доедаем.

Вот на Крещение собралось три бабушки, они дали немного денег, и на эти деньги я смог на автобусе к вам приехать просить у вас помощи».

Или другой батюшка приходит, ему дали храм – купол раскрыт, снег летит, вороны по храму летают, а батюшка и дьякон оделись тепло, в валенках, когда шестопсалмие читали, дьякон со священником несколько раз вокруг храма обежали, чтобы согреться. А во время литургии вино в Чаше замерзало…

Люди же этого не понимают!

А вот городские батюшки машины имеют… Один подходит ко мне и спрашивает: «Как мне ответить на то, что «вон, мол, попы на каких машинах ездят»?

Я ему говорю: «Спроси его: а ты дал хоть одну копейку?».

– «Да нет, он же в Церковь не ходит!».

А тогда это о чем говорит? Зависть берет!

Что такое зависть? Каковы причины зависти и откуда она берется? Чем она может быть опасна? В этой статье вы найдете пусть и не исчерпывающие, но зато достаточно подробные ответы на все эти вопросы.

Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.

Зависть плохое чувство , она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.

Библия тоже не подразделяет зависть на «белую» и «черную», причисляя ее к смертным грехам. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего,ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего .» Библия, Ветхий Завет, «Исход» 20:17. Если обратиться к другим священным писаниям, например к «Десяти заповедям» Моисея и к посланию апостола Павла к Галатам, можно понять, что зависть заключается в желании человека обладать тем, что ему не принадлежит. Это могут быть как материальные блага, так и нематериальные ценности (красота, сила, власть, успех, добродетель и т.д.). По мнению церковных служителей, в соответствии со своими замыслами Бог дает каждому человеку то, что ему нужно. Желание же иметь то, чем ты обделен, то, что есть у другого человека, противоречит замыслам и планам Всевышнего.

Но с другой стороны быть может все-таки не стоит так категорично и однобоко смотреть на это проявление человеческих чувств, ведь развитие человечества во многом обязано именно зависти. Зависть людей к птицам подвигла к созданию летательных аппаратов, а быть может именно зависть к подводным обитателям морских глубин, послужила толчком к разработке акваланга. В науке, искусстве, спорте человеческая зависть всегда была стимулом к прогрессу, и, возможно, что без нее мы так и остались бы племенем волосатых приматов.

Откуда возникает чувство зависти

Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень), доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.

Передача «гена зависти» своим потомкам - в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества . В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.

Согласно данной точки зрения, зависть это последствие неправильных подходов воспитания ребенка. Когда родители начинают в поучительных целях сравнивать свое чадо с другими детьми, более «успешными» (послушными, воспитанными, умными, смелыми и т.д.), да так, чтоб их ребенок все слыша, они сеют в нем зерно зависти, из которого в дальнейшем и вырастают соответствующие плоды.

Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.

Зависть – это всегда сопоставление - других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше - хуже» - главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.

Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем - лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…

Почему нельзя завидовать или чем опасна зависть

Зависть – это отрицательная эмоция, она как и все другие негативные переживания наносит вред здоровью человека. Зависть, активируя нервную систему повышает артериальное давление, учащает пульс, способствует возникновению мышечных зажимов, нарушает работу пищеварительной системы. Зависть плохое чувство, так что прежде чем кому-либо завидовать, задайте себе вопрос: «Разве я хочу навредить своему здоровью ?».

Зависть разъедает не только тело, но и душу, если вы ощущали чувство зависти, то наверняка помните, как были несчастны. Своими мыслями и делами завистник может свести на нет все свои благие деяния, совершенные им в течение жизни.

Зависть транслирует в подсознание человека негативную программу: «Почему все так плохо в моей жизни, почему у других есть, а у меня нету ?!». Подсознание принимает эту команду (сила мысли начинает действовать): «У меня мало, у меня нет, у меня ничего нет» и, незамедлительно ее исполняет – «Нет, и не будет!». Так что, пока человек испытывает зависть к чужим материальным и нематериальным богатствам, у него нет шансов получить то, что он хочет.

Как энергетический вампир зависть заставляет людей растрачивать свои силы и энергию на постоянное отслеживание чужих успехов и удач.

Зависть опасна еще и тем, что порой она не ограничивается просто негативными эмоциями и злыми пожеланиями, а понуждает переходить к активным действиям, когда завистник начинает сплетничать и злословить, строить козни, а порой даже применяет физическую силу. Чем это может закончиться, можно понять, вспомнив историю Моцарта и Сальери.

Прискорбно, но обычно людей даже не интересует вопрос, о том, как избавиться от зависти и перестать завидовать , а ведь тем самым, они держат внутри себя постоянно действующий источник отрицательных эмоций, который не дает им чувствовать себя по-настоящему счастливыми.

Свойства и особенности чувства зависти

острее и ярче выражена в тех случаях, когда социальная дистанция между объектом зависти и завистником незначительна. Если между людьми существует большое различие в возрасте или статусе, то чувство зависти возникает редко. Более вероятно, что человек станет завидовать своему знакомому (другу, приятелю, коллеге по работе, соседу и т.д.) купившему новый автомобиль, нежели Олегу Дерипаске который приобрел очередную виллу на лазурном берегу.

Зависть присуща разным людям независимо от их национальности, характера, темперамента и пола. НО! Как стало ясно после ряда проведенных социологических исследований, зависть имеет свойство ослабевать с возрастом. Начиная с 60 лет, ее уровень заметно снижается, и наоборот те, кто входит в категорию от 18 до 25, испытываю ее острее. Все логично, молодым подавай все и сразу, и они не задумываются, каким трудом и какими жертвами зарабатываются состояния, им гораздо проще полагать, что богатство упало на человека с неба, отсюда и чувство зависти. А старые люди с одной стороны опытнее, мудрее и многое понимают, с другой же в силу возраста им много и не надо.

С латыни зависть (livor) переводится как «синева». Не зря же в народе говорят «посинел от зависти». В Китае завистника определяют по глазам, а зависть называют «болезнью красных глаз».

Кстати, слова «ненависть» и «зависть» отличаются только приставками. Можно перефразировать известную поговорку, и получиться - «От зависти до ненависти один шаг».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мир полон соблазнов, искушений и огромных возможностей. Кто-то из нас добивается большего, кто-то меньшего. Чужие успехи и достижения не проходят бесследно для многих из нас. И тогда возникает чувство зависти, змеиным клубком обосновывающееся в душе и пускающее яд, отравляя и самый погожий день. Системно векторная психология объяснит, что такое зависть и какую пользу можно извлечь из этого чувства.

Зависть может сильно портить жизнь, отвлекая от собственных дел и заставляя мысли постоянно возвращаться к тому, что кто-то добился больших успехов, получил наибольшую прибыль и оставил вас позади.

Она словно занимает свое потаенное место в нашем сознании и зорко следит за тем, кто и чего добился или приобрел из наших знакомых, соседей, друзей. Ей не важно, на кого быть направленной, на родного брата или лучшего друга, важен лишь факт того, что вас обошли. И хочется, во что бы то ни стало изменить положение и почувствовать свое превосходство. Системно векторная психология поможет всем, кого угнетает чувство зависти, избавиться от неприятных эмоций.

Откуда берется зависть? Объясняет системно векторная психология

Зависть – распространенное и понятное всем чувство. Но откуда оно берется и почему не все люди мучаются завистью при виде новенькой машины соседа или шикарного кольца на пальце подруги, никто объяснить не может.

Системно векторная психология различает 8 типов психики человека, каждому из которых присущи различные свойства. Зависть – одно из них. Относится она к свойствам кожного вектора и является неотъемлемым условием выполнения видовой роли людей этого типа психического. Изначально эта роль заключалась в добыче пище, экономии ресурсов ради обеспечения себя пропитанием.

Люди, обладающие кожным вектором, мыслят категориями пользы и выгоды, экономии во всем. Как показывает , свойство ограничивать, экономить время, пространство, ресурсы пронизывает всю сущность кожника и оставляет свой отпечаток на его либидо. Сокращенное свойствами кожного вектора сексуальное желание слабее, чем у обладателей других векторов, а потому не так привлекает женщин.

Системно векторная психология объясняет, что природа наделила кожника стремлением к имущественному и социальному превосходству, добиваясь которого, мужчина с кожным вектором привлекает женщину не за счет феромонов влечения, а за счет феромонов ранжирования. Занимая высокое положение и будучи способным обеспечить свою женщину лучше, чем кто-то другой, он тем самым выигрывал в борьбе за нее.

Отсюда возникает постоянное стремление обойти, опередить, занять более выгодную и значимую позицию. И всякий раз, когда рядом оказывается тот, кто обошел кожника в его заработке, профессиональных достижениях, в нем возникает чувство зависти. Это чувство неотделимо от свойства соперничать и перегонять, которые системно векторная психология объединяет в единый тип психики – кожный вектор.

Любой предмет обихода становятся для кожника показателем уровня его социального статуса. Вот у Васи часы за 10 тысяч долларов, а у Пети за 50 тысяч. Кожный Вася изведется завистью к кожному Пете, который обошел его в своем заработке и открыто это демонстрирует.

Системно векторная психология доказывает: именно кожным людям свойственно меряться своими социальными достижениями, машинами, яхтами, женщинами. Чем угодно – лишь бы больше, чем у другого.

То же самое, как показывает системно векторная психология, в меньшей степени (так как не построено на необходимости привлекать партнера) присуще и кожным женщинам, которые также могут испытывать сильное чувство зависти со всем и сопутствующими последствиями.

Два цвета зависти: системно векторная психология все окрасит в белый

Однако зависть бывает разная. Черная и белая, конструктивная и деструктивная. Первая заставляет нас больше работать и большего добиваться. Вторая отравляет все наше существование, вызывая лишь желание навредить тому, кто добился больших успехов. Почему так происходит, поможет разобраться системно векторная психология.

Свойства любого вектора в каждом человеке развиваются по-разному, то же самое происходит и с их реализацией. Как демонстрирует системно векторная психология, чем больше человек задействован в работе, чем больше участия он принимает в жизни общества, тем меньше негативных чувств испытывает он по отношению к другим людям, потому что получает удовольствие от выполнения своей роли.

Когда человек с развитым и реализованным кожным вектором (как говорит системно векторная психология) испытывает зависть к достижениям окружающих, то вместе с этой завистью формируется мысль, как добиться тех же высот, догнать и перегнать того, кто оказался выше. Зависть работает конструктивно, способствуя его развитию и устремляя к новым успехам.

Черная зависть работает иначе. Она заставляет нас выпускать яд всякий раз, когда рядом появляется тот, кому есть в чем завидовать. И такая, черная, зависть присуща тем кожным людям, чьи свойства не развиты и не реализованы.

Такие люди не понимают, что выплеснуть негатив, не значит избавиться от него. Системно векторная психология показывает, как отсутствие реализации лишает человека возможности получить радость от жизни и заставляет искать ее в мелкой и разрушающей выказывании неприязни другим.

Природное желания занять более высокое социальное положение и демонстрировать окружающим свое материальное благополучие есть в каждом человеке с кожным вектором, но если умения добиваться желаемого нет – остается завидовать и злиться.

Как показывает системно векторная психология , русского человека зависть скорее толкнет на разрушение и причинение вреда тому, кому посчастливилось быть впереди, в силу особенностей нашего менталитета.

В нашем обществе проще разбить стекло на новой машине соседа, испытывая по отношению к тому, кто добился больше, зависть и злобу, чем приложить усилия на работе и постараться собрать деньги на такую же машину для себя.

Происходит это по той причине, что в нашей стране люди с кожным вектором массово недоразвиты либо подвержены деструктивному воздействию деформированного миропонимания. Речь о миропонимании, что «кинуть лоха» — это хорошо.

Системно векторная психология показывает, что, пытаясь подстроиться под шаблон западного общества потребления, мы теряем себя. С одной стороны мы не становимся Западом, где, на базе кожного менталитета, сформировалось развитое законопослушное общество потребления. С другой стороны, мы теряем себя, размывая ценности нашего, уретрального, не знающего ограничений и законов, менталитета.

Именно поэтому, говорит системно векторная психология, массово в нашем обществе кожные люди испытывают именно зависть деструктивного вида – по образу «стащить того, кто выделился, вниз».

Системно векторная психология поможет направить зависть в нужное русло

Системно векторная психология нужна, чтобы понять, что одна лишь зависть не поможет вам обойти ни более успешных друзей, ни живущих богаче соседей, а также поможет вместо того, чтобы напрасно отравлять свою жизнь собственным ядом, извлекать из зависти пользу.

Польза и выгода – главные движущие силы человека с кожным вектором и никто кроме кожника не умеет обставить любые обстоятельства так, чтобы извлечь выгоду из всего. Зачем же зависти пропадать зря? Не стоит гнать ее от себя и переживать из-за того, что это чувство присутствует в вас. Нужно научиться с ним работать так, как предлагает системно векторная психология , то есть обращать зависть в активное конструктивное действие.

Статья написана по материалам тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Фото: Sebastian Gauert/Rusmediabank.ru

С детства все знают, что завидовать нехорошо. Во взрослой жизни мы уверены, что никому не завидуем. Но даже не подозреваем, что многие наши поступки продиктованы именно завистью. Как это понять? И можно ли от нее все-таки избавиться? В этом поможет понимание природы зависти, знание, откуда она взялась…

Как зависть нами командует?

Думаете, вы сами принимаете в жизни какие-то важные решения? Многие люди именно так и думают, самоуверенно утверждая, что эти решения осознаны и продиктованы здравым смыслом, мечтой, нашими внутренними потребностями. Но если бы мы потрудились до конца во всем разобраться, до самого донышка души дочерпнули бы, то поняли, что очень большая часть наших решений, поступков и слов продиктована именно завистью.

Мы жадно наблюдаем за всем, что происходит вокруг. Чужая красота, чужие успехи, удобства, приобретения, общение, любовь… – все становится предметом нашего пристального изучения и сравнения. Очень часто сравнения не в нашу пользу. И даже если мы впереди в одной сфере жизни, то в другой – мы плетемся в хвосте и нам обязательно нужно поправить положение.

Приобретение. Глядя на других и завидуя им, даже не признаваясь себе в этом, мы приобретаем одежду, обувь, гаджеты, машины, дома, у кого на что хватает средств. Именно на природной человеческой основаны главные маркетинговые ходы в рекламе и торговле. Мы делаем импульсивные покупки не потому, что нам действительно нужен этот товар, мы увидели его у других и тоже захотели иметь. И даже еще лучше. Есть специальные технологии выкладки и расположения товара в супермаркете, с учетом всех особенностей человеческого внимания и психики и, конечно же, с учетом человеческой зависти. А все для того, чтобы мы побольше нагрузили в свою потребительскую корзинку.

Выбор партнера. Есть еще одна сфера жизни, которая тесно связана с завистью, она касается выбора партнера. Известные всем и успешности, понятие удачный брак или союз – это ничто иное, как руководства к действию, составленные завистливым сознанием. Партнер соседа всегда лучше и краше, больше зарабатывает и лучше общается с детьми – практично доказанный факт. Если вы склонны к зависти, вам всегда, даже при самых удачных раскладах, будет казаться, что сосед лучше. Отсюда же родом постоянное желание переделать партнера под общий или свой личный стандарт. Самое интересное, что стандарт этот постоянно меняется в зависимости от того что происходит вокруг, и кто попадает в поле зрения зависимой от собственной зависти личности.

Выбор работы и карьеры. Многим людям кажется, что они выбирают вуз и профессию, а впоследствии место работы, руководствуясь только своими внутренними потребностями и предпочтениями. Как бы не так! Мы снова подчиняемся зависти. Смотрим по сторонам, сравниваем, прикидываем, даже имея явные способности к тому или иному виду деятельности. К примеру, склонность рисованию и талант в этой сфере может столкнуться с вполне здравым рассуждением завистливого сознания о том, сколько зарабатывает художник, как ему приходится продавать свои картины и какова вообще его творческая судьба, которая не всегда может обеспечить ему безбедное существование. «Вон, у тети Марины работа, – думает ваша мама и вы вслед за ней. – Сидит перед компьютером целый день, ничего не делает, получает огромные деньги и полный соцпакет. Путешествует по свету и крутит богатыми мужиками, как игрушками». И все! Решение с выбором вуза готово! Только не факт, что программирование или бухучет – это именно то, к чему лежит ваша завистливая душа.

Способ жизни. Завидуя другим, мы стараемся изменить способ жизни, свои привычки. Иногда просто ломаем себя через колено, только бы соответствовать общему стандарту благополучия. Порой вся наша жизнь подчинена погоне за чужими жар-птицами, которых мы увидели из окна своей маршрутки. Мода на… все что угодно – это проявление зависти, где на подиуме выставляется некий эталон вкуса, который в этом сезоне будет в тренде. Но мода быстро меняется, а чувство неудовлетворенности от того, что жар-птицу поймать не удалось (или удалось, но не навсегда), остается. Несчастные завистливые существа, всю жизнь подгоняющие себя под придуманные кем-то эталоны, никогда до конца так и не понимают, чего же хотят они сами: как именно жить, что есть, что носить, чем увлекаться, где бывать и т.д.

Обсуждение других, сплетни, осуждение, ревность, конфликты. Все это негативные проявления зависти. Человеку, который доволен собой и своим жребием никогда не придёт в голову обсуждать и осуждать других, делать им пакости, критиковать, указывать на место, ссориться и спорить с ними. Потому что он уважает себя и уважает других, их мнение для него имеет такую же ценность, как и его собственное. Он умеет выслушать и взять во внимание то, что ему говорят, то есть учитывать чужие мнения и особенности и относиться к этому спокойно. Так же, как и к разнообразным проявлениям характера других людей. Понимая слабость человеческой природы, которая может проявляться и в нем самом в виде лени, страха, неуверенности в себе, глупости и т.д., он прощает это себе и другим. И предпочитает бороться с этими недостатками в самом себе, а не в других. Это нормальная зрелая позиция человека, который никому не завидует.

Как вы уже поняли, главный источник зависти

СРАВНЕНИЕ – сопоставление себя с другими и других между собой. Те, кто постоянно сравнивает, постоянно обсуждает и часто осуждает окружающих, выносит приговоры и дает оценки. В том числе, между прочим, и себе. Иногда завышенные. А иногда такие низкие, что от этого нужно немедленно спасаться. Низкая самооценка связана со вторым источником зависти.

НЕПРИЯТИЕ – неспособностью и мир таким, какой он есть и дан тебе изначально. «Я не там родился, не у тех родителей, не с таким носом (лицом, ушами, талией, ягодицами, ногами, руками… реже головой)». Недовольство тем, что имеешь, проистекает из того, что наблюдаешь и с чем сравниваешь. Оно приводит ко многим негативным проявлениям характера, неверным поступкам, жизненным сценариям и моделям, отношениям. Неприятие данности не дает нам двигаться дальше, хотя на внешнем плане мы можем только тем и заниматься, что выбираться из неблагоприятных условий.

НЕЗНАНИЕ . Иногда незнание и природы, правил человеческого общежития, особенностей человеческой психики, истории, современности приводит к тому, что человек словно живет в своем вымышленном мире, далеком от действительности. Иллюзии опутывают его, как паутина, и не дают видеть дальше собственного носа. Иногда он, конечно, выглядывает из своей раковины и завистливым взглядом озирает окрестности и людей, хватая то, что лежит на поверхности. Увидел, к примеру, герцогиню Кейт Миддлтон, и все, перемкнуло. Тоже так хочу! А ничего, что ты Маша из Кукуевки весом девяносто пять килограммов, без образования, с прыщами на носу и больным ребенком на шее? Мечтать не вредно, конечно! Но иногда нужно быть реалистом и мечтать правильно, чтобы не впадать в уныние от несбыточности своих мечт.

Как спастись от зависти?

Ну, тут легко, если учесть все источники ее возникновения. Просто нужно
не сравнивать;
научиться принятию;
постоянно учиться (наукам, человеческим отношениям, жизни).

Есть еще одно универсальное средство против зависти.
стать счастливым.

«Зависть - враг счастливых» , – сказал как-то римский философ Эпиктет. Став счастливым, вы, конечно, рискуете натолкнуться на чью-то зависть и ее последствия, но сами навсегда от нее избавитесь. Ведь счастливому человеку не нужно себя сравнивать с другими, он с радостью принимает свой жребий и благодарен за него небу, и он знает, что бороться с завистью окружающих можно только одним способом – помочь и им тоже стать счастливыми.

Кстати, Эпиктет был рабом. Философствующим рабом, который принадлежал одному из телохранителей Цезаря. Видимо, благодаря своей способности мыслить позитивно, философ впоследствии был освобожден и стал видной фигурой римского стоицизма.