В ульяновском здравоохранении чрезвычайное положение официально не объявляли, но зато создали чрезвычайную комиссию, которую возглавил сенатор — председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Потребность на решение первоочередных задач здравоохранения оценили в 319 миллионов рублей.

Сопредседателем комиссии станет председатель комитета по бюджету и экономической политике ЗСО Валерий Малышев. Состав комиссии пока не утвержден. Заседания должны проводиться в том числе на базе самых проблемных медицинских учреждений. Об этом сообщает минздрав региона.

Председатель ЗСО Анатолий Бакаев заявил, что встречи в больницах области показали, что «положение в сфере здравоохранения сложилось тяжелое».

— Средства, которые в ближайшее время будут направлены на здравоохранение, должны пойти на решение конкретных задач. Поэтому-обращаю внимание на необходимость тотального контроля за каждым рублем, поступающим на счета лечебных учреждений, — заявил он.

Рябухин, в свою очередь, рассказал, какие первоочередные потребности есть у региональных медучреждений. В частности, требуется закупка лекарств, кроме того, не оплачены долги по горюче-смазочным материалам и коммунальным услугам.

— В первую очередь, надо рассмотреть вопрос по поиску необходимых средств и организации закупок. Нам нужен серьезный финансовый аудит, — заявил Рябухин.

По его словам, комиссия готова обратиться за помощью к Минфину России, предварительно согласовав все расходы с федеральным Минздравом.

— Мы будем плотно работать с профильными специалистами от здравоохранения для исключения неточных цифр и недостоверных расчетов, — заявил Рябухин.

Новый министр здравоохранения Сергей Панченко отметил, что есть также проблемы «с финансовой дисциплиной лечебных учреждений и недостаточным финансированием отрасли». По его словам, больше всего людей волнует обеспечение медикаментами и медицинскими изделиями. Он также признал, что с их поставкой есть перебои. Кроме того, выяснилось, что область испытывает серьезные проблемы и с выплатой зарплат медработникам — проблемы сферы вскрываются постепенно.

— По итогам анализа острая потребность на решение первоочередных задач составляет 319 миллионов рублей, 243 миллиона из которых будут выделены из областного бюджета в ближайшее время. Эти средства будут направлены на нужды больниц по выплате заработной платы медицинскому персоналу, -сказал Сергей Панченко.

Таким образом, можно предположить, что еще около 76 миллионов рублей область надеется получить из федерального бюджета. Либо нужды поликлиник на эту сумму будут отложены на более поздний срок -когда такие средства смогут наскрести из регионального бюджета.
Панченко также добавил, что нужно решить и организационные вопросы. По его словам, уже сокращена по времени процедура оформления документации для проведения закупок — то, что можно было сделать и раньше, начали делать только после грандиозного скандала в сфере поставок лекарств и медизделий.

По словам министра, усилена и работа по мониторингу обращений населения — об этом мы писали: Панченко первым делом попросил пациентов сообщать о ситуации в больницах. Сейчас контактный центр минздрава перешел на круглосуточный режим работы.

Внимание к проблемам в медицинской сфере резко повысилось после возбуждения уголовных дел против главных лиц в областном здравоохранении. Расследование там продолжается — и пока все для арестованных беспросветно. Так, прежний министр здравоохранения Рашид Абдулов арестован до 1 октября, также Мосгорсуд признал законным арест председателя комитета по социальной политике ЗСО Игоря Тихонова.

Под арестом, напомним, также находятся глава АО «Ульяновск-Фармация» Ольга Кузнецова (она — под домашним) и ее заместитель Евгений Коган. Следствие полагает, что все четверо объединились в группу для хищения бюджетных средств.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

А) Свободного волеизъявления.

Б) Выборности органов Гражданской обороны.

В) Территориальный.

Г) Бесплатной доступности.

Д) Срочности и полноценности.

13. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

А) В центрах обслуживания населения..\

Б) В центрах занятости населения;

В) По месту работы, учебы или места жительства.

Г) В кооперативах собственников квартир.

Д) В пенсионных фондах.

14. ЕДИНЫЙ СИГНАЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

А) «Говорит Гражданская оборона».

Б) «Тревога»

В) «Внимание всем»

Г) «Чрезвычайная ситуация»

Д) «Опасность»

15. ОБЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЕДИНОМУ СИГНАЛУ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

А) Немедленно покинуть здания и сооружения.

Б) Включить телевизоры, радио и другие средства приема информации.

В) Собраться в больничных организациях по месту жительства.

Г) Плотно закрыть все окна, двери и вентиляционные колодцы.

Д) Проветрить помещение.

16. В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВХОДЯТ:

А) Политические правительственные и неправительственные организации, выборные и представительные органы.

Б) Вооруженные силы коалиционных Государств.

В) Республиканский и местные исполнительные органы.

Г) Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (МЧС) с его территориальными органами и подведомственными организациями;

Д) Транспортные, технологические и нефтедобывающие отрасли промышленности.

17. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС ВКЛЮЧАЕТ:

А) Бюджетные организации и учреждения, представительные органы власти.

Б) Местные органы военного управления, воинские части и учреждения.

В) Министерства и ведомства, государственные организации республиканского и местного подчинения.

Г) Три подсистемы: территориальные, функциональные, отраслевые (объектовые) и два уровня: местный и республиканский (государственный).

Д) Министерство по чрезвычайным ситуациям и аварийно-спасательные формирования.



18. ОДНИМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

А) Возрастание стоимости медицинских услуг.

Б) Ускоренный выпуск специалистов в медицинских учебных заведений.

В) Сокращение потребности населения в стационарозамещающей медицинской помощи.

Г) Величина и структура санитарных потерь населения.

Д) Объединение Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения.

ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧС В ИНТЕРЕСАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

А) Нахождение в пределах административно-территориальных единиц, нарушение медицинской инфраструктуры, качество предоставляемых медицинских услуг.

Б) Время начала ЧС, пропускная способность железно - дорожных станций и аэродромов, степень разрушения жилого фонда.

В) Этиологический фактор ЧС, количество пораженных, механизм формирования контингентов пораженных.

Г) Стоимость аварийно-спасательных работ, продолжительность лечения пораженных, наличие лекарственных средств и изделий медицинского назначения в зоне ЧС.

Д) Расстояние до больничных организаций, средний койко-день, учебная нагрузка студентов и преподавателей медицинских ВУЗов.

20. ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОЧАГ ЗАРАЖЕНИЯ СИЛЬНО-ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (СДЯВ):

А) Температура воздуха и концентрация СДЯВ.

Б) Токсичность СДЯВ и тяжесть поражения населения.

В) Скорость действия и стойкость СДЯВ.

Г) Размеры и площадь чага заражения.

Д) Наличие средств защиты и обученность населения.

21. ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ-ОПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЕ НЕСТОЙКОГО, БЫСТРОГО ДЕЙСТВИЯ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ СДЯВ ПРОИСХОДИТ ПРИ ЗАРАЖЕНИИ:

А) Крысиным ядом.

Б) Гидрокарбонатом натрия.

В) Педикулезом и гельминтозами.

Г) Аммиаком.

Д) Серной кислотой.

22. НАВОДНЕНИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

А) Речные, на каналах, озерные (прудовые), морские и смешанные.

Б) Затопление населенных пунктов; затопление сельско-хозяйственных площадей и пастбищ, затопления с разрушением дорог и мостов.

В) 4 группы.

Г) 3 группы по 2 подгруппы в каждой.

Д) Местные, региональные и океанические.

23. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ АВАРИЯХ НА ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ:

А) Радиоактивное заражение местности; механический, термический факторы и их комбинации.

Б) Период полураспада радиоактивных веществ.

В) Скорость и направление ветра, температура воздуха.

Г) Плотность населения и характер застройки в районе радиационной аварии.

Д) Время года и ландшафт местности.

24. ХАРАКТЕР ПОРАЖЕНИЙ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ:

А) Административные, уголовные, условные.

Б) Головная боль, повышение температуры тела, боли в горле.

В) Лучевая болезнь, механические и термические поражения.

Г) Нарушение условий жизни, массовая миграция населения.

Д) Кровотечение, выпадение волос, нарушение аппетита и снижение массы тела.

25. ХАРАКТЕР ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ:

А) Магнитуда, мощность и расстояние до эпицентра землетрясения..

Б) Геологические особенности территории, время года, гидрометеорологические условия в момент катастрофы.

В) Механические повреждения, термические поражения, психотравма.

Г) Квалификация медицинского персонала, степень обеспеченности больничными организациями, обученность населения правилам оказания первой медицинской помощи.

Д) Характер застройки, сейсмическое усиление зданий.

26. ЗОНЫ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО НАВОДНЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ:

А) Скорости течения, протяженность, время прохождения волны.

Б) Времени года и температуры воды.

В) Уровень воды и глубина затопления.

Г) Наличия природных очагов антропозоонозных инфекций и плавательных средств.

Д) Степени судоходности зоны и наличия больничных организаций.

27. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ ЭТО:

А) Амбулаторное и стационарное лечение больных на основании решения центрального и местных органов по чрезвычайным ситуациям.

Б) Медицинские катастрофы природного и техногенного характера.

В) Система организационных и практических мероприятий по восстановлению системы здравоохранения при чрезвычайных ситуациях

Г) Отрасль медицины, теория и практика здравоохранения населения при чрезвычайных ситуациях.

Д) Медицинские организации уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и силовых ведомств.

28. СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ЧС НЕ ОКАЖУТ:

А) Масштаб ЧС.

Б) Санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС..

В) Показатель среднегодового оборота койки больничных организаций.

Г) Возникновение потерь в силах и средствах здравоохранения.

Д) Возникновение среди пострадавших большого количества пораженных.

29. УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАРАСТАНИЯ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧС:

А) Всегда соответствует структуре и штатной численности организаций здравоохранения.

Б) Находится в компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В) Распределяется в зависимости от административно-территориального деления государства.

Г) Превышает возможности местных, объектовых, а при крупномасштабных ЧС, и территориальных сил и средств здравоохранения.

Д) Подлежит утверждению в соответствующих органах местной представительной власти.

30. В ИНТЕРЕСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОТЕРИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:

А) Геофизические, антропогенные, зоогенные, техногенные.

Б) Финансовые, материальные, моральные, политико-экономические.

В) Безвозвратные, санитарные, ситуационно-обусловленные.

Г) Физические, химические, биологические, социальные.

Д) Этнические, экологические, эмоциональные, трансграничные.

31. В СТРУКТУРЕ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЯЖЕЛЫЕ И СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ ПОРАЖЕНИЯ С РЕАЛЬНОЙ УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ СОСТАВЛЯЮТ:

В) соответственно 0,5 и 0,25 % от общего числа пораженных..

Г) около 50%..

Д) значительное количество.

32. НА РАЗМЕР САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ЧС ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОКАЖУТ ВЛИЯНИЕ:

А) Плотность населения в зоне ЧС.

Б) Интенсивность воздействия поражающих факторов ЧС.

В) Степень защиты и подготовки населения.

Г) Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне ЧС.

Д) Средний возраст населения, показатели занятости трудоспособного населения.

33. СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ:

А) Обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами при тяжелых и средней тяжести поражения.

Б) Ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также медицинского обеспечения персонала органов, организаций и формирований, подведомственных МЧС.

В) Организации самопомощи, взаимопомощи и медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Г) Организации амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи населению на территориях, подверженных чрезвычайным ситуациям.

Д) Обеспечение оказания гарантированного объема медицинской помощи гражданам и санитарно-противоэпидемического надзора в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф на территории населенных пунктов.

34. В СОСТАВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ НЕ ВХОДЯТ:

А) Станции скорой медицинской помощи.

Б) Больничные организации.

В) Организации формирования здорового образа жизни.

Г) Организации переливания и заготовки крови.

Д) Ведомственные организации здравоохранения.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. - 2011. - 592 с.: ил. - (Послевузовское образование).

Глава 16. Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Глава 16. Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

16.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовались стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, появлением глобальных экологических угроз, социальными потрясениями и как следствие этого возникновением чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определил общие организационно-правовые нормы в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. В последующие годы (2002, 2004, 2006, 2007 гг.) законодатель неоднократно вносил в этот закон необходимые изменения и дополнения.

В комплексе мер по защите населения и территорий от ЧС основные составляющие - предупреждение и ликвидация ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и матери-

альных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

16.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации принята следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух поселений и более, внутригородских территорий города федерального значения или межпоселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух субъектов Российской Федерации и более, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более

500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей; чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей. Руководствуясь этой классификацией, органы управления единой системой и Всероссийской службы медицины катастроф разрабатывают планы по привлечению необходимых сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

16.3. ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.

По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.

Природные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.

Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.

Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.

Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.

Биологические источники ЧС - это особо опасные инфекционные заболевания и массовые отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и растений, массовое распространение вредителей и т.п.

Антропогенные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.

К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.

Социальные источники ЧС включают в себя вооруженные столкновения на почве межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов; терроризм, преступность, наркоманию и т.п.

Смешанные источники чрезвычайных ситуаций

Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.

16.4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Указом Президента Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах возложены на МЧС России.

Одна из важнейших функций МЧС России - управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (далее - «единая система»), порядок организации и функционирования которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

В современных условиях развития общества основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:

Предупреждение возникновения и развития ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Ликвидация ЧС.

В организационно-функциональной структуре единой системы, ее управлении выделяют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС включает в себя ряд функциональных подсистем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти. К одной из таких функциональных подсистем относится Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), координацию деятельности которой осуществляет МЗиСР РФ.

16.5. ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

ВСМК организована в целях защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-социального обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий ЧС.

ЧС могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:

Большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней;

Сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скоплением больших масс людей;

Дезорганизация управления здравоохранением в зоне ЧС, материальные и людские потери, не позволяющие наладить необходимое медицинское обеспечение в этой зоне.

Все потери среди населения в результате ЧС подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери составляют убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные и заболевшие в результате ЧС.

В 2008 г. специалисты ВСМК приняли участие в ликвидации медико-санитарных последствий более 13,9 тыс. ЧС, в том числе более 13,1 тыс. техногенных, 336 биолого-социальных, 18 природных, в ходе чего была оказана медицинская помощь более 26,6 тыс. пораженным.

ВСМК предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медикосанитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других ЧС, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

16.5.1. Принципы и задачи Всероссийской службы медицины катастроф

Основополагающие принципы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

Государственный характер. Реализация государственной политики в оказании медицинской помощи гражданам при возникновении и ликвидации последствий ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, которая функционирует на основе соответствующих Указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Централизация управления. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Плановый характер. Этот принцип предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава ВСМК.

Функциональное предназначение сил и средств ВСМК. Это означает, что формирования ВСМК и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях. Это достигается наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, созданием запасов необходимого имущества и медикаментов, использованием современных средств связи, оповещения и информационного обеспечения.

Основные задачи ВСМК:

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медикосанитарного характера в условиях ЧС;

Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

Создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;

Разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

Участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

Международное сотрудничество в области медицины катастроф.

16.5.2. Управление и организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф

В организационно-функциональной структуре и управлении ВСМК выделяется 5 уровней (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф

Первый уровень - федеральный, в который входит Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, уполномоченные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

ВЦМК «Защита» - головное государственное многопрофильное учреждение службы медицины катастроф МЗиСР России, выполняющее функции органа управления ВСМК, а также образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.

Основные подразделения ВЦМК «Защита» представлены на рис. 16.2.

Рис. 16.2. Организационно-функциональная структура Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Штаб ВСМК осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований

и учреждений, входящих в ВСМК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Клиника медицины катастроф предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи больным и раненым с патологией, характерной для ЧС (травмы, ожоги, химические и радиационные поражения и др.), а также для практической подготовки соответствующих специалистов. В состав клиники входят полевой многопрофильный госпиталь, специализированные клинические отделения и подразделения обеспечения.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования предназначен для усовершенствования руководящего состава ВСМК, разработки предложений по реализации государственной политики в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработке федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. Институт имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарнопротивоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС и разработки нормативной методической базы, обеспечивающей реализацию этой системы на региональном и территориальном уровнях.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экс тре мальной медицины занимается изучением последствий воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определением функциональных резервов и предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработкой режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также созданием средств спасения и индивидуальной защиты человека.

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях занимается разработкой организационно-методических основ медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарнозащитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов.

Отдел медицинского снабжения обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резервов МЗиСР России для ЧС. Кроме того, отдел организует получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.

Второй уровень - межрегиональный представлен филиалами ВЦМК «Защита» и региональными центрами медицины катастроф.

Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на межрегиональном уровне, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

Третий уровень - региональный включает территориальные центры медицины катастроф, подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, и основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационнометодический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Четвертый уровень - муниципальный, на котором действуют структурные подразделения и должностные лица органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Пятый уровень - объектовый включает должностных лиц медицинских организаций, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальником ВСМК на федеральном уровне является министр здравоохранения и социального развития РФ, начальниками служб медицины катастроф на межрегиональном уровне - представители МЗиСР России в соответствующем федеральном округе, на региональном и муниципальном уровнях - руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, на объектовом - руководители объектов здравоохранения.

Также в структуре ВСМК функционируют координационные органы, к которым относятся комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, создаваемые в МЗиСР РФ, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления или в организации здравоохранения. К основным задачам комиссий относятся:

Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Координация деятельности органов управления и сил системы

ВСМК;

Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законодательством.

Для предупреждения и ликвидации ЧС выделяются (привлекаются) специально подготовленные силы и средства, к которым относятся:

Подразделения и формирования ВЦМК «Защита» и его филиалов, региональных и территориальных центров медицины катастроф, центров медицины катастроф муниципального уровня (станций, подстанций скорой медицинской помощи), выполняющие функции органа управления службы медицины катастроф;

Учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;

ЛПУ, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, сани-

тарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).

16.5.3. Режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

В зависимости от обстановки, деятельность ВСМК осуществляется в режимах:

Повседневной деятельности;

Повышенной готовности;

Чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях, силы и средства ВСМК функционируют в режиме повседневной деятельности. В тех случаях, когда может возникнуть или возникла ЧС, решением руководителей МЗиСР РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливаются режимы повышенной готовности или ЧС.

В режиме повседневной деятельности

Наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемической обстановки;

Сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Разработку и реализацию целевых, научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

Планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствования подготовки ее личного состава;

Руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

Усиление наблюдения за санитарно-эпидемической обстановкой;

Прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Оповещение руководителей и должностных лиц органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

Постоянный сбор, обработку и передачу органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медикосанитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях ЧС;

Уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в ЧС;

Приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий;

Восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

Прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий;

Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении ЧС;

Непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

Выдвижение в зону ЧС оперативных групп, подразделений и формирований;

Участие аварийно-спасательных и других формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) ЧС;

Организацию и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС;

Организацию медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС;

Организацию и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

Организацию и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;

Осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение средствами медицинской защиты;

Обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;

Обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий ЧС, необходимыми материально-техническими и другими ресурсами;

Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Мероприятия режимов повышенной готовности и ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной

или возникшей ЧС и могут относиться ко всей ВСМК данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города, объекту экономики).

16.5.4. Организация медико-санитарного обеспечения

Важнейшей задачей органов управления и подразделений ВСМК служит реализация комплекса мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС. Этот комплекс мероприятий включает:

Лечебно-эвакуационное обеспечение;

Санитарно-гигиеническое обеспечение;

Противоэпидемическое обеспечение;

Мероприятия по медицинской защите.

В соответствии с основополагающими принципами деятельности ВСМК для медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарнопрофилактические учреждения, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчиненности.

Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медикосанитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению. Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий - это, по существу, адаптированная к условиям мирного времени система этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению, как составляющая медицинского обеспечения вооруженных сил в военное время. В основу этой системы заложены принципы единой военно-полевой доктрины, сформулированные в годы Великой Отечественной войны начальником Главного военного санитарного управления советской армии Е.И. Смирновым. Ее суть заключается в последовательном и преемственном оказании пострадавшим медицинской помощи как в очаге поражения, так и на этапах медицинской эвакуации в лечебные учреждения, способные оказать квалифицированную, специализированную помощь в полном объеме.

Характер и структура поражения населения при ЧС, масштабы и особенности их возникновения определяют объем и этапы лечебной и эвакуационной деятельности медицинских формирований и учреждений.

Опыт ликвидации последствий катастроф показывает, что организация лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавших в очагах массового поражения выполняется, как правило, в два этапа.

На первом (догоспитальном) этапе эвакуации (непосредственно в очаге поражения или вблизи него) оказывается первая медицинская и доврачебная помощь по жизненным показаниям, проводится медицинская и эвакотранспортная сортировка.

На втором (госпитальном) этапе эвакуации оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь в ЛПУ.

Санитарно-гигиеническое обеспечение в ЧС включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации. Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения в ЧС служат:

Оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, действующих на здоровье населения и окружающую среду;

Организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий ЧС;

Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением гигиенических норм и санитарных правил, организацией питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания;

Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, а также за наличием специальной одежды, средств защиты и правильным их использованием;

Участие в контроле над санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;

Организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения в зоне ЧС.

Противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов. Среди них основные:

Организация санитарно-эпидемиологической разведки;

Мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС, активное раннее выявление, изоляция инфекционных больных, их эвакуация в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей;

Соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации, выявление подвергшихся риску заражения лиц и организация наблюдения за ними, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, экстренная профилактика, санитарноразъяснительная работа.

Мероприятия по медицинской защите предназначаются для предупреждения или уменьшения воздействия поражающих факторов на население и спасателей в ЧС. Они включают:

Содействие обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и тому подобное), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС;

Стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, сели и др.), а также войны и вооруженные конфликты были постоянными спутниками человеческой истории. Вторая половина XX столетия характеризуется бурным развитием науки, техники, промышленности. В последние десятилетия ушедшего XX века получили название "Век массового травматизма", обусловленного не только силами природы, но и деятельностью человека (техногенные катастрофы). Отмечается тенденция роста числа и масштабов техногенных катастроф. По данным на 1990 г. 4/5 всех катастроф на Земле составляют техногенные. За период с 1965 по 1999 гг. среднее ежегодное количество природных катастроф возросло почти в 3 раза, при этом общее число погибших на Земле за 35 лет от катастрофических явлений составляет 3.8 млн. человек, а количество пострадавших – 4.4 млрд. человек, то есть почти 3/4 населения Земли. Увеличивается количество человеческих жертв, размеры материального ущерба, ухудшается экологическая обстановка.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек человеческие жертвы. При этом наносится ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, имеются значительные материальные потери и нарушаются условия жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения – обстановка, сложившаяся в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местного здравоохранения. Требуется привлечение их извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.

Критерии ЧС для здравоохранения

Все потери населения, вызванные чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени, носят название общих потерь и подразделяются на безвозвратные и санитарные . К безвозвратным потерям относят погибших и пропавших без вести. Под санитарными потерями принято понимать лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи и по состоянию здоровья утративших трудоспособность не менее чем на одни сутки.

Величина (размеры) санитарных потерь являются одним из важнейших факторов, влияющих на организацию оказания медицинской помощи населению в ЧС мирного и военного времени.

Размер потерь, как безвозвратных, так и санитарных, при каждом виде катастроф колеблется в большом диапазоне в зависимости от ряда условий: масштабов катастрофы, интенсивности действия поражающих факторов, плотности населения, характера застройки, времени суток, системы защиты населения, своевременности оповещения и полноты информации и других факторов. Например, при землетрясении 1975 г. в Китае население было предупреждено и ни один человек не погиб, а при землетрясении в 1976 г. в том же Китае в результате отсутствия информации погибли 243.000 человек и 165.000 пострадали.

Под структурой санитарных потерь понимается процентное соотношение различных категорий пораженных в общем числе санитарных потерь при данной чрезвычайной ситуации. Например, в очаге ядерного поражения, в структуре санитарных потерь ожоги составляют от 27 до 30 %, механические травмы – 20%.

Основными поражающими факторами природных, техногенных катастроф и в результате применения противником современных средств поражения являются:

Динамические (механические) факторы . Это действие на организм человека механической энергии, в результате которой возникают механические травмы – ударная волна взрыва, летящие обломки зданий и сооружений (вторичные снаряды).

Термические факторы . Воздействие на организм высоких и низких температур. В результате чего возникают ожоги, обморожения, перегревания, переохлаждения;

Радиационные факторы . Воздействие на организм ионизирующего излучения, в результате которого может развиться лучевая болезнь (острая и хроническая), лучевые поражения кожи, поражения внутренних органов;

Химические факторы . (АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные яды и др.) воздействуя на людей, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) отравления, химические ожоги;

Биологические факторы . Воздействие на организм человека микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности при эпидемиях, авариях на биологически опасных объектах, применении биологического оружия;

Психогенные (психоэмоциональные) факторы . Действие на психику человека стрессовой ситуации может привести к возникновению различных психических отклонений, вплоть до серьезных расстройств.

Поражающие факторы катастроф могут воздействовать на различные органы и системы мгновенно или растянуто во времени. При этом возможны изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные поражения. Комбинированные поражения чаще сопровождаются ожоговым шоком, инфекционными осложнениями. Летальность при них значительно выше, чем при изолированных поражениях.

Механические и термические факторы являются одними из основных поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Механические факторы катастроф ведут к тяжелым травматическим поражениям. Характеризуя очаг поражения, возникающий в результате воздействия механических факторов, следует подчеркнуть, что в структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно находятся на втором и третьем месте. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш-синдром"). Так, в Ашхабаде (1948 г.) СДС синдром наблюдался в 3,8% случаев, в Армении (1988 г.) – 27%, в Нефтегорске (1995 г.) – 29%.

Среди причин смерти на первом месте находится травма – не совместимая с жизнью, на втором – травматический шок, на третьем – острая кровопотеря.

Так, в Армении травматический шок наблюдался у 43% пострадавших, а в Башкирии при Ж/Д катастрофе у 73% пострадавших. Противошоковые мероприятия, проведенные в первые 6 часов, снижают смертность на 25-30%.

2. МТХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА.

Землетрясение – подземные толчки, удары и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Землетрясения бывают: тектонические, вулканические, обвальные и в виде моретрясений. Они обычно охватывают обширные территории.

По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее место среди стихийных бедствий.

Величина санитарных потерь при землетрясениях зависит от силы и площади стихийного бедствия, плотности населения в районе землетрясения, степени разрушения зданий, внезапности и ряда других факторов.

Травмы при землетрясениях в 10% случаев получены в результате обвалов, обрушения зданий, в 35% – от падающих конструкций, обломков зданий и в 55% – от неправильного поведения самих пораженных и необоснованных действий, вызванных страхом и паникой. При этом примерные ориентировочные показатели соотношения числа погибших и пораженных при обрушениях зданий составляет 1:3.

В результате землетрясений у людей возникают не только травматические повреждения, но и разнообразные нервно-психические нарушения и соматические заболевания, требующие оказания медицинской помощи по неотложным показаниям.

Медико-тактическая обстановка осложняется еще и тем, что выходят из строя ЛПУ и имеются потери среди медицинского персонала.

При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные лечебные учреждения, способные обеспечить исчерпывающую медицинскую помощь.

Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются силами и средствами различных уровней ВСМК, вплоть до федерального, в зависимости от масштаба данного ЧС.

Первая помощь пораженным оказывается в очаге землетрясения в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.

Для оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-профилактические учреждения, находящиеся на административной территории, на которой возникло землетрясение.

Формирования ВСМК регионального уровня, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

Планирование и последующее выполнение лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений зависят от их интенсивности. Землетрясение, как критерий чрезвычайной ситуации для СМК и в целом для здравоохранения − это землетрясение интенсивностью в 5 баллов.

В ходе ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения в 5 баллов большинство жителей данного населенного пункта не пострадают и смогут принять участие в спасательных работах, прежде всего в оказании пораженным первой помощи. Возникшие санитарные потери будут незначительны, все пораженные нуждающиеся в оказании медицинской помощи обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения, и не будут нуждаться в трудоёмких мероприятиях первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи и госпитализации. Большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспособность, т.к. в среднем 94-95% зданий и сооружений данной территории серьезных разрушений и повреждений не получат. Таким образом, при данной интенсивности землетрясения представляется возможным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующую в обычных условиях.

При землетрясении в 6 баллов, здания и сооружения могут получить значительные повреждения, часть ЛПУ может выйти из строя, поэтому может возникнуть необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств СМК межрегионального уровня. Санитарные потери при данной интенсивности землетрясения могут достигнуть 1,5%, при этом пораженные нуждаются в оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи. Возникает необходимость в развертывании дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или эвакуация пораженных за пределы зоны землетрясения.

При ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений в 7-8 баллов организация лечебно-эвакуационного обеспечения, характерная для 6 баллов, сохраняет свою справедливость, но имеются существенные особенности. Санитарные потери при данной интенсивности землетрясения могут достигнуть при 7 баллах 13%, а при 8 баллах – 23%.

Большинство пораженных будет находится вне завалов. Исходя из величины санитарных потерь, при данной интенсивности землетрясения, значительную часть уцелевшего населения не удастся привлечь к оказанию первой помощи. Возникает необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пораженных, требуется привлечь к выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства вплоть до федерального уровня. Прибывающие формирования в зону ЧС можно будет развернуть в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения. Резко возникнет потребность в госпитальных койках, при 7 баллах она составит 2,42%, при 8
баллах −4,48%.

При землетрясении в 9-10 баллов санитарные потери увеличиваются до 40%, при 11 баллах уменьшаются до 32%, а при 12 баллах достигают до 20%, т.к. возрастают безвозвратные потери среди населения. Условия лечебно-эвакуационного обеспечения будут очень сложными. Первую помощь в рамках само- и взаимопомощи смогут получить лишь небольшая часть пораженных, основной части первая помощь будет оказана личным составом аварийно-спасательных формирований и силами, находящимися вне зоны ЧС.

При землетрясении 9 баллов и более лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в зоне ЧС будут разрушены полностью или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения формирований СМК регионального, межрегионального и федерального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их госпитального лечения в учреждениях, расположенных на значительном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта для эвакуации пораженных.

Общие потери среди населения при землетрясении 9-12 баллов могут составить 55-81%.

3. МТХ НАВОДНЕНИЙ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА.

Наводнением называют временное затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранилищу местности, которое причиняет материальный урон, наносит ущерб здоровью населения и приводит к гибели людей.

Среди других стихийных бедствий в нашей стране наводнения по частоте, площади распространения и по суммарному среднегодовому материальному ущербу занимают первое место, а по человеческим жертвам они уступают только землетрясениям.

Повышение уровня воды в водоеме, ведущее к затоплению территории, происходит по следующим причинам:

– сезонное таяние снежного покрова;

– таяние ледников и снежного покрова в горах;

– интенсивные дожди;

– заторы и зажоры;

– ветровые нагоны воды;

– разрушения плотин и других гидротехнических сооружений (аварии на опасных гидродинамических объектах).

Наводнения вследствие аварий на опасных гидродинамических объектах отличаются рядом особенностей и требуют отдельной характеристики.

Опасным гидродинамическим объектом (ГОО) называют сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) него.

К ГОО относятся искусственные и естественные плотины, гидроузлы, запруды.

Важнейшей особенностью наводнения при авариях на ГОО является образование волны прорыва.

Волной прорыва называют волну, образующуюся в нижнем бьефе в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа при прорыве ГОО. Волна прорыва – основной поражающий фактор аварий на ГОО.

Объем воды и скорость ее падения из верхнего бьефа зависят от величины прорыва (место повреждения ГОО, через которое устремляется вода из верхнего бьефа) при прорыве гидросооружения. Главные параметры волны прорыва (высота, ширина и скорость движения) зависят от размеров прорыва.

На скорость распространения и высоту волны прорыва оказывает существенное влияние также характер местности, по которой она движется. На равнинах скорость ее движения не превышает 25 км/час, а в горах может достигать 100 км/час. Лесные массивы, возвышенности, овраги и т. п. снижают скорость движения и высоту волны прорыва.

Помимо поражающих факторов, характерных для других наводнений (термический, механический и биологический), при авариях на ГОО возрастает значение механического фактора, обусловленного кинетической энергией волны прорыва. Механические повреждения различной тяжести могут быть следствием:

– непосредственного динамического воздействия на тело человека волны прорыва;

– травмирующего действия обломков зданий и сооружений, разрушаемых волной прорыва;

– повреждающего действия различных предметов, вовлекаемых в движение волной прорыва.

В зависимости от высоты волны и скорости течения на затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления:

– первая – зона катастрофического затопления примыкает непосредственно к гидросооружению или водоему, которая простирается на 6-12 км, высота волны может достигать нескольких метров. Волна характеризуется бурным потоком воды со скоростью течения 30 и более км/час. Время прохождения волны – 30 мин.

– вторая – зона быстрого течения (15-20км/час). Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны – 50-60 мин.

– третья – зона среднего течения (10-15км/час). Протяженность до 30-50км. Время прохождения волны – 2-3 часа.

– четвертая – зона слабого течения (разлива). Скорость течения может достигать 6-10 км/час. Ее протяженность будет зависить от рельефа местности и может составить 36-70 км.

Подобное условное деление на зоны позволяет и медицинским работникам лучше ориентироваться в сложившейся обстановке в районе бедствия, что, в свою очередь повышает качество и эффективность ведения спасательных работ, так и использование сил и средств ВСМК для оказания медицинской помощи пострадавшему населению в ходе ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения.

В чрезвычайной ситуации любого происхождения система здравоохранения подвержена двойному неблагоприятному воздействию.

Во-первых, на медицинские организации, их персонал, здания и имущество, как и на другие объекты инфраструктуры населенных пунктов, воздействуют факторы опасных явлений.

Во-вторых, необходимость медицинского обеспечения населения и спасателей в условиях чрезвычайной ситуации требует высокого напряжения сил медицинских работников и большого расхода лекарственных и других материальных средств.

Наиболее неблагоприятными последствиями опасных явлений являются гибель медицинских специалистов, их травмы и заболевания, снижение уровня показателей физического и психического здоровья. В связи с этим, маловероятно полноценное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации работников местных медицинских организаций, подвергшихся воздействию опасных факторов.

Сохранившиеся помещения, медицинскую технику, медикаменты и иное имущество стационарных и амбулаторных медицинских учреждений, а также запасы лекарственных и других материальных средств подлежат обязательному использованию при оказании медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации. Вместе с тем, при организации медицинского обеспечения населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации следует рассчитывать в основном на оснащение прибывающих медицинских формирований.

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка медицинской обстановки в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется по следующим критериям (показателям):

Количество пострадавших и их нуждаемости в медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Сложность и тяжесть телесных повреждений, отравлений, облучений и психических нарушений;

Состояние местных медицинских организаций и возможность привлечения к медицинскому обеспечению населения и спасателей медицинских организаций и формирований из благополучных районов;

Количество и уровень подготовки медицинских специалистов к работе в экстремальных условиях;

Транспортная доступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств;

Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне чрезвычайной ситуации и на путях медицинской эвакуации;

Вероятность воздействия на персонал и пациентов опасных и вредных факторов окружающей среды;

Климатические и метеорологические условия, время года и суток.

Крайне неблагоприятная, то есть чрезвычайная медицинская обстановка складывается при совокупности следующих обстоятельств:

Внезапное и одномоментное появление большого количества пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Комбинации сложных и тяжелых телесных повреждений;

Нарушения психики у пострадавших, спасателей и медицинских работников;

Дезорганизация управления здравоохранением, разрушение медицинских зданий, людские и материальные потери в медицинских организациях;

Отсутствие, нехватка и низкий уровень готовности практических хирургов и других специалистов к работе в экстремальных ситуациях;

Труднодоступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств из-за недостатка необходимых транспортных средств, нелетной погоды, разрушения дорог, отсутствие достаточного количества регулировщиков и указателей на сохранившихся дорогах и т.д.;

Сложная санитарно-эпидемическая обстановка из-за выхода из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скопления и миграции больших масс людей, загрязнения территории токсическими компонентами и других явлений;

Зависимость работы медицинских объектов от неблагоприятных метеорологических условий, времени года и суток.

При значительном несоответствии имеющихся медицинских сил и средств потребностям поступающих (обращающихся) пациентов в медицинской организации возникает чрезвычайная ситуация.

Таким образом, чрезвычайная ситуация в медицинской организации – это обстановка на медицинском объекте, сложившаяся в результате несоответствия имеющихся возможностей поставленным задачам медицинского обеспечения людей, характеризующаяся поступлением (обращением) чрезмерно большого количества пострадавших (заболевших) пациентов и резким ухудшением условий жизнедеятельности персонала и пациентов, требующая привлечения дополнительных медицинских и иных сил и средств, а также особой организации работы медицинских подразделений и формирований, участвующих в ликвидации последствий опасных природных, техногенных, социально-биологических и/или социально-политических явлений.

Если в городе, районе или области отсутствует достаточное количество подготовленных медицинских организаций, формирований и отдельных специалистов, а также необходимых резервов финансовых и материальных средств, то возникает чрезвычайная ситуация для их систем здравоохранения.

По мнению российских специалистов в области медицины катастроф чрезвычайная ситуация для здравоохранения – это «обстановка на объекте, в зоне (районе) сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пострадавших (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации».

Без принятия надлежащих предупредительных мер, существующая тенденция увеличения случаев чрезвычайной ситуации в системе здравоохранения будет сохраняться.

Заключение

Предупреждение последствий опасных природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений и процессов возможно при научном подходе к решению проблемы чрезвычайных ситуаций, наличии экономических ресурсов и гуманной политической воли. Эта возможность более реалистична при международном сотрудничестве в области обеспечения всех видов безопасности населения и территорий.

Чрезвычайная ситуация любого происхождения представляет реальную угрозу безопасности государства. Человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, возникшие в результате природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений, следует оценивать как предпосылки подрыва национальной экономики и политической стабильности.