Во время акции против изменения пенсионного законодательства у Госдумы РФ. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 14:09

Госдума приняла законопроект о повышении пенсионного возраста во втором, решающем чтении. Проект принимают в более мягком варианте, чем раньше, с учетом поправок президента и «Единой России». За документ проголосовали 326 человек, против 59, воздержался один.

В частности, женщины будут выходить на пенсию не в 63 года, а в 60. Также — ранний выход на пенсию для многодетных матерей, прибавки к страховой пенсии для жителей села, сохранение льгот и уступка для тех россиян, кого повышение коснется первым — выход на пенсию на полгода раньше.

О президентских поправках докладывал председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Девять президентских поправок, которые предлагают: уточнить вопросы занятости, дать дополнительные гарантии для лиц предпенсионного возраста, определив пятилетний период, который определяет категорию этих лиц. Увеличивается не на восемь лет, а на пять лет возраст выхода на пенсию для женщин, сокращается общий стаж для досрочной пенсии. Если в первом чтении предлагалось 45-40, то теперь 42-37 предлагается сделать и включать в него не страховой период нахождения на больничном. Предлагается дать право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей, в зависимости от количества детей, которых женщина родила и воспитала. Предоставляется возможность досрочно, на полгода раньше выйти на пенсию для тех, кто в 2019-м и, соответственно, в 2020 году должен выйти на пенсию».

«Поправки нашли консенсус», — заявил по итогам этого голосования спикер Вячеслав Володин.

В КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» ранее заявляли, что их депутаты проголосуют против реформы, как и в прошлый раз. Их не устраивает даже смягченный вариант законопроекта с поправками, предложенными президентом России Владимиром Путиным.

Депутат из Иркутской области от КПРФ Михаил Щапов считает, что и президентские сроки выхода на пенсию — 60 для женщин и 65 для мужчин — неприемлемы:

«Сегодня ожидаемая средняя продолжительность жизни в 47 субъектах для мужчин ниже 65 лет. То есть даже ниже предлагаемой планки возраста выхода на пенсию. У женщин ситуация лучше, но только в двух регионах — Москве и Ингушетии — женщины в среднем будут жить на пенсии 20 лет, что является нормой для европейских стран, на которые ссылается правительство. В такой ситуации принятие предлагаемого законопроекта с формулой «65 на 60» для многих людей выглядит просто варварством».

Депутат от ЛДПР Сергей Иванов предложил непопулярную реформу отложить на 20 лет. За это время люди накопят себе денег, чтобы прожить на них в старости, считает парламентарий:

«Уважаемые коллеги, обратите внимание на следующее. Вы все видите прекрасно, что данная реформа практически провалилась, она очень непопулярна. Как вы слышали в новостях, уже 1 млн подписей доставили в администрацию президента. Это уже довольно большое количество голосов. Я не видел по России, тем более что выборы были, чтобы кто-то это все поддерживал. Акции протестные, которые по стране прошли, об этом тоже свидетельствуют. Ну и, самое главное, наверное, вы уже тоже прекрасно знаете, что и результаты выборов говорят о том, что эта реформа очень и очень непопулярна. Тут не только заевшиеся, забронзовевшие губернаторы виноваты, но и вот эта ситуация с пенсиями. Поэтому не надо Госдуму окружать ОМОНом, народ свое мнение выражает по-другому, через итоги голосования. Значит, уважаемые коллеги, что мы можем сделать в данной ситуации, поскольку, как вы знаете, нет никаких достоверных данных, нет никаких нормальных цифр, которые бы нас заставляли думать о том, что пенсионная реформа назрела? Сделать можно следующее: отложить эту реформу ровно на 20 лет. За эти 20 лет те люди, которым сейчас лет 40, 38 или около того, они, зная о том, что государство не сможет потом выплачивать эти пенсии в силу того, что просто-напросто людей нет, они начнут задумываться о том, чтобы сами себе формировать пенсионные накопления. Простой подсчет показывает, если вы возьмете обычный калькулятор кредитный, что если человек будет откладывать 22% в течение 40 лет, с 20 до 60, то через эти 40 лет он наберет такую сумму, что он может 20 лет проживать и получать в полтора раза большую сумму, чем та зарплата, с которой он откладывал. Это все реально сделать. Поэтому еще раз говорю, откладываем на 20 лет — это первое. Второе, что мы предлагаем сделать, разумеется, сокращаем сроки выхода на пенсию. То есть сейчас у нас переходный период очень длинный, растянутый. Если мы откладываем все это на 20 лет, то сроки выхода на пенсию переносятся и сокращаются практически вдвое, то есть люди уже будут подготовлены и нет нужды в длительном переходе на эту пенсию».

Коммунисты называют пенсионную реформу дьявольской и людоедской. Перед началом заседания Думы они собрали у здания парламента противников пенсионной реформы. Чтобы акцию протеста не объявили несанкционированной, ее провели в виде встречи депутатов-коммунистов со своими избирателями. Подробнее об этом рассказала корреспондент Business FM Александра Сидорова :

— Все эти выступления, так или иначе, поддерживают депутаты, некоторые из них назвали «Единую Россию» кем-то наподобие самураев, которые сами делают себе харакири таким образом.

— Получается, акция организована только «левыми»? То есть ЛДПР, «Справедливая Россия», которые тоже выступают против законопроекта, в акции не участвуют никак?

— Я никого не увидела, кто бы их поддерживал или представлял.

С митинга на заседание Думы пришли депутаты от КПРФ в футболках с логотипом протестной акции. На них изображены перечеркнутые цифры 63 и 65. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин во время заседания акцентировал на этом внимание.

«Думаю, коллеги, на зарплату депутата можно пиджак купить, и галстук тоже. У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. Поэтому... Геннадий Андреевич, золото партии не вернули, сейчас в майках ходите. Вот представьте себе, что скажет избиратель».

Дума приняла президентские поправки единогласно, но за них голосовали только 385 человек (на заседании присутствовали 423 парламентария из 450-ти). Всего в Думе 339 депутатов от «Единой России», информация об этом размещена на сайте нижней палаты парламента. Это означает, что за поправки проголосовали и члены других партий.

Впрочем, и в «Единой России», как ранее сообщил телеканал «Дождь» , не все 26 сентября были готовы поддержать пенсионный законопроект: на голосовании не было 12 депутатов от партии. Первое чтение пропустили восемь депутатов-единороссов.

Сегодня же пятеро на больничном, еще семеро в командировках, рассказал «Дождю» руководитель фракции ЕР Сергей Неверов. Среди тех, кто пропустит голосование по пенсионной реформе, спортсмены Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов, телеведущая Оксана Пушкина, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.

Источник «Дождя» в партии власти отмечает: депутаты пропускают заседание хоть и по формально уважительным причинам, как и в прошлый раз, но, на самом деле, мотивом может быть неприятие реформы. Например, Фетисов отсутствовал и в прошлый раз, и тоже по уважительной причине. На нее сослался и Железняк, но он был наказан, потому что в партии знали его настоящую позицию. Наталья Поклонская ранее открыто выступила против пенсионной реформы.

Повышение пенсионного возраста будет идти десять лет. Только к 2029 году окончательно сформируется такая категория населения, как предпенсионеры.

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе . Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ .

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты.

По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений :

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются.


При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблицу одобренных комитетом поправок.

При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

Первое чтение

Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии второго чтения .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чтение законопроекта" в других словарях:

    Чтение законопроекта

    ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - организационно правовая форма обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое… …

    Первое чтение законопроекта Элементарные начала общей теории права

    Второе чтение законопроекта Элементарные начала общей теории права

    Третье чтение законопроекта - заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрение в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по… … Элементарные начала общей теории права

    ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - первоначальное рассмотрение законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, концепция законопроекта, дается оценка… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - обсуждение на пленарном заседании палаты поправок к законопроекту, поступивших от субъектов права законодательной инициативы, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом последовательность обсуждения следующая. Перед вторым чтением … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрение в целом. При Т.ч.з. не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ЧТЕНИЕ - наименование стадии законодательного процесса в парламенте или его палате. Например, в Государственной Думе (ГД) рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов проходит в трех Ч. (если ГД применительно к конкретному законопроекту не… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Первое чтение представляет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ7.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия.

Особенной является процедура принятия ФКЗ, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 СФ) и подлежат обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней. Таким образом, в отношении них Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Согласно этому акту в России применяются только те ФЗ, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.

Таким образом, подписание закона главой государства состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.