В общей сложности в правоохранительных органах России работает приблизительно миллион человек. Несмотря на внушительное число, есть сторонники всеобщего увольнения. Довод «Куда вы денете миллион человек?» пообтесался в спорах, отвечают на него по-разному, но суть одна: пристроятся, юристами ли, сторожами ли, но они же молодые и здоровые и работу себе найдут. Вот и толчок к развитию экономики, уйдут нахлебники с бюджета, возможно, даже начнут приносить какую-то добавленную стоимость.

Относиться к этому можно по-всякому - очевидно, что штаты правоохранки непомерно раздуты, они слишком дороги, и в любом случае их нужно пытаться сжимать, не радикально, но всё же. Нельзя допускать одного: безразличного «да разберутся как-нибудь». Псы опричнины не обучены сеять и жать. Они ждут и получают свою миску, а если её нет, отбирают у слабых. Впрочем, я не верю в миллион уволенных, на это не решится ни один теоретический лидер теоретической «прекрасной России будущего». Ибо нити управления государством исторически в России не у выборных органов, а в руках силовиков. Выпустить их разом не сможет себе позволить никто.

Мне намного интереснее рассуждения на тему, какой будет «полиция будущего». Глубоких профессиональных рассуждений на эту тему нет, в основном это мысли умных и добрых людей, мысли общефилософской направленности, иногда их можно брать за базу для проработки, но чаще всего они построены на представлениях, но не знаниях.

Возьмем одну из - дробление полиции, создание полицейских структур местного масштаба с подчинением выборным органам местного самоуправления. Федерального подчинения таких структур не планируется, на уровне государства предлагается оставить «компактную федеральную полицию для расследования самых серьёзных подразделений, а также преступлений сотрудников правоохранительных органов». Авторы подобных теоретических выкладок походя разрешают вопрос существования следственного комитетатекущем состоянии, видимо, его сохранить не предполагается) и создания единого следственного органа (та самая компактная федеральная полиция).

Исключительно сомнительна сама идея создания единого следственного органа. Это нежизнеспособно и крайне коррупциогенно. Однако не только это вводит в сомнения. Что есть «самые серьезные преступления»? Посмотрим данные сайта МВД РФ. Убийства? Их в прошлом году было совершено 9738, прибавим сюда 24 552 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Создание организованного преступного сообщества (это высшая форма преступной организации) - 198. Бандитизм - 86. Террористический акт - 37. Преступления с использованием взрывчатых веществ - 126. Контрабанда наркотиков - 711.

И это еще без коррупционных преступлений, каковых зарегистрировано 21 948. Пусть преступления сотрудников правоохранительных органов составляют лишь часть из них, но это значительная часть. К примеру, лишь по итогам девяти месяцев 2017 года генеральная прокуратура отчиталась, что число сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, составляло 1,3 тысячи человек. Практически все перечисленные выше преступления расследованы территориальными органами СКР и МВД.

Авторы подобных концепций предлагают передать их «компактной федеральной полиции». Очевидно, что при таком подходе этот орган не сможет быть компактным, более того, он вберет в себя функции местных органов и тоже вынужден будет иметь подразделения в каждом субъекте федерации. Вопрос. Что же изменится по сути? Думаю, в этом случае речь идёт лишь о завуалированном перераспределении полномочий.

Рассмотрим сами муниципальные, сознательно раздробленные подразделения, которые предлагается создать. Что в них войдет? Дознаватели, следователи, участковые уполномоченные, служба охраны порядка (а куда без неё?), штаб, службы материально-технического снабжения и кадров, инспекторы административной практики, автомобильная инспекция, исполнительная инспекция, изолятор временного содержания, специальный приёмник для административно-задержанных. Это как минимум. Некоторые подразделения нужны не в каждом районе, это дорого, но при такой реформе странно было бы иное, не повезёшь же своего задержанного в другой, независимый околоток. Надо бы еще и какое-то специальное силовое подразделение, вдруг люди какие лихие бандой приедут гастролировать. А федеральных структур нет, они разогнаны; в том самом компактном подразделении только следователи, а оперативной информации о готовящихся налётах не было, да и сейчас нет, и внедрять в банду некого. Даже наблюдение организовать некому. Федеральные оперативные подразделения тоже люстрированы безжалостно, проект жесток.

Кстати, а где они в этой предполагаемой структуре, оперативные подразделения? Та компактная федеральная служба предполагается только для расследования. Понятно, что ФСБ в реформу не вписывается никак и будет расформирована первой. А что будет со службами уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, контроля оборота наркотиков, с оперативно-поисковым управлением, наконец? Куда их?

Раздробленные и разобщенные оперативные подразделения без единых федеральных централизованных баз учета: дактилоскопия, облик, розыск - бесполезны. А есть еще секретные оперативные базы, крайне важные в деле раскрытия преступлений. А ещё система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Организовать это в масштабах муниципалитета невозможно и, повторюсь, бессмысленно.

Подобные базы и правоохранительные структуры могут быть только федеральными с жесткой иерархией и автоматическим обменом криминологически и криминалистически значимой информацией. Сама по себе идея создания муниципальной милиции очень неплоха, в сильно кастрированном виде она есть и сейчас, часть подразделений охраны общественного порядка финансируется местными бюджетами. Но обособленное подразделение в масштабах муниципалитета слабо, да что там, совсем непригодно для работы с трансрегиональной и трансграничной преступностью, региональной и федеральной коррупцией, для расследования пусть и незначительных, но многоэпизодных преступлений с широкой территорией. Мелкие мошенники, к примеру, не связаны территорией и будут этим с благодарностью к авторам реформы пользоваться.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

В отличие от «гражданских», высшим офицерам МВД кабмин обеспечит комфортную жизнь в старости

Материал комментируют:
Александр Шершуков Анатолий Баранов Михаил Пашкин
Пенсионная реформа тяжелой поступью шагает по стране. Теперь она коснется и правоохранительных органов, которых ранее вывели из-под закона о повышении пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, разработанный МВД, опубликован на портале правовой информации.

Согласно законопроекту, высшему офицерскому составу на 5 лет будет повышен предельный возраст службы. Майоры и подполковники смогут служить до 55 лет, полковники - до 60 лет, генерал-полковники, генерал-майоры и генерал-лейтенанты - до 65 лет.

Если закон будет принят, продлить срок службы офицеры смогут на любой срок в пределах 5 лет. Правда, делать это придется ежегодно, а кроме того нужно будет получить одобрение врачей.

При этом новый предельный возраст на самом деле предельным не будет. Тем, кто годен по состоянию здоровья и прошел аттестацию, будет позволено заключить новый контракт на срок до 5 лет. Таким образом, руководящий состав МВД сможет служить до 60−65−70 лет.

Также в полиции озаботились притоком свежих кадров на верхние этажи системы. Теперь поступить на службу на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава можно будет до 40 лет, а не до 35 лет, как было ранее. Сыновья генералов будут начинать службу майорами?

В МВД объясняют свое новаторство стремлением сохранить для ведомства квалифицированные кадры, эффективно использовать опыт таких сотрудников. Предполагается, что в течение 5 лет продлить срок службы смогут до 26 тысяч сотрудников.

Еще один аргумент - выплаты сотрудникам при их увольнении (при стаже в 20 лет это 7 окладов и пенсия по выслуге лет) будут перенесены на более поздний срок, что «даст экономию бюджетных средств в первые годы реализации законопроекта».

Что касается младшего состава правоохранительных органов, то для них никаких существенных изменений не произойдет. Выслуга лет останется прежней - 20 лет. Страхи большинства полицейских быть приравненными в пенсионных правах к остальному народу оказались беспочвенными.

Это значит, что в случае продолжения протестов против пенсионной реформы граждане могут вновь столкнуться с жесткой реакцией полиции, аналогичной той, что наблюдалась 9 сентября 2018 года. Напомним, протестующих в тот день задерживали показательно жестко, избивая дубинками. Всего по России было задержано свыше 1 тысячи человек. СК начал по этим фактам проверку.

Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин удовлетворен законопроектом.

Этим законом для старшего офицерского состава, для начальников, сделали нормально. Младший состав тоже пока не тронули. Дали кое-какие гарантии. То есть в целом, этот закон для правоохранителей более-менее разумный, нейтральный. В МВД наверху не глупые люди сидят.

«СП»: - Что значит «пока» не тронули младший состав?

Если бы такое сделали для рядовых сотрудников, половина бы уволилась. Люди и так стали увольняться. Даже на слухах об увеличении выслуги лет до 25 лет, которые циркулировали целый год.

По мнению экс-президента Всероссийской полицейской ассоциации Алексея Ганькина, условия выхода на пенсию сотрудников МВД не должны сильно отличаться от условий обычных людей.

Если такая возможность (служить дополнительные 5 лет - авт.) людям будет предоставлена, исходя из их добровольных пожеланий, как возможность, то в этом ничего плохого нет.

«СП»: - Вы, помимо прочего, редактировали журнал «Полицейское братство». Не разрушат ли его подобные преференции высшим офицерам? Да и к народу быть поближе не грех…

Конечно, правоохранители - это часть общества. У нас увеличили для гражданских возраст выхода на пенсию. Логично, что не должно быть каких-то «ножниц», разрывов. Поэтому надо подтягивать и правоохранителей.

«СП»: - Так значит и рядовому составу надо увеличить выслугу лет? Не только генералам?

Есть разные сотрудники. Некоторые служат 20 лет, как полных 60 лет. Есть оперативные службы, спецподразделения, которые каждый день жизнью рискуют - те, кто «на земле» трудятся. А есть те, кто сидит, в носу ковыряется. Поэтому всех грести под одну гребенку, наверное, не совсем правильно. Возможно, часть должностей нужно выделить и сделать гражданскими.

А вот главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов видит в законопроекте стремление МВД продлить комфортную жизнь высших офицеров.

Есть старый анекдот. Что такое генерал, должность или звание? Правильный ответ: не должность и не звание - это счастье! Ну вот, собственно, это счастье и предполагает продлить новый проект закона. Сотрудников, имеющих звания ниже майора он не касается, а вот старшим офицерам и особенно генералам позволяет находиться на службе лишних пять лет, генералам даже десять, если позволяет здоровье.

«СП»: - Говорят, полицейская служба - не сахар…

Но генерал ведь не бегает за преступниками и не стреляет с колена, так что если он не лежачий больной, то может продолжать служить родине в уютном кресле.

«СП»: - Так у всех силовиков, не только полиции…

Например, в Министерстве обороны давно существует так называемая «райская группа» - инспекторская служба для высших генералов. Скажем, бывший министр обороны Соколов, которого сняли с должности еще после посадки Руста на Красной площади, отметил там в своем рабочем кабинете 100-летний юбилей.

Думаю, и в МВД хотят завести нечто подобное, тем более что это не обязательная практика, а «по желанию». По чьему желанию - это уже другой вопрос, но генеральское счастье будет обеспечено, у меня нет никаких сомнений.

В свою очередь секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков, видит в происходящем новый этап расслоения российского общества.

Это продолжение темы разделения общества на сословия. Только в данном случае внутри сословия появляется более привилегированная его часть и не привилегированная.

«СП»: - В чем же привилегии полицейского генералитета? На них вся ответственность…

Мы прекрасно понимаем, что для высшего офицерского состава ограничение срока службы является скорее минусом, чем плюсом. Потому что там служат люди, которые находятся в достаточно комфортных условиях с хорошим уровнем заработной платы и другой материальной поддержки. Так что для них это дополнительный бонус.

«СП»: - Может, таким образом «покупается» лояльность всей полицейской вертикали? Генералы будут признательны за сытую старость и с особым рвением станут командовать подчиненными в случае необходимости подавить те же пенсионные протесты. Нижним же чинам деваться некуда - будут исполнять приказы…

Я бы не стал так говорить. Не факт, что эта мера принимается для этого. Думаю, это просто дополнительный бонус. А для борьбы с протестами у нас давно разработаны все необходимые технические и организационные модели, начиная от Росгвардии и заканчивая казаками. Все уже есть.

Что думают профессиональные юристы о реформе казахстанской полиции.

Министерство внутренних дел Казахстана начало реформу полиции с того, что стало оптимизировать свои структуры и для начала объединило ДВД и МПС в департаменты полиции. Корреспондент поинтересовался у юристов, что они думают о реформе полиции, и услышал критику и поддержку изменений.

Юрист Аскар Каймаков твердо убежден, что нашей полиции помогут только кардинальные изменения. Он очень критично воспринял начинания МВД.

"Лично я считаю, что отечественная правоохранительная система уже давно не способна выполнять свои функции, нужны более кардинальные реформы. Мне кажется, эта реформа ничего не даст. Проблема МВД – в коррумпированных и непрофессиональных сотрудниках и в неэффективном управлении. А не в том, к кому относится местная полицейская служба.

Пора в МВД провести полную люстрацию, всех уволить и нанять новых

Новая переаттестация не поможет. Как раз после прошлой аттестации многих хороших сотрудников и уволили", – считает он.

По его словам, даже повышение заработной платы – не гарантия того, что коррупция исчезнет из полиции.

"Если повышение будет существенным, до 300-400 тысяч тенге для рядовых следователей и оперативников и до миллиона для начальников управлений и выше, то, думаю, тогда будет лучше. Но нынешним некомпетентным и коррумпированным сотрудникам повышать зарплату нет смысла", – уверен наш собеседник.

Аскар Каймаков считает, что не стоило доверять МВД проведение этой реформы. Он привел в пример переход от возбуждения уголовных дел к регистрации всех сообщений о совершенных преступлениях в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) . По его словам, там как укрывали преступления, так и продолжают это делать. Только раньше надо было выносить мотивированное постановление об отказе в возбуждении дела и ознакомить с ним потерпевшего, а теперь заявления просто списывают.

"Предложение смотрится рациональным: и штатную численность сократить, и зарплаты поднять. И в целом нужно что-то менять. Однако мы слишком хорошо знаем, как МВД реализует эти реформы", – сетует он.


Иллюстративное фото

Совсем другая позиция у Чингиза Абылхасанова . Юрист с коллегами изучил все, что пишут о реформе, и считает, что она нужна.

"Изначально, когда еще создавали местную полицейскую службу, я отнесся к этому критически. По моему мнению, это дублирование функций, лишние расходы из бюджета. Поэтому то, что они сейчас снова объединяются – это правильно. Сэкономленные бюджетные средства можно будет направить на другие цели", – считает адвокат.

Абылхасанов полагает, что аттестация сотрудников должна работать, как надо, и некоторая часть полицейских все же должна быть уволена.

"Аттестации в Казахстане, хоть изредка, но проводились. Другое дело, что эти переаттестации не давали результата. Мне хотелось бы, чтобы на этот раз результат был.

По моему субъективному мнению, процентов сорок личного состава полиции не соответствуют своей должности по правовым базовым знаниям либо по физической подготовке

Но у меня есть подозрение, что сейчас будет примерно так же", – отмечает эксперт.

Адвокат также отметил, что сервисное обслуживание в полиции надо вводить осторожно, чтобы не помешать ей выполнять свои основные функции.

"Главное, чтобы это было не во вред эффективности работы полиции. Чтобы полицейские могли свободно и оперативно реагировать на преступления. Все зависит от того, как будет все реализовано. Это покажет только время", – уверен специалист.

Чингиз Абылхасанов считает, что предварительные выводы о новой реформе можно будет сделать примерно через полгода. Уже тогда, говорит он, будет видно, работает программа или нет.

Напомним, летом 2018 года Парламент РК решение о реформе полиции. Первым шагом стало департаментов внутренних дел и местных полицейских служб. Это стало причиной сотрудников в некоторых областных департаментах.

Тем временем депутаты сената паламента дали полицейским по направлению реформы и алгоритму преобразований.

Бывшие полицейские уже дали оценку реформе. Они , что практически ничего не изменится.

Эксперты также , что даст данная реформа простым казахстанцам, особенно уделив внимание тому, что полицию хотят перевести на сервисную модель работы.