• 12.Понятие и виды принципов трудового права.
  • 13. Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.
  • 14. Основание возникновения трудового правоотношения.
  • 15. Субъекты трудового права. Понятие и правовой статус.
  • 16. Работник как субъект трудового права.
  • 17. Работодатели и их представители как субъекты трудового права.
  • 18. Профсоюзы как субъекты трудового права.
  • 19. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства.
  • 20. Органы социального партнерства.
  • 21. Коллективные переговоры, понятие и порядок ведения.
  • 22 Участие работников в управлении организацией как форма социального партнерства.
  • 23. Коллективный договор, понятие, стороны и порядок заключения.
  • 24. Соглашение, понятие, виды и содержание.
  • 25. Понятие занятости и занятого населения.
  • 26. Понятие безработного и его правовой статус.
  • 27. Органы по содействию занятости населения.
  • 28. Трудовой договор, понятие, значение, стороны и содержание.
  • 29. Виды трудового договора.
  • 30. Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде.
  • 31. Порядок заключения трудового договора.
  • 32. Трудовая книжка. Порядок ведения и хранения.
  • 33. Испытание при приеме на работу.
  • 34. Изменение трудового договора.
  • 35. Общие основания прекращение трудовых договоров.
  • 36. Расторжение договора по инициативе работника. Порядок оформления прекращения трудового договора.
  • 37. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
  • 38. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
  • 39. Понятие и виды персональных данных работника.
  • 40. Защита персональных данных работника.
  • 41. Понятие и продолжительность рабочего времени (нормальное, неполное, сокращенное).
  • 42. Режим рабочего времени.
  • 43. Понятие и виды времени отдыха.
  • 44. Понятие отпусков и их виды.
  • 46. Понятие оплаты труда, заработной платы и порядок ее установления.
  • 47. Система заработной платы.
  • 48. Исчисление средней заработной платы.
  • 49. Оплата труда при отключении от нормальных условий труда.
  • 50. Правовая охрана заработной платы.
  • 51. Понятие, виды и порядок утверждения норм труда.
  • 52. Понятие и виды гарантий и их компенсаций.
  • 53. Гарантии при направлении работников в служебные командировки.
  • 54. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением договора.
  • 55. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
  • 56.Методы обеспечения дисциплины труда, их виды.
  • 57. Ученический договор.
  • 58. Понятие и требование охраны труда.
  • Раздел IX тк рф (гл. 41, 42), Закон рф о профсоюзах (ст. 20) и иные нормативные, ведомственные акты Минтруда рф, Гострудинспекции, Госгортехнадзора и др., система стандартов безопасности труда,
  • 59. Организация охраны труда.
  • 60. Гарантия прав работников в области охраны труда.
  • 61. Несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве.
  • 62. Порядок учета и правила расследование несчастных случаев.
  • 63. Материальная ответственность работодателя перед работником.
  • 64. Материальная ответственность работника.
  • 65. Понятие и способы защиты трудовых прав и свобод.
  • 66. Органы государственного и общественного контроля за соблюдение норм трудового права.
  • 67. Федеральная инспекция труда.
  • 68. Ответственность за нарушение трудового законодательства.
  • 69. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
  • 70. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
  • 71. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - физических лиц.
  • 72. Особенности регулирования труда педагогических работников.
  • 73. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
  • 74. Особенности регулирования труда других работников.
  • 75. Понятие индивидуальных трудовых споров, их подведомственность.
  • 76. Особенности судебного разрешения трудовых споров.
  • 77. Понятие коллективного трудового спора и порядок выдвижения требований работников и их представителей.
  • 78. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.
  • 79. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
  • 80. Ограничения права на забастовку. Комментарий к статье 413 трудового кодекса
  • 12.Понятие и виды принципов трудового права.

    Принципы трудового права - это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

    К общим принципам трудового права традиционно относят:

      принцип социальной справедливости (требует реального соответствия между трудом и вознаграждением);

      принцип равноправия (проявляется в равенстве прав и возможностей и запрещении дискриминации);

      принцип гуманизма (отражает идею высшей ценности человека, его жизни, здоровья);

      принцип сочетания убеждения и принуждения и др.

    К межотраслевым (общеотраслевым) принципам, являющимся общими для нескольких отраслей права и выражающим их содержание и общие черты, относятся равенство участников общественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенных прав.

    13. Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.

    Трудовые правоотношения – это урегулированные нормами трудового права трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

    1. Основание возникновения трудового правоотношения – добровольное волеизъявление работника и работодателя (соглашение).

    2. Предмет соглашения между работником и работодателем – личное выполнение работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).

    3. Подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка.

    4. Возмездный характер трудовых правоотношений.

    5. Обеспечение работодателем условий труда.

    Структура трудового правоотношения: субъект, объект, содержание правоотношения.

    Субъект трудового правоотношения – это, согласно ТК РФ, одна из двух сторон трудового отношения, наделенная по отношению к другой стороне конкретными правами и обязанностями, установленными нормативными правовыми акта-ми и договорами (соглашениями).

    Термин «сторона» применяется только к субъектам трудовых правоотношений и не применяется к субъектам иных непосредственно связанных с трудовыми правоотношений. Тем самым подчеркивается важность субъектов именно трудовых правоотношений, которые выступают источником для всех иных отношений, связанных с трудом.

    Сторонами трудового правоотношения являются:

    1) работник (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства);

    2) работодатель (юридическое или физическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами (ст. 20 ТК РФ).

    Объект трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений – это предметы материального мира, продукты духовного творчества в объективной форме, личные имущественные и неимущественные блага сторон (участников), реальные действия, а также результаты этих действий (труда), на достижение которых было направлено поведение субъектов отношений в сфере труда.

    Юридическим содержанием трудового правоотношения является определенное сочетание взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей сторон трудового отношения – работника и работодателя.

    Его необходимо отличать от материального содержания трудового правоотношения, под которым понимают само поведение, деятельность и действия лица.

    Право стороны трудового правоотношения – это закрепленная в законе, ином нормативном правовом акте, содержащем нормы трудового права, или договоре возможность для стороны требовать от обязанной, в том числе виновной, стороны положительных действий по выполнению нормативных правовых актов в сфере труда и условий трудового договора, недопущения нарушений субъективного права или его восстановления в случае нарушения.

    Основные субъективные права работника и работодателя, установленные ТК РФ, определяются, конкретизируются и детализируются ведомственными и локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

    Юридическая обязанность в трудовом правоотношении – это предписанная нормами трудового права мера должного поведения обязанной стороны в интересах управомоченной стороны (субъекта), обеспеченная возможностью государственного принуждения.

    Обязанность устанавливается всегда там, где есть субъективное трудовое право. Юридическая обязанность – это не действие, а всего лишь его необходимость. Свойствами обязанности в трудовом правоотношении являются:

    – необходимость совершать активные положительные действия в пользу управомоченной стороны, чтобы не допустить нарушения ее прав;

    – необходимость для обязанной стороны вести себя установленным образом;

    – необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами трудового права;

    – возможность применения государственного принуждения к обязанной стороне в случае неосуществления ею требуемых законом или договором обязательных действий или совершения действий, которые запрещены ТК РФ.

    Таким образом, в системе отношений, регулируемых трудовым правом, трудовые отношения являются центральным звеном. Иные непосредственно связанные с трудовыми отношения обусловлены их существованием. В подавляющем большинстве случаев прекращение трудовых отношений приводит к прекращению и других отношений, входящих в сферу трудового права, и, наоборот, возникновение трудовых отношений порождает и иные непосредственно связанные с ними отношения, регулируемые трудовым правом.

    В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в том числе ратифицированные и опубликованные конвенции МОТ, включаются в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, конвенции МОТ, играют основополагающую роль в формировании основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    В ст. 2 ТК РФ получили свое выражение основные принципы трудового права. Эти принципы признаются в Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Они дополняются гарантиями и сформулированы в большей своей части как "обеспечение права", например "обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах".

    В ст. 2 ТК РФ установлены принципы трудового права как основные (отраслевые) принципы, которые могут охватывать своим действием и находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли. Например, в разд. II ТК РФ в ст. 24 закреплены основные принципы социального партнерства. В других случаях указанные принципы дополняются гарантиями и могут не носить такой очевидной формы своего закрепления, выражаясь способом косвенной фиксации в ряде норм, связанных неким общим содержанием (началом), т.е. принципом.

    Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ установлено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны (ч. 3 ст. 50). В трудовом договоре могут предусматриваться кроме обязательных и дополнительные условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

    Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству в сфере труда, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти , органов местного самоуправления (ст. 23, 45). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК РФ (ст. 23 - 55), других статьях, иных федеральных законах: Законе о профсоюзах, Законе о РТК, Законе об объединениях работодателей.

    Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании указывает ТК РФ (ст. 184). Их виды, объемы и условия определяются федеральными законами.

    Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателя, осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 45).

    Система государственной защиты прав и свобод российских граждан, в том числе в области труда, включает в себя перечень государственных органов , наделенных законом соответствующей компетенцией на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда.

    За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности государственный контроль (надзор) ведут федеральные органы исполнительной власти , осуществляющие функции по контролю и надзору в различных областях деятельности. К ним отнесены: сфера промышленной безопасности (ст. 366 ТК РФ), государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ). Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

    Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту, соответствует положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Он означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, закрепленных как в Конституции РФ, так и в иных нормативных правовых актах.

    Указанный принцип находит свое проявление и развитие в ряде норм разд. XIII ТК РФ, посвященных защите трудовых прав и свобод как всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352 ТК РФ), так и путем использования установленных ТК РФ основных способов защиты (ч. 2 ст. 352), к которым отнесены: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита, включая Конституционный Суд РФ , суды общей юрисдикции, уполномоченные на рассмотрение любых споров.

    Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров , а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип получил свое развитие в нормах ТК РФ, устанавливающих на федеральном уровне порядок рассмотрения и разрешения как индивидуальных (гл. 60 ТК РФ), так и коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора (гл. 61 ТК РФ).

    Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается во многих нормах ТК РФ. На работника, вступившего в трудовое правоотношение на основе трудового договора, возлагаются обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину , бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ст. 15, ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). У работодателя есть право требования от работника надлежащего исполнения его обязанностей, в случае его виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в случае нанесения ущерба имуществу работодателя (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

    Работник вправе требовать выполнения обязанностей работодателем, прежде всего, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и условий трудового договора; других обязанностей (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). При неисполнении работодателем своих обязанностей работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в профсоюз или в федеральную инспекцию труда. Работник может прибегнуть к самозащите трудовых прав. Он также может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

    Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзный (общественный) контроль профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда осуществляют за соблюдением работодателями и их представителями (генеральным директором, директором, иным руководителем, если работодателем является юридическое лицо) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370, другие статьи гл. 58 ТК РФ).

    Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности , охраняемом государством. Этот принцип воплощается в ТК РФ, нормы которого обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85 - 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234 - 236).

    Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других законах, иных нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

    В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).

    ЛЕКЦИЯ 3.

    ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

    1. Понятие и значение принципов трудового права

    2. Система принципов ТП.

    3. Общая характеристика принципов трудового права

    1. Понятие и значение принципов трудового права

    Принцип в переводе с латинского означает: первооснова какого-либо явления, исходное, отправное положение. Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм , регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права.

    Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права «формулирует идеал, т. е. идеальный образ желаемой правовой действительности». В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа.

    Принципы права могут быть сформулированы в виде специфических правовых норм - норм-принципов, а могут выводиться путем анализа и обобщения из содержания правовых норм соответствующей отрасли.

    Принципы трудового права - это основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли. Они нашли свое закрепление в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Их содержание определяется и в результате анализа правовых норм.

    1. Принципы определяют и выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда.

    2. Принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот

    3. Принципы обеспечивают единство отрасли. Можно сказать, что они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов.

    4. Принципы оказывают влияние и на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом.

    5. Принципы в некоторых случаях могут выступать и в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случае отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор.

    6. Принципы выражают важнейшие закономерности развития отрасли, определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности.

    7. Принципы трудового права носят объективный характер.

    2. СИСТЕМА ПРИНЦМПОВ .

    При построении и функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающая общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы, а также принципы отдельных институтов отрасли.

    Общеправовые принципы - это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают свобода, равенство и социальная справедливость. Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права. Например, принцип равноправия проявляется в наделении всех граждан, поступающих на работу, и всех работников равными правами в создании условий для равенства возможностей, запрещении дискриминации.

    Межотраслевые принципы являются общими для нескольких отраслей права, выражают их содержание и общие черты.

    К межотраслевым принципам, имеющим значение в трудовом праве, надо отнести:

    неприкосновенность собственности;

    свободу договора;

    обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

    свобода труда.

    Отраслевые принципы носят более конкретный характер. На их основе создаются и реализуются лишь трудоправовые нормы. Их общая характеристика будет дана ниже.

    Выделяют также принципы институтов трудового права, которые выступают в качестве руководящих идей, основных начал формирования и реализации норм отдельных институтов. Например, применительно к институту оплаты труда - принцип равной оплаты за труд равной ценности; применительно к институту дисциплины труда - принцип сочетания убеждения и принуждения как основных средств обеспечения дисциплины и т. д.

    3. Общая характеристика принципов трудового права

    Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Многие авторы пытаются классифицировать принципы по различным основаниям.

    Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести:

    ✓свободу труда;

    ✓запрещение принудительного труда;

    ✓равенство прав и возможностей;

    ✓запрещение дискриминации в сфере труда;

    ✓обеспечение справедливых условий труда;

    ✓государственную защиту трудовых прав и свобод.

    ♦ Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

    ♦ Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

    Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

    В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т. д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

    ✓нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

    ✓возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда , в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

    В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

    Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права.

    ♦ Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

    Сущность этого принципа - в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т. п.

    Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

    ♦ С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

    Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

    ♦ Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

    Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

    Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

    В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

    ✓вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

    ✓условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

    ✓отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

    Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

    Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220).

    ♦ Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

    Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

    ♦ Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется:

    Во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

    Во-вторых, защита трудовых прав работника путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

    В-третьих, в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

    Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК).

    Современное трудовое право гарантирует защиту как прав, так и законных интересов, которая осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

    ^ 1. Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК42. Большая их часть связана с основными правами работников. Эта связь не случайна. Она является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Во-первых, такое большое количество принципов объективно приводит к их девальвации: наряду с основными началами построения отрасли они начинают отражать частности, которые касаются регулирования лишь отдельных элементов трудового правоотношения. В качестве примера можно привести принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Во-вторых, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника43 , это искусственно сужает их значимость. А большая часть принципов, сформулированных в ст. 2 ТК, просто воспроизводит соответствующие права работника.

    Исходя из понятия «принцип права» и выполняемых им функций, очевидно, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, «фундамент» трудового права. Этого, к сожалению, не произошло.

    Неоправданно большое количество принципов привело к тому, что основной задачей авторов появившихся в последнее время учебников становится не раскрытие их смысла, а попытка их группировки, классификации по тем или иным основаниям44. Классификация проводится по функциональному назначению принципов, их роли в определении конкретных направлений правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Так, учебники под редакцией О.В. Смирнова и С.П. Маврина, Е.Б. Хо- хлова предлагают следующую классификацию: 1)

    принципы, выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; 2)

    принципы, определяющие правовое регулирование применения труда работников;

    4) принципы, отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

    М.В. Молодцов и С.Ю. Головина предлагают более дробное деление и выделяют шесть групп принципов: 1)

    принципы, обеспечивающие свободу труда и равенство прав и возможностей работников; 2)

    принципы, устанавливающие запреты на действия, препятствующие реализации принципов первой группы; 3)

    принципы, обеспечивающие право на справедливые условия труда; 4)

    принципы, обеспечивающие демократические начала в регулировании трудовых отношений; 5)

    принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права; 6)

    взаимосвязанные права сторон.

    Последняя классификация представляется в меньшей степени последовательной, группы принципов выделены в ней на основе различных критериев, что затрудняет четкое разграничение основных начал.

    Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести: ?

    свободу труда; ?

    запрещение принудительного труда; ?

    равенство прав и возможностей; ?

    запрещение дискриминации в сфере труда; ?

    обеспечение справедливых условий труда; ?

    социальное партнерство при установлении условий труда; ?

    государственную защиту трудовых прав и свобод.

    Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

    Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона о занятости населения).

    Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его, прежде всего, с правом на свободный выбор работы, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию.

    В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда, свободе трудового договора. Единственным основанием возникновения трудового отношения является соглашение сторон - трудовой договор (ст. 16 ТК). Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Назначение или утверждение в должности, избрание на должность, избрание по конкурсу, направление на работу могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

    В рамках трудового договора по соглашению гражданина и работодателя определяется трудовая функция работника, т.е. работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.

    Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, - это письменно предупредить работодателя за 2 недели (ст. 80 ТК).

    Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления гражданину возможности действовать по своему усмотрению, не учитывая прав и интересов других лиц. Права, предусмотренные Конституцией РФ, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиции безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией РФ.

    Отсюда вытекает, что свобода трудового договора реализуется в определенных границах, установленных федеральным законодательством о труде. В частности, свобода работодателя заключить трудовой договор с любым гражданином по собственному выбору ограничена установленными законодательством обязанностями предоставить работу приглашенному в порядке перевода работнику, принять на работу несовершеннолетних или инвалидов в счет квоты и т. п.

    Установлены определенные правила и относительно формирования содержания трудового договора. При его заключении и впоследствии стороны не могут включать положения, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением (ст. 9, 57 ТК).

    Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

    Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

    В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: ?

    нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; ?

    возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

    В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

    Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966)), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930)).

    Виды принудительного труда также определены в соответствии с положениями международных актов о труде (Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957)).

    Следует отметить, что положения Трудового кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда, например, в виде перевода на другую работу, в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

    В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).

    Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» (1930)).

    Понятием «принудительный (или обязательный) труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8

    Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и воспроизведены в ч. 4 ст. 4 ТК.

    В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 Закона о воинской обязанности).

    Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения45.

    Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ: отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25-30) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50-60). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70 УИК) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103-106 УИК).

    Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

    Сущность этого принципа - в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т.п.

    Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

    Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

    Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5, 8, 9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

    Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

    С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

    Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

    В своем постановлении от 27.12.99 № 19-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда г. Казани Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду».

    Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

    Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

    Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ № 111. В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника. В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

    Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т. п.), не могут служить основанием установления каких бы то ни было различий между работниками.

    Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

    Недопустим дискриминационный подход при решении вопроса о продвижении по работе (ст. 2 ТК). Работники должны повышаться в должности (продвигаться по службе, получать более высокие разряды, категории и т. п.) на основании объективных характеристик, таких как производительность труда, квалификация, стаж работы и др. С учетом особенностей содержания и организации труда в отдельных отраслях (сферах деятельности) эти критерии могут быть конкретизированы в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. При продвижении по работе необходимо также учитывать отношение работника к своим трудовым обязанностям, соблюдение трудовой дисциплины.

    Эти же критерии должны быть положены в основу при направлении работника для получения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

    При заключении трудового договора не разрешается устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения прав или прямые или косвенные преимущества в зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами лица, поступающего на работу (ст. 64 ТК).

    Запрещается дискриминация и при установлении условий труда в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

    Это общее правило конкретизируется в отношении установления оплаты труда: размер заработной платы и другие условия оплаты труда определяются в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда, т.е. объективных характеристик трудовой деятельности. Повышать или понижать размер заработной платы (изменять другие условия оплаты труда) на основе пола, возраста, национальности и других дискриминационных признаков недопустимо (ст. 132 ТК).

    Обстоятельства, не связанные непосредственно с деловыми качествами работника, содержанием его труда, исполнением им своих трудовых обязанностей, не могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности, перевода на другую работу, привлечения к сверхурочным работам, ограничения в предоставлении предусмотренных законом льгот и преимуществ, расторжения трудового договора.

    Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничения прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

    Не считается дискриминацией установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

    Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

    Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

    Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

    В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает: ?

    вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей; ?

    условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; ?

    отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

    Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

    Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220). ? Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей в лице их представительных организаций осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

    Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

    Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется, во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. По существу, это право работников на защиту своих прав в установленном федеральным законодательством порядке. Надо подчеркнуть, что в установленных законом случаях работники могут прибегнуть к судебной защите своих трудовых прав. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

    Во-вторых, защита трудовых прав работника осуществляется (и это находит свое отражение в законодательстве) путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

    В-третьих, государственная защита жизни и здоровья работника, его трудовых прав находит отражение в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

    Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК). Современное трудовое право гарантирует защиту не только прав и свобод работника, но и его законных интересов (отраженных в объективном праве либо вытекающих из его общего смысла простых юридических дозволений, выражающихся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом46). Защита законных интересов осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

    ^ 2. Завершив краткий обзор основных принципов трудового права, необходимо определить их соотношение с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда.

    Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) устанавливает принципы, касающиеся основополагающих прав, которые закреплены в конвенциях МОТ, а именно:

    а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

    б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

    в) действенное запрещение детского труда;

    г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

    Эти принципы либо названы в Трудовом кодексе в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений (запрещение принудительного труда, дискриминации), либо находят отражение в законодательстве на уровне конкретных норм. Так, Конституция РФ провозглашает право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), а Закон о профсоюзах закрепляет гарантии реализации этого права. Трудовой кодекс предусматривает ряд принципов и прав, связанных с правом на свободу объединения (принцип социального партнерства, право на коллективные переговоры, участие работников в управлении организацией, на коллективные трудовые споры, на забастовку и др.).

    Принцип запрещения детского труда проявляется в комплексе правовых норм, устанавливающих возраст приема на работу (ст. 63 ТК) и специальные гарантии для несовершеннолетних работников (ст. 265-272 ТК).

    Рассматриваются основные положения общей части трудового права, дается характеристика основных институтов данной отрасли права, основных форм и способов защиты прав и законных интересов субъектов трудового права с учетом последних изменений действующего законодательства о труде Республики Беларусь. Предназначено студентам юридических факультетов учреждений высшего образования, может быть использовано при изучении трудового права и основ права на неюридических факультетах. Будет полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям соответствующих учреждений образования и специалистам в области юриспруденции.

    Принципы трудового права

    2.1. Понятие и значение принципов трудового права, их соотношение с общими и межотраслевыми принципами права. Отличие принципов трудового права от правовых норм

    Под принципами права в общей теории права понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

    Если метод отрасли права раскрывает юридические способы и средства, которые использует право для реализации социального назначения отрасли, то принципы трудового права характеризуют содержание отрасли с точки зрения ценностей, которые она в себе заключает. Они фокусируют в себе сущность отрасли права.

    С учетом сказанного под принципами трудового права следует понимать выраженные в нормах права основополагающие идеи; руководящие начала, характеризующие содержание трудового права, сущность его норм и отражающие основные направления правового регулирования отношений в сфере труда.

    В качестве основных в науке трудового права выделяют следующие признаки принципов трудового права:

    Экономико-политическая обусловленность (определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов);

    Общность содержания, цельная предметная обусловленность (выражают сущность не одной, а многих групп норм права, сущность совокупности норм);

    Нормативность (закреплены в нормах права, имеют регулятивное значение);

    Системность (выражают сущность норм права в их взаимосвязи с иными нормами в рамках определенной системы права);

    Целенаправленность (выражает сущность норм права не в статике, а в динамике, развитии, направлении решения соответствующих задач);

    Относительная стабильность (действует в течение определенного длительного периода времени и по своей природе не так изменчивы, как нормы права).

    Значение принципов трудового права заключается в том, что они выполняют следующие функции:

    Отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая уяснить связь трудового права с экономикой, моралью, политической жизнью общества;

    Определяют основные направления развития трудового законодательства;

    Способствуют правильному применению норм трудового права;

    Выступают в качестве системообразующего фактора при объединении норм трудового права в соответствующие институты;

    Позволяют четко определить правовое положение соответствующих субъектов трудового права;

    Способствуют единообразному разрешению вопросов, возникающих в деятельности правоприменительных органов, если такие вопросы урегулированы нормами права в недостаточной степени.

    В зависимости от такого критерия, как специфика предмета правового регулирования, выделяются следующие группы принципов права:

    Общие (принципы права в целом);

    Межотраслевые (принципы нескольких отраслей права);

    Отраслевые (принципы отдельной отрасли права);

    Внутриотраслевые (принципы отдельных институтов права).

    Общие принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, отражающие наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К общим принципам права относятся принципы социальной справедливости, демократизма, законности, равноправия, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей, принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние и др. Общие принципы права проявляются в рамках трудового права применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений (например, принцип равенства в нормах трудового права проявляется через установление запрета дискриминации при приеме на работу и в трудовых отношениях).

    Межотраслевые принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, отражающие наиболее существенные свойства норм нескольких отраслей права. Это, например, принцип свободы труда, принцип организации труда и распределения, которые находят свое отражение в нормах как трудового, так и гражданского права. В частности, в трудовом праве принцип свободы труда преломляется в принципе свободы трудового договора, а принцип организации труда и распределения – в принципе охраны жизни и здоровья работников, принципе единства и дифференциации условий труда, принципе обеспечения права на справедливое вознаграждение.

    Отраслевые принципы – это принципы, выражающие основные сущностные черты конкретной отрасли права, принципы, которые присущи именно данной отрасли права. Применительно к трудовому праву это, например, принцип свободы трудового договора, принцип социального партнерства, принцип государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых и др. Принципы трудового права развивают и конкретизируют общие принципы права, а также преломляют межотраслевые принципы применительно к особенностям трудовых и связанных с ними отношений. Принципы института права характеризуют группы норм конкретного института соответствующей отрасли права.

    Принципы трудового права следует отличать от правосознания и от правовых норм. Правосознание выражает оценочные суждения людей о действовавших, существующих или предполагаемых к установлению общеобязательных правилах поведения. Принципы же содержат идеи, реализованные в законодательстве либо в виде общих положений (норм-принципов), либо в «скрытом» виде в содержании соответствующих норм. Такого рода идеи имеют регулятивный характер.

    Вместе с тем регулятивное значение принципов не столь определенно, как регулятивное значение правовых норм.

    Принципы не формируют конкретной модели поведения участников соответствующих общественных отношений, а позволяют уяснить суть правовой нормы, которой урегулировано данное общественное отношение: они устанавливают общие подходы к правилам поведения. Соответственно в отличие от правовой нормы принципы права не имеют основных элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В то же время принципы права обладают большей устойчивостью по сравнению с правовыми нормами, которые изменяются с учетом соответствующего исторического периода, тогда как принципы права остаются неизменными в течение значительно более длительного времени.

    2.2. Классификация и содержание принципов трудового права как отрасли права

    Система отраслевых принципов позволяет определить пределы действия, самостоятельности и независимости отраслей и создать динамичную систему их взаимодействия в меняющемся правовом пространстве как отражение реальных социально-экономических и политических процессов в обществе. Создание указанной системы предполагает необходимость классификации соответствующих отраслевых принципов.

    Классификация принципов права – это их систематизация, предполагающая выявление групп правовых принципов на основе имеющихся между ними различий и устойчивых связей. Отметим, что в юридической литературе отсутствует единство подходов к классификации принципов трудового права в связи с использованием различных ее критериев. В частности, для классификации применяют следующие признаки: целевая направленность принципов; группирование трудовых прав, возможность реализации которых должна быть обеспечена нормами трудового права (принципы обеспечения права на труд, права на справедливое вознаграждение, права на охрану труда и т. п.); предмет и метод правового регулирования и др.

    Устоявшейся в то же время является точка зрения, что при выявлении отраслевых принципов трудового права следует учитывать:

    Общепризнанные принципы международного трудового права, т. е. принципы, которые официально признаны всеми или подавляющим большинством государств (например, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее – МОТ) 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» принципы свободы ассоциации и признания права на ведение коллективных переговоров, упразднения всех форм принудительного или обязательного труда, запрещения детского труда, недопущения дискриминации в области труда и занятий);

    Международные принципы трудового права, выработанные на региональном уровне, т. е. принципы, вытекающие из актов региональных организаций государств (например, из соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств);

    Принципы, выработанные на уровне двустороннего межгосударственного сотрудничества (вытекающие из двусторонних международных договоров Республики Беларусь, прямо либо опосредованно затрагивающих вопросы регулирования трудовых и связанных с ними отношений).

    С учетом изложенного, а также ориентируясь на такой критерий классификации принципов трудового права, как их целевая направленность, отраслевые принципы трудового права Республики Беларусь можно разделить на четыре следующие группы:

    1) принципы, определяющие порядок и условия привлечения граждан к труду;

    2) принципы, определяющие установление условий труда и управления производством;

    3) принципы, определяющие порядок и условия применения труда работников;

    4) принципы, определяющие особенности охраны и защиты трудовых прав работников.

    К принципам, определяющим порядок и условия привлечения граждан к труду , относятся основные принципы в области занятости населения, а также в области обеспечения права граждан на труд.

    1. Принцип свободы труда (предполагает возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию). Граждане имеют право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (ст. 41 Конституции Республики Беларусь, и. 1 ст. 11 ТК). Гражданин вправе самостоятельно определять, каким образом он желает реализовать свое право на труд. Принцип свободы труда в рамках норм трудового права, регулирующих особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора конкретизируется принципом свободы трудового договора.

    2. Принцип запрещения всех форм принудительного или обязательного труда (имеет свое закрепление в ст. 13 ТК, запрещающей применение принудительного труда). Указанный принцип тесно взаимосвязан с принципом свободы труда. Как следствие, данные принципы достаточно часто обозначаются в юридической литературе как единый принцип свободы труда и запрета принудительного труда.

    Под принудительным трудом понимается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

    Средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие либо выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

    Метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического воздействия;

    Средства поддержания трудовой дисциплины;

    Средства наказания за участие в забастовках.

    Не считается принудительным трудом:

    Работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

    Работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе либо чрезвычайными обстоятельствами.

    3. Принцип обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам для реализации права на труд и недопущения дискриминации в области труда и занятий (находит свое закрепление в ст. 14, 16, 268, 283 ТК и др.).

    Дискриминация, т. е. ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзной организации или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается (ч. 1 ст. 14 ТК).

    В соответствии с ч. 3 ст. 14 Трудового кодекса не считаются дискриминацией любые различия, исключения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, и др.).

    4. Принцип обеспечения государством права на труд и права на защиту от безработицы (реализуется через нормы, направленные на содействие занятости, оказание помощи в трудоустройстве, предотвращение безработицы). В частности, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на свободу выбора рода занятий и работы; бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием; право на получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий); судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости и др. Государство обеспечивает также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда).

    К первой группе отраслевых принципов трудового права в юридической литературе относят также принцип участия профсоюзов и иных представительных органов работников в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления, принцип международного сотрудничества в решении проблем занятости и др.

    Принципы, определяющие установление условий труда и управления производством .

    1. Принцип единства и дифференциации условий труда. Сущность принципа заключается, с одной стороны, в обязательности (единстве) условий труда, следовании общим правилам, нормам всех нанимателей и работников, а с другой – в необходимости дифференцированного подхода к правовому регулированию условий труда, обусловленного существованием ряда особенностей участников трудовых и связанных с ними отношений (таких, как специфика отраслей производства, территориальное расположение нанимателя, профессиональные, половые, возрастные и другие особенности работников). При этом дифференциация условий труда может быть отраслевой (с учетом характера и особенностей производства), субъектной (половозрастные, квалификационные и другие особенности работников, вид нанимателя), территориальной (местонахождение нанимателя) и др.

    2. Принцип недопустимости ухудшения правового положения работников по сравнению с действующим законодательством (принцип запрета снижения достигнутого уровня трудовых прав и гарантий) (находит свое закрепление в ст. 7, 23, 362 ТК).

    Данный принцип гарантирует недопустимость ухудшения правового положения работников при установлении условий труда на локальном (по сравнению с законодательством о труде) и индивидуально-договорном уровнях (по сравнению с законодательством и актами, устанавливающими условия труда на локальном уровне).

    3. Принцип свободы объединений, включая право создавать профсоюзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов при установлении условий труда (закрепляется как в нормах Трудового кодекса (в части регулирования коллективных трудовых отношений), так и в нормах Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII «О профессиональных союзах» и в иных актах законодательства о труде).

    4. Принцип социального партнерства. Предполагает участие работников в установлении условий труда и в управлении производством через представительные органы путем проведения коллективных переговоров и использования иных форм взаимодействия работников, нанимателей и органов государственного управления на соответствующих уровнях, заключения коллективных договоров, соглашений.


    Принципы, определяющие порядок и условия применения труда работников.

    1. Принцип устойчивости трудовых отношений. Предполагает недопустимость, по общему правилу, изменения трудовой функции работника в одностороннем порядке). Данный принцип тесно взаимосвязан с принципом определенности трудовой функции , суть которого заключается в определенности содержания (характера) работы и определенности места применения трудовой функции (места работы).

    2. Принцип государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых.

    3. Принцип обеспечения надлежащей дисциплины труда.

    4. Принцип возмездности трудовых отношений (или принцип соразмерной оплаты труда).

    5. Принцип содействия профессиональному развитию работников на производстве, сочетанию труда с обучением, повышением квалификации.


    Принципы, определяющие особенности охраны и защиты трудовых прав работников.

    1. Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Для него характерны такие черты, как всеобщий характер (мероприятия по охране труда обязательны для всех нанимателей и в отношении всех работников), наиболее высокий уровень правового регулирования для отдельных видов работ (например, работы с вредными и (или) опасными условиями труда и др.), акцент на необходимости обеспечения охраны труда отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной защите.

    2. Принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников. Он предлагает обеспечение содействия осуществлению трудовых прав и устранение возникающих при этом препятствий посредством использования двух видов организационно-правовых средств обеспечения трудовых прав (поощрительных и принудительных).

    3. Принцип обеспечения государственного надзора и контроля, а также общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

    В целом отметим, что перечисленные принципы находят свою конкретизацию в отдельных институтах трудового права, однако являются именно отраслевыми принципами, так как выражают все же общие свойства отрасли трудового права.