Понятие СМИС.
Цели создания и назначение СМИС
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), например, в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) города, района.
СМИС является автоматизированной системой, обеспечивающей автоматический мониторинг и предупреждение аварий, пожаров, ЧС независимо от службы эксплуатации объекта.
Объект оснащается СМИС с целью предотвращения и снижения потерь среди персонала объекта, сокращения возможного вреда здоровью людей, материального и экологического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров, аварий путем повышения оперативности предупреждения и оповещения о возникновении таких ситуаций и использования возможностей их прогнозирования, предотвращения и локализации.
СМИС объекта предназначена для:
- непрерывного автоматического мониторинга в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала и окружающей среды параметров систем безопасности, связи, противопожарной защиты, инженерных систем жизнеобеспечения, включая изменение состояния инженерно-технических конструкций объекта;
- информирования в режиме реального времени дежурного персонала объекта и персонала органа повседневного управления РСЧС (ЕДДС) о пожаре, террористических проявлениях, аварийном состоянии инженерных систем и конструкций, признаках их предаварийного состояния;
- обеспечения дежурных служб объекта необходимой информацией для своевременного принятия эффективных мер управления системами безопасности, инженерными системами жизнеобеспечения, позволяющих: предупредить развитие пожара, аварийной (чрезвычайной ситуации); локализовать пожар, аварийную ситуацию; снизить людские и материальные потери в случае развития аварийной ситуации, пожара;
- обеспечения через пункт управления ЕДДС соответствующих служб и подразделений (экстренного вызова, дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций;
- обеспечения устойчивой связи между сотрудниками аварийно-спасательных, пожарно-спасательных подразделений и штабом в ходе ликвидации на объекте последствий аварий, пожаров, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.
Объекты, подлежащие оснащению СМИС
СМИС подлежит обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Полный перечень объектов, оснащаемых СМИС, представлен в ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в ред. Изменения №1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).
Оснащение объектов СМИС должно осуществляться при проведении: строительства - для объектов капитального строительства; реконструкции, капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.
Структура СМИС
СМИС включает следующие подсистемы:
- система сбора данных и передачи сообщений (ССП) - осуществляет сбор, обработку данных от подсистем СМИС, инженерных систем объекта (системы жизнеобеспечения, системы безопасности и связи, системы противопожарной защиты) и информирование дежурных служб объекта и ЕДДС о возможности возникновения и возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, пожаров;
- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) - обеспечивает связь и управление подразделениями ликвидации последствий аварий, ЧС, пожаров, в том числе вызванных террористическими актами, и включает: систему оперативной, чрезвычайной телефонной связи; систему оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб;
- система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК) - осуществляет автоматический мониторинг в режиме реального времени изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Перечень систем объекта, подлежащих для передачи информации в СМИС
Согласно нормативной документации на разработку СМИС перечень систем, подлежащих для передачи информации в СМИС, должен включать в себя:
- системы жизнеобеспечения:
- система электроснабжения:
- система общего электроснабжения;
- система бесперебойного электроснабжения;
- система гарантированного электроснабжения;
- система электроосвещения:
- система аварийного электроосвещения;
- система водоснабжения:
- система хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- противопожарный водопровод;
- система водоотведения:
- система дренажа;
- система канализации;
- система газоснабжения;
- система вентиляции;
- система теплоснабжения:
- индивидуальный тепловой пункт;
- система отопления;
- система холодоснабжения;
- система вертикального транспорта;
- мониторинг температур;
- комплекс систем безопасности и сети связи:
- система охранно-тревожной сигнализации;
- телевизионная система охранного наблюдения;
- система контроля и управления доступом;
- система автоматизации и диспетчеризации инженерных систем;
- система телефонной связи;
- система кабельного, эфирного и спутникового телевидения;
- система сбора и обработки информации;
- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей (и др.);
- системы противопожарной защиты:
- система пожарной сигнализации;
- система противодымной защиты;
- система автоматического водяного пожаротушения;
- система газового пожаротушения;
- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- смежные системы.
Представленный перечень систем является обобщенным. Перечень контролируемых систем СМИС индивидуален для каждого объекта и зависит от характеристик объекта, наличия той или иной системы на объекте.
Требования к интерфейсам, протоколам сопряжения и формату передачи сообщений мониторинга от контролируемых систем в СМИС. Требования к каналу связи СМИС объекта с ЕДДС
В контролируемых системах должна быть предусмотрена возможность передачи данных (сообщений) в СМИС. Данные должны поступать в серверы сопряжения СМИС от контроллеров, серверов контролируемых систем по локальной сети (стек протоколов TCP /IP , интерфейс Ethernet ).
Допускается передача данных мониторинга от контролируемых систем в СМИС следующими способами:
- по открытым протоколам LonTalk, Modbus , BACnet и др.;
- с помощью унифицированных аналоговых сигналов (0-20 мА, 4-20 мА, 0-10 В), сигналов типа «сухой контакт».
Для реализации передачи данных мониторинга в СМИС в проектах соответствующих систем должно быть предусмотрено наличие технических средств (датчиков, вторичных приборов, контроллеров и др.), обеспечивающих передачу информации в СМИС в соответствии с требованиями, приведенными выше.
В свою очередь в проектных решениях СМИС предусматривается возможность получения данных от контролируемых систем указанными выше способами.
Окончательный способ сопряжения СМИС с контролируемыми системами определяется в ходе согласования заданий на сопряжение организациями разработчиками СМИС и смежных систем.
К каналу связи объекта с ЕДДС предъявляются следующие требования:
- пропускная способность не ниже 4 Мбит/с;
- трафик - до 1000 сообщений в час;
- прием/передача сообщений по сетям L2 IP/VPN.
При этом передача информации в ЕДДС может быть реализована посредством различных транспортных сетей: оптико-волоконная сеть, городская телефонная сеть, радиоканал.
Состав СМИС. Функции, выполняемые компонентами СМИС
Структура СМИС объекта включает персонал и программно-технический комплекс (ПТК), реализующие выполнение задач и функций, определенных в ГОСТ Р 22.1.12-2005.
Как правило, ПТК ССП СМИС включает:
- сервер СМИС;
- сервер сопряжения СМИС;
- автоматизированное рабочее место (АРМ) СМИС;
- оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);
- локальная вычислительная сеть СМИС;
- комплекс средств связи с ЕДДС;
- программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирование и передачи информации.
В случае отсутствия возможности мониторинга через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС предусматриваются контроллеры, модули автоматики, датчики.
Сервер СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:
- обработка поступающих от сервера сопряжения СМИС XML-сообщений установленного формата и передача в ЕДДС;
- архивирование, документирование и сохранение на жёстком диске (с использованием RAID массива для зеркального сохранения данных на нескольких жёстких дисках) полученных от сервера сопряжения XML сообщений;
- отображение полученных сообщений на АРМ СМИС;
- отображение на мониторе АРМ СМИС рекомендаций оператору при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре.
Сервер сопряжения СМИС выполняет в автоматическом режиме реального времени следующие функции:
- получение от сопрягаемых систем, подсистем СМИС критически важных сообщений и сигналов (об инциденте, аварии, пожаре, террористических проявлениях);
- обработку полученных данных в соответствии с алгоритмами, формирование и передачу соответствующих XML-сообщений в сервер СМИС;
- обработку и передачу полученной информации в виде SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны) через оборудование автоматической передачи SMS сообщений (GSM модем);
- сопряжение с локальной вычислительной сетью, обеспечивающей информационный обмен с использованием протоколов TCP/IP, HTTP и информационный обмен XML сообщениям.
Оборудование автоматической передачи SMS сообщений реализует следующие функции:
- передачу информации (формируемой сервером сопряжения СМИС) об инцидентах, авариях, пожаре в виде тревожных SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны);
- обеспечение системной интеграции (управления) с сервером сопряжения СМИС по интерфейсу RS-232 (RS -485).
АРМ СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:
- отображение на мониторе полученных сообщений от сервера СМИС;
- отображение на мониторе рекомендаций при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре;
- отображение на мониторе полученных от сервера СМИС контрольных и диагностических сообщений;
- обеспечение формирования и передачи серверу СМИС ответных сообщений контроля дееспособности дежурного персонала объекта;
- отображение на мониторе информации об объекте, информации о состоянии основного технологического оборудования и инженерных систем объекта.
Функции сетевого оборудования СМИС:
- возможность построения распределённой локальной вычислительной сети свободной конфигурации;
- обеспечение передачи информации между подсистемами СМИС по стеку протоколов TCP/IP.
ПТК СУКС включает оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС. Система оперативной, чрезвычайной телефонной связи содержит: автономную АТС, программное обеспечение АТС, оборудование автономной проводной телефонной связи.
Система оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб содержит: программируемые ретрансляторы радиосвязи, антенно-фидерные устройства, аппаратно-программный комплекс программирования.
ПТК СМИК включает оборудование мониторинга изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты:
- сервер СМИК;
- АРМ СМИК;
- локальные серверы и контроллеры СМИК;
- датчики контроля изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин;
- сетевое оборудование.
Сервер СМИК в режиме реального времени выполняет следующие функции:
- прием данных от локальных серверов СМИК об изменении параметров состояния инженерных (несущих) конструкций объекта, о нарушении работоспособности оборудования СМИК;
- обработку данных и формирование баз данных измерений;
- формирование сообщений серверу сопряжения СМИС по данным от локальных серверов СМИК.
АРМ СМИК отображает:
- оборудование СМИК на 3D-моделях объекта с указанием его состояния (работоспособно или нет);
- датчики, зарегистрировавшие критическое изменение параметров инженерных (несущих) конструкций объекта;
- текущие значения измеряемых датчиками СМИК параметров;
- диаграммы изменения во времени параметров, измеряемых датчиками.
Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого программно-технические средства СМИС объекта должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Все электроприемники СМИС должны быть отнесены к особой группе первой категории в соответствии с классификацией ПУЭ. Первую категорию обеспечивают разработчики электротехнического раздела объекта, а требования по особой группе выполняется применением источников бесперебойного питания, предусматриваемых в СМИС.
Для функционирования СМИС при эксплуатации объекта необходим оперативный обслуживающий персонал.
Оперативный персонал СМИС выполняет следующие функции:
- реагирование в соответствии с регламентом действий на отображаемые на АРМ СМИС и АРМ СМИК сообщения: об угрозе аварий, пожара, ЧС; об опасном изменении состояния инженерных (несущих) конструкций объекта;
- сбор данных об угрозах ЧС техногенного характера по автоматически отображаемым на АРМ СМИС, АРМ СМИК сообщениям;
- контроль обстановки и информирование должностных лиц объекта, ЕДДС о развитии предаварийной, аварийной, чрезвычайной ситуации, пожаре, о террористических проявлениях;
- включение и обеспечение функционирования СУКС в режиме обслуживания служб, формирований, специализированных организаций, подразделений, ведущих аварийно-спасательные работы, ликвидацию последствий аварий, пожаров, ЧС;
- контроль работоспособности сопряжения с ЕДДС, оборудования СМИС по данным отображаемым на АРМ СМИС и АРМ СМИК и вызов обслуживающего персонала при выявлении неработоспособности.
Функции обслуживающего персонала СМИС:
- техническое обслуживание оборудования ПТК СМИС в соответствии с регламентом технического обслуживания;
- восстановление работоспособности оборудования СМИС;
- диагностика неисправности и подготовка документов для проведения работ по восстановлению работоспособности оборудования СМИС.
Для размещения оборудования СМИС и персонала СМИС на объекте должны быть выделены помещения:
- аппаратная СМИС - служит для размещения серверной части ПТК СМИС, АТС СУКС, к данному помещению предъявляется ряд требований по невозможности совмещения аппаратной с помещениями другого назначения; по оборудованию аппаратной средствами контроля доступа, пожарной и охранной сигнализаций, пожаротушением; по параметрам помещения и месте его размещения и др.;
- диспетчерская СМИС - служит для размещения АРМ СМИС, АРМ СМИК и оперативного персонала СМИС. Диспетчерская должна отвечать требованиям нормативной документации, предъявляемым к помещениям данного типа. Диспетчерская СМИС может быть совмещена с общей диспетчерской объекта.
Документы СМИС
Перечень нормативных технических и методических документов, используемых при проектировании, создании и эксплуатации СМИС:
1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).
Стандарт устанавливает:
- категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008.
Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:
- определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации СМИК;
- определяет разработку методических разделов проектов СМИК применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.
3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003.
Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.
Методика определяет:
- последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений ПОО;
- правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами;
- способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.
В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.
4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003.
Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.
Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.
5. СМИС является автоматизированной системой и при проектировании необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами (ГОСТ Р 21.1101-2009, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, РД 50-34.698-90 и др.).
Эффект от создания СМИС на объекте
Оснащение объекта структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений даст следующие положительные эффекты:
- раннее прогнозирование и выявление неисправностей в работе систем жизнеобеспечения, систем связи и безопасности, систем противопожарной защиты;
- обнаружение дефекта инженерных (несущих) конструкций на ранней стадии его возникновения, что дает возможность принять меры по предотвращению аварии, и, соответственно, снижает риск утраты несущей конструкцией свойств, которые определяют ее надежность;
- благодаря непрерывному автоматическому мониторингу инженерных систем и инженерных (несущих) конструкций снижение вероятности возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций;
- в случае развития аварий, ЧС СМИС позволяет за счет оперативности принятия решений минимизировать последствия данных происшествий.
В конечном итоге создание СМИС на объекте приводит к повышению надежности и безопасности объекта, снижению затрат на эксплуатацию объекта.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТР |
||
СТАНДАРТ |
22.1.12- |
||
РОССИЙСКОЙ |
|||
ФЕДЕРАЦИИ |
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА
МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ
Общие требования
Издание официальное
Москва 2005
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией «Экономические Программы» (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС» (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. № 65-ст
4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Общие требования
Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control of building / construction engineering equipment. General requirements
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
Основные требования к построению СМИС;
Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);
Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов
3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .
3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов .
3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов .
3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.
жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. 3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т. п.).
|
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) – это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС).
В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 целью создания СМИС является обеспечение гарантированной устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения, безопасности и технологических процессов требуемого качества на контролируемом потенциально-опасном объекте, здании и сооружении. СМИС выступает как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером в условиях действия дестабилизирующих факторов.
СМИС предназначена для централизованного мониторинга и диспетчерского управления оборудованием инженерных систем объекта.
В состав СМИС входят следующие системы:
- система сбора данных и передачи сообщений (ССП) - осуществляет мониторинг подсистем СМИС, технологических процессов и инженерных систем объекта, а также информирование ДДС объекта, оперативно-диспетчерские структуры (ЕДДС) муниципального образования о возникновении предаварийных, аварийных, чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров;
- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) – обеспечивает управление подразделениями ликвидации последствий аварий, пожаров, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, и включает:
- систему оперативной, чрезвычайной телефонной связи;
- систему оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб;
- система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК) - осуществляет автоматический в режиме реального времени мониторинг изменения состояния несущих конструкций, развития опасных геологических процессов и обеспечивает проведение периодического мониторинга технического состояния несущих конструкций объекта, опасных геологических процессов.
Объекты контроля СМИС:
- Подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
- теплоснабжение;
- вентиляция и кондиционирование, управления микроклиматом;
- водоснабжение и канализация;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
- лифтовое оборудование;
- система голосового оповещения;
- система охранной сигнализации и видеонаблюдения;
- система обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных газов и др.;
- система передачи информации о наличии действующего контроля со стороны штатной службы эксплуатации объекта или сети объектов.
- Инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.
- Технологическое оборудование объекта.
Этапы разработки СМИС
- Разработка специальных технических условий на создание и эксплуатацию (СТУ) СМИС объекта;
- Разработка технического задания на проектирование СМИС, его согласование и утверждение;
- Разработка проектной документации СМИС;
- Сопровождение проектной документации СМИС при получении согласования в государственной экспертизе;
- Разработка рабочей документации СМИС (включая разработку регламента действий дежурно-диспетчерской службы объекта и дежурных органов повседневного управления РСЧС при получении сообщений СМИС, разработку программ и методик испытаний СМИС), получение необходимых согласований документации;
- Строительно-монтажные работы по СМИС;
- Пуско-наладочные работы по СМИС, включая подключение СМИС объекта к органам повседневного управления РСЧС;
- Проведение испытаний и сдача СМИС объекта в постоянную эксплуатацию.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
SAFETY IN EMERGENCIES. STRUCTURED SYSTEM
FOR MONITORING AND CONTROL OF BUILDING/CONSTRUCTION
ENGINEERING EQUIPMENT. GENERAL REQUIREMENTS
ГОСТ Р 22.1.12-2005
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст.
4. Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
Основные требования к построению СМИС;
Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);
Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.
3.1603-91. Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов.
ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.
ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).
ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.
ГОСТ Р 52108-2003. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
4. Основные положения
4.1. Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.
4.2. СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и .
4.3. СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
4.4. Объектами контроля, а в ряде случаев управления должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
Теплоснабжение;
Вентиляция и кондиционирование;
Водоснабжение и канализация;
Электроснабжение;
Газоснабжение;
Инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
Лифтовое оборудование;
Система оповещения;
Системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;
Системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).
Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
4.5. СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
Возникновения пожара;
Нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
Нарушения в подаче электроэнергии;
Нарушения в подаче газа;
Отказа в работе лифтового оборудования;
Несанкционированного проникновения в служебные помещения;
Повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;
Затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;
Утечки газа;
Отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
Изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.
4.6. СМИС должны обеспечивать:
Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
Непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;
Формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;
Формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;
Автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
Автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
Автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;
Документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.
4.7. В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
Комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
Многофункциональная кабельная система;
Сеть передачи информации;
Автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
Административные ресурсы.
В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.
В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.
В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
Кабеленесущие конструкции;
Электрические и слаботочные кабели;
Коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:
Сеть сбора информации от локальных систем автоматики;
Серверы ввода-вывода;
Локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
Рабочие станции диспетчеров;
Программный комплекс.
К административным ресурсам относят:
Организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;
Эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;
Документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.
4.8. ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:
Получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;
Анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
Обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
Оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
Обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;
Постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
Представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
Доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
Обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.
4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в .
К особо опасным объектам относят:
Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
Гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;
Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
К технически сложным объектам относят:
Морские порты, аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;
Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.
4.10. Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:
Проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;
Планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.
Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.
4.11. Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.12. Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с Методикой и нормативным документом .
5. Общие технические требования
5.1. Требования к структуре и функционированию
СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:
Обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;
Иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;
Допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.
В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.
СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.
СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.
СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:
уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;
уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;
уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);
уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;
уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС, и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).
5.2. Требования к надежности
Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонентов. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию.
Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.
Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.
Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
5.3. Требования к безопасности
Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.
Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.
Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 .
Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.
5.4. Эргономические требования
Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.
Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.
5.5. Требования к защите информации
Информационная защита СМИС - по нормативному документу.
5.6. Требования к защите от влияния внешних воздействий
Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.
Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.
5.7. Требования к стандартизации и унификации
Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.
5.8. Требования к совместимости
В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.
5.9. Требования охраны окружающей среды
Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.
Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.
Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.
Приложение А
(справочное)
СОЗДАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА
И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО
СОПРЯЖЕНИЯ С ЕДИНЫМИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМИ
СЛУЖБАМИ ГОРОДА
А.1. Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:
Определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;
Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;
Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;
Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;
Сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС со СМИС.
А.2. Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:
Организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
Технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.
А.2.1. Для создания СМИС и их информационном сопряжении с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:
Положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
Инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;
Дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.
А.3. В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.
Приложение Б
(обязательное)
ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Б.1. Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.
Б.2. Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.
Б.2.1. Оценке и проверке подлежат:
Соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;
Соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;
Соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;