ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ

экономико-правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела. Единая Т.т. РФ выступает как таможенно-правовое выражение общероссийского рынка, главным внутренним принципом функционирования которого являются отсутствие внутренних таможенных границ и барьеров, свободное движение товаров, услуг и капиталов.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне Т.т. РФ, за исключением случаев, определяемых таможенным законодательством.

Пределы Т.т. РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.

Лит.: Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулиро-вания//Московский журнал международного права, 1995.№ 1; Таможенная территория мира. Нью-Йорк, 1989; Шестакова М.П. Порядок перемещения товаров через таможенную границу/ /Право и экономика, 1997, № 9.

Анисимов Л.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ" в других словарях:

    Территория с единым режимом ввоза и вывоза то варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей. Словарь финансовых терминов. Таможенная… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    таможенная территория - Территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся Стороны (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе… … Справочник технического переводчика

    Таможенная территория - (англ. customs territory/area) по таможенному законодательству РФ ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в ее морской исключительной экономической… … Энциклопедия права

    Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и… … Административное право. Словарь-справочник

    Таможенная территория - Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской… … Официальная терминология

    таможенная территория - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме. Согласно ст. 3 ТК РФ, Тт. РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. РФ включает… … Большой юридический словарь - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает… … Энциклопедия российского и международного налогообложения


Введение

Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

Заключение


Введение


Подобно всем правовым нормам нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей (п. 1 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 2 ТК РФ).

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ (п. 5 ст. 2 ТК РФ).


1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница


Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные акты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. -- М.: Изд-во Эксмо, 2009. -- 160 с. -- (Российское юридическое образование). С.52-54..

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99..

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует адми???тративно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему адми???тративно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена в внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, ??ремещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255. .

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).


Прибытие товаров на таможенную территорию


Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78).

Согласно ст. 69 ТК РФ, прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

Положения ст. 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу (ст. 71 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. ФТС вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.

Если документы, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22. .

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных, средств на таможенную территорию Российской Федерации. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ и в порядке, определенном МЭРТ.

При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. 73--76 ТК РФ.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

В ст. 77 ТК РФ предусматривается, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 ТК 110 РФ), помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК РФ.


Внутренний таможенный транзит


Внутренний таможенный транзит (ВТТ) -- таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

ВТТ применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях ??ревозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Порядок производства ВТТ регламентируется гл. 10 ТК РФ (ст. 79--92). Положения гл. 10 ТК РФ не распространяются на товары, ??ревозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перевозка товаров в соответствии с процедурой ВТТ может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком.

Согласно ст. 80 ТК РФ, ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ (таможенный орган отправления).

Разрешение выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицу, осуществляющему хранение товаров или проведение с товарами других операций на складе временного хранения, таможенном складе или в ином месте, определенном как место доставки (например, владельцу магазина беспошлинной торговли, получателю товаров). Исключительно этому же лицу разрешение на ВТТ будет выдаваться в случае перевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ в место доставки, не являющееся местом нахождения таможенного органа (в частности, на склад получателя товаров).

Для получения разрешения на ВТТ должны быть соблюдены следующие условия, исчерпывающий перечень которы? установлен ТК РФ:

) товары не должны быть запрещены к ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, должен быть проведен государственный контроль, если товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством РФ в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;

) в отношении товаров должны быть представлены разрешения, лицензии, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по территории Российской Федерации допускается при наличии разрешений (лицензий). Речь идет о таких особых категориях товаров, как, например, взрывчатые вещества, оружие, сильнодействующие вещества, наркотические средства;

) в отношении товаров должна быть представлена транзитная декларация. В качестве декларации на ВТТ таможенный орган отправления принимает любой транспортный или коммерческий документ, если он содержит все необходимые сведения. Перечень указанных сведений приведен в ст. 81 ТК РФ. Данный перечень содержит более подробные сведения для таможенного контроля, чем это требуется при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Они необходимы для расчета сумм в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также розыска товаров в случае недоставления их в место доставки;

) должна быть обеспечена идентификация товаров для того, чтобы таможенный орган назначения мог убедиться, что прибывшие товары - это именно те товары, которые помещались под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита в таможенном органе отправления, и никакой подмены либо недозволенных вложений в пути не происходило;

) транспортное средство должно быть оборудовано надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 84 ТК РФ в случае, если идентификация товаров обеспечивается таможенными пломбами и печатями;

) должны быть приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе обеспечена уплата таможенных платежей как необходимая для государства гарантия того, что, если товар не будет доставлен в место назначения, лицо, получившее разрешение на ВТТ, уплатит причитающиеся суммы пошлин и налогов.


Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации


Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122).

Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов. Данное положение не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, когда при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которы? согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии со ст. 407 ТК РФ.

В ст. 122 ТК РФ сформулированы следующие требования к товарам при их убытии с таможенной территории Российской Федерации.

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Лица не несут ответственности за несоблюдение положений ст. 122 ТК РФ в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в Российской Федерации, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

таможенный транзит товар конвенция


Заключение


Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран, устанавливает область действия таможенного суверенитета. Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78). Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства

Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122). Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов.


Список использованной литературы


Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами / Под общ. ред. А.Н. Козырина. М., 2009.

Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 24.

Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Основы таможенного дела. Правоохранительная деятельность таможенных органов. М., 2007. Вып. V. С. 85.

Таможенное право: Учебник для вузов / Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2009.

Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.

Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С.52-54.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

Для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. О таких исключениях говорится, например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению с прежней редакцией ТК РФ) к понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение понятия «таможенная граница Российской Федерации», под которой теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в том числе пределы (в прежней редакции ТК РФ -- периметры) свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась как пограничная, въезд туда осуществлялся строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз -- это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам -- нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран -- членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. Примером может служить формирование таможенного союза между Россией и Белоруссией.

Образование этого таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств -- участников союза.

Тема: ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ ГРАНИЦА

П Л А Н:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.

2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Экономический потенциал - это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленнсть и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых. Понятие экономического потенциала тесно связано с понятием таможенная территория и её граница. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница включает понятие установления пределов действия таможенного законодательства в пространстве, и имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные таможенным кодексом РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируются с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница". Статья первая таможенного кодекса РФ устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Содержание комментируемой статьи корреспондируется с соответствующими положениями Конституции и положениями федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Так, согласно ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст.5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Пункт 3 статьи 1 ТК РФ дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.

Особые экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами. Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п.2 и 3 статьи 1 ТК РФ. Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ. Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства. Например, согласно ст.1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Экономический потенциал напрямую зависит от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста. Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем свыше 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

Таможенная территория России и её границы не раз менялись и уточнялись на разных исторических стадиях развития страны. Большая Россия (бывший Советский Союз) - это сложное государственное образование, не государство-нация, а государство-цивилизация, действительно имперски конфедералистски- федералистическое по устройству, но без угнетения колоний метрополией, провинций - центром, а скорее с излишне патерналистскими центральными органами власти. Это государство, управление которым требовало большой искусности и большой политической воли, порой самоотдачи, соблюдение интересов отдельных его составляющих и интересов страны в целом - учета сложного баланса противоречий даже в собственно русской части ее территории, протяженность которой целых одиннадцать часовых поясов, то есть фактически половина земного шара. Веками территориальная целостность и стабильность страны, ее экономический потенциал поддерживались за счет приращения земель, когда внешние, пограничные конфликты трансформировались в чисто внутренние, ибо вместе с соответствующими землями и природными ресурсами уходили в глубь постоянно расширявшейся почти до конца XIX века страны. Внутреннее устройство при этом было далеко от идеала и, к сожалению, базировалось более на центристских и цезаристских принципах, чем на демократических и федералистских институтах.

К началу XX века эта схема жизни государства в России изжила себя, чего не поняли ни царь, ни правящий в то время дворянско-бюрократический класс. Страна пережила трагическую коллизию - полный распад на мелкие территориальные единицы. Восстановлению целостности и единства экономического потенциала Большой России (но уже под властью большевиков, а не царя) в 20-х годах нынешнего века способствовали следующие объективные и субъективные факторы: исторические традиции совместного проживания, замешенные на преобладании коллективистских инстинктов и моделей поведения над индивидуалистическими; единое экономическое пространство.

Имелось довольно много факторов, объективно и субъективно способствовавших успеху политики большевиков по восстановлению целостности экономического потенциала Большой России. Но даже при наличии этих факторов восстановление произошло не полностью (полностью и даже "с избытком", правда, не всегда в форме прямого включения в СССР, это осуществил Сталин в ходе второй мировой войны). Так, из состава Большой России ушли: Польша, значительную часть своей истории, существовавшая как самостоятельное государство и традиционно закрепившаяся в качестве таковой в европейском сознании; Финляндия, Литва, Эстония и Латвия (последние три Сталин затем вернул в состав СССР). Кроме Польши, все остальные территориальные потери России можно было полностью отнести на счет потерь в первой мировой войне, проигранной, конечно же, царским правительством, а отнюдь не большевиками (у последних просто не хватило экономических и военных сил вернуть эти территории России сразу).

В XX веке, в эпоху Советского Союза, в силу ряда причин возникла новая система сохранения территориальной целостности и наращивания экономического потенциала Большой России - так называемая система трех обручей.

Первый обруч - Малая Россия (хотя границы ее весьма приблизительно соответствуют историческим), то есть, условно говоря, нынешнюю Российскую Федерацию окружили республики, входившие в бывший Советский Союз.

Второй обруч - режимы-сателлиты, прямо зависящие от Москвы, в том числе (по ялтинской системе) и благодаря прямой договоренности о разделе сфер влияния со странами Запада. Это в первую очередь бывшие социалистические страны Восточной Европы; Монголия, Северный Вьетнам и Северная Корея - в Азии, и недолгое время там же - Китай; а также Куба в Западном полушарии.

Наконец, в 60-е годы возник целый ряд дружественных Москве режимов по всему миру, но особенно в Африке, в Латинской Америке, а также в Азии (Индия), которые вместе с коммунистическими партиями в Западной Европе составляли третий внешний обруч, скрепляющий мощь и целостность Большой России. Это была воистину глобальная, очень сложная система, равновесие внутри которой поддерживать было трудно и к тому же это требовало больших материальных жертв со стороны народов, проживающих в СССР. Россия в виде СССР восстановилась в еще более могущественном и даже территориально более обширном (особенно после второй мировой войны) масштабе. Перестройка в ее международном аспекте была добровольным (хотя отчасти и вынужденным) отходом с этих глобальных рубежей внутрь себя, в собственно Россию. Но в силу ряда объективных причин и ошибок процесс пошел хаотично, а когда его стал целенаправленно подталкивать Запад - лавинообразно. Два внешних кольца обороны рухнули, но на этом дело не остановилось - начал рушиться СССР (Большая Россия), легитимность границ которого практически никто извне под сомнение не ставил (исключение - разве что позиция США по поводу трех прибалтийских республик).

Незавершенность исторического геополитического процесса на пространстве Большой России (постсоветском пространстве) и соответственно сохранение потенциала для ее дальнейшего распада либо, наоборот, воссоздания особенно ярко характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, к числу важнейших из которых относятся:

  • неготовность окружающего мира к полному распаду России (причем со стороны Запада это и объективная, и субъективная неготовность; исламский же мир, безусловно, готов к дальнейшему распаду России субъективно, но не объективно);
  • искусственность или ярко ощущаемая ныне живущими поколениями людей несправедливость большинства границ, являющихся сегодня границами постсоветских государств;
  • нестабильность всех азиатских и кавказских государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, сохраняющих свое территориальное, государственное и этническое единство лишь на основе: а) авторитарных или прямо диктаторских режимов, в них воцарившихся; б) традиций советского административного деления; в) нежелания России дестабилизировать ситуацию в данных регионах и ее неспособности пока целенаправленной политикой "перекраивать" в свою пользу постсоветское пространство;
  • справедливость определения почти всех образовавшихся на территории бывшего СССР новых государств как "микроимперий", сохраняющих внутри себя все характерные для империй тенденции если и не к полному распаду, то к длительному полураспаду;
  • скрытые, а порой уже и явные претензии ряда бывших соседей СССР (Турция, Афганистан, Румыния, Китай, Германия) на подчинение себе частично или полностью некоторых государств территорий на постсоветском пространстве;
  • впервые в таких масштабах возникшая глобальная проблема разделенности русской нации, что рано или поздно потребует более "активной" государственной политики России по защите русских людей или русских территорий за рубежом;
  • этнографический характер практически всех государств, возникших на территории бывшего СССР, исключая лишь саму Россию и Белоруссию, но включая даже такие внешне "цивилизованные", "европейские" государственные образования, как Литва и, особенно, Эстония и Латвия;
  • гражданская война в Таджикистане как наиболее явное проявление всех перечисленных тенденций нестабильности, уже существующих в горячей форме - спусковой крючок для серии подобных войн по переделу всего территориального пространства бывшей советской Средней Азии (сюда входят, помимо самого Таджикистана, еще и Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Киргизия);
  • нестабильность экономических реформ практически во всех республиках бывшего СССР (кроме прибалтийских), что сделало большую часть их населения гораздо более обездоленной, чем это было в советское время.

В начале нового, третьего тысячелетия мировое сообщество находится в состоянии ожидания дальнейшего развития событий. В частности, все больше его внимание привлекают огромные и незаселенные российские пространства. С их заселением связываются резервы очередного ускользания человечества из "мальтузианской ловушки". Мальтузианство, теория, созданная в конце 18 века Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

Первый удар по целостности экономического потенциала России был нанесен принятой в июне 1990 года Декларацией о суверенитете РСФСР. Аналогичные декларации тут же приняли подавляющее большинство национальных автономных республик РСФСР, и уже к концу 1990 г. на ее территории было провозглашено несколько суверенных государств. Такова цена призыва "брать столько суверенитета, сколько можно проглотить". Предпосылки дальнейшей дезинтеграции России были запрограммированы в её Конституции 1993 года. В статье 5 первой главы первого раздела Основного Закона закреплено, что "республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство". Конституция придает договорным отношениям между Федерацией и ее "суверенными" республиками такой высокий статус, какого не имеют договорные отношения ни в одном федеративном государстве мира. Некоторые суверенные республики России сразу открыто и громко заявили о своем выходе из нее или о праве на таковой. Особенно жестко это зафиксировано в конституциях Тувы, Татарстана и Башкортостана. Другие утвердили себя самостоятельными участниками внешнеполитических и внешнеэкономических связей. В конституциях Якутии и Северной Осетии отмечается, что их президенты принимают решения о дислокации и передвижении по своей территории воинских формирований. Республика Тува закрепила за собой даже право объявления войны и мира, введения военного положения, принятия республиканских законов о воинской службе. Многие республики утвердили порядок введения чрезвычайного положения на своей территории. Сегодня в Российской Федерации 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов - всего 89 "разнокалиберных", но далеко не равноправных субъектов. Согласно статье 9 Конституции РФ, национальные образования наделены правами собственности на свои природные ресурсы, тогда как в "русских" краях и областях - это федеральная собственность. Даже национальные автономные округа, входящие в состав краев и областей, имеют одинаковые с ними экономические права и к тому же еще наделены правами собственности на природные ресурсы.

территория, над которой Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела; сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Пределы Т.т. РФ являются таможенной границей РФ.

  • - территория, над которой Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела...

    Пограничный словарь

  • - земельное, водное, воздушное пространство в пределах РФ или его части, объекта производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - пространство, которое данная особь защищает от других представителей своего вида. Границы территории обычно маркируются различными продуктами метаболизма...

    Экологический словарь

  • - англ. territory; нем. Territorium. 1. Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними с определенными границами. 2. В нек-рых государствах особые административные округа. 3...

    Энциклопедия социологии

  • - территория с единым режимом ввоза и вывоза то-варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей...

    Финансовый словарь

  • - отнесенная к группе по гражданской обороне - в РФ - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами,...

    Финансовый словарь

  • - сухопутная территория государства, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. Российской Федерации включает в себя тж. находящиеся в ее морской исключительной экономической...
  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - террито́рия 1) наименование любой части поверхности суши...

    Географическая энциклопедия

  • - территория, на которой действует единое таможенное законодательство...

    Словарь бизнес терминов

  • - ограниченное земельное пространство...

    Большой экономический словарь

  • - территория, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли. Границы Т.т. не совпадают с государственными в тех случаях...

    Большой экономический словарь

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме...

    Большой юридический словарь

  • - один из признаков государства на более поздней стадии социального развития...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Таможенная территория РФ" в книгах

Таможенная пошлина

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Таможенная пошлина Когда мы провозим что-либо через границу в ту или иную сторону, для получения разрешения на провоз может потребоваться уплатить таможенную пошлину: ввозную (если мы ввозим имущество на территорию страны) и вывозную (если вывозим его).Таможенными

Таможенная пошлина

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Таможенная пошлина Таможенная пошлина – это косвенный налог на экспортно-импортные операции. Когда организация что-то провозит через границу Российской Федерации в ту или иную сторону, у нее возникают взаимоотношения с государством: как минимум она должна получить

Таможенная война

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Таможенная война Притом что Витте многое сделал для развития рыночной экономики в России, он, конечно же, не был по своим взглядам ни либералом, ни фритредером. И это не вызывает удивления. С 70-х гг. XIX века по всей Европе прокатилась волна протекционизма. Начало политике

4.4. Таможенная ревизия

Из книги Экспортные контракты автора Корнийчук Галина

4.4. Таможенная ревизия Таможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с

ТЕРРИТОРИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Из книги За что и с кем мы воевали автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

ТЕРРИТОРИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО Следует осознать, что демонизация «сталинского СССР» осуществляется вовсе не из моральных побуждений, иначе пришлось бы осудить и В.И. Ленина, поскольку по массовости и жестокости

Таможенная декларация

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Таможенная декларация В любом международном аэропорте на таможне есть два прохода: «зеленый» коридор – для тех, кому нечего декларировать; и «красный» – для тех, кто хочет ввезти вещи, которые обязательно требуется включать в декларацию. Если бы никого из тех, кто

Таможенная граница РФ

автора Автор неизвестен

Таможенная граница РФ ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА РФ - условная линия, ограничивающая таможенную территорию РФ. Т.г. РФ очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства российского государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран.

Таможенная декларация

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Таможенная декларация ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - письменное или устное заявление таможенным органам о данных, необходимых для осуществления таможенного контроля. Форма и порядок декларирования определяются ГТК. Товары декларируются тому таможенному органу, в котором

Таможенная территория РФ

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Таможенная территория РФ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ - экономико-правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова,

Таможенная блокада

БСЭ

Таможенная политика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

автора Законы РФ

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

3. Таможенная территория и таможенная граница

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

3. Таможенная территория и таможенная граница В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной