Статья 45 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет общественным объединениям достаточно широкие полномочия. В частности, они имеют право проводить независимую экспертизу товаров, работ и услуг, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства и, при обнаружении нарушений, передавать эту информацию в компетентные органы.

Произвол Обществ по защите прав потребителей.

Как защититься коммерческой организации?

Общества по защите прав потребителей имеют точно такой же объем прав, как и отдельный потребитель. Такой орган не вправе проверять трудовые книжки, медицинские книжки, акты санитарных служб, гос.пош.надзора, правильность применения контрольно кассовых машин, но может требовать: акты сертификации, стандартизации, наличие ценников и т.п. документы. Такие документы рекомендуется предоставлять. Если на момент проверки документов нет, их необходимо отправить по почте. Также можно отправить обществу материалы об устранении выявленных недостатков. По итогам проверки, как правило, составляется акт и ошибка коммерческих организаций – их отказ подписывать акт. Рекомендуется подписывать акт, но указать с чем организация не согласна.

Законом не регламентируется длительность проверок

Периодичность проверок


Сумма чистого долга баз штрафных санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Приводится по: Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.1. – 6-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 549.

Так, в соответствии со ст. 609 ГК подлежит государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 3 ст. 560 ГК договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Лицо, обозначенное в векселе плательщиком (трассатом), не обязано принимать документ к платежу. Он вправе отказать в платеже – не акцептовать вексель. В то же время векселедатель переводного векселя отвечает и за акцепт, и за платеж.

Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 25.



Выделяют «юридически безразличные» то есть неохраняемые элементы произведения и «юридически значимые» (охраняемые элементы).

Паушальный (нем.pauschal) – взятый в целом; паушальная сумма – общая сумма без дифференцирования на составляющие ее части, напр., при торговой сделке – общая сумма платы за партию товара, за определенные услуги.

См., например: ст.ст. 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113 115 ГК РФ, ст.7 Закона «О банках и банковской деятельности», ст. 4.1 Закона «Об организации страхового дела в РФ», ст.2 Закона «О ломбардах», ст.5 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле».

Лицензия – разрешение использовать объект исключительной собственности, защищенный патентом (изобретение, товарный знак и др.) на определенный срок и определенной территории.

Для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки как неоднократность и причинение крупного ущерба. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Однако Россия (в силу отсутствия опыта) еще не заключила ни одного такого соглашения.

От лат. сoncludo – заключаю, делаю выводы – действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку)

Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», «в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами Российской Федерации подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка Российской Федерации по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования)».

Требования к форме договора аналогичны тем, что предъявляются в отношении сделок.

Базисные условия поставки (базис поставки) – условия договора о распределении между продавцом и покупателем обязанностей и расходов по доставке товара, а также о порядке распределения риска утраты или повреждения товара во время доставки. (нет санкций, нет условий о форс мажоре, о существенных затруднениях, о предмете)

Третейский суд не является государственным органом, но его решения имеют обязательную силу и обеспечиваются мерами государственного принуждения, как и решения государственных судов.

Арбитражным судам подведомственны споры с участием граждан только в случаях установленных законом (отказ в государственной регистрации, споры между АО и акционерами и др.)

Третейское разбирательство в России [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://arbitrage.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=468&Itemid=0.

Ефимова Е.В. и др. Третейское разбирательство: практические вопросы / Е.В. Ефимова, А.В. Катаев. Томск: Печатная мануфактура, 2005.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3.

Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утвержден Правительством РФ.

Свое наибольшее развитие общество защиты прав потребителей, как социальный институт, получило на волне преобразований 90-х годов.

В это время функционировавший прежде народный контроль был фактически ликвидирован, как общественная организация при органах власти.

Потребитель товаров и услуг оказался один на один с предпринимателем, который работал, используя принципы первобытного рынка.

Поскольку у предпринимателя всегда были деньги на хорошего адвоката, а у простого покупателя – нет, то и результат судебных споров зачастую оказывался не в пользу последнего.

В эти годы стали образовываться некоммерческие структуры, которые оказывали правовую помощь населению. На помощь рядовому потребителю пришел .

Он был вступил в законную силу в 1992 году, и сейчас продолжает оставаться действенным инструментом. В настоящее время сохраняет силу редакция от 5 мая 2014 года, со всеми внесенными в закон за прошедшие 22 года изменениями, дополнениями и поправками.

Этот документ фактически является настольной книгой для потребителей товаров и услуг. В нем досконально расписаны все возможные ситуации, в которых могут быть ущемлены права потребителей.

Правовая грамотность подавляющей части населения пока не соответствует возможностям полноценно и эффективно отстаивать свои права в судебных инстанциях.

Поэтому проще и зачастую удобнее обращаться за консультациями и практической помощью в общество прав потребителей, которое действует на конкретной территории.

Если такого общества нет (за два десятка лет многие организации, действовавшие при муниципалитетах, были расформированы или их функции были переданы в ведение чиновников, работающих в управлениях по экономике), то можно обратиться в территориальный отдел роспотребнадзора.

Здесь функции работы с потребителями возлагаются на одного или двух главных или ведущих специалистов.

Такой специалист обязан:

  • Принять обратившегося к нему потребителя в часы, которые отводятся ему руководителем отдела для этих целей;
  • После подробного рассказа о том, в чем конкретно заключается проблема, потребитель вправе получить от сотрудника отдела роспотребнадзора исчерпывающую консультацию о том, как в данной конкретной ситуации защитить свои права;
  • В случае, если первичные действия потребителя по защите своих прав перед продавцом или компанией, оказывающей услуги, оказались неэффективными, сотрудник отдела роспотребнадзора должен оказать практическую помощь в составлении иска для рассмотрения его в суде.

В некоторых территориях функции специалиста, который может помочь потребителю, выполняются работниками санитарно-эпидемиологической станции. Они также являются квалифицированными специалистами, имеющими достаточный объем знаний для защиты прав потребителей.

Если потребитель намерен обратиться именно в общество, защищающее права потребителей, но на конкретной территории такой общественной некоммерческой организации нет, то есть возможность обратиться в областную, республиканскую или федеральную аналогичную структуру.

Например, свою помощь может оказать Союз потребителей России, это – тоже общественная организация по защите прав потребителей, только федерального уровня.

Она объединяет и помогает всем краевым, районным, республиканским и областным организациям, действующим на территории нашей страны.

На сайте Союза потребителей можно найти массу полезной информации:

  • Можно поискать аналогичные ситуации на форуме;
  • Написать письмо, на которое в формате электронной почты будет дан ответ (есть такой значок на главной странице сайта);
  • Воспользоваться возможностями одного из действующих проектов Союза потребителей.

Одним словом, без помощи потребитель не останется!

При приобретении некачественного товара, свои права нужно четко отстаивать прописанными в законе способами. Смотрите , его можно заполнить даже самостоятельно.

Всегда удобно иметь страховку на разные неожиданные жизненные ситуации. Узнайте по , как оформить претензию в страховую для получения страховых выплат.

Для некоторых товаров создан специальный список, усложняющий их возврат продавцу. Читайте полный список технически сложных товаров не подлежащих возврату.

Обращения в общество прав потребителей по телефону

Если ни один из перечисленных выше вариантов по той или иной причине не подходит, есть другие.

И действительно, некоторым людям, особенно пожилым и одиноко проживающим, бывает трудно ходить или передвигаться, имея в распоряжении общественный транспорт. В этом случае можно попытаться получить помощь, не покидая дома.

Это предусматривает такие возможности, как:

  • Обращения по телефону;
  • Получения необходимой информации или помощи по горячей линии;
  • Возможности обращения в формате электронной почты.

По телефону можно позвонить в общество защиты прав потребителей, действующее в конкретном регионе.

Узнать телефон общества защиты прав потребителей можно:

  • На городском или поселковом сайте;
  • В местном муниципалитете (у секретаря в приемной главы имеется обширный список полезных контактов);
  • В территориальном отделе роспотребнадзора.

Специалисты роспотребнадзора значительную часть своих проверок проводят с сотрудниками прокуратуры. А это значит, что данный надзорный орган также можно использовать, чтобы получить необходимую информацию.

Любой обратившийся в органы прокуратуры (надо только знать, куда именно обращаться) имеет право получить полноценный ответ в определенный действующим законодательством срок.

Обычно на ответ дается до одного месяца, но можно получить его и за несколько минут.

Еще один вариант получения нужной информации – звонок по горячей линии. Эту очень популярную и действенную акцию общество защиты прав потребителей проводит систематически.

Точно таким же образом, проводя горячие линии, работают:

  • Органы роспотребнадзора;
  • Территориальные подразделения прокуратуры;
  • Всевозможные правозащитные общественные формирования;
  • Территориальные органы партии «Единая Россия».

В настоящее время, например, эта партия начинает проект по контролю за работой подразделений сферы ЖКХ.

Для того, чтобы узнать соответствующий телефон, достаточно зайти на сайт регионального отделения партии или воспользоваться телефоном партийной службы оперативного реагирования.

Задавая свой вопрос, потребитель автоматически становится, согласно закону, гражданином, подавшим обращение (в данном случае – устное). Закон обязывает сотрудника, принявшего обращение, дать на него полноценный ответ.

Кто может обратится в общество защиты прав потребителей

В настоящее время всевозможных общественных организаций в стране имеется очень много.

В их число входят объединяющиеся по принципу оказания друг другу посильной помощи:

  • Защитники прав животных;
  • Автомобилисты;
  • Собственники;
  • Предприниматели.

Действуют также общество защиты прав пациентов и общество потребителей услуг в сфере образования.

Все эти общественные формирования преследуют одну цель: объединиться и совместно защищаться от:

Такие объединения, использующие в своей основе принцип самоуправления, имеют огромный потенциал. Там, где их возглавляют неравнодушные люди, можно добиться колоссальных результатов.

Юридическая грамотность потребителя

Главным гарантом, который обеспечит полноценную защиту прав потребителя, является собственная юридическая грамотность.

Конечно, речь не о систематических знаниях в области юриспруденции.

Однако основные правила должен знать любой потребитель услуг/покупатель товара:

  • Если оказывается услуга, то необходимо подписать договор с сервисной организацией, причем, прежде, чем сделать это, следует с тщательно ознакомиться со всем текстом такого договора.
  • Если в магазине приобретается товар, то покупатель должен требовать кассовый и товарный чек, это и будет свидетельством приобретения товара, без него доказать в суде факт покупки будет очень трудно.
  • Закон о защите прав потребителей обстоятельно прописывает возможность , в течение которых потребитель может сдать купленный товар, отказавшись от него в пользу денег или обменяв на соответствующее изделие.
  • Если потребителю оказана некачественная услуга, то надо составить об этом акт и провести , иначе могут возникнуть проблемы в суде.

Наша бесплатная медицина не всегда соответствует критериям качества. может быть подана при оказании некачественных услуг или требовании взятки.

Также нужно добиваться своих прав на качественное обслуживание ЖЭКом. Узнайте из , куда подать жалобу на ЖКХ, чтоб ваши замечания были устранены.

Покупая дорогостоящую технику, всегда обращайте внимание на сроки бесплатного гарантийного обслуживания. Например, читайте о гарантийном ремонте планшетов от разных производителей.

Пользуйтесь услугами разнообразных обществ защиты прав потребителей, только отстаивая свои права можно добиться их соблюдения в будущем.

Эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских отношений. Такие субъекты, как известно, представлены как официальными органами власти различного уровня, так и общественными структурами. Именно они нередко выступают первичным звеном в механизме защиты прав потребителей, предваряя судебные споры, связанные с нарушением прав потребителей. Между тем в литературе справедливо указывается на необходимость использования более широкого подхода при определении субъектов, осуществляющих публичную защиту прав потребителей, и включения в их число органов местного самоуправления. Это представляется вполне логичным. Большинство проблем, связанных с защитой прав потребителей, решается на местном уровне. Как известно, на местах, при администрациях создаются специальные подразделения (отделы), в функции которых входит содействие потребителям в эффективной защите их прав.

Уполномоченные органы осуществляют защиту прав потребителей в административном порядке, который предполагает, что гражданин-потребитель в случае нарушения его прав обращается не в суд, а в специальные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан-потребителей.

Реализация права потребителя на государственную и общественную защиту его интересов проявляется в двух аспектах: 1) государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних; 2) потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных в Законе "О защите прав потребителей", в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.

Следовательно, основными направлениями контрольно-надзорной деятельности органов Роспотребнадзора являются:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

г) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

д) надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продуктов питания.

Основным и приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора по исполнению обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В качестве самостоятельных направлений контрольно-надзорной деятельности органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует рассматривать:

а) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

б) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок данной продукции для государственных нужд, а также при поставке муки в государственный резерв; при ввозе (вывозе) на территорию РФ;

в) осуществление в соответствии с законодательством лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

г) регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; впервые ввозимых на территорию РФ.

Исполнение органами Роспотребнадзора возложенных функций по контролю и надзору в области потребительского рынка, в том числе и в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предполагает осуществление следующих последовательных процессуальных действий (административных процедур).

1. Проверка соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к производству и реализации товаров.

2. Выдача обязательных для исполнения предписаний (например, о прекращении нарушения прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам) в том случае, если ответственность за нарушение не предусмотрена КоАП РФ.

3. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст. ст. 6.3 - 6.7 КоАП РФ); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ); в сельском хозяйстве и ветеринарии (ст. 10.8 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (ст. 14.4 КоАП РФ).

4. Принятие административных мер принудительного характера (приостановление производства или реализации товаров; отзыв с внутреннего рынка или от потребителя товаров, не соответствующих обязательным требованиям).

5. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии.

6. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

7. Обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей либо с заявлениями о ликвидации изготовителя, продавца, импортера или о прекращении их деятельности за неоднократное или грубое нарушение требований действующего законодательства.

Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

1) полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами;

2) направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений: продажа товаров с истекшим сроком годности; продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены (но не установлены) сроки годности или сроки службы; продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел РФ и др.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

В известной степени в рамках охраны публичных интересов функции по защите прав потребителей выполняют органы внутренних дел. Полномочия данных органов в рассматриваемой сфере касаются в основном контроля за соблюдением правил торговли и состоят: в охране общественного порядка, обеспечении личной и общественной безопасности; в защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защите прав потребителей; в предупреждении преступлений и административных правонарушений в сфере торговли; в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами; в оказании в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности; в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Однако предметно, охраняя права потребителей, специальные подразделения и службы внутренних дел осуществляют: охрану общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли; обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами; пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам в реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю; контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли; проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.

Кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти к органам, уполномоченным в сфере защиты прав потребителей, можно отнести также Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое. Кроме того, должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов РФ имеют также право давать указания контролирующим органам проводить дополнительные проверки по имеющейся у них информации о нарушениях Закона "О защите прав потребителей", принимать решения по применению ответственности к лицам, виновным в нарушениях в области защиты прав потребителей, а также осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать иные меры.

Например, по вопросам некачественного предоставления жилищных услуг (протечка кровли, разгерметизация межпанельных швов, несоответствие жилого помещения принятым нормам) потребители могут обращаться в Государственную жилищную инспекцию или Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Круг подобных полномочий не является закрытым, что оставляет возможность относить к компетенции высших органов исполнительной власти субъектов решение иных вопросов, не отнесенных к ведению соответствующих профильных органов и контролирующих структур.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей. Кроме того, в настоящий период органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно.

Поэтому в настоящий момент законодательство как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей. Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т.е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Таким образом, органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории. Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора.

Что касается местных органов власти, то их функции определяются деятельностью по координации, планированию и регулированию отдельных направлений торговли.

Органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня в сфере управления потребительским рынком в пределах своей компетенции осуществляют: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля в соответствии с возложенными на органы управления задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Органы управления в сфере потребительского рынка выполняют следующие основные функции: проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца; осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке).

В случае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такому воздействию на нарушителей, как выдача предписаний. Так, предписания, направляемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срок предписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность.

Защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

    осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

    направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть, но не установлены сроки годности или сроки службы, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

    направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

    направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителей;

    вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

    вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей.

    Только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей и для которых они являются обязательными.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа.

Контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции):

1. Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

2. Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);

3. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ;

4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) - в соответствии со своей компетенцией.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

    осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

    направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), о снятии с производства товаров (работ, услуг) с нарушением этих требований, о прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

    предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания с требованием об их устранении.

Защита прав потребителей представляет собой комплекс мер, направленных на исключение предоставления гражданину некачественного товара, а при его приобретении – на возможность замены или возврата затраченных денежных средств. Каждый взрослый человек в своей жизни сталкивался с приобретением товаров плохого качества, причем это могут быть испортившиеся продукты питания и брак при производстве дорогостоящей техники. Нередки случаи, когда права покупателя нарушаются до факта совершения покупки. Отдельные продавцы предоставляют недостоверную информацию о происхождении и качественных характеристиках товарных ценностей, а зачастую вообще отказываются ее представлять. Каждая из этих ситуация неприятна, но вполне разрешима.

Правовые основы защиты прав потребителей определены порядком решения этих вопросов в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» N 2300-1 от 07.02.1992 года (ЗоЗПП).

Права потребителя

Не все потребители полной мерой используют предоставленные законом правила о защите прав потребителей. Избегая затрат личного времени или простого не зная о них.

Вместе с тем, покупатель имеет следующие, закрепленные законами РФ права:
  1. Право на приобретение качественного товара, получение услуги, а также выполнения работы. Этим положением Закон предписывает продавцу или исполнителю заказа в обязательном порядке предоставлять потребителю только качественную материальную или нематериальную продукцию. Иное влечет за собой правовые последствия.
  2. Право на информирование. Термин предусматривает, что приобретать имеет полное право достоверно знать о технических и качественных характеристиках товарных ценностей, получать сведения об их производителе, наличии сервисных центров, которые предоставляют услуги обслуживания и гарантийного ремонта. Это право предоставлено для совершения обдуманной и взвешенной покупки. При этом продавец или исполнитель услуги обязан предоставить запрашиваемую корректную информацию полного объема.
  3. Право на приобретение безопасных товаров. Защита прав потребителей
    заключается в продаже материальных ценностей, использование которых исключает вероятность нанесения вреда пользователю, его имуществу и окружающим людям. При приобретении услуги или заказе работ результат на должен носить опасного характера.
  4. Срок службы, использования, гарантийные сроки. Время в течение которого товарные ценности должны находится в исправном состоянии, обеспечивая выполнение функционального назначения. В полной мере их определение является ответственностью продавца (производителя). В период действия этих сроков покупатель имеет право на возврат продукции с возмещением затраченных средств на его ремонт или замену на подобную. Если эти сроки не указаны изготовителем (продавцом), то изделия относят к категории «товар с неустановленными сроками» а вышеуказанные права по передаче ему товара реализуются полным объемом.
  5. Право на возмещение убытков. Если при эксплуатации (использования результатов работ) потребитель понес убытки, то они должны быть компенсированы в полном объёме. При этом в соответствии со статьей 13 ЗоЗПП ответственность за нее несет лицо, реализовавшее товар или услугу.

Если в договоре, определяющем права и обязанности потребителя, указана большая сумма компенсации, чем предусмотрена Законом, выплата осуществляется по условиям договора.

Условия возврата товара

В случае приобретения товара, который не удовлетворил потребителя своими качествами (функциональными, цветовыми, интерьерными), возможна процедура возврата или замены товара на подходящий, по потребительскому договору, который определяет права и обязанности покупателя при следующих условиях:

  • с момента приобретения предмета (вещи) не прошло более четырнадцати дней, исключая день покупки;
  • купленный товар относится к непродовольственным видам;
  • не потерял потребительский вид;
  • упаковка (при наличии) не повреждена, ценники и знаки идентификации товара находятся на предусмотренных для этого местах, комплектность не нарушена, следы эксплуатации отсутствуют;
  • в наличии платежные документы, подтверждающие оплату и передачу ему товара, при их отсутствии - достаточные доказательства факта совершения покупки;
  • вещь или изделие не относится к списку товаров, не подлежащих обмену или возвращению после приобретения;
  • изделие не относиться к категории технически сложного оборудования.

Процедура предполагает наличие у приобретшего изделие лица документа удостоверяющего его личность (паспорт, удостоверение личности офицера).

Процедура предусматривает документальное закрепление факта возврата товара (накладная, акт), в которых обязательно указание следующих сведений:
  • полное наименование торгового предприятия (магазина);
  • личные данные лица, приобретавшего товар (ФИО);
  • наименование товара, с возможным его описанием;
  • дата, когда был заключен устный договор купли-продажи изделия;
  • стоимость, за которую изделие приобретено и которая подлежит возврату;
  • подписи сторон с указанием личных данных контрагентов.

Таким образом, соблюдение этих правил позволит приобретателю заменить товар или сдать его, вернув полную стоимость. Продавец, в свою очередь, при продаже оснований для отказа в праве клиента иметь не будет. Его любое другое решение, приведет к последствиям правового принудительного характера.

Принципы защиты прав потребителей предусматривают выплату денежных средств по согласованию с потребителем следующим образом:
  • наличными деньгами по мету расположения продающей организации (предпринимателя) незамедлительно или в определенное договором время;
  • с использованием возможности почтовых служб;
  • безналичным расчетом, осуществив перевод на банковский карточный или расчетный счет в учреждении банка, обслуживающего клиента или его представителя.

Расходы по сопровождению выплаты средств законом возлагаются на продавца.

Если приобретенное изделие (услуга) не соответствует качественным характеристикам, задекларированным производителем или лицом, осуществляющим продажу, а последнее не желает добровольно выполнить требования, предусмотренные законом о защите прав потребителя (в части замены товара или его возврата), то приобретатель имеет право на привлечение к решению вопроса государственных или иных организаций, осуществляющих контрольные и исполнительные функции.

Общество по защите прав потребителей. Основной его задачей является защита прав покупателя - гражданина и интересов всей группы потребителей, находящихся в рамках требований закона при приобретении изделий или пользовании услугами. Рассматривает возникшие споры между субъектами договоров в досудебном, а при необходимости и в судебным порядке.

К его функциям относят:
  • подготовку и направление адресных претензий, исковых заявлений, жалоб для рассмотрения судебными инстанциями и ответственными органами государственной власти;
  • проведения анализа заключаемых договоров для выявления фактов возникновения противоречий нормам действующего законодательства;
  • организация и непосредственное проведение экспертиз различного характера, по выводам которых представляется экспертное заключение, имеющие законную силу;
  • проведение разъяснительной работы с населением по направлению деятельности общественной организации, с применением практики организации семинаров, познавательных конференций о правах потребителей и организации непосредственных консультаций граждан по вопросам защиты собственных прав.

Обратиться по вопросу консультирования, а также оставить претензию можно воспользовавшись официальным сайтом общества по электронному адресу: www.ozpprf.ru. На нем же расположена информация о региональных центрах общества и способы связи с их представителями.

Федеральная антимонопольная служба. Основная функция, возложенная на эту государственную организацию - осуществление контроля выполнения всеми субъектами требований антимонопольного законодательства. Вместе с тем, сотрудники службы работают и над рассмотрением заявлений граждан, в которых защита прав потребителей стоит не на последнем месте, например, касающихся предоставления населению недобросовестных рекламных материалов.

Органы по контролю за налогами. Прямыми функциями, которыми предусматривается защита прав потребителей, не обладают. Но при предъявлении обоснованного запроса могут предоставить информацию о субъектах хозяйственной деятельности для дальнейшей претензии по защите прав судебным или иным органам.

Управления внутренних дел. При возникновении предположения, что в отношении приобретателя совершено преступление с признаками мошеннических действий, необходимо обратиться в ближайший отдел полиции для написания заявления о нарушении прав потребителей. В доступной форме указать обстоятельства и предмет предполагаемого преступления с просьбой проведения проверки, соответствующей требованиям ст. 140-141 УПК РФ, а при усмотрении состава преступления - возбудить уголовное дело с уведомлением заявителя. Заявление должно быть зарегистрировано по журналу учета.

Государственная жилищная инспекция. В вопросах работы жилищных коммунальных хозяйств защита прав потребителя возложена на указанное подразделение. В случае необоснованного начисления платежей за предоставление различных услуг, незаконных требований различного вида платежей управляющими компаниями стоит обратиться для рассмотрения вопроса по существу в жилищную инспекцию. Она должна защищать пользователя в этих вопросах.

Департамент здравоохранения. При возникновении случаев предоставления некачественных услуг, неподобающего поведения сотрудников медицинских учреждений, необоснованного образования очередей посетителей, первой инстанцией для подачи заявления представляется департамент. Адреса региональных управлений должны быть размещены на стендах наглядной информации в помещениях больницы, при их отсутствии сведения можно получить, воспользовавшись возможностями интернета.

Роскомнадзор. Если нарушены права потребителя в части предоставления качественной связи, независимо от лиц, их предоставляющих, например, провайдеров интернета в сельской местности, где из-за изношенности линий скорость передачи данных мала, а истребование платежа за услуги производится в полном объеме, необходимо оформлять жалобу именно в это государственное учреждение.

Роспотребнадзор. К его компетенции относят заявления (жалобы) в отношении нарушения прав потребителей, касающиеся, в том числе, и деятельности банковских учреждений, таких как: передача персональной информации третьим лицам, изменение текста договоров без согласования с клиентом, передача прав требования задолженности, необоснованные штрафы, непредставление информации и т. д.

Деятельность государственных надзорных органов распространяется на проведение проверок товара непосредственно в местах их производства. При выявлении нарушений составляются обязывающие предписание или постановление. Данные органы могут вести административные дела с принуждением к исполнению требований путем наложения штрафных санкций.

Порядок реализации права защиты

На первом этапе необходимо убедится, что приобретённое изделие не нравится владельцу или его качество при подробном рассмотрении в домашних условиях оказалось сомнительным.

Твердо решив провести замену изделия или его возврат, необходимо сформулировать причину для претензии, которая может заключаться в следующем:
  • нарушение прав потребителей произошло вследствие несоответствий ожидаемых результатов от приобретения, например, несовпадения размера одежды или нежелательной её расцветки, а реализовавшее товар лицо отказывает в предусмотренной законом замене;
  • приобретённое изделие по причине брака не выполняет возложенные на него функции, но торгующая организация отказывается проводить экспертную оценку, компенсировать стоимость ремонта третьими лицами, а при возврате – полной стоимости изделия;
  • обслуживание в салонах красоты, предприятиях общепита и других местах, предоставляющих различного рода услуги населению, не соответствует ожидаемым требованиям, или произошел необоснованный факт отказа от предоставления услуги.

Оснований для предъявления претензии может быть множество. Главное, чтобы они не противоречили закону.

Деятельность лиц, реализующих изделия на площадках интернет – магазинов, должна полной мерой соответствовать общепринятым требованиям и условиям продажи товарных ценностей, закреплённым в ЗОЗПП и других правовых актах. Закон предоставляет возможность потребителю предупредить нарушение прав на каждом этапе реализации договора между клиентом и виртуальным продавцом. В необходимых случаях предъявлять претензии лицу, реализующему товар, в рамках действующего законодательства, независимо от фактического расположения самого предприятия. При этом права потребителей и их защита находятся на должном уровне.

Порядок предъявления претензий содержит следующую последовательность действий.

  1. Покупатель следует в торговую точку, где было сделано приобретение, имея при себе само изделие, требующие смены и возвращения, финансовые документы подтверждающие факт приобретения у данного реализатора, документы удостоверяющие личность лица, предъявляющего претензию. При отказе продавцом по любой причине исполнить предусмотренную законом обязанность (отсутствие руководителя предприятия, рассказы о хорошем состоянии изделия и подобное), составляется письменная претензия.
  2. Претензия оформляется в двух экземплярах. В ней должны указываться известные сведения о лице, реализующем изделие (независимо от форм собственности), ФИО заявителя, сущность предъявляемых требований, причины, по которым товарная ценность подлежи замене или полному возврату. Ставится дата, которая визируется личной подписью. Один экземпляр вручают представителю, на другом (остается у заявителя) он делает отметку о получении претензии для осуществления контроля за сроками выполнения условий, предусмотренных в документе. В случае отказа в приёме претензии гражданин имеет право направить её по почте с уведомлением о вручении. Дата получения будет считаться отправной для выполнения предусмотренных законом действий продавца.
  3. Для написания жалобы вышестоящим и контролирующим правила торговли и качество производства изделий и услуг инстанциям, необходимо заблаговременного подготовить ряд документов, копии которых приложить к формализованной жалобе: претензию к торгующей организации с просьбой замены изделия или возвращения полной стоимости, подтверждение приобретения товара именно в этом магазине, а при отсутствии таких документов – свидетельские показания третьих лиц.
  4. Если обращение в организации, ответственные за правовую защиту приобретателя, не привело к ожидаемому результату, но при этом законные основания требования были подтверждены результатами проверок, то гражданин вправе обратиться в органы судебной власти.
  5. Подготовка к рассмотрению в суде материалов, начиная с этапов составления искового заявления, подготовки доказательств по делу и представления стороны истца непосредственно в ходе процесса, достаточно сложная и специфическая работа. Для ее выполнения необходимы достаточно глубокие знания Кодексов РФ и правил ведения дела. Без соответствующей подготовки и при самостоятельном представлении защиты выиграть процесс - сложная задача. Целесообразно привлечь к этой работе специалиста, имеющего опыт ведения подобных дел. Но его услуги необходимо оплачивать. Поэтому необходимо взвесить целесообразность проведения таких мероприятий с финансовой точки зрения.
  6. При решении самостоятельно представлять свои интересы необходимо подготовить исковое заявление о защите прав потребителя с приложением к нему доказательных материалов в полном объеме.

Действующее законодательство страны предоставляет своим гражданам широкие возможности для решения вопросов защиты прав потребителей, включая досудебный порядок разрешения споров и рассмотрение в судах общей юрисдикции.

Несмотря на существование системных нарушений, устранение которых отсутствует по вине некачественного исполнения обязанностей фискальных органов и уполномоченных организаций, отдельные случаи могут носить характер угрозы жизни и здоровью большого количества граждан. Ярким примером могут служить факты реализации супермаркетами продуктов сомнительного качества, возведения многоэтажных домов с игнорированием технологии строительства, предоставление учреждениями общественного питания блюд, приготовленных с использованием некачественных продуктов питания, распространение изделий детского потребления из сомнительного рода материалов.

Только совместное реагирование населения и государственных структур на такие неблагожелательные факты может предупредить массовые негативные последствия. Права потребителя и их защита будет обеспечена в полной мере.