Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.

Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.

Таковыми являются водители автомобильного транспорта.

Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.

Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.

Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит :

Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:

  • требования охраны труда, выдвигаемые по отношению к организации процессу выполнения работ;
  • требования ОТ, выдвигаемые территориям производственного назначения и рабочим местам;
  • требования ОТ, обязательные к соблюдению при использовании автомобильного транспорта — порядок запуска двигателя автомобилей, технология проезда по опасным участкам и др.;
  • требования охраны труда, касающиеся размещения и хранения различных комплектующих элементов и отходов производства.

Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.

При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.

Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане , подходящие под определенные условия:

  • возраст старше 18-ти лет ;
  • наличие действующего документа, согласно которому подтверждается, что состояние здоровья трудящегося позволяет ему работать водителем;
  • наличие действующего водительского удостоверения с допуском к вождению автомобиля необходимой категории;

Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.

Инструктажи с лицами, которые управляют грузовыми и легковыми автомобилями

С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .

В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:

В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.

Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.

Инструкция включает в себя следующие моменты:

  1. Первичный.

Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.

Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.

Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.

  1. Повторный.

Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.

Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:

  • первичная отправка водителя на новый маршрут;
  • перевозка детей;
  • перевозка грузов — опасных, крупногабаритных и тяжеловесных.

Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.

Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.

1. Общие положения.

1.1. К самостоятельной работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
- медицинский осмотр. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается;
- вводный инструктаж;
- обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
Выполнение работ, не связанных с обязанностями водителя, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2. Водитель обязан:
1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила дорожного движения, правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты.
1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
1.2.4. Выполнять только порученную работу.

1.3. Запрещается употребление спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.
1.4. Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ являются:
- нервное напряжение при управлении автомобилем;
- монотонность труда при управлении автомобилем;
- шум, вибрация;
- неудобная рабочая поза при ремонте и техническом обслуживании автомобиля;
- повышенная физическая нагрузка;
- повышенная (пониженная) температура окружающего воздуха;
- повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (содержание двуокиси углерода, окиси углерода, паров бензина, окислов серной кислоты, минеральной пыли и др.).
1.5. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты выдаются согласно Типовым отраслевым нормам.
Работодатель обязан заменить или отремонтировать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.
1.6. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону (указать номер телефона) руководителю работ и приступить к тушению.
1.7. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение,
1.8. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии, поставить в известность руководство РЭС.
1.9. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и инструменты запрещается.
1.10. Выполняя трудовые обязанности, водитель обязан соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправность в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
- не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.
1.11. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!" имеет право снять только тот работник, который его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!"
1.12. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:
- ходить только по пешеходным дорожкам, тротуарам;
- переходить автомобильные дороги только в установленных местах;
- при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.
1.13. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
1.14. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).
1.15. При перевозке людей на грузовом автомобиле в кузове должен находиться старший, фамилия которого должна быть записана в путевом листе. Запрещается перевозить людей на автомобиле, кузов которого не оборудован тентом и не снабжен огнетушителем.
1.16. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. При подготовке автомобиля к выезду водитель обязан проверить:
- наличие удостоверения с талоном на право вождения автомобиля, путевой лист;
- техническое состояние автомобиля, исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, а также отсутствие подтекания топлива, масла, воды;
- давление воздуха в шинах;
- наличие инструмента и инвентаря;
- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, антифризом и уровень электролита в аккумуляторной батарее;
- наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки первой помощи, домкрата, огнетушителя.
У самосвала кроме общего технического состояния необходимо проверить исправность кузова, подъемного механизма, состояние запорных приспособлений, предохранительного упора.
2.2. Заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе. Заправку автомобилей этилированным бензином следует проводить из бензоколонки со шлангом, снабженным раздаточным пистолетом. Запрещается заправлять автомобили этилированным бензином при помощи ведер, леек и т. п., а также отпускать этилированный бензин в тару (канистры). Заправщик и водитель должны находиться при заправке с наветренной стороны автомобиля.
На заправочном пункте запрещается:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- производить ремонтные и регулировочные работы;
- заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
- допускать перелив топлива;
- находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.
2.3. Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом необходимо:
- проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т. п.) течи, и при наличии устранить ее;
- промыть систему охлаждения чистой горячей водой.
2.4. Выезд автомобиля на линию с неисправностями, угрожающими безопасности движения, запрещается.
2.5. Перед перевозкой опасных грузов (кислот, взрывопожароопасных веществ) с водителем, экспедитором, грузчиком и другими лицами, сопровождающими груз, проводится инструктаж и проверяется наличие защитных средств и средств пожаротушения.
2.6. Водитель обязан проверить надежность крепления грузов, тентов и соответствие укладки грузов требованиям правил дорожного движения и безопасности труда. При обнаружении нарушений потребовать их устранения от лица, ответственного за погрузочные работы.
2.7. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.
2.8. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.
2.9. Пуск двигателя производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях.
2.10. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
- пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
- не брать рукоятку в обхват;
- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
2.11. Водителю запрещается :
- употреблять спиртные напитки;
- передавать управление автомобилем лицу, не указанному в путевом листе, находящемуся в нетрезвом состоянии или не имеющему при себе удостоверения на право управления автомобилем.
2.12. Проверять техническое состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов.
2.13. Для осмотра автомобиля в темное время суток следует пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 12 В с предохранительной сеткой или электрическим фонарем с автономным питанием.
2.14. При проверке технического состояния автомобиля необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
2.15. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
2.16. Водитель обязан проследить, чтобы в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, находились только лица, сопровождающие (получающие) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
2.17. Водителю следует проследить, чтобы автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, были дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости - деревянными прокладками (досками).
2.18. Перед началом работы водитель обязан проверить, чтобы:
- ветровое и боковое стекла не имели трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
- боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сидении и спинке сиденья не было провалов, рваных мест, выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя.;
- замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусах были исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время были исправными;
- пол кабины, салона и кузова автомобиля застилался ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.
2.19. При подготовке автомобиля к выезду водителю следует проследить, чтобы органы управления автомобилем были с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).
2.20. Водитель обязан проверить, чтобы автомобиль был обеспечен противооткатными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
2.21. Водитель обязан проследить, чтобы грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, был оборудован:
- тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
- ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;
- звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
- стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
- выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.
Водителю необходимо проверить, чтобы грузовой автомобиль с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, имел:
- исправные открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова,
- исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
- исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
- подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
- освещение, защищенное от механических повреждений;
- устройство для обогрева в холодное время года.
2.22. Водителю запрещается :
- перевозить людей на безбортовых платформах;
- на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;
- на длинномерном грузе и рядом с ним;
- на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
- в кузове автомобиля-самосвала;
- в кузове специализированных грузовых автомобилей (рефрижераторов и др.);
- нахождение в автомобиле во время его движения по территории предприятия (при обкатке, опробовании, перестановке и т.п.) лиц, не имеющих к этому прямого отношения;
- движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах;
- выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу;
- перевозить детей в кузове даже оборудованного грузового автомобиля;
- отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове на стоянке при работающем двигателе.

3. Требования безопасности во время выполнения работы.

3.1. выполнять требования правил движения и указания регулировщиков движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.2. Выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения на дорогах, особенностей состояния автомобиля и перевозимого груза или пассажиров.
3.3. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т. п.) водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделять человека для организации движения автомобиля.
3.4. Запрещается управлять автомобилем, находясь на подножке, при открытых дверях кабины.
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности:
- съехать на обочину дороги;
- выставить знаки безопасности;
- включить габаритные огни при плохой видимости;
- остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы;
- включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работах на обочине под автомобилем запрещается находиться со стороны проезжей части.
3.7. При проведении ремонтных работ в неотапливаемом помещении либо на открытом воздухе, лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо применять лежаки, маты.
3.8. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.
3.9. Отдыхать или спать в кабине машины при работающем двигателе запрещается.
3.10. Сцепку автомобиля с прицепом должны производить три человека: водитель, сцепщик и лицо, координирующее их работу.
3.11. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и конуса осыпания грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя.

3.12. Запрещается :
- подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
- движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
- допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.);
- устанавливать домкрат на случайные предметы;
- выполнять какие-либо работы, находясь под автомобилем, вывешенном только на домкрате, без установки козелка;
- использовать в качестве подставки под вывешенный автомобиль случайные предметы: камни, кирпичи и т. п.;
- выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
- сцепщику при подаче автомобиля к прицепу находиться между ними;

4. Требования безопасности по окончании работы.

4.1. После возвращения с линии очистить автомобиль от грязи и поставить на место, отведенное для стоянки. В случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
4.2. В зимнее время при хранении в неотапливаемом гараже слить воду из радиатора и двигателя.
4.3. Оставаться на ночлег в закрытом автомобиле запрещается.
4.4. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения - выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.
Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
4.5. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
4.6. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом водитель должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.
4.7. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.
4.8. Ширина проезда между автомобилями в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда автомобиля на свое место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до автомобиля - не менее 0,5 м.
4.9. После постановки автомобиля в помещение для стоянки двигатель должен быть выключен.
4.10. В помещениях, предназначенных для стоянки, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:
- курить, пользоваться открытым огнем;
- производить какой-либо ремонт подвижного состава;
- оставлять открытыми горловины топливных баков автомобилей;
- подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);
- хранить какие-либо материалы и предметы;
- мыть или протирать бензином автомобильные кузова, детали или агрегаты, а также руки и одежду;
- хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках автомобилей;
- заправлять автомобили жидким (газообразным) топливом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;
- устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара или других стихийных бедствий;
- пуск двигателя для любых целей, кроме выезда автомобиля из помещения.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5.1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, обязаны:
- без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
- в случае необходимости вызвать медицинскую помощь, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;
- сообщить о случившемся в органы автоинспекции, записать фамилии очевидцев и ожидать прибытия работников инспекции.
- сообщить о случившемся руководству РЭС.
5.2. При возникновении пожара во время движения необходимо остановить автомобиль, принять меры к тушению загорания средствами пожаротушения.
5.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 01, руководителю работ и приступить к тушению.
При загорании одежды необходимо прежде всего потушить пламя подручным материалом. При этом нельзя накрывать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхательных путей и отравления токсичными продуктами горения.
5.4. При поражении человека электрическим током освободить пострадавшего от действия электрического тока и оказать первую медицинскую помощь согласно инструкции по оказанию доврачебной помощи.
При внезапном отключении напряжения необходимо помнить, что оно может быть подано вновь без предупреждения.
4.5. В случае обнаружения водителем при работе на объектах грузоотправителя и грузополучателя грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю, он обязан поставить об этом в известность лицо, отвечающее за погрузку (разгрузку).
5.6. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
5.7. Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса враспор не менее двух противооткатных упоров (башмаков).
5.8. При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него подставку (козелок) и опустить на нее кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
5.9. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
5.10. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
5.11. При появлении во время движения запаха бензина водитель должен немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления запаха и устранить ее.
5.12. На автомобиле, работающем на газовом топливе, при любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе водителем автомобиля допускаются лица:
— не моложе 18 лет;
— имеющие документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
— имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— прошедшие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители переведенные на новый тип транспортного средства к управлению транспортным средством допускаются после прохождения стажировки, с оформлением стажировочного листа.
1.3. Повторный инструктаж по охране труда водитель проходит 1 раз в 3 месяца.
1.4. На водителя могут действовать следующие вредные факторы:
— нервно-психические перегрузки;
— статические перегрузки;
повышенный уровень шума и вибрации;
— движущиеся машины и механизмы;
— повышенная подвижность воздуха;
— прямая и отраженная блесткость;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
1.5. Водитель обеспечивается санитарной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с Нормами, утвержденными руководителем учреждения. Водителю выдаются:
— перчатки х/б.
1.6. Водитель обязан:
­ выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
­ соблюдать правила личной гигиены;
­ выполнять требования настоящей инструкции по охране труда и других инструкций, знание которых обязательно в соответствии с должностными обязанностями;
­ соблюдать противопожарный режим учреждения.
1.7. О любом несчастном случае водитель должен сообщить своему непосредственному руководителю.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед выездом на линию водитель должен:
1) пройти предрейсовый медосмотр;
2) получить путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
3) проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
— исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей салона, запоров бортов (на пикапе), глушителя и плотность его соединений и т.д.;
— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— давление воздуха в шинах и их исправность;
— наличие аптечки, огнетушителя, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, набора инструмента для мелкого (аварийного) ремонта автомобиля.
2.2. Перед пуском двигателя водитель должен:
— затормозить автомобиль стояночным тормозом;
— поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.3. Водителю запрещается:
— производить пуск двигателя путем буксировки;
— подогревать двигатель, коробку передач открытым огнем;
— эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. В условиях недостаточного обзора сзади, требовать выделения человека для организации безопасного движения автомобиля.
3.1.2. При остановках автомобиля принять меры, исключающие наезд проходящего транспорта, выбрать наиболее безопасный участок для остановки (стоянки) или съехать с проезжей части дороги, в темное время суток (в условиях плохой видимости) включить габаритные огни.
3.1.3. Перед выходом из автомобиля выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.
3.1.4. После выхода из автомобиля, в случае, если он остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.5. В зимнее время для предупреждения обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.6. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.7. Не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.8. При заправке автомобиля в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах.
3.1.9. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.10. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.11. Водителю запрещается:
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения;
— передавать управление автомобилем лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
— на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива;
— перевозить в салоне людей больше, чем указано в паспорте завода-изготовителя;
— допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц.
3.1.12. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.
3.2. При перевозке грузов.
3.2.1. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов.
3.2.2. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.2.3. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.2.4. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх.
3.2.5. К перевозке опасных грузов могут быть допущены только обученные и аттестованные водители, имеющие свидетельство установленной формы.
3.2.6. При перевозке баллонов со сжатым газом они должны быть уложены на стеллажах, с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком, с запорными приспособлениями, предохраняющими баллоны от тряски и ударов. Вентили баллонов должны быть закрыты металлическими колпаками.
3.2.7. Запрещается:
— курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
— совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;
— перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
— перевозить пылящие грузы в открытом кузове.
3.3. При использовании домкрата.
3.3.1. Перед установкой автомобиля на домкрат: затормозить его стояночным тормозом, включить низшую передачу, убрать ключ из замка зажигания, закрыть двери салона, подложить под колеса деревянные башмаки.
3.3.2. Домкрат устанавливать на твердый грунт, в случае необходимости установки домкрата на рыхлой почве под домкрат необходимо подложить специальные доски, для обеспечения его устойчивости.
3.3.3. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него допускается только со стороны, противоположной проезду.
3.3.4. Запрещается:
— монтировать (демонтировать) колеса и находиться под автомобилем, установленном на домкрате без страхующих подставок, а также при работающем двигателе;
— использовать в качестве страхующих подставок кирпичи, диски колес и другие случайные предметы;
— работать лежа на земле без лежака.
3.4. При монтаже демонтаже шин.
3.4.1. Шиномонтажные и демонтажные работы производят на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. При необходимости монтажа (демонтажа) шин в дорожных условиях необходимо соблюдать определенные требования безопасности:
— при работе на обочине дороги – работать только справа по ходу движения;
— монтаж и демонтаж производить специальным монтажным инструментом;
— снимать колеса со ступицы, а также приступать к демонтажу шины с обода только после полного выпуска воздуха из шины;
— монтировать шину только на соответствующий ей обод колеса;
— приступать к накачиванию шин при условии, что она заняла правильное положение на ободе;
— накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см?) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией завода-изготовителя шины.
3.4.2. При шиномонтажных работах запрещается:
— использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы;
— использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
— накачивать шину без предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и свыше установленной заводом-изготовителем нормы.
3.4.3. Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом, ножом и т.п.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Водитель обязан сообщить своему руководителю о происшедшем с ним или по его вине происшествии, аварии, несчастном случае и т.п.
4.2. При возникновении пожара на автомобиле во время движения необходимо остановить автомобиль; по возможности, перекрыть подачу топлива, отсоединить аккумуляторную батарею и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии (ДТП):
— остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию;
— при наличии пострадавших оказать первую доврачебную помощь, следуя указаниям « » (И 01-2014), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону «03»;
— сообщить в ГИБДД, а также своему руководителю;
— по возможности сохранить обстановку на месте происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Перед постановкой автомобиля на ночную или длительную стоянку проверить внешним осмотром герметичность систем (отсутствие утечки топлива, масла, воды и т.д.), надежность замков дверей, капота и т.д.
5.2. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

27 сентября 2018 года вступил в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте. Новые правила по охране труда для автомобильного транспорта определяют требования к техническому обслуживанию и эксплуатации автотранспорта. На них необходимо ориентироваться при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств. Юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны ими руководствоваться.

Обучение по охране труда на автомобильном транспорте

С момента вступления новых Правил в силу (27 сентября 2018 года) каждому работодателю нужно запланировать и провести следующие мероприятия:
разработать и утвердить ИОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте.
провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам. Это определено пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка № 1/29.
запланировать повышение квалификации водителей.

В новых Правилах №59н установили новое требование – знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому служба по охране труда должна внести эти сведения в программу вводного инструктажа по ОТ. Следует показать новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислить СИЗ со сроками носки.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте №59н требуют, чтобы во время первичного инструктажа работника обучили не только применению выданных СИЗ, а также и средств коллективной защиты. Нужно внести эту информацию в программу обучения по охране труда.

Приказ Минтруда от 6 февраля 2018 г. №59 вступил в полную силу с 28 сентября 2018 г. Старый приказ от 12 мая 2003 года №28 утратил силу.

Обучение по охране труда водителей стоимость

Стоимость обучения по охране труда - 2500 рублей /чел

Обучение по охране труда -дистанционное



Примерная программа обучения водителей

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Тема 2. Законодательство по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

Тема 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве

Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя

Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.

Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя

Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

  • техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

Тема 9. Требования охраны труда

Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».

При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя

В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия водителя при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.

Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по управлению легковым автомобилем допускаются лица, не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, проверку знаний и допущенные к самостоятельной работе.
1.2. Работнику проводятся:
повторный инструктаж по охране труда проводятся — 1 раз в 6 месяцев;
— проверка знаний требований охраны труда – 1 раз в год;
— проверка знаний по электробезопасности для неэлектротехнического персонала в объеме 1 группы по электробезопасности – ежегодно.
1.3. Водитель обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать технические требования к эксплуатации автомобиля;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
1.6. Водитель должен:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни — покинуть помещение.
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
— движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
— горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
— отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
— столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.
1.14. Работники обеспечиваются необходимой спецодеждой и защитными приспособлениями согласно действующих нормам. Хранить спецодежду следует в специальных шкафчиках отдельно от личной одежды.
1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.3. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
— техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие исправного инструмента и приспособлений;
— заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.4. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.5. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.6. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.7. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.8. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
— операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
— продувку бензосистемы производить насосом;
— при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
— в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
2.9. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
3.7. Водителю не разрешается:
— управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автомобилем посторонним лицам;
— выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»
3.9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. Использованную ветошь складировать с негорючие изолированные ящики с плотными закрывающимися крышками.
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.
4.4. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, непосредственному руководителю, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.5. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить исправность автомобиля.
5.2. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть руки с мылом.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.