Представляющий необходимость для строительства любого объекта недвижимости, а также – для его реконструкции. В нём содержатся сведения о близости расположения других объектов, как планируемых, так и уже возведённых.

А так же отражаются проведённые коммуникации, линейные объекты и иные сведения, позволяющие свести риски строительства к минимуму и максимально эффективно распорядиться имеющимся земельным ресурсом.

Он должен быть получен до первоначального проектировочного процесса строительных работ , начало инвестирования без его наличия, также является грубым нарушением правовых норм. План разрабатывается на ЗУ исключительно в случае, когда участок:

  • состоит на кадастровом учёте;
  • имеет правила землепользования и строительства;
  • имеет в наличии проект планировки;
  • имеет составленный проект межевания.

Ответственность за согласование и утверждение ГПЗУ – в ведении органов местной власти. Как правило, в региональной администрации существуют отделы по градостроительству и архитектуре, которые занимаются разработкой Плана. ГПЗУ не распространяется на .

Этот документ является центральным при решении вопроса о строительных работах в отношении возведения любого из капитальных объектов недвижимости. В него включены все необходимые действующие нормативы, регламентирующие строительство. Они лаконично включают все требования, предъявляемые к любому из возводимых объектов.

Соответственно без наличия ГПЗУ не представляется возможным осуществить подстройку новых объектов к имеющимся в наличии капитальным объектам. Поэтому План необходим:

  • для разработки документации по проекту;
  • при разработке проекта границ участка;
  • для получения разрешения на начало строительства;
  • для осуществления контроля соответствия проводимых работ;
  • при вводе объекта в эксплуатацию.

Узнайте, что такое план межевания территории, перейдя по .

ГПЗУ определяет нормативную основу структуры и содержания в соответствии со стандартами Законодательных положений. Его форма определена Приказом Министерства регионального развития от 10.05.11. за № 207. В Приказе учтены все нюансы, на основании которых должно быть осуществлено планирование строительной деятельности.

В целом, структура ГПЗУ и его функциональные особенности опираются на Градостроительный Кодекс РФ. Он создаёт конкретизацию и адаптацию идеального, планируемого строительного объекта – к реальности. ГПЗУ можно определить способом реализации положений настоящего Кодекса на практике, в конкретных случаях возведения строительных объектов.

В частности, в ГПЗУ отражаются положения 47, 48, 51, 53 – 55 статей ГК РФ.

Важное место занимает опора на законы:

  • «О газоснабжении РФ»;
  • «Об электроэнергетике»;
  • «О техническом урегулировании».

В них определяются требования, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ. Они согласовывают многочисленные СНиПы и ГОСТы, посредством которых определяется соответствие строения требованиям строительного регламента.

Полный текст закона из ГК РФ, главы 5, статьи 44 смотрите ниже:

Градостроительный кодекс РФ, Глава 5, Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

  • границы земельного участка;
  • границы зон действия публичных сервитутов;
  • минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
  • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
  • границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Где получить межевой план земельного участка? Читайте .

Состав и структура

Нормативная структура ГПЗУ определяет обязательный, строго регламентированный свод данных, включаемых в его содержание. При этом в отношении оформления включаемых в план сведений определены стандарты их внесения и оформления. В целом ГПЗУ состоит из текстового документа и топографического плана.

После внесения основных данных об участке и заказчике работ, следует чертёж плана, в котором подробно указываются:

  • границы ЗУ;
  • границы зонирования территории;
  • указание наличия зданий и сооружений государственных и муниципальных нужд;
  • определение местоположения инженерных объектов;
  • места обременений публичными сервитутами;
  • красные линии.

Текстовой материал ГПЗУ определяет подробное обоснование и описание следующих сведений:

  1. о градостроительном регламенте ЗУ;
  2. о разрешённом использовании ЗУ;
  3. об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  4. об инженерно-техническом обеспечении;
  5. о линейных объектах;
  6. о делимости участка.

Содержание чертежа обязательно включает в себя окружающий контекст , который располагается поблизости от участка, на его базисе и разрабатывается ГПЗУ. На Плане смежные территории гармонизируются, создавая единый контекст, который в готовом виде в реальности должен создать видимость отсутствия границ между ЗУ.

А самое главное – определены зоны особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия, в отношении которых план предполагает особое положение охраняемое законом и не допускающее вмешательства.

В принципе, структура ГПЗУ такова, что из его содержания можно получить исчерпывающую информацию, требующуюся для возведения новостройки. Кроме этого он прилагается к составленному проекту межевания ЗУ, в результате чего возникает полная картина о перспективах строительства.

Посмотреть, как выглядит вы можете .

Пошаговая инструкция оформления ГПЗУ

Заполнение ГПЗУ должно осуществляться в соответствии с Приказом № 40 Министерства регионального развития РФ от 26.04.06. Он опирается на законодательные положения ГрК РФ и представляет собой Инструкцию, в полной мере отражающую правила заполнения Плана.

Вначале указываются номера , которые во всех случаях фиксируются арабскими цифрами:

  • А – регистрационный № ГПЗУ;
  • Б – порядковый № ГПЗУ.

Далее заполните строку с указанием , на основании чего заполняется ГПЗУ. Здесь нужна информация о данных акта, которым утверждён План. В соответствии с другими требуемыми данными, заполните оставшиеся строки с общими сведениями о заявителе и ЗУ, где планируются работы:

  • полный адрес местоположения;
  • кадастровый номер;
  • данные исполнителя ГПЗУ;
  • данные о структуре, согласовывающей и утверждающей ГПЗУ;
  • № акта, которым План был утверждён.

Образец заявления доступен .

После заполнения общих сведений, подготавливается чертёж. Он заполняется с соблюдением особых требований. Его нужно выполнить на бумажном носителе и в электронном виде. Масштаб исполнитель может подобрать по усмотрению, но обязательно представить в ГПЗУ.

При составлении чертежа обязательно пользоваться исключительно разработанными условными знаками, с помощью которых составляется, а впоследствии – дешифруется чертёж. К ним относятся:

  • обозначения границ ЗУ;
  • координаты поворотных точек;
  • выноски угловых точек;
  • границы сервитутов;
  • места для допустимого строительства зданий;
  • линии отступа;
  • номера зданий.

Инструкция даёт указания в отношении использования толщины линий для обозначения различных знаков, ширины штриха, градусов наклона углов, размера цифр.

По завершении составления чертежа указываются данные о составителях чертежа и дата его составления.

Вторая часть ГПЗУ является текстовой, в ней во втором разделе даётся информация о градостроительном регламенте. В ней указываются:

  1. Установление градостроительного регламента с указанием номера акта, наименования органа, утвердившего ГПЗУ.
  2. Основные виды разрешённого использования ЗУ.
  3. Условно-разрешённые виды использования ЗУ.
  4. Вспомогательные виды использования ЗУ.

Когда на обозначенные виды градостроительный регламент не распространялся, этот факт должен отразиться в данной части, то есть быть вписанным в соответствующую графу.

В третьем разделе даётся информирование о разрешённом использовании ЗУ в контексте правил назначения и характеристик возводимых новостроек и имеющихся зданий. Для заполнения требуются сведения:

  1. О видах разрешённого использования.
  2. Положения по расположению новостроек с указанием их порядкового номера, определённого данными указанными на чертеже.
  3. Параметры площади ЗУ, их вам нужно самостоятельно внести в специальную графу табличной формы.
  4. Номера участков городских застроек.
  5. Данные о допустимых размерах площадей ЗУ, а также наличествующая площадь, выраженная в гектарах.
  6. Данные о допустимой этажности на рабочей территории.
  7. Максимально допустимая высота строений на местности, выраженная в метрах.
  8. Максимально допустимый объём строений на данной местности, выраженный в отношении суммарного измерения общей площади застроек к площади участка (в процентах).

При наличии дополнительных сведений заполняется графа «иные показатели». Если таковые отсутствуют, вы можете оставить графу незаполненной.

В четвёртом разделе вам нужно будет заполнить графы об объектах капитального строительства и культурного наследия, которые расположены на прилегающей местности и отражаются в рамках контекстуальной архитектуры. В отношении данных объектов необходимо будет заполнить следующие сведения:

  • номера согласно чертежу (2 раздел);
  • инвентаризационные или кадастровые номера;
  • сведения о технических паспортах объектов;
  • характеристики исторического наследия объектов;
  • фактическое использование исторического наследия;
  • источник определения культурной ценности.

Если объекты исторического и культурного наследия не обнаружены, в каждой графе укажите, что их «не имеется».

В пятом разделе ГПЗУ вам нужно будет указать сведения о техническом обеспечении новостройки.

Поэтому после указания номера возводимого здания, совпадающего с данными второго раздела (чертежа), укажите тип подключения здания к инженерно-техническим сооружениям. Затем необходимо указать – кем выдано разрешение на подключение.

Шестой раздел содержит сведения о возможности разделения ЗУ, на котором возводится новостройка. Соответственно, укажите сведения о том, делим ли в принципе или нет – данный земельный участок.

Срок действия

Ни один из нормативных градостроительных документов не определяет срока действия для ГПЗУ. Однако не существует и указания на то, что этот документ является бессрочным. Этот факт даёт возможность интерпретировать данный вопрос в силу складывающихся, в отношении строительства, ситуаций объективного и субъективного плана.

Так как стоимость этого документа достаточно велика – признавать его срочным или нормированным во времени было бы в некоторой степени не совсем корректно по отношению к застройщику. В принципе он и не имеет необходимости в перерегистрации, дополнительном утверждении, согласовании и прочих процедурах.

Считаясь с вышеперечисленными аргументами, правовое основание ГПЗУ принято считать выданным в отношении отдельного участка, а соответственно – закреплённым в отношении этого участка. Нормативный регламент претензий может быть предъявлен в отношении выполняемых работ на иных основаниях.

Однако в некоторых случаях со временем могут произойти изменения или появиться иные причины, которые делают выданные разрешения и требования в отношении строительных работ, недействительными . Выход из таких ситуаций найден путём внесения дополнений в сведения, изложенные в ГПЗУ.

Внесение изменений

Основанием для внесения изменений в сведения ГПЗУ является установление ошибочности или неправомерности некоторых сведений. Дело в том, что юридическая сила сведений, вносимых в план, распространяется лишь на момент:

  • их внесения;
  • подготовки ГПЗУ;
  • утверждения ГПЗУ.

Далее ситуация имеет право меняться так, как это запланировано в отношении других объектов. Именно теснейшая взаимосвязь объектов в рамках общего градостроительного контекста может определить недостоверность информации. Один объект, на граничащем земельном участке может повлечь за собой изменения в отношении возводимой новостройки.

Процедура внесения изменений определяется правилами, которые вносит хозяйствующий субъект (муниципалитет). Эти правила должны существовать в общем виде для всех застройщиков.

Некоторые регионы специальным актом устанавливают соответствующие требования к пересмотру и актуализации данных, внесённых в ГПЗУ, которые должны происходить ежегодно.

В других случаях муниципалитет уведомляет застройщика о приостановлении строительной деятельности до момента согласования изменившейся ситуации и внесения дополнений в уже имеющийся ГПЗУ.

Необходимо отметить, что муниципалитет имеет право на внесение дополнений. Но если внесение дополнений продиктовано необходимостью со стороны органов самоуправления – застройщик не должен нести убытков при их оформлении. И уж тем более неправомерно обременять застройщика выполнением нового ГПЗУ за свой счёт.

В настоящее время арбитражные суды имеют многочисленную практику взаимных претензий , которые возникают на фоне необходимости внести те или иные дополнения в ГПЗУ.

Обычно вопрос в суде решается в сторону истца в том случае, если инициатива о внесении дополнений принадлежит ответчику и он не причастен к тем изменениям, которые повлияли на актуальность сведений в ГПЗУ.

Тем не менее, решение суда всегда рассматривает объективное положение вещей и меру необходимости, вызвавшую внесение изменений.

Заключение

Столь сложный вид деятельности как подготовка ГПЗУ на возведение новостройки требует максимального анализа территории в пределах границ застройки. Любое нарушение градостроительного регламента может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Поэтому ГПЗУ выполняется в соответствии с инструкциями, которые позволяют обеспечить надлежащий контроль, за проводимыми работами и обезопасить уже имеющиеся капитальные строения и объекты культурного наследия от нецелесообразного влияния на их существование.

В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» - спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ - что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план земельного участка. Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2005 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:


Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:


Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:


Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. определенной территории.
  4. Копия и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. территории с имеющимися коммуникациями Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания - только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2010 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития - реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании - его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ - что это и как его оформить?»

Градостроительный план необходим перед началом любых работ по застройке земельного участка. В статье мы расскажем о том, какая информация содержится в этом документе и почему его надо оформлять еще до начала проектирования. Вы узнаете о возможных трудностях при получении ГПЗУ, подаваемых документах и существующих способах оформления. Для ознакомления приведем образец такого плана.

Градостроительный план – один из основных документов на земельный участок. В нем содержится информация, позволяющая идентифицировать обозначенный надел, определить его расположение относительно других участков, трубопроводов, линий электропередач, прочих коммуникаций и объектов капитального строительства. На ГПЗУ указываются зоны допустимого расположения построек с учетом технических требований к ним.

При освоении земельного участка без его градостроительного плана не обойтись. Он позволяет понять, можно ли на имеющейся площадке возвести объект с запланированными характеристиками. Органы власти при выдаче ГПЗУ фактически информируют получателя о строительных характеристиках участка и установленных в отношении него ограничениях.

ГПЗУ – для чего нужен этот документ?

Градостроительный план обычно заказывают при освоении земельного участка в различных формах. Без него невозможно:

  • подготовить проектную документацию.

ГПЗУ по своей сути является информационным документом, из которого берутся необходимые сведения для дальнейшей разработки проекта и ведения строительных работ.

План заказывается до начала проектирования. Он является обязательным руководством к действию и для собственников земли, и для ее арендаторов. Информация из ГПЗУ учитывается не только при постройке, но и при реконструкции объектов капитального строительства.

Разработка таких планов осуществляется в местной администрации подразделением, занимающимся вопросами градостроительства и архитектуры. Для каждого обособленного земельного участка готовится свой ГПЗУ.

Градостроительный план представляет собой документ, в котором приводятся описания и чертежи конкретного земельного участка (с образцом можно ознакомиться в приложении ниже). В нем содержится следующая основная информация:

  • сведения о местонахождении земельного надела;
  • выделенная на нем зона допустимого размещения объектов капитального строительства;
  • ограничения для зданий по высоте и другим параметрам;
  • информация об имеющихся на участке охранных зонах, ;
  • сведения о том, для каких целей разрешено использовать земельный участок;
  • допустимая плотность застраивания выделенной территории;
  • сведения об уже имеющихся на площадке зданиях и сооружениях;
  • прочая важная для проектирования информация и рекомендации.

К получению градостроительного плана земельного участка не следует относиться как к формальному действию, обязательному при оформлении разрешения на строительство. Без ГПЗУ действительно не получить разрешительной документации. Однако в нем на самом деле содержится полезная информация, необходимая для подготовки проекта и его дальнейшей реализации без получения претензий от представителей администрации, которые будут участвовать в приемке готового объекта.

На оформленном плане выбирается место для расположения будущих построек. Предварительное получение ГПЗУ в 2018 году позволяет:

  • рационально расположить строения относительно остальных объектов;
  • выполнить требования противопожарной безопасности;
  • исключить риски опасной близости с негативными особенностями рельефа (увеличивающиеся овраги, подтапливающие территорию водоемы, склоны с риском осыпания) и техногенными зонами (газопроводы, ЛЭП и прочие коммуникации);
  • спроектировать здания и сооружения таким образом, чтобы они не нарушали установленные местными властями правила планировки, застройки и землепользования;
  • соблюсти правила, касающиеся максимальной этажности зданий в конкретном районе.

Сложности и ошибки при получении документа

При получении ГПЗУ без достаточного опыта прохождения данной процедуры часто появляются трудности, затягивающие сроки оформления или приводящие к отказу. Приведем список наиболее частых ошибок, с которыми сталкиваются заявители.

  1. В собранном пакете документов не хватает каких-то отдельных бумаг, без которых ГПЗУ не выдается.
  2. Сведения, на основании которых подготавливается и выдается план, неверны или требуют дополнения (уточнения).
  3. Указанный земельный участок нельзя использовать под застройку в принципе, либо на нем нельзя строить объекты с заявленными техническими характеристиками.
  4. Переданные документы оформлены с нарушением требований, предъявляемых к ним действующим законодательством.
  5. Интересующий надел не поставлен на кадастровый учет. Чтобы местные власти могли подготовить градостроительный план, координаты границ земельного участка должны быть прописаны в кадастре.
  6. Указанные в кадастре границы участки расходятся с фактическими.

Это далеко не все ошибки, которые могут усложнить оформление ГПЗУ. Чтобы не терять время и своевременно получить необходимые документы, лучше воспользоваться помощью людей, имеющих опыт в решении данного вопроса.

Необходимые документы для получения ГПЗУ

Исчерпывающего списка бумаг, которые нужно подать для получения ГПЗУ, в федеральном законодательстве не приводится. Из-за этого территориальные образования сами определяют комплекты требуемых документов. В общем виде они выглядят следующим образом:

  • заявление на получение плана. Для него утвержденной формы также нет, но образец, от которого можно отталкиваться, заявителю предложат в муниципалитете;
  • документ для подтверждения личности заявителя или его законного представителя. В случае с законным представителем от него потребуются бумаги с подтверждением полномочий. Это может быть доверенность или документ, по которому гражданин имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности. Во втором случае речь идет обычно о приказе о назначении человека директором организации-заявителя;
  • выписка на участок из государственного кадастра. Она оформляется в местной кадастровой палате;
  • если на земельном участке, на который получается градостроительный план, имеются капитальные строения, то к заявлению прикладываются их кадастровые или технические паспорта;
  • топографическая съемка территории с отмеченными на них инженерными коммуникациями независимо от места их нахождения: на земле, над землей, под землей.

Местными властями могут быть затребованы и другие документы, конкретный перечень нужно уточнять на месте.

Кто выдает

Выдачей ГПЗУ в местной администрации занимается орган, в компетенции которого находятся вопросы архитектуры и градостроительства. Заявление сегодня удобнее всего подавать через МФЦ или удаленно – на сайте Госуслуг. В последнем случае результатом будет электронный документ.

Впрочем, удаленное получение ГПЗУ с помощью Госуслуг возможно не во всех местных администрациях. Если такой возможности нет, то заявление и сопровождающие его бумаги необходимо принести лично.

Стоимость и образец

Выдача градостроительного плана – бесплатная услуга. Если вы будете оформлять его через специализированную организацию, то стоимость определяется только ее тарифами.

Образец ГПЗУ приложим к статье в качестве дополнительного материала для ознакомления.

Вложенные файлы

  • Образец градостроительного плана.doc

Перед началом новых проектов или работ по реконструкции любых строительных объектов, для собственников наделов или их арендаторов, необходимо получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Указанное положение установлено нормами градостроительного кодекса РФ.

Данная бумага оформляется по законодательно установленной форме, которая содержит положения действующего законодательства, регламентирующего обозначенный вопрос. Она представляет собой важную деталь межевого дела и направлена на характеристики землевладения, зафиксированные по итогам межевальных работ.

Однако в таких планах наделы с планируемыми постройками обозначаются в пределах застройки без отображения границ межевания – как будто их не имеется. Таким образом происходит отображение полной картины.

Все прочие мероприятия, которые требуются при оформлении документации в отношении будущего проекта, проводят согласно информации, зафиксированной данным регламентом.

Помните, что в случае, если подготовленные проектные бумаги будут расходиться с планом землевладения, это может быть воспринято в качестве причины для отказа в предоставлении разрешительной документации на осуществление строительных работ. Подобная картина возникает при различиях возведенной либо реконструированной недвижимости с градостроительным планом – появляются затруднения в получении документов, разрешающих введение в эксплуатацию.

План обладает следующими отличительными чертами:

  • применение в отношении уже возведенной недвижимости, а также к той, постройка которой только намечается и подлежащей восстановлению;
  • мероприятия по подготовке сходятся с межевым планом;
  • в нем приводится обозначение пограничных зон наделов, отступов для постройки сооружений и пунктов, где строительство недвижимости запрещено;
  • в плане возможно отображение данных по разрешению раздела землевладения на несколько самостоятельных частей;
  • документ должен соответствовать требованиям, вынесенным специально предусмотренным исполнительным органом, который назначает Правительство Российской Федерации.

Подготовка плана регулируется на законодательном уровне, в нем предусмотрены специальные показатели, которые должны обязательно отображаться в его содержании. Бумага включает в себя топографический план с указанными на нем границами разных зон, а также текста, который досконально разъясняет условия землепользования.

Кроме того, в ГПЗУ описываются объекты, строительство которых разрешено в пределах данного участка, указывается информация о возможности раздела земли и тому подобное. Таким образом, рассмотрение плана дает возможность для оценки целесообразности строительных работ, их результативности с экономической точки зрения и установления межевых границ.

Сведения касательно формы ГПЗУ зафиксированы Приказом Минрегиона № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» от 10 мая 2011 года.

В соответствии с указанным правовым актом, ГПЗУ должен отражать такие данные:

  • имеющиеся реквизиты;
  • ваши личные сведения (ФИО, если вы являетесь физическим лицом и наименование, если вы представляете интересы юридического лица);
  • информацию о наделе, относительно которого оформлен данный план (местоположение, обозначение границ, габариты участка);
  • данные в отношении уполномоченного лица по разработке и исполнению ГПЗУ, с отражением занимаемой должности, указанием его личной подписи и даты оформления бумаги;
  • схема, выполненная согласно топографическим данным, которые включают:
  • чертеж местоположения надела;
  • указание его границ, с фиксацией координат поворотных точек;
  • имеющиеся капитальные постройки (с указанием номеров);
  • отображение отступов от границ землевладения, минимально допустимых для установления местоположения капитальных построек (в разрешенных показателях);
  • границы зон намеченного возведения недвижимости, направленной на государственные и муниципальные нужды в соответствии с планом;
  • точки в территории земли, где возможно строительство капитальных объектов;
  • характеристики допустимой к строительству недвижимости (при наличии происходит обозначение публичных сервитутов и данных об установлении ограничений касаемо эксплуатации указанного землевладения);
  • сведения о разрешении либо запрете землепользования;
  • предписания, вынесенные относительно строительных объектов на конкретном наделе, с обозначением их габаритов, назначения и расположения.

Помимо вышеуказанного, ГПЗУ может отображать и прочие данные в отношении данного землевладения.

Как получить градостроительный план земельного участка

Для получения градостроительного плана землевладения, обратитесь к местной администрации. Обычно краевыми и региональными властями определяются определенные структуры, занимающиеся градостроительными процедурами и землеустройством.

Где происходит выдача градостроительного плана на участок, отведенный под индивидуальное жилищное строительство, в нашей стране? В Москве и Санкт-Петербурге при действующих структурах установлены Комитеты градостроительства и архитектуры.

Районные комитеты ограничены предоставлением землевладений при местной администрации. Сельские администрации в рассмотрении вопросов по землеустроительным работам приобщаются к районным муниципалитетам.

Вышеуказанные органы, занимающиеся предоставлением градостроительных планов земель, правомочны оказывать населению услуги по изготовлению и предоставлению бумаг на постройку.

Клиентам, являющимися гражданами и организациями, обращаться нужно к компетентным лицам. В их роли могут выступать начальники департаментов (руководители отделов) либо сотрудник, который принимает заявления от обратившихся лиц.

Не забывайте о том, что положения о регистрации начала строительных работ, которые применялись до 01 марта 2015 года, лишены юридической силы. Если до отведенного срока существовала возможность зарегистрировать правомочия на землю, имея только правоустанавливающий документ, сейчас необходима подготовка полного комплекта бумаг.

При неимении вышеуказанной бумаги, муниципальные органы правомочны к назначению административного взыскания, соразмерного совершенным правонарушениям за возведение самовольной постройки, согласно предписанию статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

После исполнения вышеуказанных мероприятий напишите заявление, в котором полностью отразите смысл ходатайства.

Заявление на получение градостроительного плана земельного участка

Заявление на выдачу градостроительного плана землевладения направляйте начальнику соответствующей структуры. Если администрация районная – главе исполнительного комитета. Согласно предусмотренных правил, бумага удостоверяется общим отделом или секретарем руководителя, который несет ответственность за оборот документации.

Это означает, что при предъявлении документа о выдаче ГПЗУ, происходит регистрация по журналу водящей корреспонденции, и об этом проставляется отметка.

В заявлении о получении ГПЗУ отразите информацию в отношении:

  • заявителя;
  • кадастровых данных о земле;
  • уникального номера по кадастру;
  • места нахождения участка;
  • даты и основания получения прав на землевладение;
  • категории надела и допустимого землепользования;
  • технических особенностей строений, возведенных в пределах данного надела.

Если вы хотите произвести реконструкцию, зафиксируйте характеристики домовладения и техническую информацию о нем (площадь, количество этажей и тому подобное). Как правило, при обращении, выдается образец указанного документа, необходимый для того, чтобы вы придерживались установленной формы, а также регламента отображаемых данных. Чаще всего департаменты применяют типовой бланк – в нем указываются нужные положения и требуемые данные.

Таким образом процесс оформления документа значительно упрощается. На практике не установлено строго определенного порядка написания заявлений. Достаточно лишь указать все необходимые данные.

Подготовьте два экземпляра данной бумаги, на каждом из которых должно быть проставлено число предъявления и ваша подпись, а также ее расшифровка. Оба экземпляра подлежат регистрации – верхний левый угол предназначен для отметки о принятии к рассмотрению. Первый экземпляр остается в компетентном органе, второй возвращают вам.

Также возможен и другой порядок принятия заявления. Он сопровождается регистрацией выдачи бланка. После его предъявления, вам выдадут расписку о принятии ходатайства и сопровождающих его документов.

Документы для получения градостроительного плана земельного участка

Точно обозначить перечень требуемой для получения плана документации невозможно. Это объясняется тем, что федеральным законодательством не зафиксировано строго определенного списка. В силу сказанного, любое муниципальное образование может по собственному усмотрению определять пакет нужных документов.

К примеру, он может состоять из:

  • написанного заявления о предоставлении ГПЗУ. Так как его форма не утверждена, получите в органах муниципальной власти образец, отражающий примерное содержание бумаги;
  • вашего паспорта. Если вы представляете интересны другого лица, имейте подлинник нотариально удостоверенной доверенности. Если вы являетесь представителем организации – потребуется документация, доказывающая ваше право действовать без доверенности (к примеру, приказ о назначении руководителем);
  • выписки из ГКН на конкретное землевладение. Для ее получения посетите кадастровую палату вашего населенного пункта;
  • кадастрового либо технического паспорта на капитальную постройку. Их предоставление необходимо в тех случаях, когда на земле, в отношении которого происходит оформление градостроительного плана, расположены объекты капитального строительства;
  • топографической съемки надела, в пределах которого должны отображаться имеющиеся коммуникации.

Органы вашего муниципального образования вправе потребовать дополнительную документацию, необходимую в соответствии с местными правовыми актами.

Подготовка градостроительного плана земельного участка

Процедуры по подготовке и выдаче ГПЗУ осуществляются соответствующими отделами архитектуры, функционирующими на данной территории либо департаментами по землеустроительным и градостроительным работам.

В пределах Москвы это относится к компетенции комитета по градостроительству и архитектуре. Административные органы сельской и районной власти получают бумаги от жителей, после чего переадресуют их областным и краевым центрам, в которых проведение работ возложено на грамотных специалистов.

В процессе подготовки происходит сравнение:

  • топографических данных, предоставленных Росреестром, которые получены в результате проведения межевальных работ в отношении вашего участка;
  • проектов застройки в пределах той зоны, где находится землевладение.

Топографическая схема плана отображает место, где намечено возведение построек, без указания границ межевания.

Обязательно досконально изучите ее во избежание неточностей и неверной информации.

Утверждение указанной бумаги происходит посредством проведения публичных слушаний. Данные в отношении застроек заранее размещаются на сайте соответствующей администрации, с обозначением времени их проведения.

После того, как план утвержден, его удостоверяет уполномоченная комиссия и ее председатель. Титульный лист должен содержать информацию и данные об исполнителе процедуры, ответственного за указанную информацию вместе с уполномоченными лицами, подписавшими названную бумагу.

Вы получите окончательное решение в отношении применения действующих норм градостроительства на вашей земле в окончательной форме, но при отсутствии согласования с уполномоченными структурами, регламентирующими процесс проведения электрической энергии, газа, отопления и так далее.

Выдача ГПЗУ происходит в месячный срок со дня подачи заявления. Выполнение работы происходит на безвозмездной основе.

Срок действия градостроительного плана земельного участка

Действие удостоверенного плана происходит в течение десяти лет. В этот промежуток времени приступайте к постройке домовладения, не забывая о регистрации строительных работ и постановке имущества на кадастровый учет.

Если в обозначенный временной интервал ситуация поменялась и вы решили внести определенные изменения – приступайте к процедуре с отображения их в плане земельного участка.

Для проведения любого вида строительства, как коммерческого, так и частного характера, необходимо получить разрешительную документацию.

Для каких целей он необходим, и где его можно получить?

Назначение

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – это схема, которая отображает расположение той или иной застройки, расстояние между объектами, удаленность их от соседних границ.

Предназначен документ для того, чтобы оформить разрешение на возведение нового объекта или уточнить границы надела. На нем органы муниципальной власти отмечают в каком месте возможно строительство, а в каком оно запрещено.

При вынесении решения учитывается множество факторов :

ГПЗУ должен содержать следующую информацию:

  1. Адрес нахождения объекта строительства.
  2. Границы объекта.
  3. Площадь надела, возможные границы выхода.
  4. Технические возможности проведения линий коммуникаций.
  5. Возможность разделения участка на разные объекты.

Градостроительный план может быть подготовлен в двух видах :

  1. Как составляющая часть .
  2. В качестве части проектирования строительства.

Получение данного документа возможно потребуется не только для оформления разрешения на строительства, но и для заказа нового градостроительного плана.

Порядок оформления

Подать заявку на получение плана градостроительства можно в Многофункциональном центре или в отделе архитектуры и градостроительства Администрации района .

Подача заявления может быть как лично, так и посредством почты. Для этого потребуется отправить все необходимые документы заказным письмом с уведомлением.

Если от имени собственника действует третье лицо, оно должно предоставить нотариальную доверенность.

Отправить заявление можно не только почтой, но и , загрузив предварительно всю необходимую документацию в личный кабинет. Для того чтобы работать на портале Госуслуг, необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пакет документов

Перед подачей заявления на получение ГПЗУ заявитель должен подготовить пакет документов.

В список входят:

Предоставив все необходимые документы, гражданин пишет заявление в двух экземплярах .

Отдельный момент касается подготовки топографического плана съемки . Топографическая съемка производится на местности с применением необходимых технических условий и сведений об объекте, которые получают из Росреестра. На основе расчетов заказчику выдается межевой план и схема участка с пояснениями.

Топографические работы проходят в несколько этапов:

  1. Составление предварительного плана на основе полученных сведений из кадастра недвижимости.
  2. Проведение работ на местности. Производится съемка объекта, поворотные точки заносятся в схему.
  3. Заключительным этапом результаты съемки перепроверяются. Составляется конечный план.

Все работы должны осуществляться специализированными компаниями, у которых получена лицензия на проведение межевания.

Составление заявления

Заявление должно быть написано на имя Главы администрации района или руководителя Департамента или Отдела архитектуры и градостроительства .

А верхней части заявления должны быть подробно прописаны все данные заявителя. Если в качестве заказчика ГПЗУ выступает юридическое лицо, потребуется указать реквизиты учредительных документов и доверенности, на основании которой действует представитель.

Если заявление подается в Администрацию, то оно заполняется в двух экземплярах. Один остается на руках у заявителя с отметкой о принятии. При подаче заявки через МФЦ заявитель получает на руки расписку с перечнем документации, которую он предоставил.

Возможные причины отказа

Все возможные причины отказа в выдаче документа прописаны в Градостроительном кодексе.

Отказ в получении градостроительного плана можно получить в следующих случаях :

Отказ в выдаче ГПЗУ выдается заявителю в письменном виде. Второй экземпляр ответа должен храниться в архиве.

В административном порядке заявитель имеет право обжаловать полученный отказ. Для этого необходимо подать заявление в Исполком либо лично, либо посредством электронной почты.

Обжаловать решение Администрации можно по следующим причинам:

  1. Если неправомерно было отказано в приеме документов.
  2. От заявителя требовали документацию, которая не установлена законодательством.
  3. За выдачу ГПЗУ с заявителя требуют плату.
  4. Ошибки в документах были допущены органом, который готовит градостроительную документацию. При этом специалисты органа отказываются их исправлять.
  5. Нарушен срок рассмотрения заявления.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней. Если будет принято положительное решение в пользу заявителя, будет осуществлен пересмотр просьбы о выдаче плана градостроительства. Если жалоба была рассмотрена не в пользу гражданина, он вправе обратиться в суд.

Сроки выдачи

Законодательством установлен срок выдачи градостроительного плана в течение 30 дней после подачи заявления . Но чаще всего граждане получают документ уже через 20 рабочих дней.

Составляет три года с момента выдачи . Если за этот период времени владелец участка не сможет получить разрешение на строительство, документ нужно будет заказывать снова. Требования к объектам строительства и границам могут изменяться.

С 1 июля 2017 года в законодательстве произошли изменения. Планы, которые были получены до этого времени, регулируются по срокам годности муниципальными властями. Но срок не может быть более трех лет, либо более 8 с даты вступления нового закона.

Действия по доверенности

Подавать заявление на получение градостроительного плана могут только собственники участка . Также они могут быть землепользователями, арендаторами. В качестве владельцев выступают как физические лица, так и юридические компании, и индивидуальные предприниматели.

В случае, если у владельца участка нет возможности подать документы самостоятельно, его может представлять третье лицо. Но в этом случае в состав документации, необходимой для предоставления, входит доверенность, оформленная нотариально .

Обязательно необходима доверенность для представителей юридического лица, предприятий и организаций . Сотрудник, подающий документы, должен быть наделен правом от руководителя юридического лица.

Градостроительный план земельного участка – важный документ, который необходим для получения разрешения на строительство, утверждения границ. При возникновении сложности в сборе документации или подачи заявления владелец участка может обратиться за помощью в специализированные юридические компании.

Порядок получения ГПЗУ представлен в следующем видеосюжете: