Тема 1. Понятие, система, задачи и принципы

ПРОГРАММА КУРСА

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Понятие уголовного права. Предмет, метод, принципы и специфические черты уголовного права. Уголовное право как охранительная отрасль общественных правоотношений. Социальная сущность институтов и норм уголовного права. Понятие, содержание и основные направления уголовной политики российского государства. Уголовное право и права человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Конституция РФ 1993 г., и т.д.). Гуманизация наказаний в российском уголовном законодательстве и ее значение. Перспективы изменений в уголовном законе.

Задачи уголовного права в современный период, значение уголовного права для построения и развития демократического правового государства. Уголовное право и предупреждение преступности. Система уголовного права. Общая и Особенная части уголовного права. Их соотношение и взаимосвязь. Общая часть уголовного права: понятие, структура. Соотношение уголовного права и смежных отраслей права (административное, гражданское, предпринимательское, криминология, криминалистика, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное).

Наука уголовного права. Ее понятие, содержание, значение. Задачи науки уголовного права. Предмет и метод науки уголовного права. Социальная роль науки уголовного права. Борьба с преступностью. Значение уголовного права для совершенствования действующего и разработки нового уголовного законодательства. Соотношение и взаимосвязь науки уголовного права со смежными науками: социология, уголовно-исполнительное право, криминология, правовая статистика, судебная медицина и судебная психиатрия.

Принципы уголовного права РФ. Понятие и значение принципов уголовного права. Содержание принципов законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Их реализация в нормах уголовного права.

РАЗДЕЛ 1. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Тема 2. Уголовный закон. Действие уголовного закона.

Понятие уголовного закона. Его основные черты. Отличие уголовного закона от законодательных актов других отраслей права. Источники уголовного закона. Значение Конституции РФ для уголовного законодательства. Соотношение уголовного закона и норм международного права.

Задачи уголовного закона: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений. Способы решения задач уголовного закона. Роль уголовного закона в воспитании граждан и предупреждении преступлений.



Этапы развития уголовного законодательства. Отмена уголовного законодательства царской России, временного правительства. Декреты Советской власти. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР (1919 г.), их содержание и значение для становления и развития нового уголовного законодательства. Образование СССР. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1924 г.). Положение о воинских преступлениях (1924 г. с изм. в 1927 г.). Положение о преступлениях государственных (1927 г.).

Уголовные кодексы РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Распад СССР. Социально-экономические и политические изменения в России. Переход к рыночной экономике. Необходимость разработки и принятия нового уголовного законодательства. Уголовный кодекс РФ (1996 г.). Основные черты уголовного законодательства. Приоритеты уголовного закона. Построение нового Уголовного кодекса. Общая и Особенная части. Их роль и соотношение.

Уголовно-правовая норма и ее структура. Роль и содержание уголовно-правовых норм. Структура норм Особенной части Уголовного кодекса: диспозиция, санкция. Виды диспозиций и санкций. Уголовно-правовой институт.

Толкование уголовного закона. Виды толкования: 1. по субъекту (легальное, судебное, доктринальное); 2. по способам (грамматическое, систематическое, историческое); 3. по объему (буквальное, распространительное, ограничительное). Роль толкования. Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ для судебной практики. Степень обязательности различных видов толкования уголовного закона.

Действие уголовного закона во времени. Вступление уголовного закона в силу. Понятие времени совершения преступления. Обратная сила уголовного закона. Основания и порядок прекращения действия уголовного закона.

Действие уголовного закона в пространстве. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ. Понятие территории РФ. Континентальный шельф. Территориальное море. Исключительная экономическая зона. Морской и воздушный транспорт.

Действие уголовного закона в отношении различных категорий лиц. Ответственность дипломатических представителей и других лиц, не подпадающих под юрисдикцию РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ: граждане РФ, лица без гражданства, военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за ее пределами, иностранные граждане. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция).

Тема 3. Понятие, содержание и реализация

уголовной ответственности

Понятие уголовной ответственности и ее содержание. Понятие и содержание уголовно-правовых отношений. Субъекты уголовно-правовых отношений. Основание уголовной ответственности. Возникновение уголовной ответственности, ее реализация и прекращение. Отличие уголовной ответственности от иных видов ответственности.

РАЗДЕЛ 2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Тема 4. Понятие преступления

Социальная сущность преступления. Понятие и признаки преступления по российскому уголовному законодательству. Понятие общественной опасности деяния, ее характера и степени. Историческая изменчивость категории «общественная опасность». Уголовная противоправность деяния, виновность и наказуемость. Отличие преступления от иных видов правонарушений.

Категории преступлений (небольшой, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие). Основания классификации преступлений на категории. Значение категоризации преступлений. Изменение категории преступления.

Криминализация (включение общественно опасных деяний в число преступных) и декриминализация (исключение их из числа преступных) деяний.

Тема 5. Состав преступления

Понятие состава преступления. Соотношение понятий “преступление” и “состав преступления”. Общий и конкретный составы преступлений. Элементы и признаки состава преступления. Объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления. Признаки состава преступления. Основные (обязательные) и факультативные (дополнительные) признаки состава преступления. Виды составов преступлений. Критерии деления составов преступлений на виды (общественная опасность, структура, конструкция). Значение состава преступления для уголовной ответственности и квалификации деяния. Понятие и значение квалификации преступления. Теоретические основы квалификации преступлений.

Тема 6. Объект преступления

Понятие объекта преступления в уголовном праве. Виды объектов преступлений. Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступлений. Основной, дополнительный и факультативный объекты. Понятие предмета преступления. Отличие предмета преступления от непосредственного объекта преступления, орудий и средств совершения преступления. Понятие потерпевшего от преступления и его уголовно-правовое значение. Уголовно-правовое значение основного и дополнительного объектов преступления. Теоретические проблемы объекта преступления в уголовном праве.

Тема 7. Объективная сторона преступления

Понятие объективной стороны преступления. Ее содержание и значение в уголовном праве. Основные (необходимые) и факультативные (дополнительные) признаки объективной стороны. Общественно-опасное деяние (действие или бездействие). Понятие уголовно-правового действия. Понятие уголовно-правового бездействия. Условия уголовной ответственности за бездействие.

Причинная связь в уголовном праве. Критерии и значение причинной связи для уголовной ответственности. Причинная связь в материальных и формальных составах преступлений. Теоретические проблемы причинной связи.

Место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления как факультативные (дополнительные) признаки объективной стороны. Их уголовно-правовое значение.

Общественно-опасные последствия. Понятие и виды. Последствия в преступлениях с формальными и материальными составами. Уголовно-правовое значение общественно-опасных последствий.

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Субъективная сторона преступления. Ее понятие и содержание. Основные и факультативные признаки субъективной стороны преступления. Понятие вины в уголовном праве. Содержание и значение вины. Вина как необходимое условие уголовной ответственности. Формы вины в уголовном праве.

Понятие и виды умысла. Прямой и косвенный умысел. Интеллектуальный и волевой момент умысла. Доктринальные виды прямого умысла: по времени возникновения (внезапно возникший, заранее обдуманный); по степени определенности (определенный, неопределенный, альтернативный). Значение видов умысла для квалификации преступлений.

Понятие и виды неосторожности. Законодательное закрепление преступности деяний, совершенных по неосторожности. Легкомыслие, его интеллектуальный и волевой моменты. Отличие легкомыслия от косвенного умысла. Небрежность. Волевой и интеллектуальный моменты небрежности. Отличие небрежности от легкомыслия. Преступление, совершенное с двумя формами вины. Невиновное причинение вреда. Условия невиновного причинения вреда. Отличие невиновного причинения вреда от небрежности.

Мотив и цель преступления как факультативные признаки субъективной стороны. Их уголовно-правовое значение.

Понятие ошибки. Юридическая и фактическая ошибки. Их значение для уголовной ответственности и квалификации деяний.

Тема 9 . Субъект преступления

Понятие субъекта преступления. Признаки субъекта преступления: основные и факультативные.

Физическое лицо, вменяемость, достижение возраста уголовной ответственности как основные признаки субъекта преступления. Классификация возраста уголовной ответственности и ее основания. Соотношение понятий “субъект преступления” и “личность преступника”.

Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение. Виды специальных субъектов преступления.

Невменяемость. Ее понятие и значение. Критерии невменяемости. Юридический (психологический) и медицинский (биологический) критерии. Их соотношение и значение. Принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении лиц, совершивших общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости.

Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или токсического возбуждения.

Проблемы уголовной ответственности юридических лиц в теории уголовного права.

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА РФ (НАКАЗАНИЕ)

Предметом уголовного права являются общественные отношения, которые возникают вследствие совершения лицом преступления. Эти отношения регулируются уголовным законом. Только в уголовном законе определяется круг деяний, которые признаются преступными и те наказания, которые могут быть назначены за их совершение.

Уголовное право -есть совокупность норм, предусмотренных в уголовном законе и устанавливающих преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства и определяющих основания и принципы уголовной ответственности.

Предмет определяет и те задачи, которые ставятся перед уголовным правом. Уголовное право имеет своей задачей охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право любой страны имеет несколько источников. В России, как и в большинстве других стран, основным источником уголовного права является уголовный закон.

Система основных источников уголовного права России:

  • · Конституция РФ;
  • · Уголовный кодекс;
  • · Нормы международного права.

Среди источников уголовного права первое место принадлежит Конституции РФ 1993 г. В ней содержится целый ряд положений, имеющих важное значение для охраны личности, общества и государства.

Основным источником уголовного права является уголовный кодекс.

Понятие уголовного права не сводится только к уголовному законодательству. Оно имеет более широкое содержание и включает уголовное законодательство, науку и судебную практику.

Уголовное право делится на две части:

  • - Общую часть, в которой изучаются основания и принципы уголовной ответственности, понятие преступления, наказания и другие институты уголовного права. Иначе говоря, в Общей части изучаются вопросы, обязательные для суда при рассмотрении любого уголовного дела;
  • - В Особенной части изучаются отдельные составы преступлений и те наказания, которые может назначить суд за их совершение.

Уголовное право имеет тесную связь с другими уголовно-правовыми дисциплинами. Прежде всего, имеется тесная связь уголовного права с уголовным процессом. Отыскание истины по делу, расследование преступлений, рассмотрение уголовных дел в суде облекается в определенную процессуальную форму, установленную в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Уголовное право тесно связано с криминологией, криминалистикой, судебной статистикой, судебной психологией, судебной медициной.

Общая часть уголовного права включает в себя три раздела: уголовный закон, преступление, наказание.

Уголовный закон

Уголовный закон - это нормативный акт, принимаемый высшим органом государственной власти и содержащий правовые нормы, устанавливающие основания и общие принципы уголовной ответственности и определяющие признаки преступных деяний, и те наказания, которые может назначить суд за их совершение.

Согласно Конституции РФ (ст.ст. 105, 107) уголовный закон, принятый Государственной думой, в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, после чего направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Особенностью уголовного закона, отличающей его от других нормативных актов, является то, что только в нем определяются основания и принципы уголовной ответственности, признаки отдельных преступлений и наказания, которые могут быть назначены за их совершение.

Продолжительность действия уголовного закона, его предупредительное значение определяются тем, насколько точно в нем выражаются закономерности отношений, сложившихся в обществе, четко и ясно выражена мысль законодателя и насколько он соблюдается и единообразно применяется.

Уголовные законы могут быть разных видов. Они могут содержать одну уголовно-правовую норму или несколько уголовно-правовых норм (например, Закон, принятый Государственной думой, о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ). Уголовный закон может быть в виде систематизированного правового акта (например, Закон о воинских преступлениях 1958 г.). Наконец, его наиболее совершенным видом является Уголовный кодекс.

Уголовный кодекс - это законодательный акт, который отличается внутренним единством и в котором урегулированы все вопросы Общей и Особенной частей уголовного права.

Необходимость принятия нового Уголовного кодекса была вызвана социально-политическими и социально-экономическими изменениями, которые произошли в стране за последнее время.

Пределы действия уголовного, как и любого другого закона, ограничены временем и пространством.

Наказание

Наказание - особая мера государственного принуждения, предусмотренная Уголовным кодексом РФ, она применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица.

Выделяются следующие признаки уголовного наказания:

  • § оно предусмотрено в уголовном законе;
  • § применяется государством и назначается от имени государства;
  • § содержит отрицательную правовую (нравственную) опенку содеянного и личности виновного от имени государства;
  • § применяется только по приговору суда за совершение преступления;
  • § влечет особое правовое состояние -- судимость.

Уголовное наказание имеет свойственные ему сущность, содержание и цель.

Сущностью уголовного наказания является кара, т. е. способность причинять лицу, подвергнутому наказанию, определенные умаления посредством лишения или ограничения его прав и свобод.

Назначаемое лицу, совершившему преступление, наказание должно по своему содержанию и сущности быть таким, чтобы обеспечивать достижение целей, стоящих перед наказанием.

Целями наказания в уголовном праве считают те конечные фактические результаты, которые стремится достичь государство, устанавливая уголовную ответственность, осуждая виновного в совершении преступления к этой мере наказания и применяя данную меру.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлении.

В уголовном законодательстве установлен исчерпывающий обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести, который называется системой наказания.

В качестве санкций за совершенные преступления в уголовном праве используются наказания, перечисленные в порядке возрастания строгости в ст. 44 УК РФ. где указаны следующие их виды:

  • § штраф -- денежное взыскание, назначаемое в пределах, определяемых исходя из величины минимального размера оплаты труда либо заработка (дохода) осужденного за определенный период;
  • § лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью -запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Срок этого запрещения -- от шести месяцев до пяти лет;
  • § лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград:
  • § обязательные работы - выполнение осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Срок обязательных работ -- от 60 до 240 часов, но не более четырех часов вдень;
  • § исправительные работы - трудовая деятельность осужденного по месту основной работы, когда в течение определенного периода из его заработка удерживается от 5 до 20% в доход государства. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет;
  • § ограничение по военной службе . Оно назначается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и заключается в удержании из жалования, осужденного до 20% в доход государства. В течение срока ограничения (он установлен от трех месяцев до двух лет) военнослужащий не может быть повышен в звании и должности, а этот период не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания;
  • § ограничение свободы - содержание осужденного в специальном учреждении (исправительном центре) под надзором, но без изоляции от общества. Это наказание назначается только трудоспособным гражданским лицам, достигшим к моменту вынесения приговора совершеннолетия. По общему правилу срок ограничения свободы составляет от одного года до пяти лет;
  • § арест - содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора возраста 16 лет, в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев;
  • § содержание в дисциплинарной воинской части для военнослужащих. проходящих службу по призыву, и некоторых категорий военнослужащих-контрактников. Срок наказания -- от трех месяцев до двух лет;
  • § лишение свободы на определенный срок - изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого, особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до 20 лет;
  • § пожизненное лишение свободы. Оно назначается только как альтернатива смертной казни (если санкция статьи не содержит лишения жизни, данное наказание применяться не может). Осужденные к пожизненному лишению свободы тем не менее сохраняют возможность освобождения по отбытии не менее 25 лет, если будет признано, что в дальнейшем отбывании наказания нет необходимости;
  • § смертная казнь -- исключительная мера наказания. Она установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Наказания могут классифицироваться по различным основаниям. По порядку назначения:

Основные наказания, которые могут применяться сами по себе и не используются для усиления эффекта применения других видов наказания.

  • · обязательные работы
  • · исправительные работы
  • · ограничение по военной службе
  • · принудительные работы
  • · арест
  • · содержание в дисциплинарной воинской части
  • · лишение свободы на определённый срок
  • · пожизненное лишение свободы
  • · смертная казнь

Дополнительные наказания, которые не применяются самостоятельно и используются только для усиления эффекта других видов наказания.

· лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

Наказания, которые могут использоваться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

В зависимости от того, каким лицам они могут назначаться:

  • · Общие -- могут назначаться всем лицам, совершившим преступления.
  • · Специальные -- могут назначаться лишь определённым категориям лиц (например, военнослужащим).

В зависимости от содержания ограничений прав и свобод :

  • · Наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие.
  • · Имущественные наказания.
  • · Наказания, включающие принудительное привлечение к трудовой деятельности.
  • · Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.
  • · Смертная казнь.

Наказания могут быть назначаемыми на определённый срок или без определённого срока.

В порядке помилования она может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В связи со вступлением России в Совет Европы в настоящее время действует мораторий на исполнение этой меры наказания, смертная казнь не назначается.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо оттого, рассматривается дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-ОР установлено следующее. Положения п. 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, имеющей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т. е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможности применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. (С 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ.)

Вопросы применения и отбытия отдельных видов наказаний регулируются специальным кодифицированным актом -- Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ), определяющим правовое положение осужденных в период действия уголовной санкции.

Назначая наказание, суд руководствуется статьей Особенной части УК РФ. Однако, учитывая особые обстоятельства дела (личность подсудимого, чистосердечное признание и т. д.), суд вправе назначить наказание ниже низшего предела (так, если санкция статьи указывает срок от семи до десяти лет лишения свободы, то суд может приговорить к пяти годам).

Более строгое наказание, чем указано в санкции статьи Особенной части, может быть назначено, но совокупности преступлений или, но совокупности приговоров, когда общее наказание за несколько преступлений исчисляется путем полного или частичного сложения наказаний за отдельные преступления.

Большинство наказаний взаимозаменяемы, поэтому, если лицо злостно уклоняется от отбывания, происходит замена неотбытого срока на более строгое наказание в определенной пропорции (например, один день лишения свободы равен трем дням исправительных работ).

В ряде случаев, когда суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, возможно условное осуждение. Для проверки осужденного назначается испытательный срок (от шести месяцев до пяти лет), в течение которого он должен доказать свое исправление.

Своим решением суд может возложить на преступника обязанности. способствующие его исправлению (не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма и др.).

При этом за поведением осужденного осуществляется контроль специализированными государственными органами.

При достойном поведении, когда осужденный доказал свое исправление, суд может досрочно отменить условное осуждение со снятием судимости.

При уклонении от исполнения возложенных обязанностей или совершении административного правонарушения решение об отмене условного осуждения сопровождается исполнением наказания, назначенного приговором суда.

Изучая монографии специалистов в области уголовного права, касающихся института необходимой обороны, можно установить тот факт, что их исследования в основном касаются теоретических вопросов необходимой обороны с приведением небольшого числа уголовных дел из практики.

Конкретные социологические изучения института необходимой обороны не затрагиваются. И на протяжении уже 30 лет не изучаются. А ведь «одной из актуальных задач науки уголовного права следует признать внесение в нее социологического аспекта как обязательной составной части

любого уголовно-правового исследования. В противном случае этой науке грозит опасность замкнуться в тесном кругу одних лишь юридико- догматических понятий, одного лишь формально-юридического комментария норм уголовного законодательства».

«Сочетание юридического и социологического аспектов изучения уголовно-правовых проблем, несомненно, окажет практике существенную помошь в деле повышения качества следственной и судебной работы, в деле дальнейшего укрепления законности». К сказанному следовало бы добавить и то обстоятельство, что изучение социологических аспектов уголовно- правовых проблем, посредством которых наглядно будет показана несостоятельность действия уголовно-правовой нормы, а в определенных случаях ее негативное появление в практике применения, подтолкнет законодателя к ее изменению. Изучая институт необходимой обороны и практику его применения, можно с уверенностью сказать, что данный институт уголовного права, как никакой другой, нуждается в комплексном и масштабном социологическом исследовании, с охватом большого фактического материала и его глубокой статистической обработки. Только в этом случае наглядно будет показана неудовлетворенность построения нормы о необходимой обороне в УК РФ и практики ее применения. Пока же положение вещей по делам данной категории сводится к тому, что лицам, которым пришлось обороняться от преступного посягательства, предъявляются обвинения в совершении тяжких преступлений и следуют приговоры с наказаниями в виде лишения свободы на долгие сроки заключения. И лишь после того, как вышестоящие судебные органы установят невиновность обороняющегося лица либо признают, что последнее находилось в состоянии необходимой обороны, но превысило ее пределы, это лицо не будет считаться опасным преступником. Как

справедливо заметил Герцензон А. А., «...очень многим приходится проделывать довольно длительный и нелегкий путь - от обвинения в совершении тяжкого преступления и осуждения за него до признания виновным лишь в превышении пределов необходимой обороны или до признания вообще невиновными в силу отсутствия состава преступления. Что же касается действительных преступников - хулиганов, грабителей, насильников и т.д., то они по данным делам фигурируют в качестве потерпевших».

По большому количеству необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц и последующему их осуждению можно сделать вывод о том, что следственно-судебные органы испытывают определенные трудности в применении законодательства о необходимой обороне. Что же тогда говорить о простом человеке, не наделенным специальными знаниями в области уголовного права, ведь ему как обороняющемуся необходимо выполнить слишком много условий, чтобы его действия носили правомерный характер. Законодательство о необходимой обороне ставит обороняющегося в такую ситуацию, при которой он не только должен дождаться момента начала самого посягательства, но определить степень и выяснить характер применяемого насилия. В итоге обороняющийся должен в момент отражения посягательства решить все вопросы, относящиеся к необходимой обороне согласно закону, которые вызывают трудности даже у специалистов. Таким образом, сложившееся в настоящее время положение дел относительно применения рассматриваемого института никак не отвечает интересам обороняющегося, поскольку правоприменительная практика стабильно идет по пути привлечения к уголовной ответственности в первую очередь лица, прибегнувшего к акту необходимой обороны, а не того, кто совершил посягательство. В результате обороняющемуся лицу приходится защищаться дважды: сначала от общественно опасного

посягательства, а затем от предъявления к нему со стороны органов следствия обвинения.

Такую ситуацию можно объяснить прежде всего несовершенством закона о необходимой обороне из-за высокого уровня оценочного характера его понятий. Следственно-судебным органам необходимо давать правовую оценку как действиям обороняющегося, так и действиям посягающего, проводить сопоставления действий посягающего и обороняющегося с точки зрения характера и момента их совершения. Оценивается также психологическое восприятие ситуации обороняющимся. Используется многолетняя традиция рассмотрения условий правомерности необходимой обороны с подразделением их на условия, относящиеся посягательству и условия, относящиеся к защите. Исходя из этого, невыполнение обороняющимся хотя бы одного из условий правомерности влечет для него неблагоприятные последствия.

Обороняющийся поставлен в такие условия, что он должен думать не о том, как отразить посягательство, а о том, как бы не превысить пределы обороны.

Оценочные признаки - достаточно сложное и противоречивое явление в праве, они вносят в правоприменительный процесс известную неопределенность и вызывают значительные трудности при отправлении правосудия по делам о необходимой обороне. Содержание этих признаков определяется правосознанием лица, которое применяет норму о необходимой обороне, исходя из конкретных обстоятельств дела. Однако уровень правосознания и профессиональной подготовки работников следственно-судебной системы не одинаков.

В.В. Питецкий считает, что «одним из требований, которым должны руководствоваться практические работники при толковании уголовно- правовых норм с оценочными понятиями, является требование толковать всякое сомнение при применении уголовного закона в пользу

обвиняемого». Это не вызывает возражения, если следовать принципу, закрепленному в уголовно-процессуальном законе, согласно которому все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Можно ли следовать данному принципу по делам о необходимой обороне? Ведь неизвестно, кто окажется в роли обвиняемого - обороняющийся или посягающий. Было бы вернее в уголовном законе закрепить положение о том, что все сомнения по делам данной категории толкуются только в пользу лица обороняющегося.

Отношение законодателя к проблемам института необходимой обороны пока не меняется, а в следственно-судебной практике возникают серьезные затруднения при правовой оценке действий, совершенных в состоянии необходимой обороны. Существует несколько точек зрения по выходу из создавшегося положения.

Так, Иванов Н. говорит о необходимости унификации оценочных признаков Уголовного кодекса посредством их толкования в специальной норме Общей части УК. Данное положение нельзя отнести к решению проблемы о необходимой обороне, так как в уголовный кодекс нужно будет перенести весь теоретический материал, касающийся условий правомерности этого института уголовного права, что само по себе является малоперспективным.

А.В. Наумов утверждает, что «только судебный прецедент может, например, ответить на вопрос о конкретном содержании оценочного понятия, употребленного в уголовно-правовой норме. Без судебного прецедента указанное оценочное понятие не имеет реального значения, его определенный стандарт вырабатывается через судебное решение... Судебный прецедент как прецедент толкования уголовного закона является вторичным и производным по отношению к закону. Будучи подчиненным

закону, он конкретизирует его, наполняет реальным содержанием и создает необходимое условие реализации воли законодателя».

Думается, что предложенный автором выход из создавшегося положения относительно института необходимой обороны не изменит существующего положения вещей, так как судебный прецедент - это не закон, а всего лишь его толкование. И где гарантия того, что данное толкование будет верным, либо оно будет дано на все случаи жизни. В настоящее время суды при рассмотрении дел о необходимой обороне руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда СССР по данному вопросу, которое является официальным судебным толкованием закона, однако это не исключает судебные ошибки и необоснованное осуждение лиц. Думается, что российскому законодательству, находящемуся в поле континентальной системы права, примесь англосаксонской системы не нужна.

Закон о необходимой обороне необходимо построить таким образом, чтобы исключить из него оценочные категории. Это было бы основным шагом к его совершенствованию, так как оценочные понятия «прикрывают огрехи правосудия».

Не следственно- судебные органы, а само лицо должно определять и оценивать обстановку, при которой оно может прибегнуть к обороне. С этой целью уголовно-правовые нормы, касающиеся необходимой обороны, должны быть построены таким образом, чтобы было ясно и понятно, при каких обстоятельствах можно, не боясь уголовного преследования, причинить, например, смерть посягающему. При такой постановке вопроса не нужно оценивать обстановку, соизмерять средства защиты и нападения - достаточно посмотреть закон.

Российский уголовный закон о необходимой обороне нуждается в расширении своих рамок и в расширении полном и конкретном. Человек должен знать, когда и при каких условиях он может отразить преступное посягательство, не боясь уголовного преследования за свои действия, и какой вред он может причинить посягающему в том или ином случае. Все это подробно, четко и конкретно должно быть отражено в уголовном законе. Именно такая норма будет способствовать усилению правовых гарантий соблюдения правоохранительными органами законных интересов граждан, проявляющих инициативу в борьбе с преступлениями.

Система уголовного права – совокупность норм, базирующихся на юридических принципах, в соответствии с которыми деяние определяется как правонарушение, а также которые определяют приемлемую меру наказания за совершённый проступок. Это одна из важнейших составляющих юриспруденции. Как и любая иная система, она состоит из ряда разделов, которые включают в себя институты. Институт уголовного права – более узкая совокупность юридических норм.

Каждая страна современного мира обладает своим сводом правил, которые регулируют меры наказания за различные правонарушения. К примеру, в странах Востока они базируются на «адате». Данный термин связан с понятием «обычай», то есть в мусульманском мире закон складывается на базе традиций, принятых в обществе. В странах Европы, в том числе в Российской Федерации, связанные с правонарушениями правила являются основой законодательства, действующего для всех граждан в равной степени.

Право – особенная отрасль, требующая комплексного подхода к изучению. В рамках таких теоретических и прикладных наук, как обществознание, правоведение и криминология, учёные и студенты старших курсов пытаются исследовать основные взаимосвязи прав и обязанностей, выявить основные характеристики имеющихся правовых систем, создать системы и схемы законодательств.

Система права представляет собой одну из важнейших отраслей законодательства на сегодняшний день. Данный вид права регулирует криминальную сторону существования общества: он определяет, кто прав, а кто виновен в совершении тяжких деяний в соответствии с принятым в государстве законом.

Множество русских вузов посвящают свою деятельность и исследования изучению правовых систем, в том числе уголовной. Так Московский государственный юридический университет (МГЮА) в числе своих подразделений имеет кафедру, на которой проводятся научные исследования в области данного вида права, и куда поступают и граждане России и студенты-участники программ международного обмена.

Система и институты уголовного права изучаются и совершенствуются на высоком уровне в данный период времени во всех странах мира.

Действующая в России система состоит из двух частей:

  • общей части;
  • особенной части.

Обе части законодательства состоят из институтов права – небольших классов норм, которые регулируют более узкие отрасли. Они же, в свою очередь, делятся на подинституты, которые регулируют ещё более узкие отрасли. В обеих частях систематизируются и классифицируются основные и наиболее важные принципы, понятия и концепции уголовного законодательства.

Общая часть системы

Основной задачей и идеей общей части системы является обобщение основных принципов законодательства и уголовного процесса.

В этой части изложены:

  1. Общие особенности, принципы и порядки.
  2. Предмет права, методы рассмотрения дел, основные концепции данной отрасли.
  3. Основные понятия (преступление и преступник, ответственность, суд и судимость, присяжные, амнистия и пр.).
  4. Принципы процессуального характера (возраст уголовной ответственности, соучастие, вменяемость, присуждение наказания и санкций, исправительные меры, медицинские меры и пр.).
  5. Основные цели и задачи присуждаемой меры наказания.
  6. Условия и принципы, на основании которых предполагаемый преступник может избежать ответственности и наказания за деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Общая часть разделена на 15 глав, каждая из которых включает в себя различные группы общих принципов уголовно-правовой системы.

Особенная часть системы

Необходимость создания некой системы преступлений возникла достаточно давно: попытки описать систему преступлений были предприняты ещё на Руси. Современная система правонарушений, изложенная в данной части Уголовного кодекса, схожа с Соборным Уложением, которое было образовано на Руси в 17 веке. В те времена преступления, связанные с религиозными убеждениями, были наиболее серьёзными. Поэтому в Уложении они находились на первом месте. В современном законодательстве на первом месте находятся преступления против личности: те, которые могут уничтожать его права и свободу.

Соборное Уложение стало источником и основой современной особенной части Уголовного законодательства.

Важной задачей данной части уголовного права в РФ является защита прав граждан в сфере уголовного законодательства, а также справедливость по отношению к каждому виновнику или потерпевшему.

Все нормы, объединённые в особенной части, разделены на 6 разделов. В них объединены 19 глав, каждая из которых сконцентрирована на определённой группе правонарушений.

В этих главах речь идёт о следующих классах преступлений:

  • преступления, касающиеся личности индивида, его здоровья, жизни и безопасности;
  • преступления, связанные с посягательством на честь, свободу и права личности;
  • правонарушения в области экономической деятельности;
  • злодеяния, связанные с кражей, порчей и уничтожением имущества и собственности индивида;
  • деятельность, являющаяся посягательством на интересы предприятий, государственных структур, а также на общественную безопасность.

Институт права - это система норм права, регулирующих общественные от-ношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.

Если юридическая норма - «исходный элемент», «живая» клеточка правовой материи, то институт права представляет собой «первичную правовую общность». Они регулируют определённый вид общественных отношений.

Институт права - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обла-дают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопро-сов.

Признаки институтов права:

1. Представляет собой систему норм права.

2. Является частью, структурным элементом отрасли права.

3. Носит объективный характер, т.е. складывается в связи с развитием общественных отношений, а не по субъективному усмотрению законодателя.

4. Характеризуется целостностью, внутренним единством.

5. Направлен на регулирование определённого вида общественных отношений, другими словами, ему свойственна однородность фактического содержания и юридическое единство (данный комплекс норм достаточен для установления правового режима соответствующего вида отношений).

6. Обладает относительной автономией, т.е. подчиняясь общим принципам и положениям отрасли права, отражает специфику того или иного вида общественных отношений, относящегося к предмету соответствующей отрасли права).

7. Формальная обособленность, т.е. нормы института закрепляются в виде отдельных глав НПА или самостоятельных НПА.

Примеры институтов права:

В уголовном праве - институт необходимой обороны, ин-ститут крайней необходимости, невменяемости, институт преступлений против личности;

В гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, институт представительства;

В конституционном праве - институт гражданства, институт Президента, институт прав и свобод человека и гражданина;

В административном праве - институт должностного лица, институт государственной службы, институт административной ответственности;

В трудовом праве - инсти-тут приёма на работу, институт увольнения, дисциплинарной ответственности, институт перевода на другую работу, институт трудовых споров и т.д.

Классификация институтов права:

1. По отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифферен-циации.

2. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные институты права. Хотя в данном случае скорее можно говорить о материальных и процессуальных нормах, составляющих тот или иной институт права. Например, институт брака, институт жалоб, институт представительства имеют и материальную и процессуальную сторону. К материальным институтам относят: институт подряда, институт преступления, институт прав и свобод человека и др. К процессуальным институтам относят: институт возбуждения уголовного дела, институт обжалования решения суда, институт регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и др.


3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (напр., институт гражданства, институт уголовной ответственности), а межотраслевой - из норм двух и более отраслей (напр., институт государственной собственности, институт опеки и попечительства, институт возмещения вреда).

4. Простые и сложные (или комплексные). Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. К ним институт залога, институт поручения, институт исковой давности, институт амнистии, институт помилования, институт мониторинга земель, институт судебных извещений и др. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоя-тельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в граждан-ском праве включает в себя субинституты заключения договора, ответственности. К сложным институтам также относят институт брака в семейном праве, институт Президента в конституционном праве, институт опеки и попечительства в семейном праве, институт купли-продажи, аренды, ипотеки в гражданском праве и др.

5. Регуля-тивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные институты на-правлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, опреде-ляют положение (статус) тех или иных органов, организации, должностных лиц, а также гра-ждан (характерны для конституционного и административного права).

Институты помогают отразить объединение и дифференциацию норм права, их внутренние взаимосвязи, лучше ориентироваться в правовом материале. Представляют собой своего рода минисистему, входящую в качестве элемента в состав отрасли. Институт может отражать степень развитости и урегулированности отдельных групп (сфер) общественных отношений. Со временем (при их развитии) может перерасти в отдельную отрасль права. Может отражать взаимосвязи отдельных отраслей права.