Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно. Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают. Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц. Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии. Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги. Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами. Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок. Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий. Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь. А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок. Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день. Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Как известно, руководителям и работникам различных предприятий, организаций и фирм, приходится не только жёстко соблюдать установленные законы, нормы и правила, но и регулярно общаться с проверяющими. Поэтому вполне объясним интерес представителей малого и среднего бизнеса, касающийся принципов проведения контрольно-надзорных мероприятий. Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие сферы деятельности распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий специалист? Об этом и не только беседа с исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Татьяной Геннадьевной РОМАНОВОЙ

Какими документами руководствуется Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия при осуществлении контрольно - надзорной деятельности?

Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако нужно подчеркнуть, что его положения не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент. Мы вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки.

- А как часто специалисты Управления Роспотребнадзора могут проверять организацию?

Федеральный закон № 294-ФЗ гласит, что плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще. Конкретный перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

- Какие документы должны предъявлять специалисты Управления, проверяющие ту или иную организацию?

Проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления Роспотребнадзора. Заверенные печатью, распоряжения вручаются под роспись руководителю юрлица (или его представителю) или предпринимателю. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.

При проведении внеплановой проверки обязательно указывается предмет и основания проверки, а в случае, если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу. Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.

В течение какого времени в только что созданную организацию точно не придут с проверкой из Управления Роспотребнадзора?

В течение трёх лет и при отсутствии причин для внеплановой проверки.

В некоторых случаях (согласно Федеральному закону № 294-ФЗ) вновь созданные организации обязаны направлять в Управление Роспотребнадзора специальное уведомление. Какие санкции предусмотрены за непредставление такого уведомления?

Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности (более 80 видов деятельности), обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется в Управление Росоптербнадзора после государственной регистрации юридического лица или ИП (индивидуального предпринимателя) и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности через общественную приемную Управления или в электронном виде через наш официальный сайт. Форма уведомления и порядок его представления установлена Правительством РФ и размещены на нашем официальном сайте www.19.rospotrebnadzor. ru.

Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ). Санкции данной нормы таковы: административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юрлиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Представление недостоверных сведений о видах деятельности влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц - от 20 000 до 30 000 рублей (часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ).

- Какие организации попадают под особо пристальное внимание Роспотребнадзора?

Несмотря на то, что Управление Роспотребнадзора может проверить любое юрлицо или предпринимателя, у нас есть свои приоритеты. В первую очередь проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьёзным последствиям. Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.

- Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?

Контроль за соблюдением требований санитарного и потребительского законодательства только плановыми проверками не ограничивается. Специалисты Управления Роспотребнадзора могут прийти и с незапланированным визитом. Но для этого нужны законные основания.

Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. № 658:

Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки);

Возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.

Если нарушения не подпадают под этот перечень, то проверка не будет проводиться. Также проверять юрлицо или ИП не станут, если сообщение о нарушении является анонимным (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в течение 24 часов.

Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.

- Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора организацию о том, что собирается туда прийти с проверкой?

Управление Роспотребнадзора уведомляет юрлицо и ИП о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения. Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

Но если в результате деятельности юрлица или ИП причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, предварительного уведомления не требуется.

- Можно ли ознакомиться со списком плановых проверок Управления на 2013 год?

Со списком плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия www.19.rospotrebnadzor. ru, Генеральной прокуратуры РФ www. genproc. gov. ru, прокуратуры Республики Хакасия www. prokrh. ru.

Татьяна Геннадьевна, можно ли начать проверку при отсутствии руководителя организации? Предположим, ваши сотрудники пришли на проверку, а руководства компании нет на месте?

Требования Федерального закона № 294-ФЗ гласят, что в рамках проведения контрольных мероприятий проверяющие осуществляют визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям. Осмотр должен осуществляться в присутствии руководителя (уполномоченного им лица) проверяемой организации.

В случае проведения внеплановой проверки, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, осмотр может осуществляться и без присутствия представителей проверяемой организации. При этом проверяющим должны быть приняты меры к информированию о проводимой проверке руководителя (уполномоченного им лица) проверяемого учреждения, а результаты проверки должны быть доведены до его сведения в трёхдневный срок после ее окончания.

А какие права есть у руководителя предприятия, на которое пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора?

Руководитель (его представитель) юрлица и ИП имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления Роспотребнадзора.

Какая проблема на встречах руководства Управления Роспотребнадзора с предпринимателями регулярно становится темой разговора?

Это проблема выполнения программ производственного контроля, где оговорено обеспечение качества, безопасности пищевых продуктов, надлежащих условий труда, организации медицинских осмотров...

Хочу подчеркнуть, что производственный контроль не сводится исключительно к лабораторным и инструментальным исследованиям. Но этот раздел программы производственного контроля, как правило, вызывает затруднения. Объем и кратность лабораторных и инструментальных исследований для конкретного предприятия зависит от его вида, мощности, эпидемиологической значимости, количества работающих и других причин.

Эти нюансы руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям стоит более серьёзно учитывать в своей работе. И не только для того, чтобы избежать штрафов и других административных взысканий. Речь идёт о здоровье работников организаций, населения. Поэтому к любой проверке следует отнестись с пониманием и готовностью устранить все выявленные нарушения.
Поверьте, каждый протокол - это предотвращение угрозы здоровью людей.

Интервью подготовила и провела Людмила Лебедева,
Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора
по Республике Хакасия

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

1.1. В случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

11.1. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).

11.2. Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

11.3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями , определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления вида государственного регионального контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.4. При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

11.5. При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.

получен
гонорар 33%

Здравствуйте!

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки, индивидуальный предприниматель уведомляется органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Внеплановые проверки могут проводиться по жалобе граждан, либо по истечению срока ранее выданного предписания.

Если к Вам пришли с проверкой, обязательно уточните на каком основании она проводится, попросите предоставить приказ (распоряжение) руководителя.

Если Вас письменно не уведомляли о проведении плановой проверки, то вы можете так же отказать в предоставлении требуемых документов.

По окончании проверки, Вам обязательно должны выдать акт проверки . Отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

С уважением, Наталья.

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст. 87-89 НК РФ Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) .

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы . Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ .

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ .

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Нк РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Вышеуказанные правила распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа .В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки .

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться :

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Нк РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, в отношении Вас могут проводиться камеральная и выездная проверки(не может чаже чем раз в год).

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Однако ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения контрольных мероприятий, не применяются к мероприятиям по контролю в налоговой сфере.

Таким образом, порядок и периодичность проведения налоговых проверок установлены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ст. ст. с 87 по 89).

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2008 N 16-27 разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в пункте 9 статьи 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо данного вида проверок, существую проверки, проводимые другими органами государственного надзора. В частности, Роспотребнадзор может провести как плановую так и неплановую проверку субъектов экономической деятельности при обязательном предварительном извещении об этом, выявляя при этом нарушения, например, правил отдельных видов товаров, санитарных норм. Также проверки проводятся пожарной инспекцией, Ростехнадзором и многими другими полномочными органами. Советую всегда от проверяющих требовать предоставления соответствующих документов, послуживших основанием для проведения проверки.

По дополнительным вопросам обращайтесь. Желаю Вам всего доброго!

Все услуги юристов в Москве

Каждому работодателю рано или поздно придется встретиться с трудовым инспектором во время запланированной проверки. Но как часто плановые проверки должны проводиться? Как происходит плановая проверка ГИТ для юридических лиц?

Задачей плановых проверок ГИТ является проверка соблюдения работодателем трудовых условий. По общему правилу такие инспекции должны осуществляться раз в 3 года. Перед тем, как направить инспектора в ту или иную компанию, государственная трудовая инспекция обязана составить приказ о будущей проверке, а также направить уведомление о плановой проверке ГИТ.

После завершения инспекции должен быть оформлен акт, в котором указываются сведения о нарушениях. Если руководитель не согласен с предписаниями, он имеет законное право обжаловать проверочные результаты.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

Как часто проходят плановые проверки ГИТ

Во время плановой проверки трудовой инспектор проверяет:

  1. факт соблюдения работодателем трудовых норм;
  2. выполнение предписаний об устранении обнаруженных ранее нарушений.

Плановая инспекция осуществляется согласно утвержденному ежегодному плану один раз в 3 года. Максимальный срок ее проведения составляет 20 трудовых дней.

Другие сроки проведения плановых проверок ГИТ

Существуют определенные категории деятельности, по которым плановый период ГИТ осуществляется чаще:

  1. Сфера образования;
  2. Электроэнергетика;
  3. Сфера здравоохранения;
  4. Сциальная сфера;
  5. Энергосбережение;
  6. Сфера теплоснабжения.

Тема номера

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Уведомление о предстающей проверке

Ч. 12 ст. 9 Закона о защите прав гласит, что работодатель, в компанию которого запланирован визит, должен быть уведомлен о таком событии как минимум за 3 трудовых до начала проверки.

  1. устраивать обыски в работодателя;
  2. проводить очные ставки;
  3. изымать документацию;
  4. устраивать допросы свидетелей.

В перечень руководителя компании входит обеспечение доступа в офис предприятия инспектора и экспертов. Он также должен предоставить весь список документов, которые были запрошены для проведения выездной проверки.

Результаты плановых проверок ГИТ

После рассмотрения всей предоставленной документации трудовой инспектор обязан вызвать работодателя, чтобы составить акт проверки. Акт заполняется по бланку №141, который утвержден приказом Минэкономразвия от 30 апреля 2009.

Акт оформляется в двух экземплярах:

  1. Одна копия остается в трудовой инспекции;
  2. Второй экземпляр вручается руководителю компании под расписку.

Если во время инспекции были обнаружены правонарушения, к акту необходимо приложить:

  1. Заключения или протоколы о проведенных плановых инспекциях, экспертизах и испытаниях;
  2. Объяснения сотрудников проверяемого работодателя, которые несут ответственность за нарушения обязательных трудовых требований;
  3. Предписания о необходимости устранить найденные нарушения;
  4. Другие документы или их ксерокопии, которые связанны с результатами инспекции.

Отказ заполнять акт о результатах проверки является грубым законодательным нарушением. В такой ситуации работодатель имеет все шансы добиться отмены результатов проверки.

Типичные нарушения работодателей

Наказуемым является любое нарушение трудового законодательства. Но, как правило, трудовые инспекторы наблюдают следующие нарушения:

  1. Сотрудникам задерживается заработная плата;
  2. Увольняемому сотруднику не была отдана трудовая книжка в последний трудовой день;
  3. Трудовые соглашения были оформлены с нарушениями;
  4. Кого-то из работников уволили или перевели на другое место работы незаконно;
  5. Работодатель практикует незаконные удержания из заработных плат.

Если руководитель компании, в которой осуществлялась плановая проверка ГИТ юридических лиц, были обнаружены нарушения, не согласен с предписаниями трудового инспектора, он имеет право их обжаловать.

Обжалование результатов проверки

Руководитель компании имеет право обжаловать проверочный акт:

  1. На протяжении 15 дней со дня получения документа в вышестоящий орган (согласно п. 12 ст. 16 Закона о защите прав);
  2. На протяжении 10 дней со дня получения документа в суд (согласно ст. 361 ТК РФ).

Работодатель может также обжаловать постановление об административной ответственности. Согласно ст. 361 ТК РФ жалобу должна подается:

  1. Руководителю государственного трудового инспектора;
  2. Главному трудовому инспектору в Российской Федерации.

При необходимости обжаловать решение главного трудового инспектора следует обращаться в суд.

Можно на протяжении 10 суток с даты получения постановления. Такой срок предусмотрен в п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Для обжалования постановления об административной ответственности за нарушение трудовых норм необходимо обращаться в суд общей юрисдикции. Данное правило будет актуальным, если к административной ответственности привлекается:

  1. Работодатель-организация;
  2. Руководитель компании.

Арбитражный суд не занимается рассмотрением настоящих жалоб.