Назва події

смертной казни прошлого ">

Текст опис події:

1. Гаррота

Устройство, которое душит человека до смерти. Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь. Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади. Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе. Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти. А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии. Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул. Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.

2. Скафизм
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

3. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе. 1470-е годы.

Повешение, потрошение и четвертование (англ. hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене. Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.
Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления. Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.
Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

4. Русский вариант четвертования - разрыв деревьями.
Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.

5. Поднятие на пики или копья.
Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

6. Keelhauling (пропускание под килем)
Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

7. Утопление.
Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

14. Сожжение в срубе.
Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.
Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).
В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.
Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

15. Повешение за ребро.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.

16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.

Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.

Больше секретарь не сказал ни слова.

17. Сицилийский Бык

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

18. Фустуа́рий (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии. Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве. Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками. Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром. Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.

19. Сваривание в жидкости

Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

20. Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

22. Казнь слонами

На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

23. Железная дева (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)

С незапамятных времен было подмечено, что смертную казнь нередко сопровождают невероятные мистические явления.
Статистика смертных приговоров, просто насыщена роковыми совпадениями как и трагическими так и счастливыми “случайностями”.
Порой кто-то из приговоренных к смерти по невероятному стечению обстоятельств оставался жив, а помилованные, наоборот, все равно погибали. По какой причине так происходит — непонятно, но факты говорят сами за себя.

Сто лет отцеубийства

Вот лишь несколько из самых известных невероятных совпадений.

1911 год — в городке Гринберри-Хилл около Лондона были осуждены и повешены убийцы-подельники. Их фамилии были Грин, Берри и Хилл.

Нечто похожее произошло в 1952 году в Луизиане (Америка). Преступники которых приговорили к смертной казни были с фамилиями Стил, Роуд и Плейс ими было совершено убийство на улице Стилроуд-плейс.

1846 год, 13 февраля – во Франции в Тарбе за отцеубийство был казнен человек, которого звали Жан-Мари Дюбарри. Позднее местными чиновниками было обнаружено, что его прямой предок с тем же именем, Жан-Мари Дюбарри был казнен за точно такое же преступление — и также 13 февраля! Только за 100 лет до того — в 1746-м году.

Интересна любовная история американки Эвелин Миттелмен. Ее возлюбленными всегда были гангстеры. При этом каждого бывшего любовника убивал последующий. Так произошло четыре раза. Пятого любовника, Гарри Строуса, за многочисленные преступления приговорили к смертной казни. В день исполнения приговора ему было разрешено свидание с Эвелин. После него Строус вернулся в камеру и там неожиданно упал со стула, ударился головой о бетонный пол и умер.

Роковое число

Со смертной казнью неразрывно связано несчастливое число 13 — возможно, потому, что, согласно библейскому сюжету, Каин убил своего брата Авеля в 13-й день лунного месяца.

Выше уже упоминалось, что казнь двух французов по имени Жан-Мари Дюбарри произошла 13 февраля в 1746 и 1846 годах.

Невероятной была роль числа 13 в казни американского серийного убийцы Кроуфорда Голдсби, которая состоялась в Арканзасе в 1893 году. Он был осужден за убийство 13 человек. Убийца был арестован 13 февраля.

На суде дело слушали 13 часов, показания давали 13 свидетелей. Приговор привели в исполнение через 13 дней после оглашения. Лестница к виселице насчитывала 13 ступеней, а смерть убийцы наступила в 13 часов 13 минут.

1826-год, 13 июля — состоялось казнь пятерых декабристов. Несчастливое число явно сыграло свою роль при проведении казни. У троих из них веревка оборвалась, но казнь все равно довели до конца.

2005 год, 13 декабря — в американском штате Калифорния казнили Стэнли Уильямса — убийцу и грабителя, который ожидал исполнения смертного приговора почти 25 лет.

Стэнли Уильямс в тюрьме раскаялся в своих преступлениях, стал писать детские книги и вошел в историю как единственный номинант на Нобелевскую премию, которого приговорили к смертной казни.

От судьбы не уйдешь

Бывает, что кара настигает приговоренного к смерти в тот момент, когда, казалось бы, самое ужасное уже позади. Будто сама судьба делает все, чтобы преступника настигло .

1996 год — Лоуренса Бейкера во Флориде за двойное убийство был приговорен к казни на электрическом стуле. Приговор должны были привести в исполнение накануне Рождества — но в честь праздника губернатор штата помиловал преступника.

Начальство тюрьмы разрешило ему посмотреть телевизор, пользуясь наушниками, чтобы не мешать другим заключенным. 1 января на подстанции внезапно резко подскочило напряжение. Бейкера убил разряд тока, который прошел через наушники.

Начало 2 000-х годов — в штате Техас приговорили к смерти убийцу Рони Блеквила. Жена губернатора штата упросила мужа проявить милосердие. День казни выпал на день ее рождения — и в шесть утра она объявила супругу, что лучшим подарком будет подпись на документе о помиловании. Губернатор согласился и подписал нужные документы.

Но позвонить или отправить электронное сообщение в тюрьму, где содержали Блеквила, не удалось: прошедший ночью ураган оборвал электрические и телефонные провода, мобильная связь также не работала. Один из помощников губернатора вызвался поехать к месту казни, но из-за тумана в начале пути разбил автомобиль. Пришлось отправить другого служащего — но того в дороге прихватило расстройство желудка, из-за чего он потерял время. Кроме того, перед самой тюрьмой в его машине закончился бензин.

Помощник губернатора примчался туда бегом. До казни, назначенной на восемь часов, оставалось три минуты. Но выяснилось, что письмо осталось у того чиновника, разбившего машину. Начальник тюрьмы не решился взять на себя ответственность без официального документа, и приговор был приведен в исполнение.

Пережившие смерть

Точно так же силы природы вмешивались в проведение казни — но уже для того, чтобы она не состоялась.

1724 год — в английском Эдинбурге за убийство своего ребенка была повешена Мэгги Диксон. Семья смогла уговорить палача и забрать бездыханное тело. Его положили в гроб и понесли хоронить на местное кладбище. Неожиданно из гроба раздался громкий стук. Родственники, преодолевая страх, сняли крышку — женщина была живой. Поскольку казнь была проведена по всем правилам, ее не повторяли. Мэгги прожила еще , а в Эдинбурге по сей день существует таверна, названная в ее честь.

1872 год – в Австралии убийца по прозвищу Мужик Фрэнсис избежал наказания благодаря череде удивительных случайностей. Вначале казнь была отложена на несколько часов, чтобы на ней смог присутствовать занятый делами шериф.

За это время прошел дождь, и веревка намокла. Ее высушили над огнем – как результат она перестала скользить. Когда палач выбил из-под Фрэнсиса опору, он повис в петле — но та не сжималась. Спустя три минуты преступник подтянулся на руках, вынул голову из петли и спрыгнул вниз. В результате казнь заменили на пожизненное лишение свободы.

2009 год — американца Ромеля Брума суд города Лукасвиль (штата Огайо) приговорил к смертной казни за похищение и убийство. Врачи на протяжении двух часов старались найти у Брума подходящую для инъекции вену — и наконец объявили, что не смогут гарантировать гуманное действие препарата. Смертный приговор вначале отсрочили, а позднее, под давлением общественности, заменили пожизненным заключением.

Он хотел родиться деревом

Со смертной казнью связаны и другие числовые совпадения — например, дата 15 марта. Почему-то именно на этот день выпадало большое количество казней.

1536 год, 15 марта — состоялась тайная казнь Ибрагима-паши по приказу султана Сулеймана Великолепного (он был задушен после ужина с султаном).

1718 год, 15 марта — в Москве на Красной площади проходили массовые казни, которые продолжались больше трех часов, Петр I велел, чтобы на них присутствовал его сын Алексей.

1938 год, 15 марта – был приведен в исполнение приговор по делу Рыкова и Бухарина, обвиненных в шпионаже и названных врагами народа.

В этот же день, 15 марта 1938-го, был расстрелян Генрих Ягода, бывший глава НКВД — тоже по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками.

1988 год, 15 марта — в американском штате Флорида в результате судебной ошибки был казнен Вилли Дарден, которого, несмотря на его алиби, осудили за смерть трех человек. Настоящий убийца был арестован через две недели.

1990 год, 15 марта — в Ираке за шпионаж повесили английского журналиста иранского происхождения, репортера журнала «Обсервер» Фарзада Базофта.

И еще такое трагическое событие, пришедшееся на эту дату: 1963 год, 15 марта — за похищение и убийство американцу Виктору Фегуэру была введена смертельная инъекция. Его последним ужином была единственная оливка — он проглотил ее с косточкой, чтобы в следующей жизни родиться деревом.

Бегун без головы

В истории смертных казней есть случаи, когда уже после приведения приговора тела приговоренных совершали какие-либо движения или говорили.

В архиве жандармского управления Томской губернии сохранились документы о событии, которое произошло в конце XIX столетия, когда суд присяжных приговорил к повешению убийцу жены и троих малолетних детей.

После того как повешенного вынули из петли, врач наклонился над телом, чтобы констатировать смерть. Но «труп» внезапно ухватил доктора за горло — и лишь после этого окончательно лишился жизни. Полицейские не смогли разжать застывших рук, в результате чего доктор скончался от удушья.

Похожий случай был документально зафиксирован в средневековой Германии. Дворянина Дица фон Шаунбурга и четверых его соратников, которые восстали против баварского короля, приговорили к отсечению головы. Казнь проходила в присутствии короля. Фон Шаунбург обратился к нему с последней просьбой: если он, уже без головы, сможет пробежать мимо других приговоренных, то их помилуют. Монарх согласился.

Расстояние между осужденными составляло восемь шагов. Обезглавленное тело Дица фон Шаунбурга сделало 32 шага — и лишь после этого рухнуло на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание.

Чем обусловлены такие невероятные совпадения? Прямо на этот вопрос, вероятно, никто не сможет дать ответ. Возможно, в проведение казней вмешиваются некие Высшие Силы? А нам пока лишь остается фиксировать факты и убеждаться в их невероятной природе.

Человеческую историю можно представить себе бесконечной чередой преступлений и наказаний, в том числе смертельных для преступника. И по тому, как от века к веку в европейской культуре меняется отношение к высшей мере наказания, можно судить о постепенном смягчении нравов. Одним из поворотных моментов в истории смертной казни стало 2 апреля 1868 года, когда в английском городе Мейдстон был приведен в исполнение смертный приговор, вынесенный Фрэнсис Киддер за убийство 11-летней падчерицы. С той поры в Англии больше не было публичных казней женщин.

Смертная казнь в античности

Смертная казнь как способ государственного наказания ведет свою историю с античной эпохи. Стоит отметить, что уже в те времена способ казни зависел от социального статуса преступника. Так, в Древней Греции для свободных людей было предусмотрено: сбрасывание со скалы, отравление ядом или удушение. Рабов же, нарушивших закон, топили и забивали камнями. В Древней Греции была известна и казнь через распятие, однако наибольшее распространение она получила в Древнем Риме в качестве смертельного наказания для рабов, пиратов и участников мятежей. Как правило, крестную казнь применяли лишь по отношению людям, не имеющим римского гражданства, однако из этого правила было исключение - распятием наказывали за государственную измену. Казнь через распятие просуществовала в течение многих веков и была отменена только в 337 году первым христианским императором Константином Великим.

Особой популярностью в Риме пользовалась травля преступников хищными зверями, происходившая на арене цирка. Чаще всего в травле участвовали львы, однако использовались и медведи, леопарды и крупные собаки. Закон предусматривал этот вид казни для дезертиров, фальшивомонетчиков, отравителей и похитителей детей. Как и в случае с распятием, травля хищниками редко применялась по отношению к свободнорожденным гражданам, тем более - представителям высших слоев населения. Исключением была государственная измена, если преступник был замешан в подстрекательстве на восстание или покушении на убийство императора.

Существовал в Риме и такой вид казни как погребение заживо. Его применяли по отношению к жрицам богини Весты, нарушившим свой обет хранить девственность.

Средние века и Новое время

В Средние века наиболее распространенными видами высшей меры наказания были обезглавливание, повешение, сожжение, а также колесование и четвертование. В течение нескольких столетий обезглавливание при помощи топора или меча считалось «благородным» способом казни: его применяли лишь по отношению к аристократам. Однако после того, как холодное оружие было вытеснено огнестрельным, «почетным» видом казни стал расстрел, а к смерти через обезглавливание начали приговаривать и простолюдинов.

Немалую роль в «демократизации» этого вида смертной казни сыграла гильотина - механизм для обезглавливания. Наибольшую популярность гильотинирование получило во Франции времен Великой Французской революции, но применялось оно и в других странах, например, в Шотландии и Ирландии в в XVI-XVII веках. Вопреки распространенному мнению, доктор Гильотен вовсе не изобрел эту адскую машинку, он лишь узаконил этот способ умерщвления, предложив сделать гильотину единственным законным орудием казни во Франции.

Смертная казнь через сожжение ассоциируется у нас с инквизицией. Действительно, преследование еретиков и охота на ведьм в массовом сознании неотделимы от костров инквизиции, хотя сожжение еретиков практиковалось и на Руси. Правда, русских старообрядцев сжигали не на кострах, а в небольших деревянных срубах.

Еще одним способом смертной казни, распространенным сначала в Византии, а после ее падения - на бывших византийских территориях и на Руси, было сажание на кол. За привычку отправлять своих врагов, а также преступников и просто неугодных подданных именно в это неуютное место один из румынских правителей XV века, Влад III, получил прозвище Цепеш («Колосажатель»). Кстати, Цепеш, вошедший в историю под именем Влада Дракулы, по преданию, любил разнообразить свою жизнь и другими острыми ощущениями.

В Средние Века христианство стало государственной религией практически во всех странах Европы, казнь через распятие уже не применялась. Вместо нее убийц и грабителей с больших дорог ждало колесование - преступнику ломали все крупные кости, а затем привязывали его к большому колесу и оставляли умирать. В России колесование было законодательно утверждено при Петре I.

За особо тяжкие государственные преступления человека могли приговорить к четвертованию, то есть разрубанию тела на четыре части и последующему обезглавливанию. В Великобритании четвертование было заключительным этапом мучительной казни, включавшей в себя также повешение до полусмерти и потрошение. Окончательно этот вариант высшей меры наказания был отменен лишь 1870 году. В России государственным преступникам отрубали конечности, а потом - голову. Последним четвертованным считается Емельян Пугачев, которому по указу Екатерины II сначала отрубили голову, а лишь затем четвертовали.

XX и XXI век

К концу XIX в Европе наиболее мучительные казни перестали использоваться, а к началу XX века одиннадцать европейских стран, в том числе Португалия, Италия, Скандинавские страны и Швейцария, отказались от смертной казни в мирное время. На территории остальной Европы основными вариантами высшей меры наказания стали повешение, расстрел и удушение гарротой, с 1828 года ставшее единственным законным способом смертной казни в Испании. В 1978 году высшая мера наказания в этой стране была отменена.

В Германии первой половины XX века стандартным способом казни было гильотинирование. Существовали также газовые камеры, однако использовались в основном по отношению к политическим и военным заключенным, а не к уголовным преступникам. Газовые камеры широко использовались немцами во время Холокоста - систематического уничтожения евреев. В 1949 году высшая мера наказания на территории ФРГ была отменена. В ГДР в 1966 году гильотинирование было заменено расстрелом, а в 1987 году смертная казнь была отменена.

В Великобритании последняя смертная казнь была приведена в исполнение в 1964 году, когда в Манчестере и Ливерпуле казнили двух убийц. В 1969 году высшая мера наказания в этой стране была отменена. Последней страной Европейского Союза, на уровне конституции запретившей на своей территории смертную казнь, стала Франция. Это произошло в феврале 2007 года.

В нашей стране с начала XIX века и до конца Гражданской войны использовались только два вида высшей меры наказания: расстрел и повешение. Начиная в 1920 года единственным способом смертной казни в России стал расстрел. 16 мая 1996 года указом президента Бориса Николаевича Ельцина был введен мораторий на смертную казнь, поэтому заменяют пожизненным заключением.

В настоящее время около 130 стран мира законодательно отменили смертную казнь или отказались от нее в уголовной практике, сохранив этот вид наказания только для особо тяжких преступлений, совершенных в военное время. Высшая мера наказания продолжает применяться более чем в 60 странах. При этом в законах ряда государств сохраняется такой древний и жестокий вид казни, как побивание камнями. Например, в Иране так казнят неверных супругов.

  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
    • Правовое регулирование труда осужденных
      • Основные положения привлечения осужденных к труду
    • Воспитательная работа в местах лишения свободы
    • Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
    • Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
    • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
      • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

История применения смертной казни в России

В России смертная казнь как мера наказания упоминалась в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI в.). В летописях сохранились упоминания о казни разбойников По указанию Владимира Мономаха в Двинской уставной грамоте 1397 г. смертная казнь была предусмотрена лишь за кражу, совершенную в третий раз. Можно предположить, что уже в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением, и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем.

В Псковской судной грамоте 1467 г. было предусмотрено пять случаев применения смертной казни, причем три из них были связаны с похищением чужого имущества. Соборное уложение 1649 г. пошло по пути дальнейшего расширения применения смертной казни.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стали Воинские артикулы 1715 г. - произведенная Петром Первым при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России. В этом документе смертная казнь упоминалась более чем в 100 случаях.

На практике смертная казнь в те годы применялась весьма широко. Число казненных измерялось тысячами, а позже - в период Ивана Грозного - десятками тысяч.

Применение смертной казни в Российской империи заметно сократилось с середины XVIII века. Императрица Елизавета Петровна заявила, что во время ее правления смертная казнь применяться не будет. Однако она не решилась отменить применение этого наказания и лишь приостановила его исполнение.

Екатерина II, испытывавшая влияние Монтескье и Бекариа, в своем Наказе (1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни. Высказывая соображения против смертной казни, Екатерина II в то же время заявляла, что «смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества». Внешне прогрессивные идеи Наказа никак не повлияли на законодательство. Смертная казнь не только не была запрещена, но в целом ряде случаев применялась по специальным указам (Манифестам) императрицы. Идеи Наказа не помешали казнить и свыше 20 тыс. участников восстания Пугачева.

Применение смертной казни возросло во время революции 1905-1906 гг. Хотя по разным источникам оно было различным, но исчислялось сотнями и тысячами ежегодно.

Между тем в России из уст ряда ученых и общественных деятелей все более настойчиво раздавались голоса за отмену смертной казни. Проект такого закона был принят 19 июня 1906 г. Первой Государственной Думой, позднее - Второй Государственной Думой, но Государственный Совет в обоих случаях его не утвердил.

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после Февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в приказе от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство.

12 марта 1917 г. впервые за всю историю России Временное правительство отменило смертную казнь, но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой и грабеж (всего свыше 20 составов преступлений).

28 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило применение смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция, которая открыла новый период истории России. Применение рассматриваемого наказания резко возросло. Казни санкционировались судом и применялись без суда.

Тем не менее 26 октября 1917 г. Декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК «Социалистическое отечество в опасности» было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте и за достаточно широкий круг деяний - за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. Такие практически безграничные права предоставлялись ВЧК, которая не преминула ими воспользоваться.

О применении смертной казни указывалось в постановлении Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с преступлениями не связаны никакими ограничениями. Приговоры к смерти выносились также тройками или пятерками чрезвычайных комиссий на основе «революционного правосознания». Обжалованию они не подлежали. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» было закреплено применение смертной казни. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. указывали на применение смертной казни в виде расстрела.

Вторая попытка отмены смертной казни во времена советской власти была предпринята 17 января 1920 г. в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)». Но уже через несколько месяцев рассматриваемое наказание было восстановлено.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг. хотя и не включили смертную казнь в систему наказаний, но предусмотрели ее в отдельных статьях. В санкциях Особенной части кодексов она была представлена весьма широко. Вместе с тем характерно, что если в УК РСФСР 1922 г. смертная казнь была предусмотрена в санкциях 7,6% статей, то в УК РСФСР 1926 г. этот процент уменьшился до 3,4%.

Нельзя не сказать, что в 30-е годы широкое применение получили внесудебные расстрелы. Таким правом пользовалась Чрезвычайная комиссия (ЧК) еще в первые годы советской власти. Но в то время власти оправдывали это условиями гражданской войны, иностранной военной интервенцией и другими обстоятельствами, которые объявлялись чрезвычайными. В 30-е годы уже не было гражданской войны.

Тем не менее 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Особое совещание при НКВД СССР. Формально этот орган мог применять ссылку, высылку и заключение в лагерь. Однако фактически Особое совещание, образованные на местах «тройки», «пятерки» и т.п. приговаривали к расстрелу тысячи людей без какого бы то ни было судебного разбирательства, без рассмотрения и оценки доказательств их вины и даже без вызова обвиняемого.

Третья попытка отказаться от смертной казни была предпринята Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», который упразднил эту меру наказания в мирное время, предложив вместо нее применять лишение свободы сроком на 25 лет. Вскоре после этого, в 1949 г., Советский Союз внес на сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение об отмене смертной казни во всех государствах. Однако в то время оно поддержано не было.

Запрет применять смертную казнь был отменен в 1950 г., когда высшую меру наказания было разрешено назначать изменникам Родины, шпионам, диверсантам-подрывникам, а с 1954 г. - и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Древние наскальные рисунки и другие археологические раскопки показывают нам, что в первобытном обществе смертная казнь существовала в форме каннибализма. Происходило это после разных «войн» между племенами. В те времена еще не умели использовать пленных людей, и единственное применение им было — корм для животных. Такая ужасная форма смертной казни существовала и в средневековье, когда короли и князья на месте победы и на трупах устраивали пиры, а из черепов побежденных повелителей других государств делали кубки.

Еще одной формой возникновения смертной казни было жертвоприношение. Сначала это было приношение в жертву богам людей, а потом уже животных. Своеобразной формой жертвоприношения можно назвать и захоронение царей, фараонов вместе с рабами, слугами, женами.

В письменных источниках возникновение смертной казни можно увидеть в форме талиона. Когда за обиду, в том числе и за смерть одного человека, мстили тем же другому. Все это в итоге историки назвали обычаем кровной мести. Но про смертную казнь, как вид наказания, говорить еще рано, поскольку крепкого государства с судебным аппаратом еще не существовало, и роль судьи принимало частное лицо, либо же целая община.

Наказание смертной казню

Само возникновение наказания в форме смертной казни зародилось только с крепким государством и таким же правящим аппаратом. Понимая всю катастрофу принципа талиона, когда каждый мог убивать друг друга без наказания, власть берет смертную казнь в свои руки и присуждает её только тем, кто совершил тяжелые преступления. Таким образом, намного уменьшилось число смертности среди населения, и была реальная возможность властвующего аппарата держать народ под контролем. Смертная казнь пошла на спад тогда, когда власть народа становилась сильней, и они могли выступать за свои права и полностью отрицать смертную казнь, как пережиток прошлого, варварского времени.

Но все же государства, которые держат народ в смирении силой и имеют в своих традициях такую форму наказания, как смертная казнь, до сих пор не желают её отменять и применяют только в самых редких и тяжёлых случаях.

В завершение можно сказать, что такая форма наказания, как смертная казнь, была известна человечеству еще с самого начала зарождения цивилизации, и наличие её в современных странах просто дает повод задуматься о наличии там тоталитарных режимов и нарушения прав человека.