Понятие о том, что такое государственная собственность, указано в Гражданском кодексе РФ. Это имущество, которое принадлежит по праву собственности России, а также имущество, которое принадлежит по праву собственности субъектам РФ. Таким образом, земля и иные природные ресурсы, которые не принадлежат гражданам, юрлицам и муниципалитетам, это и есть государственная собственность. Данное имущество закрепляется за госучреждениями, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться. Имущество, которое не закреплено за госучреждениями, относится к казне страны или региона. О том, что относится к полномочиям управления федеральной собственностью и как оно осуществляется, речь пойдет в статье.

Объекты

Управленческая организация госсобственностью - это сложное взаимодействие госструктур. К федеральной собственности относятся следующие объекты:

  • Представляющие собой базу внутреннего богатства России.
  • Обеспечивающие работу госорганов власти и решающие задач масштаба страны.
  • Оборонного производственного сектора.
  • Отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность народного хозяйства и развивают иные отрасли.
  • Организации по производству фармацевтических средств, медицинских и биологических препаратов, спирта, ликероводочной и иной продукции.

В госсобственность регионов страны могут быть переданы такие объекты, как:

  • Предприятия народного хозяйства.
  • Энергетического и атомного машиностроения.
  • Здравоохранения и образования.
  • Телевидения, радиовещания и прочие предприятия.

Система управления федеральной собственностью реализует права России на соответствующие объекты. Она состоит из госорганов и исполнительных структур, управленческих территориальных отделений и так далее. Исполнительные органы вправе управлять исключительно тем имуществом, которое им было передано.

Управленческие принципы

Управление федеральной собственностью основывается на следующих принципах:

  • Оценивается результативность управленческой функцией, которая базируется на факторах экономической и социальной эффективности.

При соц. эффективности принимаются во внимание блага, получаемые обществом посредством соответствующего управления. Эффективность экономического характера зависит от политики управления с учетом таких показателей, как применение производственных мощностей, ресурсов и так далее:

  • Разрабатываются управленческие цели, при которых выделяются главные и приоритетные направления.
  • Отдельное внимание уделяется мотивации.
  • На основе полученных данных, разрабатываются пути материальной заинтересованности сотрудников в реализации управления федеральной собственностью. Это оплата труда, карьера, соц. обеспечение, премирование, и прочее.
  • Действует ответственность работников, которая носит экономический и социальный характер.
  • Управление осуществляется в комплексе и в соответствии с действующей системой.
  • Управленческие задачи взаимодействуют с общими целями, которые обеспечивают направленность системы, единство госорганов, управленческих структур, лиц и так далее. Все это имеет комплексный и системный характер.
  • Процесс эволюционной реорганизации продолжается постоянно. При этом управление федеральной собственностью осуществляется посредством приватизации и деприватизации, национализации и денационализации.
  • Обеспечивается качественное регулирование в соответствии с правовыми нормами. При этом разрабатываются, принимаются и улучшаются системы правовых актов, которые нацелены на решение соответствующих задач. Это имеет важное значение для дальнейшей прозрачной экономики.
  • Профессионализм, при котором к управлению привлекаются субъекты на конкурсной основе, а те, кто уже выполняет управленческие функции, периодически повышают свою квалификацию. Без этого принципа невозможно осуществление управления федеральной собственностью.

К другим принципам, которые можно также присутствуют в этом процессе, относится эффективное пользование ресурсами, направленность на достижение долгосрочных целей, иерархичность, скользящее планирование и другие.

Система

Право реализуется посредством реализации системы управления федеральной собственностью РФ. Под этой системой понимается совокупность госорганов, исполнительных, территориальных соответствующих органов страны (Росимущества), управленческих структур на уровне регионов. Данную систему можно рассмотреть с точки зрения разных уровней. Тогда получится следующая структура:

  • Макроуровень, при котором управление осуществляется законодательными и исполнительными органами государства, включая Президента страны, Фед. Собрание, Правительство, регионы, министерства и ведомства, организации и фонды иностранных государств. На этом уровне осуществляется управление федеральной собственностью, разработка федерального бюджета.
  • Мезоуровень, при котором взаимодействуют подразделения Росимущества с структурами иных министерств и ведомств, а также иными организациями.
  • Микроуровень, при котором отделы Росимущества взаимодействуют друг с другом.

Сложности в субъектном составе

В настоящее время нет четкого разграничения полномочий управления федеральной собственностью между субъектами. Фактически все органы утверждают свои правовые документы, принимают те или иные решения, касающиеся объектов госсобственности.

Чтобы управленческий процесс осуществлялся более эффективно, в нем должны участвовать соответствующие субъекты. Росимущество решает данные задачи, поэтому эта организация должна иметь необходимые полномочия для реализации своих функций в полной мере. Так как эта задача охватывает множество разных объектов, система должна иметь сложную структуру.

Министерства и другие исполнительные структуры

Очень важная роль в этом вопросе отводится таким субъектам управления федеральной собственностью, как министерства и иные исполнительные органы (то есть комитеты, комиссии, службы, агентства, надзоры и управление делами Президента). Рассмотрим эти структуры по отдельности. Министерство РФ является исполнительным органом, осуществляющим политику государства и управление в той или иной области, а также координацию в случаях, предусмотренных правовыми актами разных органов.

Госкомитеты, так же, как и федеральные комиссии, относятся к исполнительным органам государства. Они осуществляют координирующие действия между отраслями по определенным вопросам. Федеральные службы, агентства, надзоры - тоже исполнительные органы государства. Они выполняют специальные задачи в области своего ведения.

Президент и Правительство

Отдельно нужно сказать о Президенте страны. Глава государства согласовывает работу всех ветвей власти, так же, как и взаимодействие соответствующих госорганов, органов регионов посредством издания законодательных актов. В указах Президента содержатся нормативные решения. Что касается управления госсобственностью, то акты главы государства имеют постоянное действие.

Во главе системы исполнительных органов государства находится Правительство РФ. Конституцией этому органу поручено управление федеральной собственностью. Правительство РФ при осуществлении своих полномочий взаимодействует со следующими структурами:

Правительство взаимодействует с исполнительными структурами по следующим схемам:

  • Сверху вниз, когда инициатива исходит от него.
  • Снизу вверх, если инициатива исходи от исполнительных органов.

Правовые моменты принципиально отличаются из-за разницы положения Правительства и других органов. При этом Правительство координирует функционирование данных органов в отношении осуществления управления федеральной собственностью.

Росимущество

Часть функций Правительство передало исполнительным госорганам для более эффективного управления конкретными объектами. Как упоминалось выше, главная роль в этом процессе отведена Росимуществу. При управлении госсобственностью этот орган выполняется следующие функции:

  • Управляет объектами госсобственности, как в России, так и за рубежом (в том числе, и распоряжается ими).
  • Ведет учет госимущества, контролирует эффективность соответствующего применения.
  • Разрабатывает и реализует принципы политики государства в отношении приватизации предприятий (государственных и муниципальных), недвижимости и наделов земли, на которых расположены данные объекты.
  • Координирует приватизацию и управление собственностью между отраслями и регионами.
  • Руководит деятельностью своих ТО.
  • Участвует в образовании инфраструктуры фондов, которые обеспечивают приватизационные процессы с целью привлечения инвестиционных средств.
  • Разрабатывает и создает стратегическое направление политики с целью реформирования имущественных правоотношений в стране.
  • Развивает международные связи.
  • Обеспечивает методикой и правовой базой управленческие и приватизационные процессы.

Отделения Росимущества

На основании Закона «О приватизации гос. и мун. имущества» №178-ФЗ, Росимущество образовало ТО в регионах, которые в совокупности составляют единую систему по приватизации и управлению федеральной собственностью. Осуществляет эту функцию комитет, агентство на местах, согласно распоряжениями Росимущества.

Чем занимаются агентства?

К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:

  • Ведение реестра госсобственности, расположенного на соответствующей территории.
  • Ведение реестра АО, образованных во время приватизации ГУП (государственных унитарных предприятий), находящихся в том или ином регионе.
  • Согласование действий в внесению данными предприятиями имущества в уставной капитал, залога, ведение реестра о заложенном имуществе.
  • Ведение учета аренды.
  • Передача акций приватизированных предприятий фонду госимущества.
  • Изъятие имущества, которое не используется или используется ненадлежащим способом по праву оперативного управления.
  • Участие в разработке и исполнении программ для привлечения инвестиций, предотвращению банкротства ГУП.
  • Организация и контроль за исполнением госпрограммы по приватизации, в том числе, продажа наделов земли и исполнение графиков продаж.
  • Контроль за переводом дивидендов и платы за аренду от пользования госсобственности в бюджет.

  • Отчет перед Росимуществом об исполнении заданий по поступлениям денег в бюджет от приватизации и пользования госсобственностью.
  • Принятие и регистрация заявок на приватизацию госпредприятий, образование комиссий, занимающихся вопросами приватизации, утверждение соответствующего плана, который не включен в госпрограмму приватизации, учреждение открытых АО.
  • Оформление и передача сертификатов на пакеты акций, которые закреплены в госсобственности.
  • Выступление арендодателем госимущества, которое закреплено за ГУП и госучреждениями на праве оперативного управления, так же, как и того имущества, которое не закреплено соответствующим образом.
  • Дача согласия на передачу в аренду госимущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения.
  • Контроль целевого использования и охраны госимущества, принятие мер при нарушении правил пользования соответствующим имуществом.
  • Назначение и проверка (включая, аудиторскую), контроль за использованием и сохранностью госимущества надлежащим образом, требование от ГУП и государственных учреждений предоставление необходимой информации и документов для выполнения проверочных мероприятий.
  • Организация экспертизы по оценке имущества, которое находится в государственной собственности.
  • Подготовка проектов заключений по ходатайствам регионов о передачи ее в собственность.
  • Принятие решения о проведении приватизации федеральных ГУП, которые включены в соответствующую госпрограмму.
  • Осуществление действий, имеющих отношение к образованию, реорганизации или ликвидации ГУП.
  • Утверждение устава ГУП, если нет государственного исполнительного органа, который координирует и регулирует деятельность данной области.
  • Управление долями и акциями, относящимися к госсобственности, заключение договоров об их управлении.
  • Дача согласия на реализацию госимущества, которое находится на праве хозяйственного ведения, на образование дочерних организаций.
  • Организация конкурсов для передачи госимущества в залог или доверительное управление.
  • Выступление в качестве балансодержателя в отношении имущества, которое находится в России, и не закреплено за федеральными ГУП.
  • Закрепление госимущества за ГУП в оперативное управление или хозяйственное ведение.
  • Выступление в качестве учредителя хозяйственных организаций, которые образованы не в результате приватизации.
  • Участие в разработке и осуществлении процессов по реструктуризации ГУП, образовании холдингов, промышленных групп и иных организаций, которые отличаются корпоративным управлением.
  • Участие в поддержке приватизированных ГУП.

Управление федеральной собственностью осуществляет территориальное агентство при взаимодействии с региональными подразделениями государственного фонда соответствующего имущества, Министерства по антимонополной политике, Госкомитета по земельным ресурсам и устройству, Госкомитета по статистике и прочими органами.

Заключение

Как видно, управление федеральной собственностью представляет собой сложную структуру взаимодействия разных государственных инстанций. Каждая из них должна выполнять свои задачи. Если Президент и Правительство осуществляют управление федеральной собственностью путем координирования функционирования нижестоящих органов, то эти структуры решают конкретные задачи в рамках возложенных на них полномочий.

Управление федеральной собственностью относится к исключительной компетенции госструктур. Законодательством определяется круг этих уполномоченных институтов, порядок и условия пользования, распоряжения, владения имуществом. Рассмотрим далее, кто занимается управлением федеральной собственностью.

Общие сведения

На федеральном уровне действуют различные Между ними устанавливаются тесные взаимосвязи. На этом уровне, в частности, работают президент, правительство, ФС, субъекты РФ, фискальные и прочие ведомства и министерства, фонды и так далее. В существующей системе особая роль принадлежит Главе государства. Именно президент обеспечивает согласованность в действиях всех институтов власти посредством издания указов и распоряжений. Этими актами, в том числе, координируется управление федеральной собственностью. Такие указы и распоряжения обладают многократным или постоянным действием.

Органы управления государственной (федеральной) собственностью

Ключевая роль в решении вопросов, касающихся госимущества, принадлежит исполнительным институтам власти. Высшим органом в системе является правительство. Оно наделяется соответствующими полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью во взаимодействии с различными институтами власти, госпредприятиями, учреждениями, акционерными обществами. В системе власти созданы также министерства, в полномочия которых включены вопросы, касающиеся госимущества. Особой компетенцией наделяется Минэкономразвития. Необходимо отметить и Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Этот институт решает огромное количество задач, в том числе, предоставляет услуги населению, обеспечивает реализацию госполитики в имущественной сфере.

Высший исполнительный институт

Как было указано, управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ. В процессе реализации своих полномочий этот институт взаимодействует с другими структурами по двум направлениям: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором - от исполнительной власти на местах.

Компетенция

В процессе работы:


Ключевые задачи

Поскольку в первую очередь управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, на этот институт возлагается большой объем работы. В своей деятельности эта структура учитывает необходимость стабилизации и расширения производства на госпредприятия, применения антимонопольных и прочих мер. Обеспечивая управление федеральной собственностью, высший исполнительный институт рассматривает проекты планов приватизации, решает вопросы, касающиеся предоставления дотаций, субвенций, оказания иных видов помощи на безвозмездной и возвратной основе.

Минэкономразвития

Оно обладает обширными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Министерства входит и управление федеральной собственностью. Среди ключевых его функций следует отметить:

  1. Разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития.
  2. Составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере.
  3. Участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом.
  4. Контроль деятельности разработка прогнозов по объемам производства.

В процессе своей работы Минэкономразвития тесно взаимодействует с другими Министерствами (сельского хозяйства, энергетики, экологии и природных ресурсов, торговли и промышленности, регионального развития и так далее).

Счетная палата

Выше отмечалось, что управление федеральной собственностью осуществляет не только исполнительная ветвь власти. К уполномоченным в данной сфере структурам относят и Счетную палату. Она представляет собой постоянно действующий институт, обеспечивающий финансовый контроль. Счетная палата формируется Федеральным Собранием. В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества.

Федеральное агентство по управлению государственной собственностью (Росимущество)

Эта структура находится в ведении Минэкономразвития. Непосредственное управление федеральной собственностью осуществляет центральный аппарат Росимущества. Эта структура работает в сфере земельных отношений, реализует функции по предоставлению гос. услуг. Росимущество:


Центральный аппарат Росимущества

В его структуру входят:

  1. Руководство (начальник и его заместители).
  2. Советники (помощники).
  3. Структурные подразделения.

В составе последних присутствуют управления:


Территориальные подразделения

Они сформированы Росимуществом в соответствии с действующим законодательством. Территориальные подразделения составляют единую систему институтов управления и приватизации госсобственности. Они создаются по приказу Росимущества в конкретном муниципальном образовании, согласно схеме, утвержденной в установленном порядке. Все, кто занимается управлением федеральной собственностью, наделяются правами и обязанностями, а также полномочиями для их реализации.

Функции

Каждое территориальное подразделение Росимущества, обеспечивая управление федеральной осуществляет:


Дополнительно

Деятельность территориальных подразделений Росимущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Руководитель исполнительной структуры утверждает Положение о структурных отделах в соответствии с типовой его формой, принятой по приказу Минэкономразвития. Назначение на должность и снятие с поста начальника территориального подразделения осуществляется министром по представлению руководства Росимущества с соблюдением требований, установленных в законодательстве. Прочие служащие зачисляются в штат и увольняются по правилам, предусмотренным локальными нормативными актами (приказами).

Заключение

Все приведенные выше федеральные органы, а также их территориальные подразделения выполняют важнейшие задачи в сфере управления госсобственностью. Законодательство наделяет их определенным кругом полномочий и прав. Вместе с этим, для обеспечения надлежащего выполнения поставленных задач для этих структур предусматривается ответственность. Руководители территориальных органов Росимущества организуют их работу, контролируют соблюдение установленных требований. При этом они несут персональную ответственность за реализацию функций, возложенных на подразделения. Руководство территориальных структур обязано направлять отчеты в вышестоящую инстанцию (Росимущество) о проделанной работе.

а) министерство финансов РФ

б) министерство имущественных отношений РФ

в) министерство по экономическому развитию РФ

г) министерство по налогам и сборам

д) Правительство РФ

15. Основные социальные гарантии государства:

а) минимальная заработная плата

б) пенсии, стипендии, пособия

в) бесплатное образование

г) стандарты на медицинское обслуживание

д) верно все вышеперечисленное

Ответы к тесту для самоконтроля:



4. Глоссарий

Антимонопольная политика государства – деятельность государства, направленная на формирование конкурентной рыночной среды. Реализуется в совокупности антимонопольных законов, которые призваны установить “правила игры” на конкурентном рынке.

Административные методы ГРЭ – это методы, основанные на силе и авторитете государства, включая меры запрета, разрешения, принуждения.

Бюджетная политика государства – политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов; способ регулирования уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности.

Бюджетный федерализм – способ организации межбюджетных отношений, предполагающий автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Ваучерная приватизация – приватизация значительных объемов государственного имущества при широком участии населения, наделенного ваучерами.

Внешнеэкономическая политика государства – совокупность действий властных органов по определению места страны в системе международного разделения труда, постановки целевых показателей в этой области и принятии соответствующих мер по достижению намеченных целей.

Государство представляет собой совокупность государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику.



Государственное регулирование экономики – в условиях рыночной экономики это система типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное экономическое программирование – высшая форма государственного регулирования экономики, задача которого – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

Государственные займы – продажа государственных бумаг, займы у внебюджетных фондов и банков для покрытия дефицита госбюджета.

Государственные закупки – расходы федеральных и местных органов власти на приобретение товаров и услуг, производственных ресурсов.

Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время бюджетных излишков.

Государственный сектор в экономике – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Демонополизация экономики – предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности (т.е. действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и управления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции) и одновременно содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.

Директивное планирование – это план, который имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, отраслей, регионов.

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся: экономический рост; полная и эффективная занятость; ориентация на достижение экономической эффективности; стабильный уровень цен; справедливое распределение доходов и др.

Инвестиционный климат – ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы.

Индикативное планирование – это планирование, которое является рекомендательным, то есть ориентирует и мобилизует отдельных хозяйствующих субъектов на выполнение планов в общенациональных интересах.

Кодекс законов “О государственном регулировании экономики” – свод законодательства в этой области, необходимый для упорядочения законодательства по вопросам регулирования экономических процессов в целях более эффективного вмешательства государства в экономический процесс.

Министерство финансов РФ – орган федеральной исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию государственного бюджета страна в различных его видах (консолидированный бюджет, федеральный бюджет).

Министерство экономики РФ – орган федеральной исполнительной власти, на который возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны; прогноза; индикативного плана (комплексной народнохозяйственной программы развития), целевых программ.

Модели развития экономики – систематизированное представление взаимосвязей, служащих основой для принятия экономических решений.

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникать трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Политика протекционизма – одна из конкретных форм проведения внешнеэкономической политики, для которой свойственно активное вмешательство государства в регулирование внешнеэкономических отношений путем установления относительно высоких таможенных пошлин на ввозимые и/или вывозимые товары. Предусматривает проведение избирательной политики в отношении структуры товарного экспорта и импорта в целях защиты внутреннего производителя и потребителя.

Приватизация – преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных этапах государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

Прогнозирование - система социально-экономического развития. представляющая собой совокупность научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

Разгосударствление – ликвидация механизмов прямого государственного управления экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия без изменения характера собственности.

Социальная политика – политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения.

Структурная перестройка экономики – изменение отраслевой структуры с целью приспособления (адаптации) производства товаров и оказания услуг к платежеспособному спросу, а также устранения гипертрофированной доли отраслей, не имеющих рынков сбыта своей продукции и являющихся поэтому убыточными в течение длительного срока.

Территориальное регулирование экономики – процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны.

Экономические методы ГРЭ – это методы воздействия государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или нет.

Финансовая политика государства – политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Основная

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

2. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теории и практика. – М.: РДЛ, 2006. – 288 с.

3. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н. Государственное регулирование национальной экономики. Кнорус, 2008. - 272с.

Дополнительная

1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // «Экономист». 2008. №2.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2007.

3. Государственное регулирование экономики // Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2003.

4. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // «Экономист». 2007. №11.

5. Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник; 3-е издание. Изд-во РАГС, 2008.

6. Методы государственного регулирования экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Тамбовцев В.Л. Теория государственного регулирования экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

9. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2006.

10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2005.

11. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов, факультетов /Под ред. А. Булатова. - М.: Бек, 2007.

12. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Официальные материалы

1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

2. Бюджетный кодекс РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

3. Налоговый кодекс РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

4. Гражданский кодекс РФ – М. Юридическая литература, 2009

5. Жилищный кодекс РФ – М. Юридическая литература, 2009

6. Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.95 «О естественных монополиях» (с изм. и доп. от 8.08.2001).

7. Закон РФ от 22.03.91 «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 02.01.2000).

8. Закон РФ от 21.07.97 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имуще­ства в РФ» (с изм. от 05.08.2000).

9. Закон РФ от 25.02.99 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 02.01.2000).

10. Закон РФ от 06.05.99 «О конкурсах на размещение зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

11. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.

12. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.

14. Федеральный Закон РФ от 08 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

15. Федеральный Закон РФ от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

16. Федеральный Закон РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

17. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ

18. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

19. Федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий" от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ

20. Федеральный закон "О Государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

21. Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ

22. Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ

23. Федеральный закон №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации» от 14 апреля 1995 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

24. Федеральный закон №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

25. Федеральный закон №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

Текст Ст. 114 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(24);

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 114 Конституции Российской Федерации

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ пункт «а» части 1 статьи 114 Конституции изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона.

Часть 1 ст. 114 определяет основные направления деятельности Правительства.

Конституцией к числу основных функций Правительства отнесены следующие:

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

— представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Исходя из указанного перечня и полномочий Правительства по формированию федеральных органов исполнительной власти, а также текущему руководству их деятельностью, все сомнения относительно того, что Правительство является высшим звеном и соответствующим органом исполнительной власти, отпадают. Непонятно только, почему это не было заявлено в начале гл. 6 Конституции Российской Федерации, хотя потребность в этом с точки зрения изложения логики нормативного материала представляется несомненной?

При этом, правда уже в структуре федеральных органов исполнительной власти, сразу же обозначается проблема руководства теми федеральными органами, которые прямо подчинены Президенту. Именно они реализуют меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. В действительности, ответственность за это возложена на Правительство, сами же органы, тем не менее, непосредственно подчиняются Президенту России. С позиций государственного управления такое положение дел является немыслимым, тем более, что со стороны Президента речь идет не о политическом руководстве, а о прямом управлении этими органами. Эти вопросы в некотором смысле поясняются Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», принятие которого предусмотрено ч. 2 ст. 114 Конституции

Норма ч. 2 комментируемой статьи определяет, что порядок деятельности Правительства Российской Федерации установлен федеральным конституционным законом. В качестве такового принят Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»*(622).

Если строго следовать ч. 2 ст. 114 Конституции, то предметом регулирования Федерального конституционного закона должен быть именно порядок деятельности Правительства, и не более того. Тем не менее законодатель своей волей расширил этот предмет и вместо федерального конституционного закона о порядке деятельности Правительства, как это сформулировано в самой Конституции, принял Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»*(623). Очевидно, расширять предмет регулирования федерального конституционного закона законодатель права не имел, поскольку любой федеральный конституционный закон ограничен теми рамками, в которых он упоминается в тексте самой Конституции, и может лишь конкретизировать ее нормы, но ни в коем случае не дополнять или изменять их. К сожалению, именно это и наблюдается при анализе действующего Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В первую очередь это касается гл. 1 и 2 данного Закона.

В главе 1 сделана попытка уточнить, ни много ни мало, конституционный статус Правительства, что является исключительной прерогативой самой Конституции. Так, ст. 1 содержит сразу четыре положения, которые, либо взятые в отдельности, либо рассмотренные в совокупности с другими, весьма противоречивы. Назовем их в порядке, установленном самим Федеральным конституционным законом. Итак:

«1. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

4. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».

Что касается первого положения, то в гл. 6 Конституции такой характеристики Правительства вообще нет, и ее юридический смысл поэтому неясен. Тем более, что он противоречит конституционному принципу разделения властей, где исполнительная власть рассматривается наряду с другими ветвями государственной власти. Второе положение констатирует очевидное, однако отнюдь его не конкретизирует в плане того, чтобы определить Правительство в качестве федерального органа исполнительной власти, что не вполне точно сформулировано в Конституции и что и следовало бы уточнить в Федеральном конституционном законе, ведь это логично вписывается в то, что подразумевается под порядком деятельности Правительства.

Третье положение особенно примечательно. Внешне оно представляет собой перередактированную путем перестановки слов ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации. Редакция эта, однако, имеет вполне определенный смысл и, не побоимся этих слов, несколько подправляет Конституцию.

Согласно ее тексту, Правительство — это единственный полноправный субъект исполнительной власти Российской Федерации. В редакции же Федерального конституционного закона Правительство лишь осуществляет исполнительную власть. При этом неясность формулировки вполне позволяет предположить, что здесь Правительство является одним из многих субъектов, эту власть осуществляющих.

Поэтому если в редакции ч. 2 ст. 110 Конституции прямое руководство Президентом органами исполнительной власти выглядит, надо сказать, неконституционно и противоречиво, то в трактовке Федерального конституционного закона это противоречие исключено неясностью и расплывчастостью введенной в Закон формулировки. Скажем больше: здесь исполнительную власть Российской Федерации наряду с Правительством и Президентом в принципе могут осуществлять и другие субъекты, которые в тексте Закона не обозначены. Однако это отнюдь не означает, что они могут появиться. Таким образом, хотя бы в угоду Президенту главное достигнуто: перечень субъектов исполнительной власти Российской Федерации в Федеральном конституционном законе стал открытым, что противоречит ч. 1 ст. 110 Конституции.

Весьма примечателен последний тезис о Правительстве как коллегиальном органе. Причем одновременно с этим, вроде бы основополагающим положением в Закон включены особые нормы о статусе Председателя Правительства, которые резко контрастируют с тем, что принято называть коллегиальностью*(624) Здесь и широкие руководящие полномочия Председателя в отношении членов Правительства, и возможность каждого члена Правительства осуществлять широчайшее самостоятельное усмотрения в закрепленной за ним сфере деятельности, и др.

При этом, исходя из текста самой Конституции, о коллегиальной природе Правительства можно судить лишь из того, что конституционные нормы в большинстве своем говорят о Правительстве в целом. Но ведь это естественно, поскольку Конституцией предусмотрено принятие федерального конституционного закона, который должен урегулировать порядок деятельности Правительства. Следовательно, введение отсылочной нормы в текст Конституции дает возможность оперировать в ней понятием Правительства, не раскрывая порядок его деятельности. Коллегиальность же Правительства в связи с этим в Конституции не обозначена. То, что это сделано в Федеральном конституционном законе о Правительстве, правомерным признать нельзя, поскольку здесь законодатель в очередной раз расширительно уточнил текст Конституции, что он делать не вправе, принимая предусмотренный самой Конституцией федеральный конституционный закон.

Если же судить об этой ситуации в целом, то для успешного и сбалансированного функционирования любых органов, осуществляющих государственное управление, в них обычно образуются коллегии, принимающие соответствующие коллегиальные решения, имеющие свой особый статус. Однако это не дает оснований считать сами органы коллегиальными, хотя в положениях о них принято очерчивать цели, задачи и функции органов в целом, как это сделано в отношении Правительства*(625).

Да и вообще, при узаконенном широком усмотрения членов Правительства и наличии в его составе федеральных министров, в прямом подчинении которых находятся многоярусные пирамидальные структуры современных министерств с их службами, агентствами и территориальными представительствами, определение природы Правительства через понятие коллегиальность выглядит довольно странно. Ведь если следовать такому определению непосредственно, то каждое действие членов Правительства, в том числе министров в сфере руководства их министерствами, должно предварительно определяться решением коллегиального Правительства, что в принципе невозможно в системе государственного управления, которое и реализует исполнительную власть.

Характерно, что подобные ситуации не предусмотрены и в Положениях об отдельных министерствах. Но в таком случае есть смысл говорить о наличии особой коллегии в составе федеральных органов исполнительной власти, в том числе в Правительстве, а не декларировать его противоречащий природе государственного управления коллегиальный статус. О единстве Правительства с позиций Конституции можно говорить лишь при сложении полномочий или в момент отставки всего его состава. Однако называть это коллегиальностью вряд ли следует.

Общеизвестно и буквально аксиоматично, что в отношениях исполнительной власти доминирует управленческая вертикаль. Здесь, естественно, могут быть горизонтальные связи, но они никогда не носят приоритетного характера. Обратное противоречит объективной природе самого управления, которое, как известно, еще со времен Н. Винера едино в своих общих закономерностях для любых систем, независимо от их природы и сложности.

Следовательно, так называемое коллегиальное Правительство не может существовать вне этих закономерностей, а значит, оно невозможно в действительности. Если же спуститься с уровня этих теоретических политизированных абстракций, которые претендуют ныне на статус норм конституционного права, в область реального функционирования Правительства, то оно предстает в виде единоначального органа, имеющего в составе коллегию, состоящую из лиц, называемых членами Правительства. То, что состав такой коллегии и самого Правительства совпадают, в масштабе всей структуры федеральных органов исполнительной власти не представляется чем-либо особенным. В данном случае руководители ее ведущих звеньев входят в состав особой фактически существующей коллегии, каковой, действительно, является Правительство в отношении исполнительной власти в Российской Федерации.

Кстати, четвертое положение из числа анализируемых также грешит неточностью, поскольку Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации лишь в пределах ее исключительного ведения и совместного ведения с субъектами Федерации. То, что касается ст. 73 Конституции, сюда не входит. В данной сфере исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют сами ее субъекты.

Специально применительно к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», в котором опять же повторены нормы об отставке, сложении полномочий и назначении Правительства и его членов, есть смысл рассмотреть несколько принципиальных вопросов. Имеется в виду то, что Конституция и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» используют соответствующие понятия без должного юридического раскрытия.

Прежде всего о Правительстве в целом. Здесь наиболее принципиальным представляется вопрос о том, означает ли отставка или сложение полномочий исчезновение самого органа государственной власти — Правительства, или речь идет о постоянном органе с переменным составом. Надо сказать, что в различных статьях Конституции этот вопрос звучит по-разному. Проще говоря, существует ли Правительство, если оно не сформировано, или нет. Однозначного ответа нет, поскольку при отсутствии членов Правительства не исчезают его полномочия и другие нормативные установления, связанные с функциями федерального Правительства.

Особенно примечательны конституционные положения и их конкретизация в Федеральном конституционном законе о Правительстве, касающиеся сложения полномочий Правительством Российской Федерации, а также отставок Правительства, его Председателя и других членов. Дело в том, что содержание этих важнейших конституционных понятий и соответствующих действий ни в Конституции, ни в конкретизирующем его применительно к Правительству Федеральном конституционном законе не определено. Судить о них в формально-юридическом плане невозможно. Все, что связано с реальным осуществлением таких действий, происходит либо на основе усмотрения, либо доктринального толкования, либо по аналогии с подобными процедурами, применяемыми в других странах. И если до сих пор особых трудностей в связи с такой неопределенностью не возникало, то только в силу авторитета президентской власти и привычки высших должностных лиц к неукоснительному исполнению приказов вышестоящих начальников. Однако подобные формы обеспечения порядка в высших органах государственной власти в современном правовом государстве вряд ли оправданны. Все эти вопросы должны быть тщательно пронормированы в рамках конституционного права и не должны содержать никаких двусмысленностей, чреватых серьезнейшими политическими потрясениями. Вспомним, например, как в недавнем прошлом на Украине дважды отправленный в отставку Президентом Генеральный прокурор был всякий раз восстановлен в должности решением суда из-за законодательных пробелов в решении вопроса об отставке.

Теперь о членах Правительства, к которым также довольно часто применяется процедура отставки. Члены Правительства занимают так называемые государственные должности Российской Федерации и связаны с государством особыми публично-правовыми отношениями. Однако к числу государственных служащих они не отнесены, особого положения о службе на государственных должностях Российской Федерации, в частности в Правительстве, также не существует. Поэтому понятийный инструментарий государственной службы и здесь неприменим.

Вообще говоря, отставка — это термин и понятие, характеризующие специальные процедуры увольнения от должности в государственно-служебных или иных особых отношениях. Однако государственно-служебные отношения в Правительстве законодательно не урегулированы и существуют лишь в качестве делового обычая, но не как обязательное к исполнению юридическое решение. Поэтому отставка в конституционно-правовом смысле до сих пор имеет лишь политическое содержание, но не представляет собой соответствующим образом урегулированную юридическую процедуру. Причем если отставка отдельных членов Правительства хоть как-то ассоциируется с государственной службой, то отставка Правительства как коллегиального органа лишена каких-либо прецедентов и аналогий. Подобно этому, ничего определенного нельзя сказать и о сложении Правительством полномочий. Толкования здесь могут быть самые разные. Однако допустим ли такой разнобой в столь серьезных вопросах, как формирование и полномочия главного субъекта исполнительной власти в стране? Наверняка нет. И вряд ли кто-либо будет с этим спорить.

Возьмем для примера наиболее интуитивно понятную отставку членов Правительства. В средствах массовой информации, в выступлениях их самих, в полемических заметках политиков и аналитиков членов Правительства чаще всего именуют чиновниками, т.е. лицами, находящимися в государственно-служебных отношениях с государством. Так ли это в действительности?

Увы, нет. Указом Президента члены Правительства отнесены к лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации*(626). Последние же, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации*(627), к числу должностей государственной службы не отнесены. Следовательно, государственно-служебные отношения между членами Правительства и государством могут иметь место лишь там, где это специально урегулировано федеральным законодательством, например, так, как это сделано в отношении судей*(628), депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации Федерального Собрания*(629), Генерального прокурора Российской Федерации*(630) и большинства других лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации*(631). Что касается членов Правительства, то, видимо, при принятии федеральной Конституции предполагалось, что это должно быть сделано в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Однако этого не произошло.

Правительство предстает в данном Законе коллегиальным органом, а особенности пребывания на должностях членов Правительства обозначены лишь в ст. 10 и 11. Как уже отмечалось, первая обязывает членов Правительства ежегодно подавать сведения о доходах и имуществе, вторая содержит ряд ограничений, связанных с пребыванием в Правительстве. Помимо этого, ст. 24 указывает на то, что дисциплинарные взыскания на членов Правительства накладывает Президент по представлению Председателя Правительства.

Естественно, эти нормы полноценного государственно-служебного статуса членов Правительства не образуют и не регулируют. Но в таком случае не остается ничего другого, как признать, что их деятельность есть обычный труд, регулируемый по общим правилам Трудовым кодексом Российской Федерации и вообще трудовым законодательством.

Сами же члены Правительства, как это следует из Кодекса, обязательно находятся в трудовых отношениях со своим работодателем. Кто же он? Из Трудового кодекса (ст. 275) однозначно следует, что работодателем является лицо, с которым заключен трудовой договор. И если на первый взгляд может показаться, что это государство в лице его специальных представителей, откуда в общем-то и могли бы возникнуть государственно-служебные отношения членов Правительства с государством, то на деле это не так. Трудовой договор в данном случае заключается с тем, кто производит назначение на должность члена Правительства, а это — Президент Российской Федерации. Следовательно, как бы мы ни хотели обратного, суть отношений членов Правительства с федеральным Президентом предстает хотя и парадоксально, но юридически однозначно: Президент здесь суть работодатель, а члены Правительства — работники. И отношения между ними отнюдь не государственно-служебные, а просто-напросто трудовые, несмотря на высоту положения, которое занимают эти лица в государственной иерархии.

В таком случае вполне ясной предстает и многолетняя дискуссия о близости Президента к исполнительной власти и подчиненности последней самому Президенту. Как же иначе могут строиться отношения работодателя и работника? Правда, в отношении отставок Правительства и его членов возникает ряд весьма важных и болезненных для системы власти вопросов. Остановимся лишь на некоторых.

Трудовой кодекс РФ не знает понятия отставки, это термин из области административного и конституционного права, где оно, увы, также не раскрыто и относится к государственно-служебным отношениям, которые Правительства и его членов не касаются. Исключение может быть сделано только для членов Правительства — обладателей воинских или специальных званий, или классных чинов, или дипломатических рангов. Но это отнюдь не общее правило и, в общем-то, к вопросу о регулировании статуса члена Правительства имеет лишь факультативное отношение, не говоря уже о том, что современная служба в МВД или других федеральных органах исполнительный власти, где действует все то же Положение о службе в органах внутренних дел, все еще государственной не является, поскольку не принят федеральный закон о правоохранительной службе.

Но если в трудовых отношениях места отставке нет, то действие федерального Президента, отправляющего Правительство или его членов в отставку, сугубо юридически можно расценивать лишь в понятийном поле трудового права, т.е. как расторжение трудового контракта по инициативе работодателя. Однако здесь следует череда других вопросов.

Наиболее интересным представляется вопрос о правомерности и основаниях той же отставки. Ведь до сих пор наши Президенты — работодатели Правительства, зачастую даже не вдавались в объяснение причин и мотивов ранее происходивших отставок. Между тем Трудовой кодекс устанавливает вполне конкретные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя . Этому посвящена ст. 13 Трудового кодекса. Нарушение же прописанных в ней оснований расторжения трудового договора есть одновременно и нарушение трудовых прав работника, которые входят в число охраняемых Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод. Они же, как известно, составляют смысл и содержание деятельности всей публичной власти в России, а потому занимают более высокий конституционный ранг, чем устройство самой власти и регулирующие его положения Конституции.

Что же в таком случае остается констатировать относительно многих бывших отставок Правительства и его членов, происходивших без оснований, регламентированных трудовым правом? Вопрос представляется очевидным. Работники — члены Правительства, неправовым путем принуждались к увольнению с занимаемых должностей. И если быть последовательным в этом вопросе, то надо сказать, что соответствующие действия российских Президентов по отставкам Правительства и его членов неправомерны, поскольку осуществлялись в нарушение трудовых прав отставников (уволенных членов Правительства).

Сегодня отставка может рассматриваться лишь как акт политического недоверия, однако правовые последствия этого акта могут состояться лишь в двух случаях. Первый — когда работодатель-Президент совместит отставку с расторжением трудового договора по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Второй — когда вслед за актом политического недоверия со стороны Президента все Правительство или его члены сами выступят инициаторами расторжения трудовых договоров с Президентом.

То же относится и к сложению полномочий Правительством перед вновь избранным Президентом. Полномочия-то, конечно, могут быть сложены (неясно, правда, что это означает), однако без собственного усмотрения членов Правительства расторгнуть с ними трудовой договор можно будет в дальнейшем только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством либо в порядке сокращения штатов после издания Указа федерального Президента о новой структуре федеральных органов исполнительной власти. И, конечно, отставка Председателя Правительства в соответствии со сказанным отнюдь не влечет за собой расторжения трудового договора с его членами.

Конечно, кое-что из сказанного, особенно последнее, может быть учтено в содержании трудовых договоров с членами Правительства после их назначения на должность. Однако будут ли такие договоры легитимными и не нарушат ли они трудовые права работников — членов Правительства? Ведь до тех пор, пока трудовые отношения не будут законодательно трансформированы в государственно-служебные, приоритет трудовых прав перед вопросами организации властных институтов страны сохранится. Такова конструкция современной Конституции, изменить которую можно, лишь приняв новую.

Следующее, на чем хотелось бы заострить внимание, — это проблема ответственности членов федерального Правительства, которая в последнее время активно обсуждается в средствах массовой информации и политическими лидерами. Существуют и проекты федеральных законов об усилении этой ответственности. При этом бытует миф о фактической безответственности нашего Правительства. Если же учесть вышесказанное, то все эти предложения лишены оснований.

Во-первых, меры дисциплинарной и материальной ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом для руководителей организаций, настолько весомы, что вполне могут остановить любого не в меру ретивого администратора, если, конечно, он вполне осознает, что они к нему применимы. А, во-вторых, члены Правительства не обладают иммунитетом в отношении юридической ответственности, предусмотренной другими федеральными законами, в том числе уголовной и административной, которые также могут применяться к ним в полном объеме. Работодатель Правительства — федеральный Президент, помешать этому юридически не вправе.

Наконец, хотелось бы сказать, что и система защиты трудовых прав работников, существующая сегодня в России, полностью распространяется на членов Правительства. Поэтому в действительности, используя свои трудовые права, они в значительной мере оказываются защищены от действий самого Президента России. В этом плане при юридически грамотных, осознанных действиях система исполнительной власти России может обладать не меньшей независимостью от него и самостоятельностью, чем другие ветви власти, где существуют урегулированные федеральным законодательством государственно-служебные отношения.

Тем не менее вряд ли следует думать, что современная ситуация несет в себе позитивный потенциал. Представим себе только, что отставленные ранее члены Правительства вдруг потребуют восстановления в должности, что суд в большинстве случаев вынужден будет сделать на основе норм трудового права. Можно представить, какая дезорганизация постигнет тогда исполнительную власть, да и всю систему власти в стране. Социальные же и экономические издержки подобных шагов измерению просто не поддаются. Поэтому то, что мы имеем сегодня, должно быть признано ошибочным и в скорейшем времени исправлено. При этом реальный трудовой статус членов Правительства должен быть законодательно замещен конституционно- и административно-правовым государственно-служебным статусом. Отсюда — очевидная пробельность как в самой Конституции, так и в конкретизирующем ее Федеральном конституционном законе о Правительстве в части четкого определения понятийного инструментария, связанного с формированием Правительства, назначением его членов, сложением полномочий и роспуском (отставкой), а также в урегулировании государственно-служебного статуса Председателя и других членов Правительства. К сожалению, Федеральный конституционный закон о Правительстве, который должен был конкретизировать конституционные положения о порядке его деятельности, поставленных перед ним задач не решил и породил немало трудноразрешимых и неконституционных ситуаций в деятельности и федеральной исполнительной власти, и исполнительной власти в Российской Федерации в целом.

Деятельность Правительства в качестве особого рода коллегии федеральных органов исполнительной власти уточнена в ряде статей Федерального конституционного закона о Правительстве.

Так, в сфере экономики Правительство:

— осуществляет регулирование экономических процессов в пределах, установленных Конституцией и федеральным законодательством;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

— осуществляет общее руководство таможенным делом;

— принимает меры к защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— разрабатывает и реализует налоговую политику;

— обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

— осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

— осуществляет в соответствии валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

— разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации:

— обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

— принимает меры к реализации трудовых прав граждан;

— разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

— обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

— принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

— взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

— разрабатывает и осуществляет меры к развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации:

— разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

— обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

— обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия как общегосударственного значения, так и народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации:

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

— организует деятельность к охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

— координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство Российской Федерации:

— участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

— разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

— осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство Российской Федерации:

— осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

— организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

— обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

— обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

— принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

— руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство Российской Федерации:

— осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

— обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

— в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

— отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

— осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Заметим, что в последних трех сферах (обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обеспечению обороны и государственной безопасности; внешней политики и международных отношений) соответствующие федеральные органы исполнительной власти напрямую подчинены Президенту Российской Федерации, поэтому непосредственно связывать их функционирование с ответственностью федерального Правительства было бы неправильно.

При введении режима военного или чрезвычайного положения особенности деятельности Правительства Российской Федерации определяются федеральными конституционными законами*(632).

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства и федеральные министры информируют об этом Председателя.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства Российской Федерации на постоянной основе*(633).

Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях*(634).

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания приглашенный член Правительства заблаговременно уведомляет об этом палату с указанием причины и должностного лица, которое может, по его мнению, прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства или его членам. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе, на закрытых заседаниях Правительства. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти. О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

Аппарат Правительства возглавляет его Руководитель, являющийся по должности Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или федеральным министром. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации*(635). При этом, в отличие от отдельных подразделений Администрации Президента, ни сам Аппарат Правительства, ни его подразделения статусом федеральных органов исполнительной власти не обладают.

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. Законодательство РФ определяет уполномоченные институты, порядок и условия распоряжения владения имуществом. Далее детально рассмотрим, кто осуществляет управление собственностью на федеральном уровне.
На федеральном уровне действуют разные органы власти, между которыми установлены тесные взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т. д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия всех институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Высший орган власти – правительство, которое наделено необходимыми полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Особым статусом наделено Министерство экономического развития, а также Федеральное агентство по управлению собственностью. Этот институт решает множество задач, таких как поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, оценка регулирующего действия, развитие экономики регионов и т. д.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ и в процессе реализации поставленных задач взаимодействует с другими структурами по двум направлениям. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором – от исполнительной власти на местах.

В процессе работы осуществляется:

  1. Единство социально-экономического пространства.
  2. Планируется инвестиционная деятельность с последующим принятием мер по ее реализации.
  3. Реализуется госполитика в области финансового и международного взаимодействия.
  4. Предпринимаются меры по защите российского производителя.
  5. Формируется экономический план по обеспечению работы оборонных отраслей.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

Минэкономразвития

Данное министерство обладает колоссальными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  1. Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  2. Составление планов реформирования и общего методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  3. Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  4. Прогнозирование объемов производства и активное формирование приватизационной политики.

В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

Счетная палата

К уполномоченным по управлению федеральной собственностью относится и Счетная палата, которая обеспечивает постоянный финансовый контроль. Счетная палата формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача данной структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

Росимущество

Данная структура находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Основные функции Росимущества таковы:

  1. Обеспечение управления государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им. Для выполнения анализа проводят социологические, маркетинговые и другие исследования. На основании собранных данных разрабатываются предложения по усовершенствованию механизмов имущественного реформирования и земельных отношений.
  2. Решаются вопросы, относительно оптимизации числа акций АО, которые находятся в государственной собственности. При реализации данной задачи поддерживается сохранение механизмов регулирования в экономических отраслях.
  3. Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  4. Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  5. Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  6. Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

Территориальные подразделения

Данная структура сформирована Росимуществом согласно действующему закону. Территориальные подразделения входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Она создается в конкретном муниципальном образовании по утвержденной схеме, приказом Росимущества. Все территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение в период осуществления своих функций контролирует:

  1. Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  2. Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  3. Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  4. Учет арендных договоров федеральной собственности.
  5. Согласование сдачи в пользование объектов, которые находятся в хозяйственном ведении.
  6. Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Данная структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  7. Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.